Деятельность врачей общей практики в России и за рубежом

Создание института врачей общей практики в России началось в 1988 г. В настоящее время ВОП работают в основном в государственных медицинских учреждениях (территориальные поликлиники, городские и сельские врачебные амбулатории), относительно небольшая часть работают в негосударственных учреждениях и как частнопрактикующие. В обобщенном виде можно говорить о следующих формах работы ВОП: индивидуальный прием пациентов и групповая практика (отделения или бригады). Обычно в бригаду входят стоматолог, хирург, акушер-гинеколог, реже педиатр.

В качестве ВОП работают в основном участковые терапевты, прошедшие специальную подготовку на факультетах усовершенствования врачей. Первичная додипломная подготовка ВОП осуществляется сейчас во многих вузах России. Разработана и утверждена МЗ РФ программа подготовки ВОП и медицинских сестер общей практики.

ВОП не только выполняют функции участковых терапевтов, но также ведут прием пациентов с неврологическими, офтальмологическими, хирургическими и ЛОР-заболеваниями. По мнению экспертов, проанализировавших состав пациентов, обращающихся к врачам-специалистам, ВОП может взять на себя 22,7% от общего числа посещений хирурга и 36,4; 41 и 46,6% от общего числа посещений соответственно офтальмолога, отоларинголога и невропатолога.

График рабочего дня ВОП строится следующим образом: 4 ч — амбулаторный прием и 2,5 ч — посещение больных на дому. Часть ВОП выполняют ночные дежурства в стационарах, но специальные койки для их пациентов нигде не выделены.

Практика выделения квартир для ВОП в пределах территориального участка привела к тому, что больные довольно часто пользуются услугами врачей в вечернее и даже в ночное время.

В среднем в месяц на одного ВОП приходится от 820 до 1200 посещений, то есть ежедневный прием составляет 16—20 пациентов. ВОП ведут прием совместно с медицинскими сестрами, а на селе, кроме того, и с фельдшерами-акушерками. Соотношение врачебного и среднего медперсонала в учреждениях колеблется от 1:1 до 1:3. Специально подготовленных медицинских сестер пока не хватает, планируется расширить их додипломную подготовку в медицинских училищах и на факультетах высшего сестринского образования медицинских вузов.

ВОП, работающие в поликлиниках, пользуются лечебно-диагностической базой своего учреждения. Во врачебных амбулаториях, удаленных от поликлиник, ВОП ограничиваются назначением пациентам простейших исследований (ЭКГ, рино- и отоскопия, функция внешнего дыхания, экспресс-анализы мочи на сахар, белок и др.). Из лечебных мероприятий в амбулаториях проводятся различные инъекции, массаж, физиотерапевтические процедуры (УВЧ, ингаляции, УФО, электрофорез и др.).

Численность населения, обслуживаемого одним ВОП, колеблется от 1600 до 2500 человек; радиус обслуживаемого участка в городе — менее 1 км, однако имеются участки с радиусом 3 км и более. На участках, где высока доля лиц пожилого и старческого возраста, примерно каждый пятый визит делается с медико-социальной целью. Многие ВОП ведут учет одиноких, хронически больных, инвалидов, лиц с асоциальным поведением, поддерживают связь с органами социального обеспечения, оформляют нуждающихся в дома-интернаты, организуют стационары на дому.

Картину заболеваемости взрослого населения по обращаемости к ВОП в основном определяют 5 классов болезней: болезни органов дыхания — 250,5 случая на 1000 жителей старше 15 лет; болезни системы кровообращения — 97,8‰; болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани — 89,0 ‰, травмы и отравления — 78,1‰ и болезни органов пищеварения — 51,7‰, что составляет соответственно 36; 14; 12,8; 11,3 и 7,4% от общего числа заболеваний.

В течение года на консультацию к “узким” специалистам в среднем направляется 19,1% пациентов, на обследование в другие учреждения — 14,3%, госпитализируется — 7,1% больных.

