Особенности фармацевтической экономики в рыночных условиях
1. Характеристики рыночной экономики.
Основы конкуренции и риск - менеджмента в фармбизнесе
Рыночная экономика - это саморегулирующаяся система хозяйства, в основе которой лежит преобладание частной собственности, свобода предпринимательской деятельности, купли-продажи не только потребительских товаров, но и средств производства.
Основными принципами рыночной экономики являются:
- свободный выбор видов и форм деятельности;
- принцип всеобщности, то есть неизбежность проникновения рыночных отношений во все сферы общественного производства;
- равноправие рыночных субъектов с различными формами собственности;
- саморегулирование хозяйственной деятельности;
- принцип договорных отношений;
- свободное ценообразование;
- самоокупаемость и самофинансирование;
- децентрализация и самостоятельность;
- экономическая ответственность;
- конкуренция;
- государственное регулирование рынка.
В условиях рыночных отношений роль государства ограничена, она заключается в установлении такой правовой структуры, которая облегчает функционирование свободных рынков. Для координации экономической деятельности используется система рынков и цен.
Рынок - это общественный институт, сводящий вместе покупателя и продавца для совершения ими сделки купли-продажи определенного товара и (или) услуги.
В результате проявления экономических отношений между производителями и потребителями на товар устанавливается цена, которая в определенной степени устраивает и продавца (он по этой цене может продать товар, а по более низкой цене продажа убыточная) и покупателя (он по этой цене может купить товар, а по более высокой цене покупка убыточная). Эта цена называется ценой рыночного равновесия, или равновесной ценой. Она уравновешивает спрос и предложение.
Отличительными особенностями рыночной экономики являются свобода предпринимательской деятельности и право частной собственности на средства производства. В ст. 8 Конституции РФ написано: "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Ст. 34 Основного Закона РФ гласит: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности".
Предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
В ст. 23 ГК РФ указано: "Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя"; согласно ст. 51, юридическое лицо также подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация предприятий осуществляется в соответствии с ФЗ РФ от 08.08.2001 N 129 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
На осуществление фармацевтической деятельности дополнительно необходимо получить особое разрешение-лицензию, так как данный вид деятельности согласно ФЗ РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию (ст. 17).
Согласно ст. 171 УК РФ, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, предполагает различного рода наказания в зависимости от тяжести последствий таких действий при нанесении ущерба гражданам, вплоть до лишения свободы на срок до трех лет.
В условиях рыночной экономики хозяйствующим субъектам предоставляется большая экономическая самостоятельность, которая выражается, прежде всего, в праве выбора направлений своей деятельности, определении организационно-правовой формы собственности, самостоятельном планировании работы.
В соответствии с ГК РФ организационно-правовые формы предпринимательства классифицируются следующим образом:
- хозяйственные товарищества;
- хозяйственные общества;
- производственные кооперативы;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме "полного товарищества" и "товарищества на вере" (иначе - "коммандитные товарищества"). Число участников не может быть менее двух. Участниками полных и коммандитных товариществ могут быть как индивидуальные предприниматели, так и коммерческие организации. Имущество таких товариществ создается за счет разделенных на доли вкладов участников, а капитал, необходимый для ведения дела, называется "складочным имуществом", или складочным капиталом. В "полном товариществе" все товарищи несут "солидарную" и "субсидиарную" ответственность за результаты хозяйственной деятельности.
В "товариществе на вере" наряду с полными "товарищами" в формировании складочного капитала принимают участие так называемые "коммандитисты", т.е. вкладчики, не принимающие участие в предпринимательской деятельности, но получающие прибыль и несущие риск убытков в пределах сумм сделанного вклада. Такая форма позволяет привлекать дополнительные капиталы.
Хозяйственные общества подразделяются на:
- общества с ограниченной ответственностью;
- общества с дополнительной ответственностью;
- акционерные общества.
Хозяйственные общества - коммерческие организации с разделенным на доли (вклады учредителей) уставным капиталом. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по обязательствам общества лично принадлежащим им имуществом, а риск убытков несут в пределах стоимости внесенного вклада. Участники общества с дополнительной ответственностью несут солидарную и субсидиарную ответственность по долгам общества. Названные организационно-правовые формы предпринимательства используются преимущественно небольшими по размерам предприятиями.
