Всемирная Организация Здравоохранения, структура и основные направления деятельности.
ВОЗ – это крупнейшая международная медицинская организация. Основной целью ее деятельности является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. В уставе ВОЗ впервые на международном уровне было провозглашено право каждого человека на здоровье, утвержден принцип ответственности правительства за здоровье своих народов, а также указано на нерасторжимую связь здоровья с международной безопасностью и укреплением науки. Всемирная организация здравоохранения была создана после Второй мировой войны, когда в политической и социально-экономической жизни стран мира произошли большие изменения.
Структура ВОЗ.
Высшим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоохранения, которая состоит из делегатов, представляющих государства – члены ВОЗ, от каждой страны выделяется не более 3 делегатов, один из которых является главой делегации. Делегаты, как правило, являются сотрудниками ведомства здравоохранения своей страны. Они должны обладать высокой квалификацией и специальными знаниями в области здравоохранения. Обычно делегатов сопровождают советники, эксперты и технический персонал. Очередные сессии Ассамблеи созываются ежегодно. Ассамблеи определяют направления деятельности ВОЗ, рассматривают и утверждают перспективные и годовые планы работ, бюджет, вопросы приема новых членов и лишения права голоса, назначают Генерального директора ВОЗ, рассматривают вопросы сотрудничества с другими организациями, устанавливают санитарные и карантинные требования, правила-стандарты в отношении безвредности, чистоты и силы биологических и фармацевтических продуктов, имеющих обращение в международной торговле. Между сессиями Ассамблеи высшим органом ВОЗ является Исполком, который собирается на очередные сессии 2 раза в год – в январе и в мае. Исполком состоит из 32 членов – представителей государства, избираемых на 3 года.
Центральный административный орган ВОЗ – это Секретариат, возглавляемый Генеральным директором, который избирается Ассамблеей сроком на 5 лет по представлению Исполкома. Штаб-квартира секретариата находится в Женеве.
Генеральный директор выполняет все поручения Ассамблеи и Исполкома, ежегодно представляет Ассамблее отчеты о работе организации, руководит повседневной деятельностью аппарата, составляющего секретариат, а также составляет финансовые отчеты и бюджетные сметы. У Генерального директора 6 помощников, один из них представитель Российской Федерации.
Согласно Уставу, ВОЗ функционирует как руководящий и координирующий орган в международной работе по здравоохранению.
ВОЗ разрабатывает и совершенствует международные стандарты, номенклатуру и классификации болезней, содействует их распространению.
Кроме того, ВОЗ организует проведение медицинских исследований, оказывает техническое содействие правительствам в укреплении национального здравоохранения. ВОЗ содействует принятию и выполнению международных конвенций, соглашений и правил в области здравоохранения.
Основными направлениями деятельности ВОЗ являются:
- укрепление и совершенствование служб здравоохранения;
- предупреждение инфекционных и неинфекционных заболеваний и борьба с ними;
- охрана и оздоровление окружающей среды;
- охрана здоровья матери и ребенка;
- подготовка медицинских кадров;
- санитарная статистика;
- развитие медико-биологических исследований.
77. Контроль качества медицинской помощи. Компоненты качества медицинской помощи (структурное качество, качество технологии, качество результата).
В последние годы вопросы контроля качества медицинской помощи являются наиболее острыми для российского здравоохранения. В числе основных причин повышения их актуальности можно указать три обстоятельства. Первое заключается в появлении медицинских учреждений негосударственных форм собственности. По отношению к ним старая система контроля стала неэффективной. Второе: проводимые в отечественном здравоохранении реформы были направлены, прежде всего, на экономические аспекты. Отрасль в целом и каждое ЛПУ в отдельности заняты не только поиском дополнительного финансирования, но и путей снижения издержек на оказание медицинской помощи, что, в свою очередь, может неблагоприятно сказаться на качестве медицинской помощи. Третье обстоятельство заключается в неотработанности правовой базы контроля качества медицинской помощи.
качество медицинской помощи можно определить как оценку медицинской деятельности по отношению к больному с 4-х позиций:
1) доступности медицинской помощи;
2) безопасности медицинской помощи;
3) оптимальности медицинской помощи;
4) удовлетворенности пациента.
Принято выделять 3 компонента качества медицинской помощи и соответственно три подхода к обеспечению и оценке качества:
— структурное качество (структурный подход);
— качество технологии (процессуальный подход);
— качество результата (результативный подход).
Структурное качество — это компонент качества медицинской помощи, описывающий условия ее оказания. В понятие «условия» включаются: квалификация кадров, наличие и состояние оборудования, рациональность использования оборудования, состояние зданий и помещений, лекарственное обеспечение в медицинском учреждении, наличие и пополнение расходных материалов и т.д. Структурное качество может определяться как по отношению к медицинскому учреждению в целом, с его материально-технической базой, кадровым обеспечением, организацией работы, сервисными условиями (в этом случае говорят о возможностях ЛПУ оказывать медицинские услуги должного уровня), так и к каждому медицинскому работнику в отдельности. В последнем случае оценивается его профессиональные качества, т.е. сумма умений, знаний, навыков выполнения конкретных лечебно-диагностических манипуляции.