Опрос врачей показал, что после того как они занялись общей практикой, изменился характер их работы (расширился диапазон заболеваний, с которыми обращаются пациенты, уменьшилось число консультаций у специалистов, увеличился объем диагностической работы), обслуживание стало удобнее для пациентов (быстрее устанавливается диагноз и начинается лечение), удалось лучше узнать больного, его семью, возросло доверие пациентов к врачу, появилась самостоятельность в работе, повысился интерес к ней.

Первые итоги внедрения общеврачебной (семейной) практики свидетельствуют о целесообразности развития этой службы в стране. Проблема заключается в расширении додипломной и последипломной подготовки ВОП и медицинских сестер общей практики, обеспечении их необходимым лечебно-диагностическим оборудованием, создании оптимальных условий для работы, разработке правовой базы, механизма дифференцированной оплаты труда.

В настоящее время в мире существует несколько моделей организации работы ВОП, семейного врача.

Первая модель. ВОП, семейный врач, работающие в индивидуальном порядке.

Вторая модель. Групповая врачебная практика (врачебная амбулатория). При такой организации работы врачей немного снижается уровень доступности медицинской помощи населению, так как врачебная амбулатория обслуживает до 10000 жителей, но появляется возможность более оперативного обследования населения с использованием минимального набора тестов, взаимозаменяемости врачей и разделения некоторых их функций, более высокого технического оснащения. Врачи общей практики (семейные врачи), объединенные в групповую практику, в основном ведут прием пациентов, а остальную работу выполняют средние медицинские работники.

Третья модель. Центры здоровья (ЦЗ), которые представляют собой объединение нескольких групповых врачебных практик с дополнением целого ряда новых функций, включая организацию специальных стационаров по уходу за больными, инвалидами и престарелыми. В сельской местности такие центры создаются на 30—35 тыс. жителей, в городах — на 35—40 тыс. человек. В задачи ЦЗ входят: охрана здоровья матери и ребенка; охрана здоровья работающего населения; забота о здоровье учащихся; охрана здоровья престарелых; оказание стоматологической помощи; оказание первичной медицинской и лечебной помощи (амбулаторная, стационарная); пропаганда здорового образа жизни; транспортировка больных.

ПМСП при этом становится более разнообразной и концентрированной, а уменьшение ее доступности компенсируется обеспечением центров автотранспортом. Такая модель, в частности, характерна для Скандинавских стран. Так, например, в Финляндии каждая община обязана по закону самостоятельно или совместно с другими общинами организовать и содержать ЦЗ. В состав ЦЗ входят следующие отделы: охраны здоровья матери и ребенка, врачебные амбулатории, клиническая лаборатория, стационар общего профиля. Минимальная численность населения для организации ЦЗ составляет 10000 человек. Однако в отдаленных и редконаселенных районах центры могут быть организованы и при меньшей численности населения. В настоящее время в Финляндии насчитывается более 200 центров здоровья. Работа ЦЗ направляется отделом здравоохранения общины или федерации общин. Эти отделы осуществляют наем персонала, разрабатывают планы и контролируют их выполнение, организуют участие населения в решении вопросов здравоохранения. В большинстве центров работают 4 врача (минимальное число врачей — 3).

Четвертая модель. ВОП (семейный врач) работает в поликлинике. Эта модель наиболее приемлема для России и для некоторых стран Восточной Европы, так как не требует значительных капитальных затрат на строительство новых учреждений. Она является оригинальной и не имеет аналогов в мировой практике. Суть этой модели заключается в полном изменении организационных форм работы имеющихся амбулаторно-поликлинических учреждений, в устранении таких крупных недостатков в их деятельности, как:

— отсутствие преемственности в обследовании и лечении пациентов, что нередко приводит к назначению взаимоисключающих методов исследования;

— разобщенность сведений о каждом пациенте;

— очереди на прием к специалистам;

— отсутствие систематического наблюдения за прикрепленным контингентом;

— снижение уровня знаний у участкового терапевта и педиатра, ухудшение качества их работы, превращение их даже не в диспетчеров, а в “бюллетенщиков”;

— перегруженность врачей-специалистов за счет значительного числа ненужных приемов;

— отсутствие гибкости в работе поликлиник;

— снижение авторитета и престижа врачей общей практики (семейных врачей) амбулаторно-поликлинической службы;

— недообследованность и недолеченность больных, что нередко является причиной хронизации патологии у них;

— незнание участковыми врачами своих пациентов.

