Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии
- Общие проблемы психологического консультирования, психотерапии и психокоррекции. Требования, предъявляемые к психологу и его работе. Психотерапевтическая служба и ее нормативная база.
Определение: Ярошевский: Психологическое Консультирование – это профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуаций, где в качестве пациентов могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора».
Требования к психологу-консультанту:
1. Ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту;
2.Практическая деятельность должна опираться на соответствующее морально- этические и юридические основы;
3.Деятельность направлена на достижение исключительно гуманных целей;
4. Уважения, достоинства и неприкосновенности личности клиента;
5.принцип честности и открытости (искренности);
6. Услуги, которые подтверждены его образованием, квалификацией, знаниями и умениями;
7. Апробированные методики, отвечающие современным общенаучным стандартам;
8. Поддерживать на высоком уровне свои профессиональных знания и умения;
9. Не вызывать необоснованых надежд и ожиданий со стороны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекомендаций, которые нельзя будет выполнить;
10. Разглашать или передавать третьим лицам данные о своих клиентах или о результатах консультирования без их согласия;
11. Несет личную ответственность за хранение в тайне информации, касающейся клиентов (соблюдать конфиденциальность).
Психотерапевтическая служба: учреждения и подразделений лечебно-профилактической сети, находящийся на одной территории обслуживания (района, города, области) – психотерапевтический кабинет, отделение, центр; кабинеты психологической разгрузки, психологической консультации, центры психологической реабилитации.
Нормативная база: Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»; Федеральные и региональные программы «Меры совершенствования психиатрической помощи» (по улучшению подготовки специалистов); Приказы Минздрава, определяющие направления и условия развития психотерапии.
База вкл. элементы:
— разработка стандартов и требований к подготовке специалистов,
— система образовательных учреждений, проводящих подготовку;
— совершенствование оснащения психотерапевтических кабинетов и отделений;
— развитие инфраструктуры психотерапевтической службы;
— сохранение единства учреждений, входящих в психотрапевтическую службу.
- Основные направления, цели психологического консультирования. Роль и место консультанта в консультировании. Структура процесса консультирования. Консультант и консультативный контакт. Профессиональная подготовка. Статус и основные профессиональные качества психолога-консультанта. Возможные ошибки при установлении контакта и их профилактика.
Направления и цели ПК:
Психоаналитическое направление: перевести в сознание вытесненный в бессознательный материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность.
Адлерианское направление: трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значемые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми.
Терапия поведения: исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению.
РЭПТ: устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход;
Ориентированная на клиента терапия: создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность.
Экзистенциальная терапия: помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственность за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы.
Структура процесса консультирования:
1.Исследование проблем. Контакт, эмпатия, невербальное поведение.
2.Двумерное определение проблем. Точно охарактеризовать проблему:
3.Идентификация альтернатив. Альтернативы решения. Открытые вопросы, список вариантов.
4.Планирование. Оценка выбранных альтернатив. Что подойдет в соответствии с опытом, готовностью измениться. Время, средства, способы.
5.Деятельность. Реализация плана. Помощь строить деятельность.
6.Оценка и обратная связь. Оценивается уровень достижения цели (степень разрешения проблемы). Уточнение плана решения.
Роль консультанта:
Психоаналитическое направление: анонимность, интерпретирует материал, научить связывать настоящее поведение с событиями прошлого.
Адлерианское: разделение ответственноти, уважение, равноценность позиций.
Терапия поведения: Консультант активной и директивной стороной; научить эффективному поведению.
РЭПТ: Роль учителя. К пониманию проблем, изменению поведения.
Ориентированная на клиента: искренность, эмпатия, поддержка.
Экзистенциальная терапия: контакт "человек — человек", равноценных людей, "здесь и теперь".
Ошибки:
1. Морализирование. Консультант «сходит» с партнерской позиции и предстает перед клиентом в роли «всеведающего гуру», дарующего просветление «заблудшей овце».
2. Контрперенос также может быть отнесен к разновидности некорректного поведения, поскольку, «не видя» клиента, консультант тем самым «обезличивает» его.
3. Самолюбование. Проявляется в игнорировании исповеди клиента и его мнения по поводу причин возникновения проблемы и способов ее разрешения.