Социальные факторы и здоровье.

Социальные факторы и здоровье.

Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие “образ жизни”, доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.

Образ жизни — ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят: 1) трудовая деятельность и условия труда; 2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.); 3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой; 4) социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками); 5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи; 6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса; 7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни). С образом жизни связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура).

Возникновение и развитие соц (общественной) медицины в России и заруб странах.

В нач XX в в Германии первая кафедра. В 1922 в России в ММА зав каф Семашко. В 1923 2ая кафедра РГМУ основатель Соловьев. В 1923 в Астрахани. 1939 г – кафедра в ВГМУ – рук Григоренко Николай Павлович, возглавлял с 1969 г в течение 13 лет, до этого зав каф Хельвинц. ОЗ – это важнейший соц и экономич потенциал страны, обусловленный воздействием разл фактров окр среды и образа жизни населения, позвол обеспечить оптимальный уровень качества и безопасность жизни людей.

Каф соц-мед – каф организации здравоохр до 1966 – с 2000 г общ здоров и здравоохр. Здоровье – это состоние полного физического, духовного и соц благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Здоровье общественное – это мед-соц ресурс и потенциал общества, способст обеспечению соц безопасности. Уровни здоровья: 1. индивидуальное – оценивают клиницисты; 2. групповое – охрана здоров женщин, детей, профессионал групп. 3. региональное – географическая специфика; 4. общественное – национал уровень – здоров населения РФ.

Основные методы исследований при изучении социально-гигиенических аспектов общественного здоровья.

Методы. Частные:

1.статистический – основной,

2.системный анализ,

3.организационного эксперимента,

4.экспертных оценок,

5.социологических исследований,

6.методы планирования,

7.исторический,

8.матем. и логического моделирования,

9.экономические.

Вопрос 7. Роль поведенческих факторов в формировании ЗОЖ

Т.о., ЗОЖ можно определить как повседневное личностно-активное поведение людей, направленное на сохранение и улучшение здоровья.

В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода.

Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды

Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения.

Второе важное направление формирования здорового образа жизни - так называемое «обучение здоровью».

Меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика потребления наркотиков.

Подготовка, воспитание и организация труда медицинских кадров на современном этапе развития здравоохранения. Система усовершенствования и специализации врачей и среднего медперсонала.

ВОЗ предложен термин “непрерывность подготовки специалистов”. Обучение медицинским специальностям осуществляется в системе средних и высших медицинских уч заведений. В настоящее время подготовка специалистов с высшим медицинским образованием проводится на факультетах: лечебно-профилактическом, медико-профилактическом, педиатрическом, стоматологическом, химико-фармацевтическом, высшего сестринского образования.

Непрерывность обучения и необходимость перехода мед образования к международным стандартам предусматривают совершенствование системы подготовки студентов.

В ряде вузов России предусмотрено обучение студентов на общеврачебном факультете в течение 6 лет. Последипломное образование осуществляется по двум направлениям — специализация и усовершенствование. Усовершенствованию подлежит каждый врач в среднем через 5 лет работы. Проводится оно на базе институтов усовершенствования и факультетов усовершенствования при мед вузах. Кроме комплексной подготовки, в повышении квалификации используются курсы информатики и стажировки по специальности. Существует форма подготовки на рабочем месте в лучших мед учр, у опытных специалистов.

Постоянному росту квалификации и развитию творческой инициативы медицинских кадров способствует аттестация врачей: определение знаний и практических навыков, присвоение квалификационной категории. Первая проводится периодически 1 раз в 5 лет, вторая — по желанию врача. По истечении 5-летнего срока врачи, имеющие квалификационные категории, проходят переаттестацию. Она проводится аттестационной комиссией. Аттестации подлежат все врачи, работающие в данном учр здравоохранения не менее одного года и не имеющие квалификационной категории. Молодые специалисты проходят аттестацию через 3 года после окончания интернатуры.

Аттестационная комиссия определяет квалификацию врачей-специалистов по трем квалификационным категориям: высшая — присваивается врачам, имеющим стаж работы по данной специальности не менее 10 лет и высокую теоретическую и практическую профессиональную подготовку; первая —со стажем работы по специальности не менее 7 лет; вторая —со стажем работы по данной специальности не менее 5 лет.

№15. Современное состояние и организация стоматологической помощи населению Волгоградской области.