При организации работы по этой модели, которая уже реализуется в некоторых регионах России, увеличивается число участковых врачей, которые становятся врачами общей практики, уменьшается количество врачей-специалистов, выступающих в основном в роли консультантов. В помощь ВОП придаются средние медработники — медсестры (манипуляционная, патронажная и др.), акушерка, в ряде случаев — и медсестра, оказывающая социальную помощь. Эта семейная бригада на прикрепленном участке ведет всю работу — прививочную, просветительную, профилактическую, осуществляет лечение больных, наблюдение за беременными, детьми, инвалидами, пожилыми и т. д. В необходимых случаях ВОП привлекает специалистов для консультации и назначения лечения, но контроль за лечением и наблюдение пациента осуществляет сам.

Центральная фигура общеврачебной практики — врач общей практики (семейный врач). ВОП — это выпускник медицинского вуза, который обеспечивает первичную медицинскую помощь с учетом индивидуальных особенностей каждого члена семьи и имеет лицензию на право заниматься общеврачебной практикой.

Врач общей практики:

— принимает своих пациентов в амбулатории, на дому, в отдельных случаях — в клинике или стационаре;

— своевременно ставит диагноз;

— анализирует физические, психологические и социальные факторы, определяющие уровень здоровья семьи, и использует эти данные в своей повседневной работе;

— осуществляет постоянное наблюдение за пациентами с хроническими заболеваниями и за больными в терминальном состоянии;

— устанавливает доверительные отношения с членами обслуживаемых семей;

— назначает и проводит лечение, осуществляет профилактические мероприятия и медико-санитарное обучение пациентов (членов семьи).

в Бельгии врач общей практики обслуживает 725, в Финляндии — 1730, в Германии — 2000 человек населения.

Число пациентов, принимаемых в неделю врачом общей практики в Англии, например, колеблется от 25 до 225 , в среднем — 100—140 человек. Консультация пациента занимает от 5 до 9 мин. Число визитов врачей на дом также имеет большой разброс — от 3 до 33 в неделю, при этом у некоторых врачей они занимают 2%, а у других — до 25% рабочего времени.

В Австрии пациент не прикреплен к какой-либо определенной практике. При обращении за медицинской помощью пациент вручает врачу страховой полис, действительный в течение 3 мес, с целью представления в страховую компанию для последующей оплаты.
В течение 3 мес пациент обязан лечиться у данного врача. Дети до 15 лет осматриваются по крайней мере 1 раз в год; пожилые люди также имеют право провериться 1 раз в год. Для осуществления перинатальной помощи имеется специальное обслуживание.

В странах Западной Европы существует несколько принципиально разных систем оплаты труда врачей общей практики: фиксированная заработная плата, подушевая оплата (фиксированная сумма за каждого пациента, иногда дифференцированная по возрасту и полу пациента) и оплата за каждую оказанную услугу. Возможны также разные их комбинации.

Билет №18

1. Туберкулез как медико-социальная проблема. Влияние социально-экономических и биологических факторов на распространенность туберкулеза. Система лечебно-профилактических учреждений и мероприятий по профилактике и лечению туберкулеза.

Не менее драматично, хотя и не столь стремительно повышает­ся заболеваемость туберкулезом.За Ю последних лет она по всем формам возросла в 2 раза, достигнув в 1999 г. 85,2 на 100 000 насе­ления и поразив 125 000 человек. Такие цифры заболеваемости были в нашей стране в недавнем прошлом, а затем туберкулез стал за­метно сокращаться, уменьшилась и смертность (до 10—11 в 80-е годы). Однако далее заболеваемость и смертность выросли (смерт­ность в 1999 г. достигла 20,0 на 100 000 населения).