Акционерным является такое общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акция - это ценная бумага, свидетельствующая о доле собственности в уставном капитале общества. Прибыль, приходящаяся на акцию, называется дивидендом. Акционерные общества (АО) могут быть закрытого и открытого типа. Участники открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Закрытое акционерное общество - это общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц.
Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности. Важной характеристикой данной организационно-правовой формы хозяйственной деятельности является обязательность трудового участия в деятельности кооператива и распределение прибыли в соответствии с трудовым участием.
Государственные и муниципальные предприятия создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители. Уставный фонд унитарного предприятия неделим и полностью принадлежит на праве собственности единственному учредителю - государству или муниципальному образованию. Имущество унитарного предприятия может принадлежать ему на праве "хозяйственного ведения" или "оперативного управления".
Наибольшее распространение в аптечной службе получили муниципальные унитарные аптеки; аптеки, созданные в форме ООО; аптеки, являющиеся акционерными обществами, чаще закрытого типа.
При использовании рыночной модели хозяйствования товары и услуги производятся и предлагаются в условиях конкуренции. Конкуренция - это соперничество различных производителей (или продавцов) для достижения одной и той же цели. В качестве основной цели своей деятельности коммерческие организации преследуют извлечение прибыли. Но прибыль можно получить только через удовлетворение общественных потребностей путем реализации в необходимых объемах товаров, поэтому рыночная конкуренция, по сути, представляет собой форму борьбы за сбыт, за клиента, за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей.
Конкуренция - благо для потребителя. Только в условиях конкуренции потребитель может выбирать: что, у кого и по какой цене покупать. Возможность выбора означает, что потребитель становится относительно свободным от корыстолюбивого производителя. Благодаря свободному выбору, потребитель вынуждает производителя (продавца) заботиться о расширении ассортимента, повышении качества реализуемых товаров и снижении цен, улучшении сервиса обслуживания.
Поэтому конкуренция находится под защитой Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В этом законе, в частности, написано, что запрещается:
- вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов;
- необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
- необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.
Производителю (продавцу) в условиях конкуренции значительно труднее выжить (обеспечить сбыт своей продукции). Конкуренция является очень тонким и гибким механизмом, реагирующим на любые изменения рынка. В тот же самый момент, как произошли перемены, в лучшем положении оказываются те фирмы, которые больше к ним приспособлены. Наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия. Напротив, самые сильные фирмы могут даже в трудное время процветать. Конкурентоспособность аптеки определяется, прежде всего, умением в максимальной мере использовать в своих интересах рыночную ситуацию, которая сложилась или может сложиться в определенный промежуток времени, для увеличения товарооборота и получения максимальной прибыли.
В научной литературе можно встретить различные методы оценки конкурентоспособности предприятий обслуживающего сектора, к которым относят и аптеку. В частности, существует методика оценки конкурентоспособности аптечной организации, которая представляет собой сравнение ее характеристик с аналогичными показателями конкурентов с целью выявления конкурентных преимуществ. Все преимущества подразделяют на две группы: внешние и внутренние. Внутреннее конкурентное преимущество - это преимущество организации относительно затрат или управления. Оценка внутренних преимуществ предусматривает сбор и анализ финансовых показателей, а также данных, которые носят конфиденциальный характер. Как правило, такая информация недоступна. К внешним преимуществам относят:
- ассортимент ЛС и парафармацевтических товаров;
- уровень цен на товары и услуги, систему скидок;
- предоставляемые услуги;
- быстроту и качество обслуживания;
- качество обслуживания с точки зрения этических норм поведения провизора и другого обслуживающего персонала;
- интерьер торгового зала и оформление витрин;
- режим работы аптеки;
- конструкцию здания и удобный вход в аптеку;
- удобное месторасположение аптеки.
Можно рассчитать показатели конкурентоспособности аптеки по каждому внешнему преимуществу, используя формулу:
n
SUM qi x di
i=1
KCj = -------------- (1)
m
где: KCj - конкурентоспособность j-го конкурентного преимущества;
qi - оценка критерия, которая может быть равна 0 (не удовлетворяет посетителей); 0,5 (частично удовлетворяет) или 1 (полностью удовлетворяет);
di - количество посетителей, которые отдали предпочтение j-му критерию;
m - количество опрошенных посетителей.
