Этнические и региональные особенности социальной работы.
Знание этнических социальных и природных особенностей клиента – важнейший элемент профессиональной культуры специалиста социальной работы. Особое значение имеет знание и владение содержанием жизненного мира представителей того или иного этноса. В нашем контексте это означает владение основами знаний о традициях, обычаях, актуальных процессах в мировоззрении того или иного этноса, того или иного клиента как представителя определенного этноса, материальные и духовные особенности культуры которого накладывают свой отпечаток на всю совокупность его мыслительной и практической деятельности в отношениях с окружающим. Этническая самоидентификация – важнейший фактор влияния и корректировки поведения всякого индивида. Совокупно все это означает необходимость соответствующей предварительной профессиональной подготовки специалиста в его деятельности, особенно если речь идет о деятельности в ярко выраженных этнически четко самоидентифицирующихся регионах и социальной среде. Например, нельзя забывать об особенностях различных регионов России, многие из которых имеют ярко выраженную этнокультурную специфику, связанную с полиэтничностью, поликультурностью страны. Необходимо учитывать, что Россия в целом как особая этнокультурная общность основана на представителях трех суперэтнических групп (по Л.Н.Гумилеву) – славянах, тюрках и финно- 68 уграх. Вместе с тем, кроме ярко выраженных моноэтнических регионов, значительную часть территории России составляют регионы полиэтнического характера, в основе которых лежит сосуществование сразу нескольких этнокультурных групп. К ним относятся, например, Татарстан, Башкортостан, Марий Эл и т.д. Владение этими знаниями и основами знаний об этнокультурных особенностях проживающих на той или иной территории этических групп – важнейшее условие и в то же время важнейший аспект, характеризующий специфику социальной деятельности на этих территориях. Работая с представителями, например, мусульманского этноса, как и с представителями славянского или финно-угорского, нельзя не учитывать этнического самосознания этих клиентов.Их учет, как и не учет может стать в одном случае помощником в деле социального врачевания, а в другом - непреодолимым препятствием по реализации его целей.Оценивая ситуацию в современном обществе (начала ХХ1 века), в том числе российском, необходимо помнить об общих этнокультурных тенденциях нашего времени, связанных с процессами культурной унификации, омассовления, либерализации, метисации сознания личности, независимо от того, к какой этнической группе она принадлежит, являющихся следствием процессов глобализации и в целом формирования глобального мира как открытой системы. Но в этих условиях интенсивны не только процессы культурной унификации и разрушения этнической самоидентификации, а также противоположные им, связанные с протестным сознанием и действиями по отношению к этой унификации и омассовлению. Набирают силу фундаменталистские движения, растет интерес народов к своей этнической истории и своим корням, набирает силу антиглобалистское движение. В этом смысле деятельность социального работника на фундаменталистки настроенных территориях (например, территориях, где сильны исламские или христианские настроения) должна быть четко скорректирована, так же как и социальная деятельность в регионах, являющихся носителями либерального сознания (например, в современных городах, являющихся носителями и проводниками унифицированного, массового сознания и культуры). Владение этими общими вопросами – важнейший показатель профессиональной культуры специалиста социальной работы, позволяющий реализовывать свою деятельность в форме мягких технологий – технологий, учитывающих нюансы культуры человека, на которого она направлена.Все это и заключает в себе понятие этнических аспектов социальной деятельности.
Региональные Аналогичное понимание аспектов социальной работы может быть распространено и на понятие региональных аспектов социальной работы. В качестве базового здесь также выступает понятие жизненного мира региона, включающее в себя всю совокупность внутренних и внешних связей, отношений человека с миром и самим собой, всю совокупность внутренних (внутриличностных) и внешних (природа, общество, другие личности) явлений и процессов, с которыми человек находится в связях и отношениях, значимых для него как для личности. Жизненный мир региона аккумулирован в многообразных общих и частных знаниях, ценностях, традициях, обычаях, установках, фактах исторической жизни этой территории светского, религиозного и этнического характера, особенностях хозяйствования и управления территорией, значимых для жителей этого региона, являющихся ядром их самоидентификации и объединения в единую региональную общность. Самоидентификация и объединение общности основаны не только на факте общей территории проживания, но обусловлены и длительной историей взаимоотношений, общими фактами этой истории, особыми традициями, сформированными в их отношениях друг к другу и с окружающей средой, в виде особой субкультуры.Наличие такой субкультуры – результат длительной истории внутренних связей и отношений региона, охватывающих жизнь многих поколений людей, проживающих на его территории, субкультуры, являющейся основой устойчивого существования как отдельных субкультурных групп, так и региона в целом. Вместе с тем, жизненный мир региона может и не быть столь однозначно единым и сплоченным - в ситуации, когда метаморфозы истории не смогли интегрировать различные субкультуры друг к другу, или начавшиеся новообразования еще слишком слабо или различно освоены различными субкультурами и в целом не завершены. В этой ситуации жизненный мир региона может предстать в противоположном виде – в виде разорванных связей и отношений, конфликтующих друг с другом субкультур и представляющих их индивидов.В том или ином регионе мира или, например, современной России, характеризуется все более сложными и неоднозначными процессами на внутрирегиональном уровне. Владение общими представлениями об этих процессах, их причинах и возможных последствиях - также важнейший элемент общей профессиональнойкультуры специалиста, призванного иметь дело с врачеванием социальных болезней, которые, как правило, и являются следствиями описанных выше процессов. Владение основами знаний в области специфики жизненного мира региона является важным условием адекватности социальной деятельности с конкретными людьми, являющимися не только потенциальными клиентами социальной работы, но и носителями определенного жизненного мира. Не учет специфики этого мира невольно обрекает социальную деятельность на излишние испытания, издержки и противоречия.