Несмотря на возрастание заболеваемости, число больных, со­стоящих под диспансерным наблюдением, не увеличилось: 356 576 человек в 1985 г. (256,8 на 100 000 населения) и 357 088 в 1999 г. (245,3 на 100 000 населения)1. Это говорит не в пользу служб здра­воохранения и специализированных противотуберкулезных учреж­дений. Структура заболевания практически не изменилась: более чем у 90% больных легочный туберкулез; более 3% всех больных — дети. Среди больных заметно преобладают мужчины (139,0 на 100 000 мужчин и 37,8 на 100 000 женщин). Причины такой .неблагоприят­ной ситуации по туберкулезу, как и по венерически^ заболевани­ям, лежат в социальной сфере. Туберкулез считается 1<лассическим примером социального заболевания, хотя ВОЗ в последнее время упорно называет его инфекционным. Однако одно другому не про­тиворечит: инфекционное по происхождению заболевание может иметь социальные последствия. В Государственном докладе «О са­нитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1998 г.» (М., МЗ РФ, 1999, с. 169) сказано: «Причиной роста забо­леваемости туберкулезом является ухудшение социально-экономи­ческих условий, снижение жизненного уровня населения. Значи­тельное влияние на эпидобстановку по туберкулезу оказывают вынужденные переселенцы, рост числа лиц без определенного ме­ста жительства и освобожденные из исправительных учреждений. Важным фактором, способствующим росту заболеваемости, явля­ется сокращение охвата населения профилактическими осмотрами и, как следствие, уменьшение доли больных туберкулезом, выяв­ленных на ранних стадиях заболевания, и увеличение выявленных больных на поздней стадии, с трудом поддающихся излечению формами туберкулеза».

Распространенность туберкулеза, как и других заболеваний, не­равномерная. При 85,0 случаях туберкулеза на 100 000 населения в РФ в 1999 г. в Республике Тыва, Еврейской автономной области, в Бурятии зарегистрировано более 120 случаев.

За последние годы Правительство приняло 3 постановления по борьбе с туберкулезом. Законы обязывают усилить меры сокра­щения заболеваемости, которая, однако, очень медленно стабили­зируется. Одна из причин этого — растущая невосприимчивость возбудителя к противотуберкулезным препаратам, в том числе но­вейшим.

На коллегии Минздрава 20 марта 2001 г. сообщалось, что в 2000 г. заболеваемость туберкулезом превысила 90 случаев на 100 000 на­селения.

2. Стандартизация относительных показателей. Методы расчета стандартизованных показателей. Этапы расчета стандартизованных показателей по прямому методу и их анализ.

Стандартизация

Довольно часто в здравоохранении и медицине встречаются ситуации, в которых качественную оценку результативного показателя проводят путем количественного его сопоставления с каким-то другим. В несколько упрощенном виде это выглядит так: если в больнице А летальность выше, чем в Б, то врачи в А работают хуже. Преждевременность подобного заключения легко проявляется, если задуматься: а в каких условиях работают врачи больниц А и Б? Сопоставимы ли эти условия? Что было бы, если условия были одинаковы, т.е. стандартны? Ответить на поставленные вопросы можно, используя метод стандартизации показателей.

Стандартизация– это метод сравнения показателей в качественно неоднородных совокупностях путем элиминирования (устранения) этой неоднородности.

Стандарт – это величины, искусственно вводимые в условие решаемой задачи для элиминирования качественной неоднородности сравниваемых совокупностей.

Стандартизация позволяет решать три типа задач:

1) сравнивать показатели в качественно неоднородных группах (неоднородность может быть по диагнозам, полу, возрасту, социальному положению и т.д.);

2) получать вывод о влиянии какого-либо фактора на показатель: если после стандартизации по данному фактору результат изменился – влияние есть, если не изменился - нет;

3) устранять влияние какого-либо фактора на результат: если результативный показатель в какой-либо группе наблюдений в значительной мере обусловлен большими отличиями определенного фактора от обычных значений этого фактора, можно провести стандартизацию по данному фактору и проследить, как изменится результат.