Демографические показатели на 2008г: численность населения 1млн 17тыс. по сравнению с 2007 г уменьшилась на 1,6 тыс (0,2%). Взрослого населения – 84%, детей – 16% (с 1992г сократилось и составляло 20%). Женщин – 54,5%. Рождаемость в Волгограде – 10,2 промиле, в области – 11,3. Смертность 13,5; 14,4. Естественный прирост отрицательный: -3,3; -3,1. Младенческая смертность 10,8; 12,0. По сравнению с 2006г: произошел рост рождаемости, снижение смертности, уменьшение отрицательного естественного прироста, но увеличилась младенческая смертность, причины которой: осложнения в перинатальном периоде (46,8%), аномалии развития и врожденные аномалии; несчастные случаи и травмы.

Деятельность учреждений здравоохранения: 1367 учреждений, 112 больниц, из них 21 в Волгограде, 30 диспансеров, самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений – в городе 47, в области –59.

Стомат поликлиник по области 25.

В Волгограде: число коек на 10000 населения (продецимиле) – 64,9; число дней работы койки – 311 дней (в норме 320-340); уровень госпитализации – 200,1 на 1000 населения; средняя длительность пребывания больного на койке – 10 дней; больничная летальность в течение 5 лет – 1,6%.

На 10000 населения 38,1 врача. Среднего мед персонала на 10000 - 62,3. Стоматологов на 10000 - 4,1. Взаимоотношение врачей к среднему мед персоналу= 1:1,6.

По России:(на 1 янв 2008г). Численность врачей всей профессий – 707 тыс. На 10000 населения – 49,8 врача. Средних мед работников – 1млн 542 тыс, на 10000 населения – 109.

Больниц – 6800. Больничных коек – 1 млн 522тыс, на 10000 населения – 107. Поликлиник – 18300. Врачей стоматологов – 65000 тыс, на 10000 населения – 4,6 врача.

Обеспечение качества

- деятельность, направленная на создание таких условий медицинской помощи населению, которые позволили бы выполнить заявленные гарантии и обеспечили ожидаемые результаты медицинской помощи наиболее эффективным и безопасным способом.

– определение фактического уровня качества обслуживания и принятие мер по изменению обслуживания в соответствии с результатами этого определения.

Подходы к контролю качества:

1) Структурный – лицензирование и аккредитация учреждения, аттестация и сертификация специалистов. Смысл – качественное учреждение, обеспечение качества медикаментов, матер. Оборудования, качественные специалисты обеспечивают качественные медицинские услуги.

2) Процессуальный –контроль запроцессом оказания услуги. Чаще всего – по документации. Требует участия экспертов (т.е. мнение частично субъективное). Основан на оценке соблюдения технологии лечебно-диагностического процесса.

3) Результативный - оценка качества по степени достижения результата.

Требования к системам и методам оценки КМП

1) Отражать суть врачебной деятельности, т.е. оценивать качество основных элементов взаимодействий

2) Быть доступными для широкой группы врачей

3) Использоваться для оценки преемственности между этапами медицинской помощи

4) Оценивать действия врача, направленные на устранение ошибок предшествующих этапов медицинской помощи.

5) Устанавливать типичные ошибки врачебной деятельности

6) Использоваться независимо от изменения элементов технологии оказания медицинской помощи и регистрации данных экспертизы.

7) Минимизировать субъективизм оценки КМП и регистрации данных экспертизы.

8) Предоставлять возможность количественной оценки качества.

9) Предоставлять возможность обоснования любой врачебной ошибки

10) Устанавливать рациональность использования реально существующих ресурсов медицинского учреждения.

11) Быть доступной для широкого круга потребителей медицинской помощи.

Основные компоненты КМП по ВОЗ:1) квалификация врача 2)оптимальное использование ресурсов 3) риск для пациента удовлетворенность пациента от взаимодействия с медицинской системой

КМП – это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации профессионала, т.е. его способности оценить риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы и обеспечивать удовлетворенность пациента от контакта с медицинской системой.

КМП во многом зависит от взаимодействия следующих факторов:

-обеспеченность ресурсами

-организация оказания медицинской помощи

-заинтересованность учреждений и медицинских кадров в оптимизации конечных результатов своей деятельности

-состояния и поведения потребителей медицинской помощи.

Объекты стандартизации.

Состав шести групп объектов стандартизации вытекает из состава объективных компонентов, являющихся элементами специфических производственных объектов медицинского профиля, функционирующих в сфере здравоохранения и, в частности, медицинского страхования.

