Здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе.
На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.
Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).
По каждой из шести шкал определить:
уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.
Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.
Тема 9. Психологические подходы к изучению развития человека в контексте его жизненного пути. Обобщенные представления о психологическом содержании возрастных этапов развития человека. Основные теории научения.
Цели и задачи: сформировать представление о научении, его роли и значении в процессе онтогенеза. Показать виды научения, условия, способствующие научению. Ознакомить с бихевиоральным, психоаналитическим, психосоциальном подходами к проблеме приобретения индивидуального опыта.
Основные понятия:оперантное, викарное научение, закон эффекта, генерализация стимула, габитуация.
Вопросы к занятию:
1. Основные психологические теории развития личности;
2. Психоаналитический подход к развитию человека;
3. Психосоциальная теория развития Э.Эриксона;
4. Периодизация, кризисы развития в понимании отечественных ученых;
5. Акмеология как современная отрасль психологии.
Классики говорят, что ………
«Мы должны подходить к нашей жизни также как и нашим сочинениям, то есть гармонически связывать, согласовывать начало, середину и конец».
Ж. Жубер,
французский писатель, XVIII века
«Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу».
Гераклит
«Мы все больше заботимся о жизни, по мере того как она теряет свою ценность».
Ж.Ж. Руссо
«Разве я не жил тогда, когда учился смотреть, слушать, понимать, говорить, когда спал, сосал грудь и смеялся и радовал свою мать? Я жил и блаженно жил. Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь не приобрел и одной сотой доли этого. От пятилетнего ребенка до меня - только шаг. От новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние. От зародыша до новорожденного - пучина. А от несуществования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость».
Л. Толстой
«Я нашел, что сексуальная функция существует с самого начала индивидуальной жизни, хотя связана с другими жизненными функциями и лишь позже приобретает независимость от них. Прежде чем стать знакомой нам нормальной половой жизнью взрослого человека, она должна пройти долгий и сложный путь развития».
З. Фрейд
Задание№1. Определение психологического возраста
«Представьте себе мысленно всю жизнь - прошлое, настоящее и будущее. В каком году Вы родились? До какого возраста Вы надеетесь дожить? ... (Дайте более или менее реалистичную оценку). С помощью таблицы попытайтесь оценить каждое пятилетие своей жизни по степени насыщенности важными (субъективно) событиями. «Событиями» могут быть какие-либо изменения в распорядке жизни, во внутреннем мире (мыслях, чувствах, переживаниях), общественно-политические события, оказавшие влияния на вас, болезни и изменения в состоянии здоровья и т.п. Исходя из такого понимания слова «события», оцените сначала насыщенность первого пятилетия (до 5-ти лет включительно). Свою оценку отметьте точкой на «графике», учитывая, что 100% - максимальная степень насыщенности. Также оцените насыщенность каждого из оставшихся пятилетий (как прошедших, так и предстоящих, вплоть до отмеченного Вами как - «конец жизни» - возраста).