Методики исследования внимания
Корректурная проб. Она используется для исследования устойчивости внимания и способности к его концентрации. Корректурная проба очень проста и не требует специальных приспособлений, кроме бланков и секундомера. Бланки представляют собой ряды букв, расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух букв по выбору экспериментатора. Можно каждые 30-60 секунд отмечать положение карандаша больного. Экспериментатор обращает внимание на количество ошибок, темп выполнения, распределение ошибок в течение опыта, характер ошибок (пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других букв и т.д.).
Счет по Крепелину. Методика предложена Крепелиным в 1895 г. Она применяется для исследования переключения внимания, а также работоспособности. На специальных бланках расположены столбцы цифр, которые испытуемый должен складывать или вычитать в уме, а на бланке записывать результат. После выполнения задания исследующий обращает внимание на количество ошибок, их распределение, объем выполненного задания, темп, способность переключаться, то есть делает вывод о работоспособности (истощаемости, врабатываемости), расстройствах внимания.
Отыскивание чисел на таблицах Шульте. Исследование проводят с помощью специальных таблиц, где хаотично расположены числа от 1 до 25. Испытуемый указкой показывает числа по порядку, называя их вслух, при этом фиксируется время выполнения задания. Таким образом исследуют темп сенсомоторных реакций, особенности переключения внимания, объем внимания, сосредоточенность (отвлекаемость), повышенную истощаемость по гиперстеническому или гипостеническому типу, врабатываемость.
При экспресс-диагностике внимания можно использовать две таблицы Шульте, которые предъявляют свидетельствуему в начале и конце исследования. В норме прочитывание таблицы занимает до 60 сек., нарушения считаются легкими в пределах 60-90 сек., умеренными 90-120 сек., прочитывание таблицы свыше 120 сек. свидетельствует о выраженном снижении произвольного внимания. Если время прочитывания превысило одну минуту, целесообразно дать больному для чтения 5 таблиц в начале исследования и в конце. Сравнение позволит выявить астенический компонент и оценить степень его выраженности.
Отсчитывание. Методика предложена Крепелиным. Испытуемый отсчитывает от ста одно и то же число (обычно 17, 13, 7, 3). Экспериментатором отмечаются паузы. Исследуется характер ошибок, следование инструкции, переключение, сосредоточенность, истощаемость внимания.
Избирательность внимания — методика Мюнстерберга. Буквенный текст, быстрее (норматив — две минуты) подчеркнуть скрытые в нем слова (25 слов). Регистрируются и ошибки — пропущенные и неправильно выделенные слова.
Мышление.
Классификация. Методика представляет собой набор карточек с изображением различных предметов, растений, живых существ. Изображения могут быть заменены надписями (словесная классификация). Испытуемый раскладывает предметы на группы так, чтобы предметы, находящиеся в одной группе, имели общие свойства (одежда, мебель, животные, измерительные приборы, люди). Затем испытуемый укрупняет группы. Способность выделить две или три группы на последнем этапе свидетельствует о высоком уровне обобщения.
Исключение. Также существует два варианта этой методики: словесный и предметный. Последний представляет из себя набор карточек с изображением четырех предметов, три из которых имеют между собой общее и их можно объединить в одну группу, а один из них существенно отличается, он должен быть исключен. Решение испытуемого на основе конкретно-ситуационного объединения предметов в группу свидетельствует о снижении уровня обобщения. Актуализация «слабых», чрезмерно обобщенных признаков свидетельствует об искажении процесса обобщения.
Образование аналогий. В методике «Простые аналогии» представлены пары слов (образцы), между которыми существуют определенные смысловые отношения. Испытуемому следует выделить пару слов по аналогии. Помимо словесного варианта можно использовать невербальный – таблицы Равена. Лицам со средним и высшим образованием можно предложить методику «сложные аналогии».
Сравнение и определение понятий. Для определения понятий нужно проанализировать множество признаков предмета или явления и выделить наиболее точное определение, то, в котором отмечается родовое и видовое различие. При сравнении предметов испытуемый использует анализ и синтез для разделения существенных признаков на общие для нескольких объектов и на различающие их. В качестве стимульного материала используют однородные понятия (танк-трактор, человек-животное) и разнородные (телега – ложка, ботинок – карандаш). Последние используются для диагностики искажения процессов обобщения.
Понимание переносного смысла пословиц и метафор. Можно просто предлагать испытуемому распространенные пословицы и метафоры для объяснения их переносного смысла. Есть вариант этой методики, когда для данной пословицы нужно найти соответствующую ей по значению фразу или другую пословицу. Этот вариант помогает тем испытуемым, которые понимают значение переносного смысла, но затрудняются вербализовать понимаемое. Еще одна модификация: серию табличек, на которых написаны пословицы или метафоры, соотнести по смыслу с фразами, которых по количеству гораздо больше пословиц. Последняя модификация чаще используется для выявления нарушений мышления по шизофреническому типу, а также при трудностях вербализации понимаемого переносного смысла, когда фраза облегчает объяснение.
Пиктограммы. Испытуемому предлагают нарисовать несложный рисунок для запоминания названных ему 16 слов и словосочетаний. Среди них обязательно должны быть эмоционально окрашенные, абстрактные и конкретные. После выполнения задания анализируется характер смысловых связей между стимульным словом и рисунком. Смысловые связи могут быть содержательные или слабые. Способность выполнять пиктограмму свидетельствует о доступности для испытуемого обобщенной символизации слова и др.
