Уильям Джемс, американский психолог
«Иметь только внушенные идеи и считать их самопроизвольными – вот иллюзия, свойственная человеку, рассматриваемому как социальная единица»
Габриэль Тард (врач, социолог, психолог)
«Можешь обратиться к одиночке – и узнать в нем человека по заложенной в нем возможности отношений; можешь обратиться к людской совокупности – и узнать в ней человека по заложенной полноте отношений»
Мартин Бубер (философ)
«Известный английский хирург Кэлиан писал: Любой ценой избегайте устрашающих диагнозов. Да, конечно, больной может заявить, что он хочет знать всю правду, но смягчить правду милосердием – вот достойная практика. Когда дело идет о том, чтобы сообщить больному его диагноз, такт и человечность должны стоять на первом месте. Лучше сказать о сердечном приступе, чем о тромбозе коронарных артерий; новообразование лучше, чем рак; повышенное давление лучше, чем гипертония; и нервные головные боли лучше, чем невроз тревоги. Эти слова не только мягче, но и более понятны».
(по Н. Магазаннику)
Задание №1.Попытайтесь систематизировать, классифицировать, обобщить факторы, сопровождающие непосредственные болезненные переживания пациента (по материалам современных разработок) и предложить способы их нейтрализации, сведения к минимуму. При необходимости число факторов можно расширить (в этом случае – аргументируйте).
Основные социально-психологические факторы, окружающие пациента в ходе лечения в стационаре
q квалификация персонала | q отсутствие информации о ходе заболевания | q уменьшение жизненного пространства | q изоляция от привычного окружения | q готовность помочь со стороны персонала |
q лечение, направленное только на болезнь | q аторитаризм персонала | q конфликт врача с мнением узких специалистов | q усталость и психическое состояние персонала | q исключительная объективизация |
q непонимание происходящего во время обходов | q подарки и взятки (их необходимость или отсутствие необходимости) | пациент | q дружеское, понимающее отношение персонала | q социальная дистанция, чужой «язык» |
q близкое соседство и сопереживание болезни и смерти | q посещение и советы семьи и друзей | q «медицинская скотома» – вос-приятие симптома, а не человека | q психологичес-кая готовность персонала помочь | q диагностические и терапевтические вмешательства |
q уделяемое персоналом время для пациента | q сбор анамнеза и предварительные исследования | q низшая позиция пациента в клинической иерархии | q предписания, необходимость строго им следовать | q готовность персонала все как следует объяснить |
Задание 2. Ролевая игра «Врач-пациент»
.
1 . ПРИВЕТСТВИЕ * представление (имя, роль) | …....................... |
* выяснение имени пациента и предпочитаемой формы обращение к нему | …....................... |
* постановка цели взаимодействия | …....................... |
2. ПОДГОТОВКА «СЦЕНЫ» * оптимизация окружения (оформление мест для сидения, физические барьеры, факторы, которые могут отвлекать внимание) | …....................... |
* предоставление пациенту возможности чувствовать себя свободно (физический комфорт, эмоциональный дистресс) | …....................... |
* вводная фраза для уточнения настоящего состояния (например, «Как вы себя чувствуете?» или другой подходящий комментарий) | …....................... |
* передача внимания и заинтересованности (контакты взглядом, поза, действия, правильный ответ на результат вводной справки) | …....................... |
3. ОТКРЫТИЕ ОБОЗРЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ПРОБЛЕМ) * приглашение поставить проблему (проблемы) | …....................... |
* правильное использование молчания | …....................... |
* баланс открытых и закрытых вопросов | …....................... |
* использование облегчения, прояснения, других добавочных техник | …....................... |
* баланс между спонтанными проявлениями пациента и способностью руководить интервью | …....................... |
4. ОПИСАНИЕ НАСТОЯЩЕЙ БОЛЕЗНИ * организация течения интервью вокруг нити повествования | …....................... |
* выявление деталей симптомов (локализация в теле, качество, количество, хронология, контекст, усиливающие и ослабляющие факторы, сочетающиеся с новыми проявлениями) | …....................... |
* изложение жизненного контекста пациента | …....................... |
* выдвижение гипотез | …....................... |
* использование правильных методов наведения справок (см. п.3 выше) | …....................... |
5. НАВЫКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ * показ врачом самого себя (внешний вид, поведение, включая уверенность в себе, доверительность, профессионализм) | …....................... |
* речь и использование языка (особенно ясность) | …....................... |
* качество взаимодействия (теплота, восприимчивость, внимательность, заботливость, эмпатия, отношение к пациенту, например, доверительность, «несудебный» тон и т.д. | …....................... |
* работа с сенситивными и личностными проблемами | …....................... |
* способность справиться с ограничением по времени | …....................... |
6. ЗАКРЫТИЕ ИНТЕРВЬЮ * сделан ли сбор всего необходимого | …....................... |
* спросил ли врач – осталось ли что-то важное, что пациент забыл упомянуть | …....................... |
* спросил ли врач – есть ли у пациента какие-либо вопросы | …....................... |
* внимание к установлению последующих шагов и договоренностей, как это необходимо | …....................... |
* прощание | …....................... |
Задание 2. Тест социальной чувствительности.