При расчете интегрального показателя конкурентоспособности аптечной организации необходимо иметь в виду, что показатели внешних преимуществ имеют различную степень важности:
n
КСинтегр = SUM KCj x Gj (2)
i=1
где: KCj - показатель конкурентоспособности по j-му внешнему преимуществу;
Gj - вес j-гo показателя конкурентоспособности.
Чтобы обеспечить конкурентоспособность своей организации, необходимо:
- отслеживать тенденции развития фармацевтического рынка, определять свои собственные позиции на рынке;
- проводить STEP-анализ для оценки влияния социальных, технологических, экономических и политических факторов внешней среды;
- проводить анализ ближней (оперативной) среды конкурентов, потребителей, поставщиков и др.;
- формировать рыночную стратегию на успешное функционирование, изыскание возможностей повышения эффективности хозяйственной деятельности;
- знать сильные и слабые стороны свои и своих конкурентов (проводить SWOT-анализ).
С целью привлечения клиентов, завоевания большей доли рынка потребителей фирмы применяют методы стимулирования продаж: занимаются рекламой своей продукции по радио, телевидению, в печатных изданиях; предлагают бесплатные образцы; раздают подарки; объявляют конкурсы; организуют лотереи; оформляют демонстрационные витрины, стенды; распространяют информационные листки (проспекты, газеты); применяют скидки с цен на реализуемые товары; повышают сервис обслуживания (организуют справочно-информационные и консультационные службы, свободный доступ к товарам, осуществляют прием заказов по телефону и доставку лекарств на дом, выдачу предметов на прокат и т.п.).
Развитие и изменение рыночной ситуации на фармацевтическом рынке России осуществляется в условиях неопределенности, а, значит, финансовое будущее предпринимателей является непредсказуемым и связано с определенным риском.
Риск - это вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом.
В зависимости от основной причины возникновения можно выделить следующие виды рисков:
- политические риски возникают при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам, непосредственно не зависящим от хозяйствующего субъекта;
- коммерческие риски представляют собой опасность возникновения потерь в связи с осуществлением коммерческой деятельности;
- производственные риски связаны с производственной деятельностью;
- инвестиционные риски возникают в результате неосуществления какого-либо профинансированного мероприятия;
- инновационные риски могут иметь место при внедрении в работу предприятия инноваций (новшеств);
- имиджевые риски обусловлены подрывом авторитета (имиджа);
- физические риски - это риски, связанные с потерями имущества по причине краж, стихийных бедствий, порчи и т.п.
По величине понесенных потерь различают риск:
- допустимый;
- критический;
- катастрофический.
Допустимый риск сопровождается потерей части прибыли.
Критический риск характеризуется снижением выручки до уровня порога рентабельности.
Катастрофический риск сопровождается появлением убытков, приводит к банкротству, потере инвестиций и даже личного имущества.
Для определения риска пользуются статистическим, экспертным или комбинированным методами. При использовании статистического метода изучается статистика доходов и убытков анализируемого предприятия или аналогичных показателей, строится динамический ряд рентабельности деятельности, планируется будущая рентабельность. Используются следующие инструменты статистического метода: вариация, дисперсия и стандартное отклонение. Вариация - это изменение количественной оценки признака или перехода от одного случая к другому, например, изменение экономической рентабельности от одного месяца к другому. Вариация оценивается дисперсией, т.е. мерой разброса (рассеяния, отклонения) фактического значения признака от его среднего значения. Для оценки степени риска следует сначала определить среднюю экономическую рентабельность с учетом вероятности получения рентабельности на уровне того или иного прошлого периода в будущем, планируемом периоде. Нулевая вероятность будет означать невозможность получения отдачи, единичная - обязательное получение отдачи. Сумма вероятностей всех возможных вариантов получения отдачи должна быть равна единице. Среднее значение рентабельности определяется по формуле:
n
ЭР = SUM ЭР1 x р1 (3)
i
где: ЭР - значение экономической рентабельности;
р - значение вероятности.
Дисперсия (разброс) от среднего значения рентабельности определяется по формуле:
n
ЭР = SUM (ЭР1 - ЭР) x р1 (4)
i
Квадратный корень из величины дисперсии определяет стандартное отклонение, которое показывает степень риска: чем выше результат, тем рискованнее проект.