Существует три метода стандартизации - прямой, косвенный и обратный. В настоящем пособии будет разобран лишь самый простой и точный – прямой. Он применяется, если известен состав изучаемой совокупности (населения, больных и пр.) по градациям исследуемого фактора и известны необходимые результативные показатели по каждой градации. Например, если при изучении заболеваемости известны возрастной состав населения и повозрастные коэффициенты заболеваемости - можно проводить стандартизацию по возрасту прямым методом.

Этапы стандартизации:

1. Вычисление обычных показателей.

2. Выбор стандарта.

3. Вычисление ожидаемых величин в соответствии со стандартом.

4. Определение стандартизованных показателей.

5. Сопоставление обычных и стандартизованных показателей.

Суть прямого методасостоит в вычислении общих интенсивных показателей в одинаковых признаках (единиц наблюдения), сово­купностях; для чего рассчитывают частные показатели в сравнива­емых группах, по которым судят об их истинном соотношении в исследуемых совокупностях; предполагают, что сравниваемые со­вокупности одинаковы, т.е. стандартны по составу.

Метод применяется при сравнении общих интенсивных пока­зателей здоровья различных по составу (по полу, возрасту и другим признакам) групп населения.

Суть метода состоит в исключении влияния на общий показатель разного состава совокупностей по одному, двум признакам или более.

За стандарт принимают средний состав обеих групп, одну из срав­ниваемых групп или какую-то третью группу, близкую к сравнивае­мым.

Рассчитывают условные величины в каждой группе стандарта и общие стандартизированные показатели, которые тоже являются условными.

Если соотношение стандартизированных показателей получа­ется иное, чем реальных, то делают вывод о том, что на уровень реальных показателей влияет разный состав сравниваемых сово­купностей по стандартизуемому признаку.

Наоборот, если стандартизованные показатели повторяют соот­ношение реальных, то делают вывод о том, что на уровень реаль­ных показателей разный состав по стандартизуемому признаку не влияет.

3. Организация медицинской помощи населению города. Объединенная городская больница, структура и функции.

Структура городской больницы.
Порядок направления на госпитализацию.
Организация работы приемного отделения больницы

Во главе объединенной больницы стоит главный врач. Он имеет заместителей по медицинской, поликлинической и административно-хозяйственной части. В структуру стационара входят приемное отделение, отделение дифференциальной диагностики, лечебно-диагно­стические отделения (терапевтические, хирургические, неврологические, физиотерапевтические, лабораторно-диагностические и др.). Могут также входить специализированные отделения и палаты.

Больницы дифференцируются по типам, категорийности и профильности. Непосредственное лечение больных ведут врачи-ординаторы, основными элементами работы которых являются ведение истории болезни, диагностика и лечение, экспертиза трудоспособности, реабилитация и восстановительное лечение, консультации. На одного ординатора приходится до 20—25 больных. Среди медицинской документации, которую ведут больничные ординаторы, основными являются карта стационарного больного (история болезни), листок учета больных, карта выбывшего из стационара, листок нетрудоспособности, различные журналы учета и др. ВОЗ предлагает разделять функции больницы на лечебно-восстановительные, профилактические, учебные и научно-исследовательские.

Как правило, в стационары поступают больные по направлению врачей амбулаторий, поликлиник, диспансеров и других учреждений внебольничного типа, а в экстренном порядке их доставляет и направляет “Скорая помощь”. Часть больных (до 5%) поступают в стационар “самотеком”, то есть обращаются в приемное отделение, которое в случае необходимости их госпитализирует. При госпитализации врачи поликлиники оформляют специальные документы (направление на плановую госпитализацию, где указываются необходимость стационарного обследования и данные амбулаторного обследования).

При финансовых расчетах поликлиники со стационаром за каждый случай госпитализации чрезвычайно ответственным моментом являются учет и обоснованность направления. В клиниках вузов и НИИ, где ведется научно-исследовательская работа, госпитализация проводится с учетом подбора необходимого числа профильных больных. С этой целью работают отборочные комиссии. В ряде городов работают центры (бюро) госпитализации.

