Экзаменационный билет № 9 (1) Организационно - правовая база охраны здоровья населения.
Основным законом Российской Федерации, в соответствии с коТирым формируется вся нормативная правовая база здравоохранении является принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации.
• о праве на жизнь (ст. 20); • об охране достоинства личности государством, о недопустимости подвергаться унижающему человеческое достоинство обраще1 нию, медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия (ст. 21);
• о защите государством материнства, детства и семьи (ст. 38); • о гарантиях социального обеспечения по возрасту, вслучае болез ни и инвалидности (ст. 39);
• о праве на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь (ст. 41); • о праве на благоприятную окружающую среду и о возмещении ущерба, причиненного здоровью человека экологическим право» нарушением (ст. 42).
В соответствии с Конституцией РФ в 1993 г. приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, которые стали правовой базой для развития зако^, нодательства в области здравоохранения (с учетом внесенных в 1998, 1999, 2000, 2003-2008 годах изменений).
В Основах впервые на законодательном уровне проблема здоровья населения стала рассматриваться как общегосударственная, и правовые нормы охватили широкий круг общественных отношений, а но только системы здравоохранения. В соответствии с этим законодательным актом охрана здоровья гражданрассматривается как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и| укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
В Основах определены основополагающие принципы охраны здоровья граждан:
• соблюдение прав человека в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
• приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
• доступность медико-социальной помощи;
• социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
• ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Также в Основах изложены основные задачи законодательства области здравоохранения, права граждан при оказании медико-социальной помощи, обязанности и права медицинских работников, ответственность за причинение вреда здоровью и др. в соответствии с Конституцией и Основами отдельные виды Медицинской деятельности регулируются другими нормативными правовыми актами.
Так, общие правила, регулирующие медицинскую деятельность по пересадке органов и тканей человека, сформулированы в Законе РФ •О трансплантации органов и (или) тканей человека».
Общие правила, регламентирующие отношения, связанные с донорством крови и ее компонентов, сформулированы в Законе Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов».
Медицинскую деятельность по иммунопрофилактике инфекционных болезней регулирует Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза»устанавливает правовые основы государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза 1 Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Общие правила, регулирующие медицинскую деятельность но предупреждению распространения заболевания, вызываемого виру сом иммунодефицита человека, сформулированы в Федеральном законе«О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-ин-фекции)».
В Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»сформулированы общие правила оказания психиатрической помощи.
Общие правила, регулирующие оборот наркотических средств ипсихотропных веществ в медицинской практике, сформулированы и Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»устанавливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ,
Рядом нормативных правовых актов регулируется медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека. Всоответствии с разделом VII Основ она осуществляется путем искусственного прерывания беременности, медицинской стерилизации и искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона.
Также к системе законодательства об охране здоровья относятся такие законы, как:
• «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
• «О радиационной безопасности населения»;
• «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
• «О лекарственных средствах»;
• «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;
• «Об ограничении курения табака».
Кроме того, к правовым источникам, регулирующим здравоохранение, относятся постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, приказы, инструкции, правила и другие документы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также нормативные правовые акты субъектов РФ. Многие вопросы, связанные с медицинской деятельностью, регулируются в рамках различных отраслей права — трудового, гражданского, административного, уголовного и др.
Экзаменационный билет № 9(2) Комбинированные методы системного анализа и их характеристика
Комбинированный метод прогнозирования включает в себя рациональное сочетание формализованных и неформализованных методов, что позволяет увеличить степень точности прогноза.
Изучение тенденций влияющие на доходность предпринимательской деятельности, позволяет своевременно влиять корректировать ассортимент выпускаемой продукции и услуг.
Основными задачами прогнозирования является;
- выявление основных экономических технологических и технических тенденций.
- выбор методов прогнозирования
- прогнозирование доходности новой продукции и услуг
- оптимизация прогнозных показателей по критерию максимального полезного эффекта.