Исследование интеллекта.
Понятие интеллекта. Факторные модели интеллекта (Спирмен, Гилфорд, Кеттелл). Из истории возникновения тестов интеллекта. Шкалы Бине – Симона. Тест структуры интеллекта Д.Векслера, Р.Амтхауера. Прогрессивные матрицы Дж.Равена. Отечественные исследования в области диагностики умственного развития (ШТУР, Айзенка).
Интеллект – уровень способности пользоваться мыслительными операциями. Благодаря этим способностям, адаптироваться к окружающей среде, к обстоятоятельсвам жизни.
Факторные модели:
Спирмен: генеральный фактор интеллекта (фактор G) – умственная энергия. Роль максимальная в математических и абстрактных тестах, минимум в сенсомоторных действиях.
Гилфорд: модель S—О—R (стимул—операция—ответ). Существование не менее 120 факторов интеллекта.
Предъявляемая информация (S):1) образная — образы восприятия и памяти; 2) символическая — в виде знаков: буквы, цифры; 3) семантическая — идеи и понятия; 4) поведенческая— информация в невербальной форме.
Операции по обработке информации (О): 1) узнавание и понимание информации; 2) запоминание информации; 3) дивергентное мышление; 4) конвергентное мышление; 5) оценки — сравнение и оценка инфы.
Результаты (R): 1) единицы — отдельные сведения; 2) классы — совокупность сведений; 3) отношения — выражают связи между единицами информации; 4) системы - блоками, состоящими из элементов и связей; 5) трансформации — модификации информации; 6) импликации — выводы из имеющейся информации.
Т.о. 120 различных способностей образуются сочетания операций, содержаний и продуктов мыслительной деятельности (5x4x6).
Кеттелл: два фактора: фактор "связанного интеллекта" и фактор "текучего интеллекта". "Связанный интеллект" - меру овладения культурой общества, к которому принадлежит индивид (Диагностируется тестами на запас слов, чтение, учет социальных нормативов).
«Текучий интеллект" - возможности быстро и точно перерабатывать информацию (тесты на выявление закономерности в ряду фигур и цифр, объем оперативной памяти, пространственные операции). + 3 дополнительных парциальных фактора: "визуализация" - способность манипулировать образами, "память" - способность сохранять и воспроизводить информацию, "скорость" - способность поддерживать высокий темп реагирования.
Уровень развития факторов определяется опытом взаимодействия с окружающей средой.
Шкалы Бине-Симона (тест интеллекта). Включает ряд заданий, которые объединены в группы по возрасту испытуемого. Возраст 3 года. Показать свои глаза, нос, рот. Повторить по памяти два числа. Назвать свою фамилию. 4 года. Назвать свой пол. Сравнить длину линий. 5 лет. Срисовать квадрат. Сосчитать четыре предмета. 6 лет. Определить время дня. Срисовать ромб. Сосчитать 30 предметов. 7 лет. Различить правую и левую стороны. Называть четыре основных цвета.
Тест структуры интеллекта Векслера. Основан на иерархической модели интеллекта, диагностирует общий интеллект и его составляющие - вербальный и невербальный.
Включает 11 субтестов, разделенных на 2 группы: 6 вербальных и 5 невербальных. Каждый тест от 10 до 30 усложняющихся вопросов и заданий.
Вербальные: задания на общую осведомленность, понятливость, способности, нахождение сходства, воспроизведения цифровых рядов и т. д.
Невербальные: шифровка, нахождение недостающих деталей в картине, определение последовательности картин, сложение фигур. Выполнение оценивают в баллах, перевод в шкальные оценки, анализировать разброс. Какие стороны интел. деятельности сформированы хуже, как могут компенсироваться.
Прогрессивные матрицы Дж. Равена.Применяется для тестирования разного возраста, образования, национальности и физического состояния. Для диагностики уровня интеллекта, основанная на работе наглядного мышления по аналогии. Дж. Равен: умственные способности вкл. 2 компонента: 1) продуктивный - способность выявлять связи и соотношения, приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации; 2) репродуктивный - способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию.
Тест ориентирована на диагностику способности к выявлению закономерностей в организации серий последовательно усложняющихся геометрических фигур, для измерения продуктивных возможностей интеллекта.
ШТУР.Школьный тест умственного развития подростков - 7-9 классов. Состоит из 6 субтестов, каждый включает от 15 до 25 заданий: «осведомленность» (2 субтеста), «аналогии», «классификации», «обобщение», «числовые ряды». 2 формы теста: А и Б. Два 1-х субтеста: выявление общей осведомленности. 3-ий субтест: выявление умения устанавливать аналогии, 4 - логические классификации, 5 - логические обобщения, 6 - нахождение правила построения числового ряда.
Тест групповой. Время ограничено.
Айзенк.Для оценки интеллектуальных способностей от 18 до 50 лет, имеющих образование не ниже среднего. Результат в виде коэффициента интеллекта (IQ) — количественная оценка уровня интеллекта. Тест рассчитан на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности). Результаты описывается нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110 и по 25 % — ниже 90 и выше 110. Значение IQ менее 70 - умственная отсталость.