Гигиеническое обеспечение ф.в. в школе.

Физическая культура — одно из наиболее эффективных средств развития личности. Физическая культура в школе — учебный пред­мет, способствующий физическому развитию и совершенствова­нию учащихся с целью их подготовки к общественно полезному труду, к жизни, защите Родины.

Основные задачи физической культуры как учебной дисцип­лины: укрепление здоровья учащихся; содействие их правильно­му физическому развитию и закаливанию; формирование и со­вершенствование естественных двигательных навыков и умений; обучение новым видам движений; развитие основных двигатель­ных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибко­сти); обучение специальным знаниям в области физической куль­туры и спорта; привитие основных гигиенических навыков.

Физическое воспитание школьников состоит из следующих форм: физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продленного дня; уроков физической культуры, вне­классных форм занятий физической культурой и спортом; обще­школьных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Физкультурно-оздоровительные мероприятия состоят из гимна­стики до учебных занятий, физкультминуток во время уроков (для школьников I—IV классов), физических упражнений и под­вижных игр на удлиненных переменах, ежедневных занятий по физической культуре в группах продленного дня (для школьни­ков I—VIII классов). Урок — основная форма физического вос­питания школьников.

Важнейшие научно-методологические предпосылки повыше­ния оздоровительной эффективности физического воспитания:

дифференцированный подход к учащимся с учетом их здоро­вья, физического развития и двигательной подготовленности;

высокая моторная плотность и «пульсовая стоимость» урока.

Физическое воспитание представляет собой сложный процесс, основанный главным образом на активной, целенаправленной деятельности учащихся с большим энергетическим и механиче­ским эффектами. Система физического воспитания состоит из мно­гократных и целесообразных повторений физических упражнений и процедур. В результате в организме происходят определенные адаптивные изменения ряда физиологических систем организма, ведущие к повышению его функциональных возможностей, спо­собности быстро мобилизовать их для выполнения максимальных мышечный напряжений.

Гигиеническое обеспечение физического воспитания школь­ников складывается из следующих основных элементов:

обеспечения эксплуатации спортивных сооружений школы;

контроля за состоянием экипировки учащихся при физическом воспитании;

контроля за состоянием спортивного инвентаря, используемо­го в процессе физического воспитания;

обеспечения организации уроков физического воспитания, ис­пользуемых средств и методов, объемов и интенсивности физи­ческих нагрузок учащихся в процессе урока.

Спортивные сооружения школ.

Спортивные сооружения школ. Это спортивные площадки, рас­положенные в зоне школьного участка, и учебно-спортивные кры­тые сооружения (спортивные залы, бассейны). Размеры спортив­ных сооружений зависят от типа школы и количества учащихся. В соответствии с количеством учеников в школе и размерами школьного участка на территории спортивной площадки разме­щаются легкоатлетическая, гимнастическая площадки, малая (бас­кетбол, волейбол, ручной мяч) и большая (футбол) площадки для спортивных игр и метаний.

Гигиенические требования к спортивным сооружениям школы нормируются санитарными правилами и нормами 2.4.2.576—96 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений». Физкультурно-спортивная зона учебного заведения должна раз­мещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физиче­скому воспитанию, а также для проведения секционных спортив­ных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покры­тие, футбольное поле — травяной покров. Запрещается прово­дить занятия на сырых площадках, имеющих неровности и вы­боины.

Спортивный зал следует размещать на первом этаже здания учебного заведения в пристройке. Ее размеры должны быть рас­считаны на выполнение всей программы по физическому воспи­танию и возможность внеурочных спортивных занятий. Типы спортивного зала и их количество зависят от вида общеобразова­тельного учреждения и его вместимости. Спортивные залы могут быть площадью: 9х18, 12х24 и 18х30 м, высотой не менее 6 м. При спортивных залах следует предусматривать помещения для спортивных снарядов (16—32 м2), раздевалки для мальчиков и девочек (10,5 м2 каждая); душевые (9 м2 каждая); туалеты (8 м2 каждый), комнату для преподавателя (9 м2). В число помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать «зону» — тренажерный зал, а также по возможности бассейн.

Требования к воздушно-тепловому режиму спортивных сооруже­ний. В спортзале и в залах для занятий секций температура воздуха должна быть 15-17°С; враздевалке - 19-23°С. Уроки физкульту­ры следует проводить только в хорошо проветриваемых залах. Во время занятий необходимо открывать одно-два окна с подветрен­ной стороны помещения при температуре наружного воздуха выше +5° С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале должны проходить при открытых фрамугах, а сквозное проветривание — во время пере­мен в отсутствие учащихся. Когда температура воздуха в зале до­стигнет 15—17°С, проветривание прекращают.

Требования к естественному и искусственному освещению. В спор­тивных залах освещенность (на полу) должна составлять не менее 200 лк.

Спортзал должен находиться вдали от учебных помещений, учительской и кабинета врача. Если нет возможности оборудовать собственный физкультурный зал, допускается использование спортивных сооружений, расположенных вблизи учебного заве­дения при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к школьным спортивным залам.

Наши рекомендации