Первая группа объектов стандартизации – типовые процессы (процедуры) по оказанию медицинских услуг, в том числе:

а) основные целевые процессы (процедуры) по оказанию собственно медицинских услуг – диагностические, профилактические, лечебные и реабилитационные;

б) инфраструктурные общефункциональные процессы (работы), обеспечивающие оказания основных медицинских услуг – организация управления, различного рода вспомогательные работы по обеспечению выполнения целевых лечебных процедур, а также процессы медицинского образования (обучения), воспитания, просвещения и агитации.

Вторая группа объектов стандартизации – медицинская информация:

а) исходная медицинская информация + субъективная симптоматическая информация;

б) текущая медицинская информация + объективная медицинская информация, полученная с применением инструментальных средств.

в) резюмирующая (диагностическая) медицинская информация;

г) информация по пропаганде медицинских услуг и здорового образа жизни.

Третья группа объектов стандартизации – медицинские средства:

лекарства и биопрепараты, расходные вспомогательные медицинские материалы.

Четвертая группа объектов стандартизации – медицинская техника,в том числе:

а) медицинское оборудование, приборы и аппараты (томографы, камеры, рентгеноаппараты и др.);

б) медицинские инструменты и принадлежности (скальпели, сверла, щипы и др.);

в) специальный медицинский транспорт (автомобильный, воздушный, водный).

Пятая группа объектов стандартизации – здания и сооружения предприятий (организаций) и учреждений здравоохранения и их составляющие части,в том числе:

а) здания поликлиник, больниц, стационарных и мобильных госпиталей;

б) воздухоочистительные системы, системы автономного водо- и электроснабжения, прачечные и дезкамеры и др.

Шестая группа объектов стандартизации – типовые процессы организации связей сторон, взаимодействующих в сфере оказания медицинских услуг и медицинского страхования,в том числе:

а) связи пациентов и медработников;

б) связи пациентов и медицинских страховых компаний;

в) связи медицинских учреждений и медицинских страховых компаний и др.

Комплексные стандарты.

Они представляют собой набор структурно-организационных, технологических стандартов, стандартов программ и МЭСов, регламентирующих деятельность, как правило, определенной медицинской специальности или службы. Чаще всего комплексные стандарты и стандартизация используется для узких специальностей или отраслей.

Относительные величины.

Когда нужны сравнения используются относительные числа, получающиеся путем различных отношений, сопоставлений. Показатели выражаются в процентах, промилле и продецимилле и т.д., т.е. отношение тех или других величин умножается на 100, на 1000, на 10 000 и т.д.

Наиболее часто используют относительные величины: экстенсивные и интенсивные показатели, показатели соотношения и наглядности, показатели динамического ряда.

Чтобы охарактеризовать структуру явления, показать долю признака или распределение признаков в данной совокупности, применяют экстенсивный показатель, который рассчитывается по формуле:

Часть явления х 100

Целое явление

Этот показатель характеризует первое свойство статистической совокупности – распределение признака, заключающееся в том, что единица статистической совокупности распределяется неодинаково по характеру учетного признака и образует определенную внутреннюю структуру. Экстенсивными показателями являются структура смертности, структура заболеваемости и т.д.

Когда нужно охарактеризовать частоту (интенсивность) явления в какой-либо среде, применяют интенсивный показатель,который рассчитывается по формуле:

Размер явления х 1000

Размер среды

Типичными интенсивными показателями являются показатели рождаемости, смертности, заболеваемости.

Показатели соотношения характеризуют отношение между двумя самостоятельными совокупностями. Типичными показателями соотношения являются обеспеченность населения койками, врачами, средними медработниками (обычно на 10 000 населения). Иногда выгодно показать отношение какого-то признака к другому, принятому за 100% или за единицу. Этот показатель называют показателем наглядности.

Если нужно и можно показать изменение изучаемого признака (ов) во времени, строят динамический ряд. Числа, из которых его составляют – уровни ряда – могут быть абсолютными величинами. Такой динамический ряд называется простым.

Уровнями динамического ряда могут быть средние и относительные величины, такой динамический ряд называется сложным или произвольным.

Простые динамические ряды бывают моментными и интервальными. Моментный динамический ряд состоит из чисел, характеризующих признак на определенные моменты – даты (на конец года, месяца и т.д.). Уровни моментного ряда не могут дробиться.

Интервальный динамический ряд характеризует признак, изучаемый за определенный интервал времени (год, месяц и т.д.). Интервальный динамический ряд можно разделить на более дробные периоды или, напротив, укрупнить интервалы.