При прогнозировании руководствуются следующими принципами
- научность, требующей знание законов
- системность, отражающей взаимосвязь и соподчиненность прогнозов развития объектов прогнозирования
- адекватность прогноза объективным закономерностям, характеризующей не только процесс выявления, но и оценку устойчивый тенденций и взаимосвязей и развитии производства.
Использование комбинированного метода прогнозирования представляет собой сочетание 3х методов: экспертных оценок, экстраполяции и статистического метода в сочетании с интерполяцией.
Для аналитического моделирования характерно то, что в основном моделируется только функциональный аспект системы. При этом глобальные уравнения системы, описывающие закон (алгоритм) ее функционирования, записываются в виде некоторых аналитических соотношений (алгебраических, интегродифференциальных, конечноразностных и т.д.) или логических условий. Аналитическая модель исследуется несколькими методами:
· аналитическим, когда стремятся получить в общем виде явные зависимости, связывающие искомые характеристики с начальными условиями, параметрами и переменными состояния системы;
· численным, когда, не умея решать уравнения в общем виде, стремятся получить числовые результаты при конкретных начальных данных (напомним, что такие модели называются цифровыми);
· качественным, когда, не имея решения в явном виде, можно найти некоторые свойства решения (например, оценить устойчивость решения).
В настоящее время распространены компьютерные методы исследования характеристик процесса функционирования сложных систем. Для реализации математической модели на ЭВМ необходимо построить соответствующий моделирующий алгоритм.
Алгоритмическая форма — запись соотношений модели и выбранного численного метода решения в форме алгоритма. Среди алгоритмических моделей важный класс составляют имитационные модели, предназначенные для имитации физических или информационных процессов при различных внешних воздействиях. Собственно имитацию названных процессов называют имитационным моделированием.
При имитационном моделировании воспроизводится алгоритм функционирования системы во времени — поведение системы, причем имитируются элементарные явления, составляющие процесс, с сохранением их логической структуры и последовательности протекания, что позволяет по исходным данным получить сведения о состояниях процесса в определенные моменты времени, дающие возможность оценить характеристики системы. Основным преимуществом имитационного моделирования по сравнению с аналитическим является возможность решения более сложных задач. Имитационные модели позволяют достаточно просто учитывать такие факторы, как наличие дискретных и непрерывных элементов, нелинейные характеристики элементов системы, многочисленные случайные воздействия и другие, которые часто создают трудности при аналитических исследованиях. В настоящее время имитационное моделирование — наиболее эффективный метод исследования систем, а часто и единственный практически доступный метод получения информации о поведении системы, особенно на этапе ее проектирования.
В имитационном моделировании различают метод статистических испытаний (Монте-Карло) и метод статистического моделирования.
Метод Монте-Карло — численный метод, который применяется для моделирования случайных величин и функций, вероятностные характеристики которых совпадают с решениями аналитических задач. Состоит в многократном воспроизведении процессов, являющихся реализациями случайных величин и функций, с последующей обработкой информации методами математической статистики.
Если этот прием применяется для машинной имитации в целях исследования характеристик процессов функционирования систем, подверженных случайным воздействиям, то такой метод называется методом статистического моделирования.
Метод имитационного моделирования применяется для оценки вариантов структуры системы, эффективности различных алгоритмов управления системой, влияния изменения различных параметров системы. Имитационное моделирование может быть положено в основу структурного, алгоритмического и параметрического синтеза систем, когда требуется создать систему с заданными характеристиками при определенных ограничениях.
Комбинированное (аналитико-имитационное) моделирование позволяет объединить достоинства аналитического и имитационного моделирования. При построении комбинированных моделей производится предварительная декомпозиция процесса Функционирования объекта на составляющие подпроцессы, и для тех из них, где это возможно, используются аналитические модели, а для остальных подпроцессов строятся имитационные модели. Такой подход дает возможность охватить качественно новые классы систем, которые не могут быть исследованы с использованием аналитического или имитационного моделирования в отдельности.
Экзаменационный билет № 9(3)
Экзаменационный билет № 10(1) Национальная система здравоохранения в дореволюционной России.