Приемное отделение может быть централизованным и децентрализованным. В приемном отделении устанавливается диагноз и решается вопрос об обоснованности госпитализации. Отказы регистрируют с указанием причин. Регистрируют поступивших и выбывших из стационара, заполняют паспортную часть истории болезни и вместе с амбулаторной картой или выпиской из нее передают в отделение. Приемное отделение имеет все необходимое для оказания экстренной помощи при шоковом состоянии или отравлении. Сотрудники приемного отделения передают сведения о больных их родственникам, проводят санитарную обработку больных, поступающих в стационар, с целью профилактики внутрибольничных инфекций.

В приемном отделении должны быть диагностические палаты для сортировки и изоляции лихорадящих больных. Для детей обязательна справка из центра ГСЭН о перенесенных инфекционных заболеваниях. Дети изолируются в боксах. В инфекционных больницах или инфекционных отделениях устраиваются специальные боксы с отдельным входом и выходом. Могут быть изоляционные палаты с особым уходом за больными. В период напряженной эпидемической ситуации в отделении устанавливается карантин.

Билет №19

1. Заболеваемость населения России, состояние и тенденции. Значение показателей первичной заболеваемости и распространенности для анализа динамики заболеваемости.

Понятие о заболеваемости, распространенности,
патологической пораженности.
Источники и учетные признаки при изучении заболеваемости

Заболеваемость является одним из критериев оценки состояния здоровья населения. Материалы о заболеваемости населения в практической деятельности врача необходимы для: оперативного руководства работой учреждений здравоохранения; оценки эффективности проводимых лечебно-оздоровительных мероприятий, в том числе диспансеризации; оценки здоровья населения и выявления факторов риска, способствующих снижению заболеваемости; планирования объема профилактических осмотров; определения контингента для диспансерного наблюдения, госпитализации, санаторно-курорт­ного лечения, трудоустройства определенного контингента больных и т. д.; текущего и перспективного планирования кадров, сети различных служб и подразделений здравоохранения; прогноза заболеваемости.

В статистике заболеваемости существуют следующие показатели.

Заболеваемость — это совокупность вновь возникших заболеваний за календарный год; рассчитывается как отношение числа вновь возникших заболеваний к средней численности населения, умноженное на 1000.

Болезненность — это распространенность зарегистрированных заболеваний, как вновь возникших, так и ранее существовавших, при первичном обращении в календарном году; статистически выражается как отношение числа всех заболеваний населения за год к средней численности населения, умноженное на 1000.

Патологическая пораженность — совокупность болезней и патологических состояний, выявленных врачами путем активных медицинских осмотров населения; статистически выражается как отношение числа заболеваний, имеющихся на данный момент, к средней численности населения, умноженное на 1000. В основном это хронические заболевания, но могут быть учтены и острые заболевания, имеющиеся на данный момент. В практическом здравоохранении этим термином могут быть определены результаты медицинских осмотров населения. Рассчитывают как отношение числа заболеваний, выявленных при медицинском осмотре, к числу осмотренных лиц, умноженное на 1000.

В зависимости от цели исследования используют различные статистические материалы и учетные документы (медицинские карты, экстренные извещения, листки нетрудоспособности, карты выбывших из стационара, врачебные свидетельства о смерти, другие специальные бланки и анкеты). При изучении заболеваемости и смертности населения пользуются “Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем” (10-й пересмотр, 1995 г., ВОЗ), включающей 21 класс заболеваний, которые разделены на блок рубрик, термины и диагностические формулировки.

Общая заболеваемость. Основные критерии и показатели.
Их медико-социальная оценка

Общая заболеваемость населения изучается по данным всех первичных обращений за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения. Основным учетным документом в амбулаторно-поликлинических учреждениях является медицинская карта. Единицей наблюдения при изучении общей заболеваемости является первичное обращение больного в текущем календарном году по поводу данного заболевания. При изучении общей заболеваемости вычисляются общие и специальные показатели.

Показатель общей заболеваемости определяется числом первичных обращений за медицинской помощью в лечебно-профилак­тические учреждения в данном году на 1000 или 10000 жителей. Общий показатель — это отношение числа заболевших за год к общей численности населения.

