Информационные технологии в аптечных организациях
Информационное обеспечение работы аптечных предприятий является одним из важнейших инструментов не только повышения их конкурентоспособности, но и необходимым условием самого их существования.
Информационное обеспечение аптечных предприятий включает в себя несколько основных аспектов:
- маркетинговые исследования;
- обеспечение нормативной базой;
- учет движения товара;
- анализ и планирование;
- взаимодействие с внешними отраслевыми информационными системами;
- реклама аптечного предприятия.
Новые информационные технологии, получившие развитие и широкое применение за последние годы, дают новые формы в организации каждого из перечисленных направлений.
Важнейшей составляющей маркетинговых исследований розничного рынка лекарственных средств и изделий медицинского назначения являются справочные службы о наличии лекарственных средств в аптеках города. В настоящее время практически каждая аптечная сеть в городе имеет собственную справочную службу, которая дает информацию только по ограниченному кругу аптек. Это повышает привлекательность для самих сетевых аптек, но снижает ценность для населения и специалистов.
Государственная политика в сфере информатизации направлена на соответствие Национальной программы информатизации современному уровню и тенденциям развития информатизации в мире, а также на гармонизацию национальных стандартов в сфере информационных технологий.
Основными задачами создания информационного поля в фармации является обеспечение производителей фармацевтической продукции, оптово-посреднических предприятий, аптечных организаций, медицинских и фармацевтических, научно-педагогических работников, потребителей объективной, оперативной, полной, обоснованной, доказательной и доступной информацией, направленной на качественное медикаментозное обслуживание населения.
Приоритетные направления и программные задачи в усовершенствовании информационного поля фармацевтического сектора:
- разработка электронного варианта Фармацевтической энциклопедии в виде справочного гипер - текстового каталога с поисковой системой;
- внедрение в аптечную практику компьютерной экспертной системы с целью предотвращения применения несовместимых лекарственных препаратов;
- формирование национальных справочников цен на основные лекарственные препараты: для обеспечения сравнительного анализа цен на национальном фармацевтическом рынке; пропагандировать использование справочников о ценах на сырье для большинства основных лекарственных средств;
- поддержание на надлежащем уровне прозрачности и открытости информации о наличии на рынке некачественных или фальсифицированных лекарственных средств;
- отработка и внедрение процедуры создания централизованной базы информации о постмаркетинговых исследованиях новых лекарственных препаратов, о неэффективной фармакотерапии лекарственными препаратами с привлечением к этой работе медицинских и аптечных организаций.
Около половины покупателей консультируются у фармацевтов по выбору товаров. Поскольку во многих популярных ассортиментных группах представлено большое количество синонимов/аналогов, различающихся по цене и прибыльности в несколько раз, грамотная работа первостольников с посетителями нередко в течение 1–2 месяцев позволяет повысить оборот на 10 % и более.
Для предприятий фармации сегодня более чем в любой другой области актуальна проблема внедрения информационных технологий, которые позволяют обеспечивать быстрый доступ к nрофессиональной и справочной информации о ЛС и субъектах фармацевтического рынка, обрабатывать большие объемы комм ческой информации, реагировать на колебания спроса и предложения, прогнозировать основные экономические показатели осуществлять маркетинговый анализ.
Компьютеризация помогает решать задачи:
- автоматизации товародвижения и учета хозяйственно-финансовой деятельности аптечной организации (полный учет движения ЛС и ИМН в целом и по группам; расчет торговых наложений рентабельности конкретного товара или товарной группы; формирование первичной учетной документации; учет денежных и других оборотных, средств аптеки; учет взаимодействий с поставщиками; инвентаризация и др.);
- создания автоматизированных рабочих мест руководящего и фармацевтического персонала (АРМ «Директор», АРМ «Касса» АРМ «Склад»). Программные продукты, применяемые для этих целей, аптека может разработать самостоятельно или использовать специальные программы, представленные на рынке компьютерных услуг. Сегодня на рынке автоматизированных систем управления (АСУ) работой аптеки представлены как программы, автоматизирующие отдельные участки работы (например, товародвижение, бухгалтерский учет), так и комплексные системы, охватывающие все стороны деятельности аптечной организации;
- снабжения оперативной справочной информацией работников аптек для проведения информационной работы (осуществляют центры фармацевтической информации по каналам Интернет);
- создания комплекса услуг с использованием Интернет - технологий.