Первые сведения об организации помощи больным на территории Киевской Руси (учреждение прибежищ для больных и инвалидов при монастырях и церквах) относятся к 10—11 вв. Первый государственный орган управления медицинским делом — Аптекарская палата (впоследствии Аптекарский приказ) — возник в России в 1581 одновременно с первой («царёвой») аптекой. В 1592 учреждена первая пограничная станция, предназначенная для предупреждения завоза заразных болезней.
В 18 в. вопросами здравоохранения ведали Медицинская канцелярия, а с 1763 — Медицинская коллегия. В 1775 в губерниях были учреждены «приказы общественного призрения» (в ведение которых переданы благотворительные и медицинские учреждения), а затем — врачебные управы в губернских городах (кроме обеих столиц) и уездные врачебные управы — местные органы управления медицинским делом. В 1803 Медицинская коллегия была заменена Медицинским департаментом в составе Министерства внутренних дел. С конца 19 в. получили развитие такие формы здравоохранения, как земская медицина, фабрично-заводская медицина. Каждое ведомство имело свои врачебные части; единого государственного органа управления здравоохранением не существовало. Больницы, амбулатории и другие лечебные учреждения открывались различными ведомствами и частными лицами в недостаточном количестве. Лечебная помощь оказывалась преимущественно частнопрактикующими врачами. Жители окраинных районов были практически лишены медицинской помощи. Дореволюционная Россия не имела государственной системы охраны здоровья.
. Дореволюционная Россия занимала 1-е место в Европе по распространённости среди населения инфекционных болезней; не прекращались эпидемии натуральной оспы, холеры, чумы, кишечных инфекций, сыпного и возвратного тифов, малярии и других заболеваний, наносивших огромный ущерб здоровью населения и экономике. В 1912 зарегистрировано около 13 млн. инфекционных больных. Основной причиной высокой детской смертности были детские инфекции. Крайне неблагополучным оставалось санитарное состояние страны: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия и низкий культурный уровень населения (канализация имелась лишь в 23 крупных городах; большинство населения использовало для питья воду, непригодную по бактериологическим показателям).
В дореволюционной России большинство жителей не могло пользоваться специализированной врачебной помощью, поскольку она была возможна лишь в крупных городах.
В дореволюционной России более трети городов не имело больниц; 26% больниц насчитывало 5 и менее коек, 53% — от 6 до 20 коек и только 21% — более 20 коек.
В дореволюционной России лишь в 9 городах были учреждения, которые условно можно назвать станциями скорой помощи.
В дореволюционной России имелось 60 санаториев на 3 тыс. мест. Курортное лечение практически было недоступно трудящимся.
В дореволюц. России было 7,5 тыс. коек для беременных и рожениц. В 1913 лишь 5% родов проходили в стационаре. Акушерскую помощь оказывали преимущественно акушерки и повивальные бабки.
Аптечное дело. В дореволюционной России аптеки находились в руках частных владельцев; в городах на 1 аптеку приходилось 10,8 тыс. жит.; в сельской местности (в современных границах Европейской части СССР) — 119,5 тыс. жит., на территории Средней Азии — 436,4 тыс. жит. В 1975 по сравнению с 1914 число аптек выросло с 4932 до 25 426, т.е. в 5 раз; аптечная сеть союзных республик обеспечивает потребность их населения в лекарств, помощи. В малонаселённых районах при врачебных и фельдшерско-акушерских пунктах организованы аптечные пункты. Количество лекарств, отпущенных из аптек в 1973, по сравнению с 1914 увеличилось более чем в 50 раз. Аптеки укомплектованы квалифицированными кадрами специалистов с высшим и средним специальным образованием, число которых в 1973 по сравнению с 1914 выросло более чем в 16 раз.
Экзаменационный билет № 10(2) Основные задачи и методы проведения экономического анализа
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.
Характерными особенностями метода экономического анализа являются:
· определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;
· установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;
· выявление формы взаимосвязи между факторами;
· выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;
· количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.
Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.