Чтобы проанализировать динамический ряд, нужно изобразить его графически и вычислить несколько показателей:

Показатель наглядности – отношение показателя каждого последующего года к первому отчетному.

Показатель роста – отношение показателя каждого года к предыдущему.

Показатель прироста – показатель роста минус 100.

Демографическая динамика.

Динамика населения – движение и изменение кол-ва населения. Выделяют:-механическое движение (или миграцию населения, или перемещение людей),-естественное движение.

Миграция населения – перемещение людей, связанное со сменой места жительства(м/ж). Подразделяют на :-безвозвратную – со сменой постоянного м/ж.,-временную – переселение на длительный, но ограниченный срок,-сезонную – перемещение в определенные периоды года,-маятниковую – регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта.

Также делят на внешнюю – за пределы своей страны; внутреннюю – внутри страны.

Изучение миграц. процессов имеет значение т.к.:-процесс урбанизации изменяет эколог.обстановку,

-ведет к росту стрессовых ситуаций, травматизма,-требует пересмотра плановых нормативов мед.помощи и структуризации мед.учреждений, -воздействие на формирование уровней и структуры заболеваемости и смертности населения, -влияет на эпид.обстановку региона, увеличивая число контактов, способствующих распространению инфекционных заболеваний,-ведет к неравномерной сезонной нагрузке учреждений здравоохранения,-ведет к росту внебрачной рождаемости.

Для оценки миграционных процессов рассчитывается ряд показателей. Чаще используется число прибывших на 1000 населения, число выбывших на 1000 населения, миграционный прирост, коэффициент эффективности миграции.

Естественное движение населения – процессы воспроизводства населения, постоянное восстановление и смена поколений. Оно включает в себя: -рождаемость, демографические процессы,-смертность, в т.ч. детскую их величины – санитарно-демографичес. -естественный прирост

Рождаемость – процесс возобновления новых поколений, в основе которого лежат биологические факторы, влияющие на способность организма к воспроизводству потомства.

На процессы влияют соц.-эконом. Факторы: условия жизни, быта, традиции, религиозные установки, законодательные акты, регулирующие семейные отношения, охрану материнства и детства.

Коэффициент рождаемости =( общее число родившихся живыми за год/среднегодовая численность населения)*1000;Коэффициент рождаемости (за несколько месяцев) =( число рождений за взятое число месяцев 12/среднегодовая численность населения*число взятых месяцев)*1000;Воспроизводство населения – процесс беспрерывной смены поколений людей. Выделяют 3 типа:-расширенный – когда численность последующих поколений больше, чем предыдущих,-суженное – численность последующих поколений меньше, чем предыдущих,-простое – численность последующих поколений равна численности предыдущих.

Для оценки воспроизводства населения применяются спец.показатели: -пок-ль суммарной общей плодовитости, -пок-ль повозрастной плодовитости, -валовой пок-ль воспроизводства («брутто-коэффициент»), -очищенный пок-ль воспроизводства («нетто-коэффициент»).

Для исчисления показателя суммарной общей плодовитости (фертильности), в знаменателе берется численность женщин 15-49 лет. Суммарный коэффициент плодовитости = (общее число родившихся за год живыми/среднегодовая численность женщин 15-49лет)*1000. Показатель возрастной плодовитости (фертильности) = (число родившихся живыми у женщин соответствующего возраста/средняя численность женщин соответствующего возраста)*1000.

№ 45. Акселерация как социально-гигеническая проблема, ее влияние на стомат заболеваемость.

Формирование человека происходит под воздействием социальных

Факторов, организм развивается по биологическим законам ,но биология человека специфична, и эта специфика состоит в «социализированности». Индивидуальное развитие – онтогенез – разделяется на пренатальный (стадииэмбриона и плода) и постнатальный. В основе таких периодизаций обычно лежат

комплексные критерии (морфофункциональные, психологические исоциологические). В норме процессы роста и развития имеют четкую направленность и способность к самостабилизации, сохранению постоянства в развивающихся системах(гомеорезис). Вместе с тем, происходящая в ходе индивидуального развития реализация наследственной программы в значительной степени зависит от конкретных условий среды, прежде всего, социально-экономических и экологических факторов.

На протяжении ХХ столетия в биосоциальном развитии человечества происходили важные события, в первую очередь ускорение темпов развития и увеличении продолжительности жизни, которые привели к перераспределению возрастного состава популяций и их демографическому постарению.

