Глобализация, постмодерн и их социальные последствия.
Глобализация как уникальный феномен переживаемого современной историей народов момент развития, безусловно, всепроникающая доминанта нашего времени. Все основные свойства современности мы во все большей степени связываем именно с этим понятием. Новые технологии коммуникации и связи, производства и потребления, социальные технологии, чрезвычайная открытость самобытных культур и народов друг другу, цифровой кинематограф, Интернет, новые технологии и образовании и т.д. Нельзя не заметить, что все эти глобальные признаки нового общества, нового образа мышления и действия людей есть в то же время и показатель наступления совершенно Новой истории, истории от рождества глобализации, перед которой все прочие истории и культуры становятся не более чем уделом застывшего исторического прошлого, культурным фольклором. Нарождается совершенно Новая цивилизационная и культурная форма, в соответствии с которой нарождается и столь же новый по своей внутренней культуре господствующий цивилизационный тип личности, который мы сегодня все больше склонны называть глобализационным типом. Одним из первых мыслителей в европейской философии и социологии, кто зафиксировал этот новый феномен в понятиях массовой культуры и массового типа человека на заре XX века был испанский философ Х. О.-и-Гассет.
Наступила эпоха маленького, но массового человека и такой же массовой культуры. Наступление этой новой массовой культуры, наряду с наступлением такой же массовой цивилизации, со свойственным ей технологизмом, мы сегодня фиксируем в новом, соответствующем духу глобализации понятии - постмодерне. Постмодерн, изначально как феномен протестного искусства (против классических канонов творчества), проявивший себя в экспериментировании материалами, образами и целями искусства, к нашему времени уже давно перерос свои начальные формы и истоки, стал достоянием всех сфер культурной жизни современных народов. Постмодерн как смешение понятий, ценностей, установок, стилей мышления и деятельности, в форме всеохватывающей творческой игры, эксперимента проник в науку, образование, в политику, в экономику, юриспруденцию, архитектуру, в религию, во все сектора социокультурной жизни народов. Постмодерн проявил себя как дополнительный инструмент цивилизационной экономической глобализации мира, подчинивший себе сферу сознания и сферу мировоззрения народов. Постмодернизм в качестве главного принципа жизни человека избрал творчество без границ (футуризм).
С социальной точки зрения глобализация и постмодерн несут с собой значительный издержки и негативные последствия в сфере социальной безопасности человека и общества. Проявлением этого являются следующие тенденции и процессы в практике общественной жизни:
1. В еще больших масштабах реализует себя практика потребительского, покорительского отношения к человеку и природе. Усиливается эксплуатация человека и природы как ресурса для удовлетворения растущих потребностей цивилизационного мира, провоцируя тенденции глобального экологического и антропологического кризиса, прежде всего в странах третьего мира, не имеющих социально-культурного иммунитета.
2. На основе навязывания западных образцов хозяйствования разрушаются традиционные формы и направления хозяйственной деятельности стран и народов мира (прежде всего третьего мира), эти страны и народы обрекаются на роль потребителей западной системы производства, на роль трудовых и природных ресурсов западной цивилизации.
3. Под воздействием западной системы разделения труда, отводящей странам и народам третьего мира роль сырьевых и трудовых ресурсов, безработица и развивающаяся трудовая миграция ведут к массовым разрушениям традиционных культур и систем ценностей, обрекая миллионы людей на материальную нищету, страдания и духовную унификацию.
4. Будучи специально организованным западноцентристским процессом экономического развития мира, глоаблизация усиливает дистанцию и поляризацию богатых и бедных стран и народов мира, провоцируя рост будущих международных конфликтов и катастроф в борьбе этих стран и народов за лучшее место под солнцем. .Под воздействием массовой культуры, являющейся важным механизмом распространения глобализации в мире, идет процесс маргнинализации, миксиризации, унификации, люмпенизации, утилитаризации сознания широких групп населения, ориентации их на прагматическое, эгоцентрическое отношение к миру и обществу. Т.е. идет процесс духовного обнищания народов мира.
Все эти процессы невольным образом детерминируют рост числа людей, нуждающихся в социальной помощи и защите, характеризуя глобализацию в качестве важного фактора конфликтогенности и кризисности социальной жизни народов, своеобразной "фабрики по производству социальных проблем".