С помощью этого теста студенты могут оценить свою способность оценивать способ образ мышления группы людей, получить количественную оценку своих способностей понять других, увидеть нечто их глазами.
Преподаватель зачитывает один за другим 20 вопросов, через достаточные промежутки времени. Задача студентов заключается в том, чтобы отгадать наиболее вероятный ответ, который даст в ответ на этот вопрос БОЛЬШИНСТВО присутствующих.
Инструкция: «Рядом с цифрой 1 (и т.д.) напишите ответ, который, как Вы полагаете, даст большинство здесь присутствующих».
Когда студенты запишут последний ответ, преподаватель начинает выяснять ответы и подсчитывать их (студенты поднимают руки). Выигрывает участник, набравший наиболее крупную сумму баллов. Об таких можно сказать, что им хорошо удается вчувствование во внутренний мир других.
1. Орел или решка?
2. Назовите один из месяцев года.
3. Назовите один из дней недели.
4. Назовите праздник.
5. Запишите следующие числа: 7, 13, 99, 100, 258, 555. Обведите кружком одно из них
6. Запишите следующие слова: легкие, сердце, печень, почки. Обведите кружком одно из них
7. Нарисуйте кружок, квадратик, треугольник, волнистую линию и обведите одну из фигур
8. Назовите денежную сумму
9. Назовите какой-нибудь продукт питания
10. Назовите музыкальный инструмент
11. Назовите воинское звание
12. Назовите одну из научных дисциплин
13. Напишите букву
14. Напишите число
15. Напишите фамилию кого-либо из присутствующих
16. Поставьте несколько точек
17. Назовите подарок (не деньги), который пришелся бы кстати всем присутствующим
18. Назовите болезнь
19. Назовите отрицательную черту характера
20. Назовите положительную черту характера
Задание №3. Диагностика зрелости межличностных отношений – «Опросник самораскрытия»
Укажите, в каком объеме Вы говорили на данную тему с каждым из указанных лиц, то есть насколько Вы с ним откровенны. Женатые и замужние выбирают для ответов образ Супруга / Супруги, остальные Подруга / Друг.
Степень самораскрытия определяется по следующей шкале
«0» – об этом аспекте самого себя я с данным лицом не говорил
«1» – на эту тему я говорил лишь в общих чертах (указанное лицо об этом аспекте моей личности имеет лишь общее представление)
«2» – с данным лицом на эту тему я разговаривал вполне откровенно и подробно (в этом отношении оно меня хорошо знает и могло бы подробно описать)
«Х» – я лгал или говорил на эту тему неискренне, так что данное лицо имеет обо мне по данному вопросу ложное впечатление
Мать | Отец | Подруга/ Супруга | Друг/ Супруг | |
А. Позиции и мнения | ||||
1. Что я думаю об употреблении алкоголя | ||||
2. Что я думаю о морали половых отношений. Как люди, включая меня, должны, по моему мнению, вести себя в вопросах пола | ||||
3. Мой личный стандарт красоты и привлекательности женщин – что в них я считаю привлекательным | ||||
4. Что я считаю желательным у мужчин | ||||
5. Как должны обращаться родители с детьми. Что я об этом думаю. | ||||
Б. Предпочтения и интересы | ||||
1. Мои любимые и нелюбимые блюда | ||||
2. Какую музыку я люблю, а какую нет. | ||||
3. Что мне больше всего нравится читать | ||||
4. Мои любимые фильмы и телепрограммы | ||||
5. Как я больше всего люблю проводить свободное время | ||||
В. Работа или учеба | ||||
1. Какие недостатки мешают мне работать так, как я этого хотел бы. | ||||
2. Что я делаю охотнее всего, что дает мне наибольшее удовлетворение в работе | ||||
3. Мои устремления и цели в работе | ||||
4. Что я думаю о выбранной мною профессии – доволен я ею или нет. | ||||
5. Что я в действительности думаю о людях, с которыми я учусь. | ||||
Г. Деньги | ||||
