Тема 1 Методологическая и организационно-правовая база государственного прогнозирования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.Б.12 «Прогнозирование и планирование»

направление подготовки

38.03.04 Государственное муниципальное управление

Профиль "Государственное и муниципальное управление в социальной сфере"

бакалавр

квалификация

очная, заочная форма обучения

Год набора 2016

Ростов-на-Дону, 2016 г.

Автор – составитель:

к.с.н., доцент кафедры менеджмента Пащенко У.Ю.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы.. 6

3. Содержание и структура дисциплины.. 7

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 9

5.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 21

6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 25

6.1. Основная литература. 25

6.2. Дополнительная литература. 25

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы. 25

6.4. Нормативные правовые документы. 25

6.5. Интернет-ресурсы. 25

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 25

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы

1.1 Б1.Б.12 «Прогнозирование и планирование»обеспечивает овладение следующими компетенциями:

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ОПК-5 владением навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации ОПК-5.2 Способность анализировать порядок сбора статистической бюджетной и финансовой информации; методику обработки бюджетной и финансовой отчетности  
ПК-6 владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций ПК-6.1 Способность толковать общие и специфические проблемы экономической науки и практики
ПК-12 способностью разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ ПК-12.1 Способность анализировать нормативную документацию в области прогнозирования и планирования социально-экономических процессов  
ПК-22 умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов ПК-22.2 Способность анализировать сложившуюся организационную ситуацию предприятия и формировать новые основополагающие элементы, определять риски, ранжировать их по значимости


1.2. В результате освоения дисциплины у студента должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:

ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) Код этапа освоения компетенции Результаты обучения
    Тактическое управление процессами планирования и организации производства на уровне структурного подразделения промышленной организации (отдела, цеха)/Руководство выполнением типовых задач тактического планирования производства ОПК-5.2   знать: нормы законодательства федерального и регионального уровней, формирующих систему государственного планирования и программирования социально-экономического развития.
уметь: интерпретировать статистическую информацию
владеть: основными навыками сбора и обработки необходимой информации об отчетности организации
ПК-6.1   знать: общие и специфические проблемы функционирования экономики
уметь: ориентируется в актуальных проблемах функционирования макроэкономики
владеть: основными механизмами определения общих и специфических проблем функционирования экономики
ПК-12.1   знать: основные этапы организации разработки прогнозов  
уметь: анализировать программы социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы
владеть: навыками сбора и обработки необходимой информации о состоянии экономической, социальной, политической среды государства и организации
ПК-22.2   знать: организационные структуры управления в организации, а так же структуры управления проектами
уметь: выявлять проблемы функционирования проектов и риски в организации
владеть: основными приемами разработки социально-экономических проектов (программ развития)


2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы

Объем дисциплины

Для изучения дисциплины предусмотрено 3 з.е. (108 академических часов для очной и заочной формы обучения).

На контактную работу с преподавателем отведено 54 академических часа для студентов, осваивающих программу по очной форме обучения и 12 академических часов для студентов, осваивающих программу по заочной форме обучения.

На самостоятельную работу выделено 18 академических часов для студентов, осваивающих программу по очной форме обучения и 87 академических часов для студентов, осваивающих программу по заочной форме обучения.

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.

Место дисциплины

Дисциплина Б1.Б.12 «Прогнозирование и планирование» относится к базовой части Блока 1 учебного плана подготовки бакалавров по направлению 38.03.04 «Государственное муниципальное управление» по профилю «Государственное и муниципальное управление в социальной сфере».

Дисциплина изучается на 2 курсе (4 семестр) для очной и на 3 курсе (6 семестр) для заочной форм обучения.

Курс «Прогнозирование и планирование» в наибольшей степени связан с такими дисциплинами как«Статистика», «Демография», «Планирование и проектирование организации».

3. Содержание и структура дисциплины

Таблица 1

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины, час. Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Очная форма обучения 2 курс
Тема 1 Методологическая и организационно-правовая база государственного прогнозирования   Д
Тема 2 Методологические основы прогнозирования и планирования   Т
Тема 3 Эффективные методы сбора и презентации информации   Р
Тема 4 Организация прогнозирования и планирования на предприятии   Э
Тема 5 Стратегическое планирования в организации   ПЗ
Тема 6 Прогнозирование и планирование внутренней культуры организации   Д
Тема 7 Основные экономические прогнозы организации   Т
Тема 8 Глобальный аспект прогнозирования основных социальных проблем человеческого сообщества   Д
Тема 9 Бизнес-план как необходимый инструмент развития организации   ДИ
Всего  
Промежуточная аттестация             Экзамен
Заочная форма обучения 3 курс
Тема 1 Методологическая и организационно-правовая база государственного прогнозирования     Д
Тема 2 Методологические основы прогнозирования и планирования         Т
Тема 3 Эффективные методы сбора и презентации информации     Р
Тема 4 Организация прогнозирования и планирования на предприятии     Э
Тема 5 Стратегическое планирования в организации     ПЗ
Тема 6 Прогнозирование и планирование внутренней культуры организации     Д
Тема 7 Основные экономические прогнозы организации         Т
Тема 8 Глобальный аспект прогнозирования основных социальных проблем человеческого сообщества         Д
Тема 9 Бизнес-план как необходимый инструмент развития организации     ДИ
Промежуточная аттестация         Экзамен
Всего    

*Формы текущего контроля: реферат (Р); дискуссия (Д); эссе (Э) деловая игра (ДИ); тест (Т); практическое задание (ПЗ).

Содержание дисциплины

Тема 1. Методологическая и организационно-правовая база государственного прогнозирования.

Прогнозирование и планирование как составные части управления социально -экономической сферой. Организационные формы государственного прогнозирования. Сущность, взаимосвязь и значение прогнозирования и планирования в деятельности государства по регулированию социальных и социально-экономических процессов. Организация разработки прогнозов и программ социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Значение прогнозирования и планирования в условиях функционирования рыночного хозяйства. Взаимообусловленность развития социальных и экономических процессов в обществе, как объективная база комплексного подхода к управлению ими.

Тема 2. Методологические основы прогнозирования и планирования.

Место прогнозирования в системе функций планирования. Логика и основные этапы разработки прогнозов. Классификация, виды и назначение прогнозов. Параметры прогнозов. Характеристики объекта прогнозирования. Анализ объекта прогнозирования, его горизонта и фона. Классификация планов. Организация планирования.

Тема 3. Эффективные методы сбора и презентации информации.

Основные типы информации. Основы методики сбора информации (Методы получения первичной информации, количественные и качественные исследования. Методы опроса. Панельный метод обследования. Планирование выборочных исследований. Определение объема выборки. Методы получения вторичной информации. Методы анализа документов. Традиционный анализ: внешний и внутренний и формализованный анализ – контент – анализ. Синдикативная информация.)

Значение эффективной презентации собранной информации для повышения качества прогнозирования. Методы разработки эффективной презентации информации.

Тема 4. Организация прогнозирования и планирования на предприятии.

Порядок разработки и утверждения прогнозов. Служба прогнозирования и ее место в структуре управления, периодичность проведения прогнозов.

Классификация методов планирования и прогнозирования. Факторы, влияющие на выбор метода.

Методы прогнозировании. Интуитивные методы и формализованные методы. