Тема 1.2. Индивидуальное (онтогенетическое) развитие организма..

Основные понятия и термины по теме:

Самoрегуляция. Рост и раз­витие человека.

План изучения темы:

1. Гомеостаз и регуляция функций в организме.

2. Понятие роста и развития.

3. Закономерности онтогенетического развития.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Организм человека представляет собой сложнейшую систему иерархически организован­ных подсистем и систем, объединенных общностью строения и вы­полняемой функцией. Элементом системы является клетка.Совокупность клеток, сход­ных по происхождению, строению и функции, образует ткань. Ткани образуют органы. Органы, совместно выполняющие определенную функцию, образуют систему органов.

Все процессы жизнедеятельности организма могут осуществляться только при условии сохранения относительного постоянства внутренней среды организма. К внутренней среде организмаотносят кровь, лимфу и тканевую жидкость, с которой клетки непосредственно сопри­касаются. Способность сохранять постоянство химического состава и фи­зико-химических свойств внутренней среды называют гомеостазом.

В организме непрерывно происходят процессы саморегуляции физиологических функций, создающие необходимые для существо­вания организма условия. Самoрегуляция - свойство биологических систем устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уров­не те или иные физиологические или другие биологические показатели.

Процессы роста и развития явля­ются общебиологическими свойствами живой материи. Рост и раз­витие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйце­клетки, представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течение всей его жизни. К важным зако­номерностям роста и развития детей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохрония и явления опере­жающего созревания жизненно важных функциональных систем.

В процессе онтогенеза отдель­ные органы и системы созревают постепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодов развития. «Биологический возраст» или возраст развития. Основными критериями биологического возраста являются:

1) скелетная зрелость

2) зубная зрелость

3) степень развития вторичных половых признаков

Факторы влияющие на индивидуальное развитие подразделяются на наследственные и средовые

(влияние внешней среды ) . Степень наследственного влияния не одинакова на разных этапах роста и развития.

Влияние факторов внешней среды: Исследования процессов роста у детей и подростков в различных географических зонах показали, что климат не влияет на рост и развитие, если условия не экстремальные. Адаптация к экстремальным условиям сказывается на росте и развитии организма.

Среди размеров тела выявляют тотальные и парциальные. Тотальные размеры тела – основные показатели физического развития человека. К ним относят длина и масса тела, а так же обхват груди. Парциальные - характеризуют длину частей тела.

Пропорции тела зависят от возраста и пола человека, как правило, индивидуальны.

Наибольший прирост длины тела наблюдается на первом году жизни – 23,5 см. В период от 1 до 10, этот показатель уменьшается на 10 – 5 см. Масса тела с первых дней жизни и примерно до 25 лет у большинства людей постепенно увеличивается, затем остается без изменений , после 60 уменьшается.

У мужчин средняя масса тела – 52-75 кг, у женщин – 47- 70кг.

В пожилом и старческом возрасте прослеживаются характерные изменения не только размеров и массы тела, но и его строение.

За последнее время отмечается заметное ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков – акселерация.

Индивидуальное развитие – происходит во все периоды жизни – от зачатия до смерти. Выделяются два периода: до рождения ( внутриутробный) и после рождения ( внеутробный).

Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности внешнего облика и внутреннего строения, наличие которых определяется двумя факторами. Это наследственность, черты унаследованные от своих родителей, а так же результат влияния внешней среды, в которой человек растет, развивается, учится, работает.

Во внутриутробном периоде, в течении 280 суток (9 месяцев) зародыш располагается в теле матери. В течении первых 8 недель происходят основные процессы формирования органов и частей тела – эмбриональный период. С 9-недельного возраста, когда начинают обозначаться основные внешние человеческие черты, организм называют плодом – плодный период.

Развитие нового организма начинается с процесса оплодотворения (слияние сперматозоида с яйцеклеткой), которое происходит обычно в маточной трубе.

Слившиеся половые клетки образуют – зиготу – одноклеточный зародыш (46 хромосом). Пол будущего ребенка определяется комбинацией хромосом в зиготе и зависит от половых хромосом отца. XX – женский пол, XY – мужской пол.

Первая неделя развития зародыша – это период дробления зиготы на дочерние клетки. В результате деления зиготы образуется многоклеточный пузырек – бластула с полостью внутри. Стенки пузырька состоят из клеток двух видов: крупных и мелких. Из наружного слоя мелких клеток формируются стенки пузырька – трофобласт. Из внутренних клеток – образуется зародыш. В будущем трофобласт превращается в питательную оболочку – ворсинчатая оболочка.

Развивается новый орган – плацента. Плацента – орган связывающий материнский организм с зародышем и обеспечивающий его питанием.

Вторая неделя – стадия когда клетки разделяются на два слоя, зародыш представляет собой двухслойный щиток. К концу второй недели длина зародыша составляет 1,5 мм. В этот период щиток в задней части утолщается, там начинает образовываться хорда, нервная трубка.

Третья неделя – период образования трехслойного щитка. Образуется клеточный валик вдоль зародыша. В головной части клетки растут быстрее, образуется небольшое возвышение – первичный узелок. Образуется нервная трубка, в дальнейшем из нее развивается вся нервная система. В задней части проникает пальцевидный вырост – алантоис, который у человека определенной функции не выполняет. По ходу аллантоиса прорастают кровеносные сосуды.

В области наружного листка видна нервная трубка, а глубже спинная струна ( появляются осевые органы зародыша человека. К концу третьей недели длина зародыша составляет 2 – 3 мм.

Четвертая неделя – зародыш начинает изгибаться в поперечном и продольном направлениях, щиток становиться выпуклым. Эктодерма покрывает все тело зародыша со всех сторон, в дальнейшем из нее образуется нервная система, эпителиальная выстилка ротовой полости, анального отдела прямой кишки. Мезодерма дает начало всем органам, сердечнососудистой системе, органам опорно-двигательного аппарата, собственной коже.Длина зародыша к концу 4 недели равна 4 – 5 мм. На пятой и восьмой недели продолжается формирование органов. Появляются зачатки ног и рук. Три месяца дальнейший рост и развитие органов и частей тела. Развиваются наружные половые органы, закладываются ногти на пальцах.Пятый месяц видны брови и ресницы, длина 24,3 см.Седьмой месяц открываются веки начинается накопления жира в подкожной клетчатки. На десятом месяце (длина 51 см.) плод рождается.

Лабораторные работы –«не предусмотрено»

Практические занятия:

1. Индивидуальное развитие организма

Задания для самостоятельного выполнения:

Выпуск стенгазет и плакатов на тему «Влияние образа жизни матери на внутриутробное развитие организма»

Форма контроля самостоятельной работы:

Оценка деятельности студента при выполнении внеаудиторных самостоятельных работ. Оценка стенгазет и плакатов.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.Дайте определение самoрегуляции.

2.Что относят к важным зако­номерностям роста и развития детей?

Наши рекомендации