Статистические методы расчетов требуют значительного массива данных, которые не всегда могут быть доступны. Получение и обработка данных часто дороги. При недоступности или дороговизне информации можно воспользоваться другими методами.
Экспертный метод основывается на сборе и оценке мнений квалифицированных специалистов. Наиболее оптимальным вариантом для практики является сочетание статистического и экспертного методов оценки и прогноза вариантов.
Как экономическая категория, риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. Риском можно управлять, то есть использовать различные методы, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступления рискового события и принимать меры к снижению степени риска. Подобного рода действия называются риск-менеджментом. Риск-менеджмент фармацевтической организации - это планирование, организация, реализация и контроль экономически целесообразных мероприятий, направленных на сокращение рисков до приемлемого уровня.
К приемам риск-менеджмента можно отнести: избежание, удержание, передачу риска и снижение степени риска.
Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли.
Удержание риска - это оставление риска за инвестором, то есть на его ответственности (овладение риском).
Передача риска означает, что инвестор передает ответственность за риск кому-то другому, например страховой компании.
Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь.
Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются: мониторинг финансово-экономической деятельности; диверсификация; лимитирование; самострахование; страхование; факторинг; лизинг; франчайзинг.
Постоянный мониторинг экономических показателей аптечной организации позволит проанализировать тенденции, своевременно выявить слабые места в экономике, предупредить отрицательные результаты, изыскать резервы повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала. В частности, при формировании товарных запасов широкий ассортимент способствует снижению предпринимательского риска.
Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продаж, кредита и т.п. Хозяйствующими субъектами лимитирование применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.
Самострахование означает создание специального резервного фонда, средства которого могут использоваться в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности и для возмещения возможных убытков.
Страхование - это элемент производственных отношений по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов при наступлении страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Страхование означает принятие на себя страховщиком обязательства выплатить страхователю денежную компенсацию понесенных им в определенных ситуациях убытков. Несмотря на целый ряд финансовых рисков, участники фармацевтического рынка редко пользуются услугами страховых компаний.
Факторинг - вид финансовых услуг, оказываемых коммерческими банками. Суть этой услуги заключается в уступке требований к должнику. Фактически банк покупает у клиента дебиторскую задолженность, обычно в течение 2-3 дней оплачивая 70-80% требований в виде аванса. Оставшаяся часть выплачивается клиенту банком после поступления средств на его счета в виде погашения дебиторской задолженности.
Лизинг - долгосрочная аренда производственного оборудования. Лизинг осуществляется на основе договора между лизинговой компанией, приобретающей оборудование за свой счет и сдающей его в аренду на срок от 6 месяцев до нескольких лет, и фирмой-арендатором, которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. По истечении срока действия договора арендатор либо возвращает имущество лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора, либо выкупает имущество по остаточной стоимости.
Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупная корпорация (франчайзер) заключает договор с мелкими фирмами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной большой фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. Определенный процент прибыли дочерней организации уходит в головную организацию. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе. Процент убыточности в таких системах гораздо меньше, чем в других формах деятельности.
Каждый из методов снижения риска отличается степенью воздействия на риск в конкретной ситуации, а также необходимыми затратами на их реализацию. Это следует учитывать при оценке целесообразности и эффективности конкретных мер по снижению риска (рис. 2):
Рис. 2. Схема принятия решения о способе управления рисками
Потери | Вероятность | ||||
Близкая к нулю | Низкая | Небольшая | Средняя | Большая | Очень большая |
Незначите- льные | Принятие риска | Принятие риска или создание резервов, запасов | |||
Малые | Создание резервов, запасов | ||||
Допустимые | Создание резер- вов, запасов | Внешнее страхование или (и) разделение риска | Избежание риска | ||
Средние | Внешнее страхование или (и) разделение риска | Избежание риска | |||
Большие | Внешнее страхование или (и) разделение риска | Избежание риска | |||
Катастрофи- ческие | Внешнее страхо- вание или (и) разделение риска | Избежание риска |
2. Экономическая самостоятельность и ответственность
организаций в условиях рынка
Коммерческие аптечные организации в условиях рыночных отношений должны работать на принципах самоокупаемости и самофинансирования. Принцип самоокупаемости выражается в получении предприятием в результате своей финансово-хозяйственной деятельности дохода, позволяющего покрыть все расходы, учитываемые в целях налогообложения. Если предприятие получает доход в большем объеме, то у него появляется возможность за счет собственных средств (прибыли) финансировать мероприятия социального и экономического развития, таких как: укрепление материально-технической базы, приобретение средств вычислительной техники, улучшение условий труда и быта работников и т.п., в этом случае соблюдается принцип самофинансирования.