Качество технологии — это компонент медицинской помощи, описывающий насколько комплекс лечебно-диагностических мероприятий, оказанных конкретному больному, был оптимален.
Важный принцип, лежащей в основе процессуального подхода к системе обеспечения качества — это создание таких условий, когда ошибка конкретного исполнителя или случайное отклонение от нормального процесса выполнения медицинской технологии не приводит к ухудшению результата медицинской помощи.
Качество результата — это компонент качества медицинской помощи, описывающий отношение фактически достигнутых результатов с реально достижимым (планируемыми). В зависимости от оцениваемого объекта под планируемыми результатами можно понимать:
— динамику состояния здоровья конкретного пациента;
— результаты лечения всех больных в ЛПУ за отчетный период;
— состояние здоровья населения территории.
78. Система обеспечения качества медицинской помощи (3 элемента). Основные средства контроля качества медицинской помощи.
Система обеспечения качества медицинской помощи состоит из 3-х элементов. К ним относятся:
1) участники контроля (т.е. те, кто должен осуществлять контроль);
2) средства (с помощью чего осуществляется контроль);
3) механизмы контроля (каким образом осуществляется контроль, последовательность действий).
Законодательная база к числу участников контроля качества медицинской помощи относит:
1) медицинские учреждения;
2) общественные объединения потребителей;
3) органы управления здравоохранением;
4) лицензирующие органы;
5) страховые медицинские организации;
6) профессиональные медицинские ассоциации;
7) фонды обязательного медицинского страхования;
8) государственные медицинские образовательные учреждения; медицинские научно-исследовательские учреждения, осуществляющие послевузовское или дополнительное профессиональное образование специалистов;
9)страхователи;
10) Госстандарт России и его территориальные органы;
11) Государственный комитет по антимонопольной политике и его территориальные органы;
12) органы государственной санитарно-эпидемиологической службы;
13) органы государственного пожарного надзора;
14) государственная инспекция по охране труда;
15) комитеты по управлению государственным имуществом;
16) исполнительные органы фонда социального страхования.
Нормативная база делит всех перечисленных участников контроля на 2 звена. Принято выделять ведомственное и вневедомственное звенья качества медицинской помощи. При этом к ведомственному звену относятся медицинские учреждения и органы управления здравоохранением, к вневедомственному — все остальные.
Система ведомственного контроля качества медицинской помощи призвана осуществлять:
1) оценку состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов ЛПУ (т.е. контроль структурного качества помощи, оказываемой медицинским учреждениям в целом);
2) оценку профессиональных качества медицинских работников путем осуществления аттестации персонала;
3) экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам (т.е. контроль технологического компонента качества медицинской помощи);
4) выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение эффективности медицинской помощи;
5) подготовку рекомендаций для руководителей ЛПУ и органов управления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;
6) изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения;
7) расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;
8) выбор наиболее рациональных и управленческих решений, проведение оперативных корректирующих воздействий и контроль за реализацией управленческих решений.
Вневедомственный контроль качества медицинской помощи включает:
— анализ результатов оказания медицинской помощи населению;
— подготовку рекомендаций по совершенствованию организации и повышению качества медицинской помощи и контролю за их выполнением;
— изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью;
— проверку выполнения договорных обязательств между страхователем и страховщиком;
— проверку выполнения договорных обязательств между учреждениями здравоохранения и страховыми медицинскими организациями;
— контроль соблюдения инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан;
— оценку возможностей учреждений здравоохранения гарантировать требуемый уровень качества медицинской помощи;
— контроль правильности применения тарифов и соответствия предъявляемых к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи;
— другие виды контроля, осуществляемые субъектами в пределах своей компетенции.
С точки зрения общности интересов, преследуемых в процессе контроля качества медицинской помощи, всех участников системы можно объединить в 3 звена:
— контроль со стороны производителя медицинских услуг (внутренний контроль качества);
— контроль со стороны потребителя медицинских услуг (потребительский контроль качества);
— контроль со стороны организаций, независимых от потребителей и производителей медицинских услуг (внешний контроль качества).
В настоящее время используется более десятка различных методов и соответствующих им средств контроля качества медицинской помощи. Основными средствами контроля следует признать:
— медицинские стандарты;
— показатели деятельности ЛПУ;
— экспертную оценку.
Основными элементами механизма обеспечения качества медицинской помощи являются:
— сбор и анализ информации;
— принятие управленческих решений (корректирующих воздействий), направленных на создание благоприятных условий для оказания качественной медицинской помощи;
- контроль за реализацией принятых решений.
Все многообразие корректирующих воздействий можно свести к 2-м разновидностям: ответственности и поощрениям. При этом, обеспечение структурного качества и качества результата следует основывать преимущественно на мерах поощрительного характера, технологического качества, па мерах взыскательного характера.