Тема конференции «Факторы ухудшающие мужское и женское здоровье и факторы формирующие здоровье: их соотношение в современном обществе».

Первоисточники

Ознакомиться с работами и ответить на вопросы:

· Коран.

  1. Какие из приведенных высказываний Корана раскрывают вопрос о происхождении женщины?
  2. Сравните высказывания Корана и Библии относительно вопроса происхождении мужчины и женщины.
  3. Можно ли проследить в высказываниях Корана гендерную асимметрию?
  4. Какие сферы жизнедеятельности женщины контролируются Кораном?

· Шопенгауэр А.

· Геодакян В.А. Эволюционная теория пола.

1. Традиционные роли мужчин и женщин в теории В. Геодакяна?

2. Связь биологических и психологических особенностей полов?

3. Какова связь биологических половых различий и социальных процессов?

4. Являются ли биологически обусловленными границы изменчивости женских и мужских функций и половых ролей?

  1. Какова оценка данной теории с точки зрения гендера?

Тема дискуссии

  1. Правовое положение женщин и мужчин в средневековой Руси

Семинар № 2. Феминизм: теория и социальная практика (6 ч.)

1. Эволюция идей либерального феминизма.

2. Сущность марксистского феминизма.

3. Радикальный феминизм: разнообразие идей.

4. Женское движение в России в конце XIX – начале ХХ вв.

5. «Возвращение» феминизма в Россию в конце ХХ века: парадокс или закономерность?

Темы докладов

1. Женские движения в прошлом и настоящем.

2. Концепция радикального феминизма.

3. Концепция либерального феминизма.

Первоисточники

Ознакомиться с работой Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и ответить на вопросы:

1. Почему, следуя Ф. Энгельсу, возникновение частной собственности дает толчок для возникновения патриархата? Убедительно ли выдвинутое им объяснение?

2. Почему, следуя Ф. Энгельсу, патриархат продолжает существовать в современном обществе среди а) буржуазии; б) пролетариев? Убедительно ли выдвинутое им объяснение?

3. Был ли Ф. Энгельс феминистом? Аргументируйте свой ответ.

Прочитать работы теоретиков феминизма и уточнить направления феминизма, представленные авторами. Проделать критический анализ текстов.

· Эллиотт П., Менделл Н. Теории феминизма // Введение в гендерные исследования. - М., 2001. - Ч.2.

· Фридан Б. Загадка женственности // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». - М., 2000.

· Дворкин А. Гиноцид, или китайское бинтование ног // Антология гендерной теории. - Минск, 2000.

· Гросс Э. Изменяя очертания тела // Введение в гендерные исследования. - СПб, 2001. - Ч.2.

Семинар № 3. Влияние феминистской теории на науку и исследовательские практики (4 ч.)

1. Феминистские, женские, гендерные исследования: основные этапы становления, специфика академических программ.

2. Феминистская критика традиционного обществознания, адроцентризм в науке.

3. Феминистская эпистемология.

Семинар № 4. Конструирование гендера (6 ч.)

1. Биологический пол и гендерная идентичность: теории конструирования пола.

  1. Объединительная парадигма Р. Коннелла.

3. Механизмы социализации личности.

4. Гендер как стратификационная категория.

Темы докладов

1. Образ женщины в рекламе.

2. Гендерные стереотипы в исламской культуре.

3. Образ женщины в Новом Завете.

Первоисточники

Прочитать тексты по гендерной социологии. Определить методы, предлагаемые авторами для его конструирования

  • Лорбер Дж. Пол как социальная категория // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». - М., 2000.
  • Уэст К., Зиммерманн Д. Создание гендера // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». - М., 2000.
  • Хубер Дж. Теория гендерной стратификации // Антология гендерной теории.

Задание к занятию

Определение собственной гендерной идентичности на основе тестов С. Бэм и Лири. Обсуждение в группе полученных результатов.

Семинар № 5. Российская гендерная система (4 ч.)

  1. Исторические особенностисоветскогогендерного порядка.
  2. Гендерный контракт работающей матери.
  3. Противоречивость советской гендерной идеологии.
  4. Трансформация гендерных отношений в пост-советскую эпоху.

Семинар № 6. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире (4 ч.)

1. Кризис маскулинности.

2. Маскулинность и мужские роли.

3. От мужских ролей к гендерным идентичностям.

4. Маскулинность как история.

Темы докладов

1. Мужчина в современной рекламе.

2. Маскулинная идентичность.

  1. Мужская идентичность в сознании среднего и низшего классов.
  2. Мужская идентичность в сознании интеллигенции.

Первоисточники

Рассмотреть особенности проявлений маскулинизма и маскулинистских движений на примере предлагаемых текстов.

  • Коннелл Р. Маскулинности и глобализации // Введение в гендерные исследования. - СПб, 2001. - Ч.2.
  • Здравомыслова Е., Темкина А. Кризис маскулинности в позднесоветском дискурсе // О мужественности. – М., 2002.

Тема дискуссии

  1. Основные социальные проблемы мужчин в современной России.

Задание к занятию

Задание для работы в группах: Проанализировать репрезентацию маскулинности в советской и современной российской культуре. Объекты анализа на выбор:

- Советское изобразительное искусство.

- Стереотипный образ мужчины в рекламе.

- Мужские и женские журналы.

- Рок-музыка

- Политическая реклама.

Семинар № 7. Роли мужчин и женщин в семейных отношениях (6 ч.)

1. Эволюция семейных отношений в исторической ретроспективе.

2. Семья как объект государственной политики.

3. Разделение труда и гендерные роли в современной семье.

Темы докладов

  1. Семейная политика в современной России.

Задание к занятию

1. Проведите исследование использования времени всех членов своей семьи. Следует фиксировать использование времени в течение как минимум 2-х дней: один рабочий день и один выходной. Если есть возможность, то лучше фиксировать в течение всей недели. Закодируйте всю деятельность и посчитайте, сколько времени каждый член семьи тратит на оплачиваемую работу и сколько на неоплачиваемую работу.Сравните эти показатели.

2. Составить словарь:

• Андрогиния • Андроцентризм • Вертикальная сегрегация • Гендер • Гендерная дифференциация • Гендерная идентичность • Гендерная идеология • Гендерная система • Гендерная структура • Гендерные роли • Гендерные нормы • Гендерные установки • Гендерный порядок • Гендерный статус • Гендерный стереотип • Гендерная стратификация Горизонтальная сегрегация • Маскулинность • Матриархат • Патриархат • Феминизм • Феминность

Семинар № 8. Конструирование материнства и отцовства в сфере семейно-брачных отношений (6 ч.)

1. Гендерная социализация.

2. Половая идентификация и воспроизводство материнства.

3. Современное отцовство: обеспечение и воспитание детей и освоение мира частной сферы.

Первоисточники

Рассмотрите в предлагаемом тексте способы конструирования материнства и отцовства. Какой подход использован автором? Согласны ли вы с позицией автора?

· Чодороу Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола. - Гл.11-12 // Антология гендерной теории. – Минск, 2000.

· Мид М. Культура и мир детства. Избр. произведения. – М.: Наука, 1988. – С. 308-321.

Тема дискуссии

Материнство – это профессия или дело выбора?

Новые модели семейных отношений: «плюсы» и «минусы»

Семинар № 9. Гендерные аспекты политического поведения (6 ч.)

1. Гендерные различия в мотивации электорального поведения. Гендерная специфика политической компетентности.

2. Партийные предвыборные документы. Документы российских президентских кампаний: гендерный аспект.

3. Парламентские и президентские выборы в России: гендерный анализ.

4. Представленность женщин в органах власти в России и на Западе: сходство и различие.

Темы докладов

1. Женщины как политические лидеры.

Задание к семинару

Провести мини-исследование одной из женских негосударственных организаций: изучить программные материалы этой организации, историю ее возникновения, количественный и качественный состав, план работы, конкретные мероприятия, направленные на реализацию программных целей и задач, связи с государственными структурами: наличие спонсоров, связи с другими женскими организациями. Можно взять интервью у одного из лидеров женской организации, а также лично посетить какое-либо текущее мероприятие или собрание, проводимое этой организацией. На основании всей полученной таким образом информации о женских негосударственных организациях рекомендуется подготовить общий доклад о женских организациях как элементе развития гражданского общества в России.

Второй вариант мини-исследования – собрать материал о женщинах-депутатах местного органа власти или парламента, связаться с депутатами. Взять у них свободное интервью для изучения политического участия женщин, имеющихся на их пути особых трудностей, их политических достижений.

На основе анализа современных женщин-политиков (федерального и регионального уровня): 1) выделить особенности стиля поведения и деятельности женщины-политика; 2) определить роль женщин в органах законодательной и исполнительной власти, политических партиях и общественных организациях; 3) выделить объективные и субъективные причины отчуждения женщин от политики.

Семинар № 10. Социальная политика гендерного равенства (6 ч.)

1. Права женщин как составная часть современной концепции прав человека

2. История принятия и содержательный анализ основных международных документов по проблемам гендерного равенства

  1. Основные направления гендерной политики в России. Национальный механизм как инструмент гендерного подхода.

4. Паритетная демократия: содержание концепции, перспективы распространения.

5. Деятельность департаментов по делам женщин, семьи, молодежи. Реализация Платформы Действия в российских регионах. Перспективы социального партнерства.

6. Перспективы достижения гендерного равенства в постсоветской России.

  1. Гендерная экспертиза как механизм учета предложений женской общественности в политико-управленческих процессах.

Темы докладов

  1. Равные права: миф или реальность.
  2. Женщина в системе распределения материальных благ.

3. Региональные аспекты гендерных исследований.

4. Женщины на службе в армии (на примере любой страны).

  1. Феминизация бедности в России.

Первоисточники

· Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств. Текст, принятый Всемирным форумом по образованию. Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г.

· Конвенция о политических правах женщин. Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН от 20 декабря 1952 года

1. Какие политические права женщин закреплены в документе?

2. Как предлагается решить вопрос женского представительства в органах власти?

3. В чем причина необходимости выделения политических прав женщин?

4. Как по Вашему возможно ли решение поставленных задач и что для этого необходимо?

  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации
    в отношении женщин. Принята и открыта для подписания, ратификации в присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 года. Вступление в силу: 3 сентября 1981 года в соответствии со статьей 27 (1)

1. Какое определение термина «дискриминация» дает Конвенция?

2. Какие меры в создании политики по искоренению дискриминации в отношении женщин принимают на себя государства?

3. С какой целью принимаются все соответствующие меры по искоренению дискриминации?

4. Какие права обеспечиваются женщинам в соответствии с Конвенцией?

Тема дискуссии

Основные направления ликвидации двойного стандарта в отношении женщин.

Задание к семинару

Задание 1. Поставьте в соответствие тип гендерной политики и ее содержание:

Тип гендерной политики Содержание гендерной политики
1. Гендерно-нейтральная политика А. Признает гендерные различия, но не учитывает их в политике, считая неважными
2. Гендерно-перераспределительная политика Б. Направлена на удовлетворение практических потребностей, консервирует сложившиеся гендерные отношения
…. В. Направлена на удовлетворение стратегических гендерных потребностей, ведет к пересмотру сложившихся гендерных отношений

Задание 2. Приведите в соответствие тип гендерной политики и ее содержание

Тип гендерной политики Содержание гендерной политики
1. Гендерно-нейтральная политика А. Признает гендерные различия, но не учитывает их в политике, считая неважными
2. Гендерно-перераспределительная политика Б. Направлена на удовлетворение практических потребностей, консервирует сложившиеся гендерные отношения
…. В. Направлена на удовлетворение стратегических гендерных потребностей, ведет к пересмотру сложившихся гендерных отношений

Задание 3. Приведите в соответствие название этапа гендерной политики российского общества и его содержание:

Название этапа Содержание этапа
1 Радикальный этап А. Политическая мобилизация женщин и женсоветов, высвобождение женщин из патриархальной семьи, подчинение их интересам советского государства
2. Экономическая мобилизация женщин Б. Прославление семейно-материнского долга женщины, усиление контроля за сексуальностью, запрет абортов, формирование гендерного контракта «работающая мать»
3. Либерализация гендерной политики В. Складывание абортной контрацептивной культуры, активное использование социальных сетей для решения семейных проблем
4. Плюрализация гендерных контрактов Г. Рост общественной и деловой активности женщин при сохранении элементов патриархата, движение к неотрадиционализму при существовании разнообразных гендерных контрактов.

Задание 3. Приведите в соответствие термин и его содержание:

Термин Содержание
1. Гендерная система А. Правила, определяющие гендерные взаимодействия в конкретных социальных институтах
2. Гендерный порядок Б. Совокупность социальных, институциональных и символических практик
. Гендерный режим В. Иерархическая система отношений между полами в публичной и приватной сфере

Задание 4. Опишите гендерно-справедливое общество. Возможно ли оно? Какие препятствия существуют на пути его создания?

Задание 5. Заполните таблицу:

Гендерная асимметрия
Проявление гендерной асимметрии В политике  
В семье  
В культуре  
В образовании  
Положительные черты гендерной асимметрии и пример  
 
 
 
5…  
Отрицательные черты гендерной асимметрии и пример  
 
 
 
5…  
Андроцентризм
Определение термина  
Примеры проявления андроцентризма  
 
 

Семинар № 11. Гендерная политика и сфера занятости населения (4 ч.)

1. Российская государственная политика в отношении женщин.

2. Политика «равных прав и возможностей» в сфере занятости населения.

3. Российские домохозяйки.

4. Дискриминация на уровне предпочтений. Статистическая дискриминация.

Темы докладов

  1. Сексизм на рабочих местах.
  2. Мужская экономика.
  3. Место и роль женщины на рынке труда.
  4. Структурно-отраслевые отличия женского труда.

Первоисточники

Прочитать тексты. Выявить особенности теорий занятости по принципу гендерных отношений в различных системах ценностей.

  • Эренберг Р., Смит Р. Теории рыночной дискриминации // Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований». - М., 2000.
  • Рубин Г. Обмен женщинами или заметки по политэкономии пола // Антология гендерной теории. - Минск, 2000.
  • Юрчак А. Мужская экономика // О мужественности. – М., 2002.

Задание к семинару

По данной теме семинара дополнительно рекомендуется провести социологическое исследование гендерного разделения труда в семье. Студенты могут взять объектом исследования как собственную родительскую семью, так и знакомую семью друзей с детьми. Желательно, чтобы в обследуемой семье имелись как неработающие, так и работающие члены семьи, имеющие собственный доход, из которого и слагается общий бюджет семьи. Примерный вопросник для исследования:

1. Опишите, сколько человек в семье, какого возраста, каков их род занятий в настоящее время.

2. Опишите тех членов семьи, которые заняты работой вне дома, и как давно они работают.

3. Какой процент от дохода семьи составляет зарплата/доход каждого ее члена?

4. Имеет ли семья единый бюджет? Есть ли сберкнижки к членов семьи для накопления доходов? Если да – для какой цели?

5. Кто распоряжается семейным бюджетом по основным статьям расходов? Кто обычно платит за квартиру? Телефон? Дорогие покупки?

6. Кто ежедневно ходит за продуктами или регулярно на рынок?

7. Кто принимает решения о проведении отпуска? Кто оплачивает расходы на отдых?

8. Как распределена в семье следующая работа (если несколько человек заняты одним видом деятельности, разделите по дням недели их вклад, укажите, стихийно или целенаправленно распределяются эти обязанности, и кем):

  • - Уход за маленькими детьми (кормление, стирка. Одевание, укладывание спать, игры с ребенком, прогулки, проверка уроков, и т.д.), - Кто готовит еду в семье, убирает со стола, моет посуду,
  • - Кто делает уборку в квартире, ежедневно прибирает кровати, стирает белье, - Кто пылесосит, моет полы, выбрасывает мусор,
  • - Кто относит вещи в чистку/стирку/починку,
  • - Кто занимается мелким и крупным ремонтом мебели, приборов, машины,
  • - Если есть дача, то кто занят делами по даче.
  • На основе проведенного исследования напишите свое мнение, насколько типичным является гендерное разделение труда в обследованной семье, что бы вы хотели в нем изменить, и что мешает изменению.

Семинар № 12. Гендерная асимметрия в образовании (4 ч.)

  1. Проблемы школьного образования: создание гендерных стереотипов.

2. Гендерные аспекты государственной политики образования и асимметрия высшего образования.

Темы докладов

  1. Мужчины – работники средней школы.

Тема дискуссии

Раздельное по полу обучение: за и против?

Семинар № 13. Гендерное измерение здравоохранения (4 ч.)

1. Мужское и женское здоровье.

2. Факторы и риски продолжительности женщин мужчин и женщин.

3. Международные документы о состоянии здоровья населения.

Тема конференции «Факторы ухудшающие мужское и женское здоровье и факторы формирующие здоровье: их соотношение в современном обществе».

Сценарий конференции:

Выступление: постановка проблемы, оценка, пути выхода.

Вопросы по выступлениям.

Семинар № 14. Гендерные аспекты управления в организации (26ч.)

1. Особенности женского и мужского стиля управления.

2. Стеклянный потолок.

3. Гендерные аспекты лидерства и руководства.

4. Технологии достижения гендерного баланса при формировании руководящих кадров предприятия.

5. Механизмы воспроизводства гендерной асимметрии в структурах управления: правовая база, гендерные стереотипы, кадровая политика.

Темы докладов

  1. Женщина как деловой партнер.

Тема 15. Количественные и качественные методы в социологии гендерных отношений (6 ч.)

  1. Применение качественных методов социологии в гендерных исследованиях:

а) интервью;

б) биографические исследования;

в) анализ дискурса;

г) содержательный анализ

  1. Особенности применения количественных методов в гендерных исследованиях.

Анализ культурных репрезентаций, как эффективный метод гендерных исследований.

Темы эссе

  1. Гендерный порядок (гендерные стереотипы) в традиционном обществе (на основе поговорок, сказок, песен).
  2. «Русский муж - русской жены»: принципы взаимоотношений.
  3. Я - (не) феминистска (феминист): аргументы за и против феминизма.
  4. Феминистское движение в России: между национальной спецификой и
    интернационализмом.
  5. Любовь и «крылатый эрос» революции (тексты А. Коллонтай).
  6. Конструирование «настоящей» мужественности (на примере каких-либо источников).
  7. Роль насилия в традиционных «мужских» институтах (в армии, в тюрьме, в криминальных группировках).
  8. Трансформация гендерного порядка в современной российской семье.
  9. «Разные» семьи в современной России: теория и новые практики в семье.
  10. Гендерное распределение труда в семье.
  11. Семья как идеологический проект российского государства.
  12. Сценарии любви в советском и постсоветском обществе.
  13. Быт и сексуальность в современной России.
  14. Сексуальные дебюты: мужской/женский сценарии.
  15. Визуальные репрезентации гендера (мужественности/женственности) в масс-медиа (реклама, журналы/газеты, кино и т.д.).

Основная литература:

  1. Гендерная социология и психология. сост. А.В. Алимпиева (1) http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=IPRbooks:IPRbooks-24096&theme=FEFU
  2. Феминология и гендерная политика: учебник для вузов / Е. М. Зуйкова, Р.И. Ерусланова; Российский государственный социальный университет. – М.: Дашков и К°, 2015. – 306 с. (3)
  3. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:786068&theme=FEFU
  4. Фененко Ю.В. Социология управления [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по социально-гуманитарным специальностям. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 214 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8579.
  5. Ефименко А.З. Социология управления. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Электрон. текстовые данные. – М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2015. – 240 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30446.
  6. Ефименко А.З. Социология управления. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Электрон. текстовые данные. – М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2015. – 160 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30447

Дополнительная литература:

  1. Антология гендерной теории : сборник / сост. Е. Гапова, А. Усманова. –Минск: Пропилеи, 2000. – 384 c. (2) http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:101211&theme=FEFU
  2. Белозор Ф.И. Социология управления [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. – 560 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8235
  3. Волков Ю.Е. Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие для магистрантов. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2014. – 398 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10979
  4. Гендерная экспертиза учебников для высшей школы: сборник статей / под ред. О. А. Ворониной. – М.: Московский центр гендерных исследований, 2005. –260 с. (1) http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:239258&theme=FEFU
  5. Гендерология и феминология: учебное пособие / [Л. Д. Ерохина, А. К. Ерохин, С. В. Коваленко и др.]. – М.: : Флинта, 2009. – 383 с. (3) http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:301413&theme=FEFU
  6. Гендер. Культура. Общество. Социология гендерных отношений : аспекты социальной антропологии и социальной работы : учебное пособие / [Н. И. Ловцова, Е. Р. Ярская-Смирнова, А. Ю. Слепухин и др.]; Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2006. – 314 с. (1) http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:267702&theme=FEFU
  7. Основы гендерной политики (гендерология) : учебное пособие для вузов. [Г. И. Климантова, М. Г. Котовская, Н. М. Степанова и др. ; под. ред. Г. И. Климантовой]. – М.: Перспектива, 2008. – 206 с. (2) http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:279428&theme=FEFU
  8. Петрова Р. Г. Гендерология и феминология: учебное пособие для вузов. – М.: Дашков и К°, 2010. – 271 с. (1) http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:29614&theme=FEFU

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1. Библиотека - http://opsychology.ru/literatura-po-psixologii-vospriyatiya-sajta/ психологической литературы

2. Библиотека Гумер - социология http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Konflikt/23.php

3. Библиотека образовательного портала «экономика, социология, менеджмент» http://ecsocman.edu.ru/

4. Библиотека психологической литературы -http://lib.ru/PSIHO/

5. Библиотека психологической литературы Флогистон - http://flogiston.ru/library

6. Библиотека учебной и научной литературы русского Гуманитарного интернет-университета http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx

7. Библиотека федерального портала «Российское образование» http://www.edu.ru/

8. Библиотека философского факультета МГУ http://www.philos.msu.ru/library.php

9. Библиотека ФОМ-клуба http://club.fom.ru

10. Марков, Б.В. Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I / Под ред. Б.В. Маркова, Ю.Н. Солонина, В.В. - Санкт-Петербург: Издательство «Петрополис», 2001. - С.100-122. http://anthropology.ru/ru/texts/markov/manglob.html

11. Осмысление глобального мира: кол. монография, отв. ред. Ю.Н. Москвич [Серия: Библиотека актуальной философии]. – Вып.1. – Красноярск: Изд-во «ЛИТЕРА-принт», 2007. - 176 с. http://www.dialog21.ru/biblio/actual_phil_1_.htm

12. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

13. Сводный каталог электронных библиотек на сервере МГУ http://www.lib.msu.ru/journal/Unilib/main.htm

14. Сирота Н.М. Глобализация: политические аспекты: Учебное пособие. - СПб.: ГУАП, 2007. – 84 с. http://window.edu.ru/resource/020/45020

15. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

16. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

17. Центральная библиотека образовательных ресурсов http://www.edulib.ru/

Наши рекомендации