Однако прибыль - это не только доходы организации, но и разумные расходы, поэтому необходим учет расходования ресурсов и контроль за их рациональным и эффективным использованием. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты организации. Структура и состав расходов аптечной организации представлены на рис. 1.
Рис.1. Структура расходов аптечной организации
┌─────────┐
│ РАСХОДЫ │
└────┬────┘
┌───────────────────────────────┴────────────────────────────────────┐
┌─────────┴──────────┐ ┌─────────────────────────────┐ ┌────────┴──────────────┐
│Учитываемые в целях │ │Внереализационные расходы: │ │Не учитываемые в целях │
│налогообложения │ │обоснованные затраты на │ │налогообложения: │
│(издержки обращения)│ │осуществление деятельности, │ │- штрафы, пени и иные │
└─────────┬──────────┘ │непосредственно не связанной │ │санкции, перечисляемые │
┌──┴──────────────┬────────────┤с производством и реализацией│ │в бюджет; │
│ │ └─────────────────────────────┘ │- суммы платежей за │
┌──────┴──────┐ ┌─────┴────┐ │сверхнормативные │
│Связанные с │ │Расходы │ │выбросы загрязняющих │
│производством│ │на продажу│ │окружающую среду │
└──────┬──────┘ └─────┬────┘ │веществ; │
└─────────┬───────┘ │- в виде расходов на │
│ │создание и приобретение│
┌───────┴─────────┬───────────────┬─────────────────┐ │амортизируемого │
┌────────┴───────┐┌────────┴──────┐┌───────┴───────┐┌────────┴───────┐│имущества, оказание │
│Материальные ││Расходы ││Суммы ││Прочие расходы: ││материальной помощи, │
│затраты: ││на оплату ││начисленной ││связанные с ││оплаты путевок на │
│связанные с ││труда: ││амортизации: ││обеспечением ││санаторно-курортное │
│приобретением ││любые ││в соответствии ││нормальных усло-││лечение, научно- │
│производственных││начисления ││с нормой ││труда, контролем││исследовательских и │
│запасов, ││работникам ││амортизации, ││качества ле- ││опытно-конструкторских │
│инвентаря; ││в денежной ││определенной ││карств, приобре-││работ сверх размера, │
│содержанием и ││и (или) ││для каждого ││тением канцтова-││предусмотренного НК РФ │
│эксплуатацией ││натуральной ││конкретного ││ров, периодичес-││и т.д. │
│основных ││форме; ││объекта ││ких изданий, оп-│└───────────────────────┘
│средств; ││стимулирующие ││амортизируемого││латой информаци-│
│потери от ││начисления и ││имущества <*>, ││онных, консуль- │
│недостач и ││надбавки; ││исходя из его ││тационных, юри- │
│(или) порчи при ││компенсационные││срока ││дических услуг; │
│хранении и ││начисления, ││полезного ││почтовые, теле- │
│транспортировке ││связанные с ││использования ││фонные, телег- │
│товарно- ││режимом работы │└───────────────┘│рафные расходы; │
│материальных ││или условиями │ │нормируемые рас-│
│ценностей в ││труда, │ │ходы: командиро-│
│пределах норм ││предусмотренные│ │вочные, предста-│
│естественной ││нормами законо-│ │вительские, на │
│убыли; ││дательства РФ, │ │рекламу в преде-│
│технологические ││трудовыми и │ │лах установлен- │
│потери. ││коллективными │ │ных норм и др. │
└────────────────┘│договорами │ └────────────────┘
└───────────────┘
--------------------------------
<*> Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 рублей. Преимущественно это основные средства и нематериальные активы.
