Развитие методологии как науки.
Методология и философия Античности и Средневековья, Нового времени, XVIII – XIX вв., позитивизм. Неопозитивизм. Новый этап в развитии методологии науки – постпозитивизм. Проблемы отечественной методологии. Рефлексивность современного научного познания.
Методология – система принципов, способов и правил организации и построения различных видов теоретической и практической деятельности человека, а также учение об этой системе. Учение о методах и принципах познания.
1. Методология и философия Античности:Сократ, Платон и Аристотель: разработаны логические основы познания.
Сократ - метод индуктивного доказательства и диалог как диалектический метод поиска истины. Платон- развил представление о познании как оперировании понятиями.
Аристотель - теория аналитического силлогизма, который исходит из достоверных посылок и приводит путем логического умозаключения к достоверному знанию.
2. Средневековье:философия и психология находились под влиянием церкви. «Бритва Оккама» — методологический принцип научного познания, сформулированный У. Оккамом (1285—1349): понятия, несводимые к интуитивному знанию и не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены из науки: «сущности не надо умножать без надобности».
3. Новое время:При разработке проблем, связанных с методологией, и методов познания, ученые разделились на два течения – эмпирическое (источник знаний – чувственый опыт, Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистическое (источник знаний – разум, Декарт, Лейбниц).
Ф. Бэкон (1561—1626): Два раздела философского знания: Божественная философия (предмет изучения – бог) и естественная философия (предмет - природа и человек), которая делится на теоретическую и практическую.
Р. Декарт (1596—1650): дуализм (качественное различие материи и неделимой мыслящей субстанции). "Рассуждение о методе" - 4 правила, которыми должен руководствоваться исследователь, дабы достичь объективности: 1. Правило очевидности, 2. П простоты, 3. П перехода от простого к сложному, 4. П контроля (постояный надзор со стороны мысли за ходом исследовательского процесса на всех этапах).
Дж. Локк: В основе знания лежат простые идеи, при помощи соединения, сопоставления и абстрагирования разум создает на основе простых идей сложные. Источник для развития разума - опыт. Два источника и типа опыта - ощущение материальных предметов и внутренняя деятельность души. Из них возникают два разных типа "простых идей": "идеи ощущения" и "идеи рефлексии". Локк выделяет 3 уровня познания: 1. чувственный; 2. демонстративный (доказательный); 3. интуитивный
4. 18-19 века:труды И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Ф. В. Гегеля. И. Кант исследовал соотношение между формой и содержанием познания. Гегель: принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Система диалектического идеализма, 3 закона диалектики: 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Развитие происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей.
5. Позитивизм — направление философской мысли, переоценивающее роль непосредственного опыта, требующее прямой эмпирической проверки каждого отдельного утверждения и принижающее роль теоретического знания (особенно философского).
Основоположник Огюст Конт, Г.Спенсер и д.р. 19 век.
С точки зрения ортодоксального позитивизма наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?». Критерием истинности выступает опыт, узко понимаемый как совокупность чувственных переживаний. Эмпиризм и исчисление логики высказываний являются для позитивизма основными критериями научного знания.
6.Возникший в XX в. 30-х гг. неопозитивизм проставил акцент на роли знаково-теоретических средств научного мышления (прежде всего языка).
Основным средством описания и анализа научного знания в неопозитивизме становится аппарат математической логики. Чувственно воспринимаемые факты были заменены протокольными предложениями.
Принцип верифицируемости (подлинно научное высказывание должно быть логически выводимо из данных чувственного опыта, зафиксированно в научном наблюдении, т. е. из «простых протокольных утверждений»). По-своему решалась проблема соотношения знания и языка в одном из направлений неопозитивизма — общей семантике (исследуется соотношение языковой и действительной картины мира, рассматривается опасность для человеческого познания подмены одного другим). Общая семантика утверждает, что поведение человека полностью или в решающей степени задано словом. Основоположник - А. Кожибский. Его работы оказали большое влияние на взгляды Г. Бейтсона и Ф. Перлза.
7. Постпозитивизм: методологического знания начался с конца 50-х гг. и представлен:
Т.Кун (1922—1995): общие закономерности развития научного знания. В развитии науки два основных периода — допарадигмальный (накопление фактов, относящихся к данной области, которые легко поддаются поверхностному наблюдению) и парадигмальный (наступает тогда, когда научное сообщество принимает некоторую научную парадигму, т. е. признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения). Научные теории, которые становятся парадигмами, Т. Кун называл парадигмальными теориями.
Имре Лакатос (1922—1974): В структуру исследовательской программы входят: «жесткое ядро» (условно не опровергаемые фундаментальные допущения программы); «защитный пояс», состоящий из вспомогательных гипотез (он обеспечивает сохранность «жесткого ядра» от опровержений и может быть модифицирован частично или полностью заменен при столкновении с контрпримерами); нормативные правила исследовательской программы, предписывающие, какие пути наиболее перспективны для дальнейшего исследования («положительная эвристика»); нормативные правила, указывающие на то, каких путей следует избегать («негативная эвристика»).
М. Полани: концепция личностного знания (в любом знании может быть выделено два уровня — теоретическое (или явное) и личностное (неявное) знание.