Число обращений за медицинской помощью по поводу заболеваний в Санкт-Петербурге в настоящее время значительно снизилось и составляет: общая заболеваемость взрослого населения около 900 обращений на 1000, а первичная заболеваемость — около 500 обращений на 1000 жителей. Заболеваемость детского населения: общая — 1800, первичная — 1500 обращений на 1000 детей.

Специальные показатели заболеваемости: заболеваемость по полу, возрасту, нозологическим формам, административным территориям.

В структуре общей заболеваемости взрослого населения Санкт-Петербурга первые места занимают: болезни органов дыхания (около 25%), болезни системы кровообращения (около 16%), болезни нервной системы и органов чувств (около 12%), травмы и отравления (около 12%). Среди детского контингента в структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания (около 55%), болезни органов пищеварения (около 10%), заболевания нервной системы и органов чувств (около 8%), инфекционные и паразитарные болезни (8%).

2. Связь между явлениями. Определение функциональной и корреляционной связи. Коэффициент ранговой корреляции. Методика расчета и оценки.

Методы изучения корреляционных связей
при оценке показателей здоровья и факторов окружающей среды

При анализе результатов медицинских исследований часто возникает необходимость определения достоверности полученных данных. Известны два вида связи между явлениями (признаками): функциональная и корреляционная. Функциональная проявляется в виде изменения одного признака при изменении числовых значений другого на строго определенную величину. Это часто бывает при физических и химических явлениях. При корреляционных связях, характерных для медико-биологических явлений, значению одного признака соответствуют разные значения других признаков. Корреляционная связь необходима, например, при оценке взаимосвязей между стажем работы и уровнем заболеваемости работающих; между разными уровнями физических факторов окружающей среды и состоянием здоровья; между различными уровнями интенсивности нагрузки и частотой (уровнем) физиологических реакций организма; между сроками госпитализации и частотой осложнений.

Корреляционная связь бывает прямая (при увеличении одного признака увеличивается другой) и обратная (при увеличении одного показателя другой уменьшается). Коэффициент корреляции свидетельствует не только о направлении связи, но и об уровне этой связи. Сильная связь выражается коэффициентом от 0,7 до 0,99, средняя — от 0,3 до 0,69, слабая — до 0,29. При нулевом значении коэффициента связи отсутствуют.

Наиболее простыми являются ранговая корреляция и коэффициент корреляции. При ранговой корреляции числовые выражения сравниваемых рядов величин ранжируют, то есть проставляют ранговые цифры (от 1 и далее) и подставляют значения в формулу с учетом разницы порядковых значений. При расчете коэффициента корреляции сначала вычисляют среднее значение в каждом вариационном ряду сравниваемых групп. Затем находят отклонение каждой величины ряда от полученной средней. Для устранения отрицательных значений эти величины возводят в квадрат и подставляют в формулу. По величине коэффициента устанавливают направление и силу связи. Достоверность коэффициента определяют по табличным значениям и при расчете средней ошибки. Коэффициент корреляции должен превышать свою ошибку не менее чем в 3 раза.

3. Диспансерный метод в организации медицинской помощи населению. Показатели организации и эффективности диспансеризации. Методика вычисления, оценки и анализа.

Диспансеризация городского населения. Виды диспансеров.
Основные направления их работы

Под диспансеризацией понимается активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения и комплексного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровлению условий их труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности.

Диспансеризация предусматривает прежде всего сохранение здоровья у здоровых, активное выявление больных с ранними стадиями заболеваний и предупреждение случаев нетрудоспособности; конечной ее целью является сохранение и укрепление здоровья и трудоспособности диспансеризуемого контингента. Этим определяется социально-гигиеническая сущность (значимость) диспансеризации. Диспансерный метод наблюдения является функцией лечащих врачей общей сети внебольничных учреждений (поликлиник, амбулаторий), обслуживающих население по месту жительства и по месту работы, а также врачей специализированных учреждений — диспансеров и центров ГСЭН.