Кроме выше обозначенной классификации, расходы аптечного предприятия (издержки обращения), делят на условно постоянные и условно переменные. Постоянные издержки предприятие несет независимо от объема производимой и реализуемой продукции, они не меняются или меняются независимо от изменения объема продаж. Переменные издержки меняются вместе с изменением объема выпускаемой продукции, изменением объема продаж. Анализ издержек обращения с учетом их классификации на постоянные и переменные, а также знание суммы валового дохода от деятельности позволяет определить момент в реализации товара, с которого аптека начинает зарабатывать прибыль. Он называется порогом рентабельности (ПР), или точкой самоокупаемости. Порог рентабельности - это такая выручка от реализации (такой валовый доход), при котором предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли (рис. 2). <*>
--------------------------------
<*> Не приводится.
Порог рентабельности можно рассчитать по формуле:
ПР = ИО пост. : [(БП + ИО пер.) : ВД], (1)
где:
ИО пост. - издержки обращения постоянные;
ИО пер. - издержки обращения переменные;
БП - прибыль до налогообложения;
ВД - валовый доход.
Если в течение длительного времени расходы организации превышают суммы получаемых доходов, может возникнуть ситуация, называемая банкротством. Банкротство - это неспособность организации или индивидуального предпринимателя своевременно погашать свои долги. Признаком несостоятельности (банкротства) является неспособность хозяйствующего субъекта удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате соответствующих платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. При возникновении указанных обстоятельств арбитражным судом по заявлению должника, кредиторов либо уполномоченных органов может быть возбуждено дело о банкротстве, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей. При рассмотрении дела о банкротстве могут быть применены процедуры: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства, включая продажу имущества должника и направление полученных средств на удовлетворение требований кредиторов. При принятии к производству дел о несостоятельности (банкротстве) хозяйствующих субъектов проводится оценка их экономического состояния на основе системы показателей, характеризующих обеспеченность материально-техническими, трудовыми и финансовыми ресурсами, отражающих результаты финансово-хозяйственной деятельности, при этом особое внимание уделяется оценке структуры баланса.
Постановлением Правительства РФ от 20.05.94 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" утверждена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, базирующаяся на показателях текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами, а также на способности восстановить (утратить) платежеспособность.
Коэффициент текущей ликвидности () определяется как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных (текущих) активов в виде производственных запасов, готовой продукции, товарных остатков, дебиторской задолженности (по всем видам), денежных средств и пр. () к краткосрочным обязательствам (КО):
Атек стр. 290 - стр. 244
Ктл = ---- = ------------------- (2)
КО стр. 690
где: стр. - строка баланса.
Нормативное значение этого коэффициента - 2.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
(Косс) показывает, сколько собственного оборотного капитала приходится на 1 рубль оборотного актива:
П1 + ДК - А1 стр. 490 - стр. 244 + стр. 590 - стр. 190
Косс = ------------ = ----------------------------------------- (3)
А2 стр. 290 - стр. 244
где:
П1 - итог первого раздела пассива баланса;
ДК - сумма долгосрочных обязательств;
А1 - итог первого раздела актива баланса;
А2 - итог второго раздела актива баланса;
Нормативное значение этого показателя - 0,1.
Основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным, является выполнение одного из следующих условий:
- коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;
- коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.
В том случае, если хотя бы один из указанных коэффициентов имеет значение ниже нормативного, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности (Квпл) за период, установленный равным 6 месяцам, по формуле:
Кл.тл + -(Кл.тл - Кл.тл)
Т
Кв.пл. = ------------------------ (4)
Кл.тл норм
где:
К ктл - коэффициент текущей ликвидности на конец анализируемого периода;
К нтл - коэффициент текущей ликвидности на начало анализируемого периода;
К тл норм - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности;
Т - количество месяцев в анализируемом периоде.
Коэффициент восстановления платежеспособности, принимающий значение меньше 1, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время нет реальной возможности восстановить платежеспособность.
В случаях угрозы утраты платежеспособности, то есть когда коэффициент текущей ликвидности имеет значение, близкое к 2, а коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет значение, близкое к 0,1, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период, установленный равным 3 месяцам, по формуле:
Кл.об.кг + -(Кл.об.кг - Кл.об.нг)
Т
Ку.пл. = --------------------------------- (5)
Кл.об.норм
Коэффициент утраты платежеспособности, принимающий значение меньше 1, свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшее время имеется возможность утратить платежеспособность.
Улучшение платежеспособности предприятия неразрывно связано с политикой управления оборотными активами и текущими пассивами. Такая политика предпола