Акселерация – термин, введенный немецким педиатром Э. Кохом (1935) для обозначения ускорения физического, полового, отчасти и психического развития. Опережение (обычно на 1-3 года) касается в первую очередь критериев морфологической зрелости – созревания скелета, прорезывания зубов, полового и соматического развития и др., затрагивает и физиологические функции, и интеллектуальное развитие. Ускорение проявляется на всех этапах постнатального онтогенеза, но в наибольшей степени – в детском и подростковом возрастах: оно может сказываться по-разному в зависимости от пола и конституционального статуса. Акселерация относится к числу важнейших проявлений так называемого

«секулярного тренда» («вековой тенденции»), который охватывает целый комплекс

морфофункциональных сдвигов в биологическом статусе человека, характерных для прошлого столетия: удлинение продолжительности жизни, увеличение размеров тела взрослых мужчин и женщин, перестройку структуры заболеваемости и др.

Как достаточно сложное явление акселерация - комплекс условий среды как основной фактор реализации генетического потенциала (питание, урбанизация, образ жизни, гиподинамия, прогресс медицины и др.), а также продолжающиеся смешения населения планеты и гетерозис.

Таким образом, акселерация имеет в целом многофакториальный генезис, причем в разное время или в различных условиях ее причины могут не совпадать.

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Вопрос 97. Автоматизированные рабочие места (АРМ) врачей различных специальностей. Примеры использования АРМ.

АРМ мед персонала предполагают применение компьютерных систем в качестве инструмента, помогающего мед работнику выполнятьт свои функции. АРМ – это место работы сотрудника, оснащённое вычислительной техникой и программным обеспечением, обеспечивающих сбор, хранение и обработку медицинской и парамедицинской информации с целью принятия организационных, диагностич., и др. решений. Основные действия выполняются с помощью компьютера (накопление, обработка и хранение информации). Специалист вводит информацию в компьютерную систему и производит творчекий анализ обработанных данных с их обобщением и представлением в удобной для анализа форме. АРМ врача длжен обеспечивать поддержку след. ф-ий:

1) формирование диагностической гипотезы

2) Д.Д.-ка и формулирование диагноза основного и сопутствующего заболеваний

3) Рекомендации о плане лечения и обследования больного

4) Хранение информации о пациенте и назначениях

5) Создание электронной истории болезни

6) Ведение дневника в истории болезни, отражающей динамику состояния

7) Выписку рецептов, талонов и др мед документации

8) Формирование эпикриза, статистической отчетности, и расчет стоимости лечения

Вариант АРМа- программа «ГИППОКРАТ».

98. Составные части АСУ (технические средства, информация, персонал); требования, предъявляемые к ним. Этапы разработки и внедрения АСУ.

АСУ- совокупность программно- технических средств, предназначенных для накопления, обработки и анализа данных с целью принятия управленческих решений. Части: 1.Технические средства: комп., цифровое оборудование и приборы, средства связи, программное обеспечение. Требования: надежность, функциональность, совместимость. 2. Информационные потоки: справочники, текущие данные, отчеты. Защита информации: физическая и логическая. Требования: достоверность, оперативность, достаточность. 3.Персонал: пользователи и специалисты. Требования: квалификация, заинтересованность, организация труда. Цели создания АСУ:Совершенствование организационной структуры управления (оперативное получение информации и формирование отчетных форм).Оптимизация производственных процессов ( облегчение хранения, распространения и потребления информационных ресурсов.). Совершенствование документации и системы документооборота (автоматизация формирования, унификация и структурирование).Автоматизация процессов получения, сбора, хранения, поиска, передачи и использования информации (диагностическая аппаратура, сбор данных о проведенных исследованиях). Этапы внедрения: обследование объекта автоматизации- концепция автоматизации в форме служебной или докладной записки. технико-экономическое обоснование и финансирование проекта- составление сметы расходов и ориентировочное планирование затрат. техническое проектирование- создание проекта АСУ. инженерно-технические работы- приобретение и установка оборудования и программного обеспечения, их отладка и настройка. ввод в эксплуатацию- обучение персонала, подготовка информационных баз данных, опытная эксплуатация.

Социальные факторы и здоровье.

Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие “образ жизни”, доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.

Образ жизни — ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят: 1) трудовая деятельность и условия труда; 2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.); 3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой; 4) социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками); 5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи; 6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса; 7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни). С образом жизни связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура).

Наши рекомендации