Массовое использование Интернет - технологий в России открывает возможность оказания уникальных услуг всем участникам фармацевтического рынка, связанных с получением оперативной справочной информации и приобретением необходимых для лечения и профилактики лекарств и других товаров медицинского назначения на розничном и оптовом фармацевтическом рынке.
Использование современных Интернет - технологий ведется в трех основных областях:
1) взаимодействие «потребитель - аптека»;
2) взаимодействие «производитель - оптовое звено - розничное звено»;
3) повышение деловой активности субъекта фармацевтического рынка.
Наиболее характерным примером взаимодействия «потребитель - аптека» является создание и использование Интернет аптек.
Основные задачи, которые решают Интернет аптеки создание системы поиска, бронирования, доставки и оплаты ЛС и ИМН в реальном масштабе времени;
- обеспечение населения, медицинских специалистов и работников аптек доброкачественной информацией о ЛС, методах профилактики и лечения заболеваний, нормативной и справочной профессиональной информацией;
- работа Интернет аптеки организуется следующим образом. Для каждой аптечной организации (или группы аптек), оснащений автоматизированной системой учета товаров, создается свой собственный стандартный или нестандартный Интернет - магазин. В этом магазине представлены все товары реальной аптечной организации (например, конкретной аптеки). Зная Интернет - адрес виртуального магазина аптеки или группы аптек, любой пациент может получить полную и точную информацию о товарах и ценах в каждой аптеке, а также забронировать или заказать нужные товары.
Оформленный заказ передается электронными способами в аптеку (и/или диспетчерскую службу группы аптек). Правила оплаты, получения и доставки товара устанавливает руководство аптеки (аптечной сети) с учетом своей торговой политики и организационных возможностей, а также опираясь на готовые технические решения системы «Интернет аптека».
Доступ к информации, содержащейся в базе данных Интернет аптеки, может осуществляться через Интернет, где размещается информация о современных лекарственных, дезинфицирующих и антисептических препаратах (описание препарата, область его применения, аннотация, внешний вид, а также информационно-рекламные блоки), медицинском диагностическом и измерительном оборудовании, приборах, инструментах и т.д.
Информационно-справочные сайты предоставляют информацию о наличии в продаже товаров, которая автоматически скачивается непосредственно из автоматизированных складских систем аптек. Помимо информации о препаратах и их наличии в розничной и оптовой торговле сайты содержат информацию о фирмах-производителях и поставщиках. Найдя по названию или по классификации требуемый препарат, можно получить информацию о нем, список аптек, в которых он есть в продаже, цены; при необходимости - информацию о препаратах-аналогах. Вся информация, размещенная на информационных сайтах (включая видео- и аудиоматериалы), ежедневно обновляется через Интернет.
В цепочке «производитель - оптовое звено - розничное звено» интернет-технологии могут использоваться для проведения электронных торгов между участниками фармацевтического рынка (производителями лекарственных средств, оптовиками, аптеками и МО), где им предоставляются следующие услуги:
- передача и получение данных о наличии лекарственных препаратов в розничной продаже;
- передача и получение информации о предложениях на оптовую реализацию (прайс-листы);
- передача заявки на оптовую закупку лекарственных препаратов;
- пользование электронными справочниками, содержащими номенклатуру ЛС, принадлежность к фармакологической группе складскую группу, лекарственные формы, и базами данных (Государственный реестр цен на ЛП, включенные в перечень ЖНВЛС и ИМИ; Государственный реестр ЛС, включающий информацию по срокам годности и условиям хранения ЛС, спискам наркотических, психотропных, сильнодействующих ЛС; списка ЛС безрецептурного отпуска, забракованных препаратов; нормативные документы по фармацевтической деятельности).
Для повышения своей деловой активности ряд субъектов фармацевтического рынка использует Интернет для популяризации своих препаратов и услуг, предоставляя информацию о них. Другая возможность использования Интернета на фармацевтическом рынке заключена в продвижении лекарственных препаратов с помощью так называемых «электронных сообществ врачей и производителей ЛП».
Таким образом, широкое использование информационных технологий на фармацевтическом рынке повлекло создание целой системы обмена информацией, выходящей за рамки одного предприятия.