В настоящее время существуют различные диспансеры (врачебно-физкультурные, кожно-венерологические, противотуберкулезные, наркологические, кардиологические, онкологические, психоневрологические и др.). Диспансеры и диспансерные отделения (кабинеты) проводят мероприятия по массовой профилактике, направленные на предупреждение заболеваний, ведут учет заболеваемости и смертности от патологии по своему профилю, а также осуществляют лечебные мероприятия, консультации больных и организационно-методическое руководство работой врачей общей сети по борьбе с соответствующими заболеваниями. В задачи диспансеров входят: проведение обучения врачей общего профиля по соответствующим специальностям; внедрение в практику лечебно-профилактических учреждений современных методов профилактики, диагностики и лечения; пропаганда здорового образа жизни.

Основными документами, которые оформляются на больных, состоящих на диспансерном учете, являются медицинская карта амбулаторного больного и контрольная карта диспансерного наблюдения, в которой фиксируются своевременность посещения врача и прохождения очередного медицинского осмотра, выполнение назначенных видов лечения, оздоровительных мероприятий и рекомендаций по трудоустройству.

Билет №20

1. Медико-социальное значение проблемы инвалидности. Основные пути профилактики инвалидности. Причины и распространенность инвалидности в Российской Федерации и в зарубежных странах.

Медико-социальные аспекты инвалидизации населения.
Структура и организация работы экспертной комиссии.
Порядок оформления документов по стойкой утрате трудоспособности

Инвалидность и инвалидизация населения являются важнейшими показателями общественного здоровья и имеют не только медицинское, но и социально-экономическое значение. По данным ВОЗ, каждый пятый человек в мире (19,3%) становится инвалидом из-за недостаточности питания, около 15% стали инвалидами вследствие вредных привычек (алкоголизм, токсико- и наркомании, злоупотребление лекарственными средствами), а 15,1% инвалидность получили вследствие травм в быту, на производстве и в дороге. В среднем инвалиды составляют около 10% от всего населения мира. В России средний уровень инвалидности колеблется от 40 до 49 на 10000 жителей. В некоторых регионах этот показатель составляет от 30 до 39‰.

Причинами первичной инвалидности являются в основном 4 группы заболеваний: болезни органов кровообращения — 27—35% случаев; злокачественные новообразования — 23—29%; травмы — около 10%; болезни нервной системы и органов чувств — 5—7%. Большинство людей (80—90%) становятся инвалидами в трудоспособном возрасте. При этом уровень реабилитации и восстановления трудоспособности незначителен (10—12%).

Основой организационной работы по профилактике инвалидности должен стать комплексный план мероприятий по снижению инвалидности, повышению качества врачебно-трудовой и медико-социальной экспертизы.

Для проведения экспертизы стойкой утраты трудоспособности в экспертную комиссию должны входить 3 врача (терапевт, хирург и невропатолог). В будущем планируется расширить комиссию до 5—6 человек, включив в ее состав реабилитолога и психолога-социолога.

Экспертные комиссии классифицируются по трем признакам: по объему работы (ежедневно действующие постоянные комиссии и выездные); по профилю (общего профиля и специализированные — по фтизиатрии, психиатрии, травматологии, кардиологии, онкологии, офтальмологии и др.), по уровню (районные, городские, межрайонные). Второй уровень — это экспертные комиссии высшего звена (областные, центральные).

Задачи экспертных комиссий: определение групп инвалидности; установление вида инвалидности (инвалид с детства, по общему заболеванию, по профессиональному заболеванию, инвалид войны); изучение и анализ причин инвалидности; разработка мер профилактики и реабилитации (медицинской, социальной, профессиональной); оформление документации. Среди документов важнейшими являются: “Акт освидетельствования”, который заполняется одновременно со статистическим талоном; “Заключение” — для лечебно-профилактического учреждения, “Извещение” — для предприятия; направление в отдел социального обеспечения и “Справка о решении комиссии” — для выдачи на руки больному. Основным документом для анализа деятельности является годовой отчет, составляемый по форме № 7, который заполняется на основе журнала протоколов заседаний комиссии и другой учетной документации.

2. Клинико-статистические группы, принципы построения. Их значение и использование в здравоохранении. Медико-экономические стандарты.

3. Учетно-отчетная и оперативная документация для реги

Наши рекомендации