Постановка проблемы и методы исследования
В современном обществе проблема субъективного благополучия выходит на первый план в связи с возрастанием значимости социальности человека, приоритетностью личного счастья, нарастающей тенденции к индивидуализму. Различные аспекты субъективного благополучия у офтальмологических больных редко выступали предметом психологического исследования, так как одним из методов, позволяющих избавится от оптических несовершенств глаза является операционное лечение, очевидным является вопрос о предоперационной подготовке и послеоперационного ведения пациентов. Однако важной проблемой являются субъективные ощущения, которые испытывает больной перед и после операцией, то как происходит процесс социально-психологической адаптации к качественно новой ситуации соматического функционирования личности, что и составило проблему нашего исследования.
Объектом исследования является особенности субъективного благополучия у лиц с рефракционными аномалиями.
Предметом исследования является субъективное качество жизни как фактор социально-психологической адаптации лиц с рефракционными аномалиями.
Целью исследования является изучить и проанализировать связь субъективного благополучия человека с особенностями социально-психологической адаптации.
Для реализации поставленной цели были разработаны следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты субъективного благополучия человека;
2. провести теоретический анализ литературы по вопросам социально-психологической адаптации личности;
3. проанализировать ранее проведённые исследования в рамках рефракционной хирургии и психологии личности;
4. провести эмпирическое исследование с целью выявления особенностей субъективного благополучия и социально-психологической адаптации пациентов с рефракционными аномалиями;
5. выявить особенности субъективного благополучия лиц с рефракционными аномалиями;
6. выявить особенности социально-психологической адаптации лиц с рефракционными аномалиями;
7. разработать рекомендации для лиц, имеющих аномалии рефракции.
Гипотеза:в рамках исследования мы предположили, что испытуемые с рефракционными аномалиями имеют низкий уровень самооценки, обладают меньшей адаптивностью, удовлетворённостью жизнью, высокий уровень тревожность и низкие показатели субъективного благополучия личности.
Методы исследования: теоретические методы, включающие изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирические методы (психодиагностические методики, интервью). В качестве основных математических методов статистической обработки использовались: сравнительный анализ с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни, критерия знаковых рангов Уилкоксона, корреляционный анализ по критерию Спирмана. Математическая обработка проведена с использованием программы статистической обработки данных SPSS (версия 20.00).
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методики:
1. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, предложенную авторами в 1954 году. Методика апробирована и стандартизирована на разных выборках учащихся в отечественных школах и вузах. Шкалы методики как измерительный инструмент обнаружили высокую дифференциальную способность в исследовании не только состояния адаптации и дезадаптации, и особенностей представлений о себе, их перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих индивида к переоценке себя и своих возможностей. В данной дипломной работе была использована методика адаптированная А. К. Осницким. В опроснике содержатся высказывания о человеке, его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения, которые всегда соотносятся с личным опытом обследуемого. Задачей испытуемого является внимательное прочтение вопросов, соотнесение высказывания с личными переживаниями и выбор одного из шести предложенных вариантов ответов. (Приложение № 1)
Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда включает в себя следующие шкалы:
1. Адаптивность - Дезадаптивность
2. Приятие себя - Неприятие себя
3. Приятие других - Неприятие других
4. Эмоциональный комфорт - Эмоциональный дискомфорт
5. Внутренний контроль - Внешний контроль
6. Доминирование - Ведомость
7. Эскапизм (уход от проблем)
2. Также нами была использована шкала оценки качества жизни (Водопьянова Н.Е., в модификации Н.П. Фетискина и Т.И. Мироновой) (Приложение № 2). Данная методика содержит 36 вопросов, относящихся к удовлетворенности в следующих категориях индивидуальной жизни: работа, личные достижения, здоровье, общение и т.д. вследствие этого она может выявит сферы жизнедеятельности, вызывающие дискомфорт или неудовлетворенность, что в свою очередь может измениться после проведенной операции.
3. С целью диагностики самооценки респондентов был использован тест уверенности в себе В.Г. Ромека, автора серии книг и публикаций, посвященных психологии уверенности в себе. Назначение данного теста - дать представление об уверенности в себе как социально-психологической характеристики человека. Оценка представлена в виде трех шкал: шкалы общей уверенности в себе, шкалы социальной смелости и шкалы инициативы. Таким образом, выделяя стабильные и устойчивые к культурным влияниям факторы уверенного поведения, данная градация не только придает тесту достаточно высокую надежность, но и помогает лучше оценить различные стороны уверенности в себе. (Приложение №3)
4. Также мы разработали анкету для респондентов, которая включает в себя личную информацию о пациенте (ФИО, пол, дата рождения, место проживания), социальный статус (работающий, неработающий, учащийся), информацию о ранее проведённых операциях. Данная анкета помогает структурировать пациентов по подгруппам. (Приложение №4)
Базой исследования выступает Тамбовский филиал МНТК «Микрохирургия глаза» имени С.Н. Фёдорова, расположенный по адресу город Тамбов, Рассказовское шоссе, дом 1. В исследовании приняли участие 101 человек, из которых 58 человек женщины в возрасте от 18 до 48 лет, что составило 57,4% от общего количества участников исследования, и 43 мужчины в возрасте от 18 до 50 лет, что составило 42,6% от общего количества участников исследования. Опрошенные разделены на основные группы:
· в 1 группу включены 67 пациентов клиники в возрасте от 18 до 50 лет, 38%(25 человека) из которых мужчины и 62% (42 человека) женщины;
· 2 группу составили лица, добровольно согласившиеся принять участие в исследовании, также имеющие аномалии рефракции, но не планирующие оперативного лечения, в эту группу вошли: 47% (16 человек) женщины и 53% (18 человек) мужчины в возрасте от 18 до 50 лет.