Всемирная Организация Здравоохранения, структура и основные направления деятельности.

ВОЗ – это крупнейшая международная медицинская организация. Основной целью ее деятельности является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. В уставе ВОЗ впервые на международном уровне было провозглашено право каждого человека на здоровье, утвержден принцип ответственности правительства за здоровье своих народов, а также указано на нерасторжимую связь здоровья с международной безопасностью и укреплением науки. Всемирная организация здравоохранения была создана после Второй мировой войны, когда в политической и социально-экономической жизни стран мира произошли большие изменения.

Структура ВОЗ.

Высшим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоохранения, которая состоит из делегатов, представляющих государства – члены ВОЗ, от каждой страны выделяется не более 3 делегатов, один из которых является главой делегации. Делегаты, как правило, являются сотрудниками ведомства здравоохранения своей страны. Они должны обладать высокой квалификацией и специальными знаниями в области здравоохранения. Обычно делегатов сопровождают советники, эксперты и технический персонал. Очередные сессии Ассамблеи созываются ежегодно. Ассамблеи определяют направления деятельности ВОЗ, рассматривают и утверждают перспективные и годовые планы работ, бюджет, вопросы приема новых членов и лишения права голоса, назначают Генерального директора ВОЗ, рассматривают вопросы сотрудничества с другими организациями, устанавливают санитарные и карантинные требования, правила-стандарты в отношении безвредности, чистоты и силы биологических и фармацевтических продуктов, имеющих обращение в международной торговле. Между сессиями Ассамблеи высшим органом ВОЗ является Исполком, который собирается на очередные сессии 2 раза в год – в январе и в мае. Исполком состоит из 32 членов – представителей государства, избираемых на 3 года.

Центральный административный орган ВОЗ – это Секретариат, возглавляемый Генеральным директором, который избирается Ассамблеей сроком на 5 лет по представлению Исполкома. Штаб-квартира секретариата находится в Женеве.

Генеральный директор выполняет все поручения Ассамблеи и Исполкома, ежегодно представляет Ассамблее отчеты о работе организации, руководит повседневной деятельностью аппарата, составляющего секретариат, а также составляет финансовые отчеты и бюджетные сметы. У Генерального директора 6 помощников, один из них представитель Российской Федерации.

Согласно Уставу, ВОЗ функционирует как руководящий и координирующий орган в международной работе по здравоохранению.

ВОЗ разрабатывает и совершенствует международные стандарты, номенклатуру и классификации болезней, содействует их распространению.

Кроме того, ВОЗ организует проведение медицинских исследований, оказывает техническое содействие правительствам в укреплении национального здравоохранения. ВОЗ содействует принятию и выполнению международных конвенций, соглашений и правил в области здравоохранения.

Основными направлениями деятельности ВОЗ являются:

- укрепление и совершенствование служб здравоохранения;

- предупреждение инфекционных и неинфекционных заболеваний и борьба с ними;

- охрана и оздоровление окружающей среды;

- охрана здоровья матери и ребенка;

- подготовка медицинских кадров;

- санитарная статистика;

- развитие медико-биологических исследований.

77. Контроль качества медицинской помощи. Компоненты качества медицинской помощи (структурное качество, качество технологии, качество результата).

В последние годы вопросы контроля качества медицинской помощи яв­ляются наиболее острыми для российского здравоохранения. В числе ос­новных причин повышения их актуальности можно указать три обстоятель­ства. Первое заключается в появлении медицинских учреждений негосу­дарственных форм собственности. По отношению к ним старая система контроля стала неэффективной. Второе: проводимые в отечественном здравоохранении реформы были направлены, прежде всего, на экономиче­ские аспекты. Отрасль в целом и каждое ЛПУ в отдельности заняты не только поиском дополнительного финансирования, но и путей снижения издержек на оказание медицинской помощи, что, в свою очередь, может неблагоприятно сказаться на качестве медицинской помощи. Третье обсто­ятельство заключается в неотработанности правовой базы контроля каче­ства медицинской помощи.

качество медицинской по­мощи можно определить как оценку медицинской деятельности по отноше­нию к больному с 4-х позиций:

1) доступности медицинской помощи;

2) безопасности медицинской помощи;

3) оптимальности медицинской помощи;

4) удовлетворенности пациента.

Принято выделять 3 компонента качества медицинской помощи и соответственно три подхода к обеспечению и оценке качества:

— структурное качество (структурный подход);

— качество технологии (процессуальный подход);

— качество результата (результативный подход).

Структурное качество — это компонент качества медицинской по­мощи, описывающий условия ее оказания. В понятие «условия» включа­ются: квалификация кадров, наличие и состояние оборудования, рацио­нальность использования оборудования, состояние зданий и помещений, лекарственное обеспечение в медицинском учреждении, наличие и попол­нение расходных материалов и т.д. Структурное качество может опреде­ляться как по отношению к медицинскому учреждению в целом, с его мате­риально-технической базой, кадровым обеспечением, организацией рабо­ты, сервисными условиями (в этом случае говорят о возможностях ЛПУ оказывать медицинские услуги должного уровня), так и к каждому меди­цинскому работнику в отдельности. В последнем случае оценивается его профессиональные качества, т.е. сумма умений, знаний, навыков выполне­ния конкретных лечебно-диагностических манипуляции.