1. Каковы мои доходы | ||||
2. Есть ли у меня сбережения и какие | ||||
3. Есть ли у меня денежные долги и сколько я должен | ||||
4. Все мое имущество, включая недвижимое имущество, сбережения, ценности, обстановку и т.д. | ||||
5. Как я обращаюсь с деньгами, какая их часть предназначена на покупку самого необходимого, на предметы роскоши и т.д. | ||||
Д. Личность | ||||
1. Стороны моей личности, которыми я недоволен, которые приносят мне огорчения и которые я считаю своими недостатками | ||||
2. Факты моей теперешней сексуальной жизни, как она протекает, какие, возможно, порождает проблемы, с кем у меня любовная связь | ||||
3. Что меня волнует | ||||
4. Факты прошлого или настоящего, вызывающие у меня чувство вины или стыда | ||||
5. Что у меня вызывает чувство гордости за себя, за что я оцениваю себя положительно | ||||
Е. Тело | ||||
1. Что я думаю о своей внешности. Что не нравится в моем лице, глазах, волосах, зубах и т.д. | ||||
2. Как я хотел бы выглядеть | ||||
3. Что я думаю о разных частях своего тела – ноги, живот, грудь, и т.д., о своей массе | ||||
4. Проблемы и заботы, которые порождал мой внешний вид в прошлом | ||||
5. Есть ли у меня проблемы, связанные со здоровьем и какие |
Студенты сообщают преподавателю полученные (при заполнении дома!) результаты теста высчитываются средние баллы (суммарные и по областям) и обсуждаются возможные причины «индивидуального» и «группового» разброса.
Группа может обсудить средние полученные оценки, а возможно, результаты, полученные отдельными участниками. Можно, например, обсудить различия между самыми откровенными и самыми «закрытыми» участниками. Можно обсудить темы, где проявляется наибольшая откровенность и наибольшая замкнутость, о причинах этого и т.д. Основная польза от этого упражнения заключается в том, что участники получают представление о собственной искренности по сравнению с остальными, распознают области внутренних запретов.
Задание № 4. Психологический анализ невербальных признаков внимательного слушания
Чтобы лучше понять собственно процесс слушания, выберите время и проанализируйте невербальные аспекты поведения. Представьте себя в роли говорящего.Поставьте букву
П («положительный») для тех поведенческих аспектов, которые вы – говорящий – используете для того, чтобы привлечь к себе внимание слушателя, и
Н («негативный») – для тех, которые, по вашему мнению, обычно мешают слушателю вас слушать. Постарайтесь аргументировать свою точку зрения. Какие еще признаки Вы можете сформулировать?
()01. Приподнятые брови | ()19. Замкнутость в себе. |
()02. Улыбка. | ()20. Польщенный вид. |
()03. Кивок головой. | ()21. Сердитый вид (нахмуренные брови). |
()04. При сидении на стуле корпус слегка наклонен вперед. | ()22. Обращение к слушателю. |
()05. Молчание. | ()23. Тяжело плюхнуться на стул. |
()06. Морщить лоб. | ()24. Скрещенные на груди руки. |
()07. Взгляд мимо слушателя. | ()25. Покачивание головой. |
()08. «Бегающий» взгляд. | ()26. Прищуривание глаз. |
()09. Свободная, расслабленная поза. | ()27. Вытягивание шеи вперед. |
()10. Прикосновение. | ()28. Взгляд «сквозь» слушателя. |
()11. Предупредительность, внимательность. | ()29. Критическое выражение лица. |
()12. Руки на затылке. | ()30. Взгляд, направленный прямо на слушателя. |
()13. Неподвижность. | ()31. Постукивание пальцами. |
()14. Беспрестанное хождение. | ()32. Пожатие плечами. |
()15. Наклон головы. | ()33. Надувание щек. |
()16. Зрительный контакт. | ()34. Оттянутые вниз уголки рта. |
()17. Вздохи. | ()35. Покачивание ногой, поза «нога на ногу». |
()18. Прищур глаз. | ()36. Дрожащие пальцы. |