Возрастная психология. Периодизация развития человека.
Возрастная психология – отрасль психологической науки, возникшая в конце 19в направлена на выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Предмет – изучение фактов и закономерностей психического развития человека в онтогенезе. Задачи: 1) раскрыть предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека с момента рождения до глубокой старости; 2) описать динамику развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения; 3) характеристику каждого периода жизни человека, вскрыв его специфические и взаимосвязанные с другими периодами особенности; 4) показать различия протекания каждого периода у людей с разными индивидуально-психологическими характеристиками.
Предпосылки психического развития: 1) биологическая – природные свойства организма. 2) взаимодействие биологического и социального фактора. 3) социальное наследование. Общественный опыт - источник психического развития; из него ребенок через посредника черпает материал для формирования психических качеств и свойств личности. Для психического развития очень важно определение сензитивных периодов.
Сензитивные периоды – возрастные периоды, благоприятные для развития какого-либо качества или какой-либо деятельности. Эти периоды рано или поздно кончаются и если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии её развитие оказывается затруднено или невозможно.
Л.С. Выготский считал, что движущей силой психического развития является обучение, которое не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития. Обучение всегда должно опережать развитие.
Этапы психического развития и ведущие виды деятельности в жизни человека (Д.Б. Эльконин):
1) младенчество (0-1 г.) – эмоциональное общение.
2) раннее детство (1-3 г.) – предметно-манипулятивная деятельность.
3) дошкольное детство (3-7 л.) – игровая деятельность.
4) младший школьный возраст (7-11 л.) – учебная деятельность.
5) подростковый возраст (11-15 л.) – интимно-личностное общение.
6) юношеский возраст (15-21 г.) – учебно-профессиональная деятельность.
7) зрелость (21-55, 65 л.) – трудовая деятельность.
8) старость.
При переходе на более высокую ступень развития прежние ведущие виды деятельности не исчезают; уже к сформированным ранее видам деятельности добавляются новые. С возрастом на 1 план выходят одни, а на 2 отодвигаются другие виды деятельности. Таким образом, меняется их иерархия в качестве ведущих.
Закон чередования, периодичности разных видов деятельности (Д.Б.Эльконин): За деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений, следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. 1) эмоциональное общение – 1тип (0-1г.) 2) предметно-манипулятивная деятельность – 2 тип (1-3г.) 3) игровая деятельность – 1 тип (3-7л.) 4) учебная деятельность – 2 тип (7-11л.) 5) интимно-личностное общение – 1 тип (11-15л.) 6) учебно-профессиональная деятельность – 2 тип (15-21г.) Возраст – качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями. Переход с одного возраста (психологический и физический) на другой сопровождается кризисом возрастного развития.
Кризисы – переломные точки развития, отделяющие один возраст от другого. Преодоление кризиса означает, что произошел переход на след. психологический возраст. Причина возникания кризисов в жизни человека в том, что у него возникают новые потребности, а старые формы и возможности их удовлетворения перестают устраивать. Кризисы:
1)новорожденность (резкое изменение условий жизни);
2)кризис 1 года (рост возможностей ребенка и появление новых потребностей, рост самостоятельности);
3)кризис 3 лет (выделениее «Я», негативизм, обесценивание);
4)кризис 7 лет (новая социальная роль - школьника);
5)подростковый кризис (11-15л.) (половое созревание);
6)кризис 17л (19 л) (резкая смена образа жизни);
7)кризис середины жизни (33-40л.) (нереализованность жизненного замысла);
8)кризис пенсионного возраста;
9)кризис умирания.
2.Особенности технологий социальной работы в пенитенциарных учреждениях.
Преступность –соц.-прав. исторически изменч. Негатив. массовое явление, слагающееся из всей совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве (регионе, мире) преступлений, имеющих колич. (состояние, динамика) и кач. (структура и характер) показатели.Тенденции:1) увелич. Колич. заранее подготов. Преступ.;2) растет кол-во преступ. лишенных мотивов;3) изменились соц.-псих. Характер.лиц преступников;4) растет количество преступ., в основе которых лежит алкогольное опьянения;5) растет кол-во преступ. среди мигрантов и на межнациональной основе. Согласно минимальным стандартным правилам ООН, функции специалиста по СР в пенит. учр.:Совместно с осуждёнными и администрацией ИУ составляет план обучения и работы в период лишения свободы. Помощь осуждённым в преодолении псих. кризиса в связи с нахождением их под арестом. Содействие в адаптации их к среде ИУ. Организация свободного времени и культурного досуга. Защита и наблюдение за соблюдением прав и свобод осуждённых. Правовая и психолог. помощь родственникам заключенного в решении проблем связанных с лишением его свободы. Регулирование вопросов оплаты труда. Подготовка заключенного к выходу на свободу, содействие в поиске ему жилья и работы. Регулирование отношений осуждённых и персонала во избежание властного произвола. Помощь наиболее нуждающимся группам и категориям осуждённых: несовершеннолетние, молодёжь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды и т. д.
Функции пенитенциар. СР весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта и жилищных условий, до психолог. Консультир. осуждённых и персонала ИУ.Особенности СР в пенитенциарной системе:ведется внутри учреждений с высокой степенью закрытости и изолированности;объектом СР являются лица с высоким индексом социального неблагополуч. и повыш. стрессогенностью; СР неразрывно связана с исполнением уголовного наказания;СР не должна прекращаться с окончанием исполнения наказания;СР проводится в обстановке противоборства 2-х непримиримых этико-правовых концепций (менталитет тюремного персонала и менталитет тюремного мира). Задачи социальной терапии:
1) повышение статуса заключенного в совей среде, содействии реализации позитивных соц интересов;2) организация щадящих взаимодействий при сохранении целей наказания;3) содействие в создании приемлемых социально-бытовых условий, оказанию медицинской и правовой помощи;4) обеспечение соц и культ развития заключенного;
5) организация соц защ нуждающихся в ней заключенных; Цель - изменение их поведения и подготовка к последующей ресоциализации.Основ. средства исправления осужденных:
1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания(режим)2) воспитательная работа3) индивидуальная работа с осужденными4) проф образование и подготовка
5) общественно-полезный труд
Технологии, применяемые в период при подготовке к освобождению:
1) выявление соц проблемы
2) подготовка и оформление документов
3) организация занятий в школе подготовки к освобождению
4) трудовое и бытовое устройство осужденных, не имевшие до осуждения постоянного места жительства или , утратившим социально-полезные связи
5) активизация социально-полезных связей
6) оказание материальной помощи при освобождении.
За 6 месяцев до освобождения со всеми осужденными проводится индивидуальная беседа. Направления:
1) правовая подготовка, помощь в трудоустройстве. Организует старший инспектор группы соц защиты.2) психологическая помощь, реабилитация.
Этапы психологической реабилитации:1) проведение анкетирования и тестирования2) проведение психологических аутотрениногов (создание психологической готовности к адаптации в условиях свободы и выработка псих установки на самостоятельность)3) соц-психологические тренинги и ролевые игры.Осужденным, принимающим участие в программе, и, прошедших курс реабилитации, администрация колонии выдает письмо с характеристикой данного осужденного и ходатайством о дальнейшем трудоустройстве.
ИУ= ИК, колон.поселен. кол.общего режима
Билет 12