Качество технологии — это компонент медицинской помощи, описы­вающий насколько комплекс лечебно-диагностических мероприятий, ока­занных конкретному больному, был оптимален.

Важный принцип, лежащей в основе процессуального подхода к систе­ме обеспечения качества — это создание таких условий, когда ошибка кон­кретного исполнителя или случайное отклонение от нормального процесса выполнения медицинской технологии не приводит к ухудшению результата медицинской помощи.

Качество результата — это компонент качества медицинской помо­щи, описывающий отношение фактически достигнутых результатов с ре­ально достижимым (планируемыми). В зависимости от оцениваемого объ­екта под планируемыми результатами можно понимать:

— динамику состояния здоровья конкретного пациента;

— результаты лечения всех больных в ЛПУ за отчетный период;

— состояние здоровья населения территории.

78. Система обеспечения качества медицинской помощи (3 элемента). Основные средства контроля качества медицинской помощи.

Система обеспечения качества медицинской помощи состоит из 3-х элементов. К ним относятся:

1) участники контроля (т.е. те, кто должен осуществлять контроль);

2) средства (с помощью чего осуществляется контроль);

3) механизмы контроля (каким образом осуществляется контроль, по­следовательность действий).

Законодательная база к числу участников контроля качества медицин­ской помощи относит:

1) медицинские учреждения;

2) общественные объединения потребителей;

3) органы управления здравоохранением;

4) лицензирующие органы;

5) страховые медицинские организации;

6) профессиональные медицинские ассоциации;

7) фонды обязательного медицинского страхования;

8) государственные медицинские образовательные учреждения; меди­цинские научно-исследовательские учреждения, осуществляющие послеву­зовское или дополнительное профессиональное образование специалистов;

9)страхователи;

10) Госстандарт России и его территориальные органы;

11) Государственный комитет по антимонопольной политике и его тер­риториальные органы;

12) органы государственной санитарно-эпидемиологической службы;

13) органы государственного пожарного надзора;

14) государственная инспекция по охране труда;

15) комитеты по управлению государственным имуществом;

16) исполнительные органы фонда социального страхования.

Нормативная база делит всех перечисленных участников контроля на 2 звена. Принято выделять ведомственное и вневедомственное звенья каче­ства медицинской помощи. При этом к ведомственному звену относятся медицинские учреждения и органы управления здравоохранением, к вневе­домственному — все остальные.

Система ведомственного контроля качества медицинской помощи при­звана осуществлять:

1) оценку состояния и использования кадровых и материально-техни­ческих ресурсов ЛПУ (т.е. контроль структурного качества помощи, оказы­ваемой медицинским учреждениям в целом);

2) оценку профессиональных качества медицинских работников путем осуществления аттестации персонала;

3) экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным па­циентам (т.е. контроль технологического компонента качества медицин­ской помощи);

4) выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение эффективности медицинской помощи;

5) подготовку рекомендаций для руководителей ЛПУ и органов управ­ления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эф­фективности медицинской помощи;

6) изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с сис­темой здравоохранения;

7) расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффек­тивность медицинской помощи;

8) выбор наиболее рациональных и управленческих решений, проведе­ние оперативных корректирующих воздействий и контроль за реализацией управленческих решений.

Вневедомственный контроль качества медицинской помощи вклю­чает:

— анализ результатов оказания медицинской помощи населению;

— подготовку рекомендаций по совершенствованию организации и по­вышению качества медицинской помощи и контролю за их выполнением;

— изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью;

— проверку выполнения договорных обязательств между страховате­лем и страховщиком;

— проверку выполнения договорных обязательств между учреждения­ми здравоохранения и страховыми медицинскими организациями;

— контроль соблюдения инструкции о порядке выдачи документов, удо­стоверяющих временную нетрудоспособность граждан;

— оценку возможностей учреждений здравоохранения гарантировать требуемый уровень качества медицинской помощи;

— контроль правильности применения тарифов и соответствия предъ­являемых к оплате счетов выполненному объему медицинской помощи;

— другие виды контроля, осуществляемые субъектами в пределах сво­ей компетенции.

С точки зрения общности интересов, преследуемых в процессе контро­ля качества медицинской помощи, всех участников системы можно объеди­нить в 3 звена:

— контроль со стороны производителя медицинских услуг (внутренний контроль качества);

— контроль со стороны потребителя медицинских услуг (потребитель­ский контроль качества);

— контроль со стороны организаций, независимых от потребителей и производителей медицинских услуг (внешний контроль качества).

В настоящее время используется более десятка различных методов и соответствующих им средств контроля качества медицинской помо­щи. Основными средствами контроля следует признать:

— медицинские стандарты;

— показатели деятельности ЛПУ;

— экспертную оценку.

Основными элементами механизма обеспечения качества меди­цинской помощи являются:

— сбор и анализ информации;

— принятие управленческих решений (корректирующих воздействий), направленных на создание благоприятных условий для оказания качест­венной медицинской помощи;

- контроль за реализацией принятых решений.

Все многообразие корректирующих воздействий можно свести к 2-м разновидностям: ответственности и поощрениям. При этом, обеспечение структурного качества и качества результата следует основывать преиму­щественно на мерах поощрительного характера, технологического качест­ва, па мерах взыскательного характера.

Наши рекомендации