Онтогенетическое направление.
Теория развития мышления ребенка, предложенная Пиаже, получила название «операциональной» - операция – внутреннее действие, продукт преобразования («интереоризация»)
Пиаже: 4 стадии развития детей:
1.Стадия сенсорного интеллекта (до 2 л.) – Способность принимать и позновать предметы реального мира. Под познанием предметов предпологается осмысление их свойств и признаков. К концу первой стадии ребенок становиться субьектом, осознает свое «Я». Все поведенческие и интеллектуальные акты ребенка сосредоточены на координации восприятия и движений
· формирование «сенсорно/моторных схем» предметов
2.Стадия дооперационного интеллекта (2-7) – характеризуется развитием речи,активизируется процесс интериаризации внешних действий с предметами, форимруется наглядное представление. Ребенок не способен к доказательству, рассуждению.
· до 5 лет. суждения о предмете единичные (категориальны и относятся к наглядной действительности, все сводится ими к частному, знакомому);
· 6 лет – хорошо мыслит образно – слабо развиты логичские операции);
В тоже время наблюдается ошибочная классификация предметов из-за использования случайных или второстепенных признаков.
· детск. эгоцентризм: выражается в трудности принятия позиции др. чел.
3. Стадия конкретных операций с предметами (8-11) –способность к рассуждению, доказательству, соотнесению разных точек зрения.
· Логические операции, нуждаются в опоре на наглядность. Мыслит и ведет себя как взрослый, но только в конкретных ситуациях. Нет высокого уровня обобщения или абстракции.
4.Стадия формальных операций (12-15) – Появляется возможность абстрагироваться. Мышление по законам формальной логики.
Пиаже считал, что мышление развивается вместе с развитием мозга и ЦНС и что при обучении необходимо учитывать эти закономерности.
Процесс познавательной адаптации складывается из двух разнонаправленных процессов — ассимиляции и аккомодации.
Ассимиляция сравнима с перевариванием пищи: решение проблемной ситуации происходит с помощью имеющихся схем действия или когнитивных схем. При чтении происходит ассимиляция информации. Используя общую «схему хватания», ребенок может брать самые различные объекты.
Аккомодация — это изменение схем применительно к новой ситуации, к новой задаче; она обеспечивает вариабельность, развитие, выработку новых схем. Ребенок научается по-разному подготавливать руки, пальцы, в зависимости от того, протягивают ли ему листок бумаги или мячик (схема хватания подверглась аккомодации).
Факторные теории личностибыли ориентированы на эмпирические исследования индивид. различий личности.
Ч. Спирмен разработал двухфакторную модель анализа.G-фактор, «гениальный» фактор иетеллекта. Некая «уственная энергия». G- фактору подчинены S – факторы, характеризующии специфику каждого тестового задания, либо того или иного вида интеллектуальной активности. В дальнейшем модель дополнилась, факторами отвечающеми за механические, арифметические, лингвистические (вербалные) способности. Они оказались между G –S факторами. Что привело модель Спирмена в иерархическую модель.
Л. Тэрстоун вывел семь таких способностей, которые он назвал первичными умственными потенцеалами. S- пространственный; P- восприятие (детализировать зрительные образы);
N- вычислительные (арифметическиеие действия); V- вербальное понимание (значение текстов и слов);
F- беглость речи; M- память; R- логическое рассуждение.
Теория Р. Б. Кэттелла исходит из теории черт и построения на их основе личностного профиля.
Два фактора- «свободный» (текучий) и «связный», фактор «связного» интеллекта. Оределяет совокупность знаний, навыков личност, которые индивит приобрел в процессе социализации, с раннего детства до конца ижизни.Фактором «свободного» интеллекта. Оредляют первичное накопление знаний.
Теория Г. Ю. Айзенкапостроена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамических свойств (экстраверсия — интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства относчтся к типам общего уровня иерархичности, организации структуры личности.
Теория Дж. П. Гилфорда.Личность как иерархическая структура черт от широких типов на вершине через первичные черты к гексам (специфическим диспозициям, подобным навыкам) и к специфическим действиям на нижнем уровне. В структуре личности выделяет три сферы: способностей, темперамента и гормическую сферу (динамические черты, по Кэттеллу). Каждый фактор Гилфорд рассматривает как более общую функцию, проявляющуюся в поведении.
Модель основона на 3-х критериях.
1. Тип выполняемой умственной операции (оценка,конвергенция, дивергенция, запоминание, познание).
2. Содержание материала интеллектуальной деятельности (объяктивное, символическое, семантическое, поведение).
3. Разновидность конечного продукта (еденицы, классы, отношения, системы. Трансформация, рассуждение).
Интллект нельзя рассматривать как одну способность.
Теория Д. Вернона, в которой выделяются три иерархических уровня. На самом верху находится общий интеллект, далее следуют два основных групповых фактора: вербально-числовой и практически-механически-пространственный. На третьем уровне находятся факторы, отвечающие за специальные способности: техническое мышление, арифметическую способность и пр.; внизу иерархического дерева помещаются более частные субфакторы.
Модель Векслеравключает в себя три уровня: 1) уровень общего интеллекта; 2) уровень «групповых» факторов, а именно: невербального интеллекта и вербального интеллекта и 3) уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам. Интеллект как способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром.
Теории Стернберг: 3 вида инт-та:
1) исполнительный (компонентный): процесс восприятия, сохранения в кротковременную и долговременную памяти + счет, сравнение, успешность решения интеллектуальных задач;
2) эмпирический интеллект: способность справляться с непонятной ситуацией и автоматизировать некоторые процессы;
3) ситуативный интеллект: решение каждодневных проблем (практический); решение проблем с окружением (собственно ситуативный). Гарднер – целостность интеллекта + 6 компонентов: 1-3: лингвистический, логико-математический, пространственный; 3 другие: музыкальный (ритм, слух), кинестетический (способность управлять своим телом), личностный (внутреннее управление чувствами и эмоциями, способность понимать др. людей и пргнозировать их действия)
Р.Стернберга. Он объясняет различия в интеллектуальной продуктивности различиями когнитивных структур индивидов. Стернберг выделяет три типа компонентов интеллекта, отвечающих за переработку информации:
1. Метакомпоненты - процессы управления, которые регулируют конкретные процессы переработки информации. Относятся: 1) признание существования проблемы; 2) осознание проблемы и отбор процессов, пригодных для ее решения; 3) выбор стратегии; 4) выбор ментальной репрезентации; 5) распределение "умственных ресурсов"; 6) контроль за ходом решения проблем; 7) оценка эффективности решения.
2. Исполнительные компоненты - процессы более низкого уровня иерархии. В частности, в так называемый процесс "индуктивного мышления" (успешность его определяется фактором G) входят: кодирование, выявление отношений, приведение в соответствие, применение сравнения, обоснование, ответ.
Эта часть концепции Стернберга наименее детализирована и обоснована.
3. Компоненты приобретения знаний необходимы для того, чтобы субъект научился делать то, что делают метакомпоненты и исполнительные компоненты. К их числу он относит: 1) избирательное кодирование; 2) избирательное комбинирование; 3) избирательное сравнение.
Главное для человека в ходе познания - отделить релевантную информацию от нерелевантной, сформировать из отобранной информации непротиворечивое целое.
История психологии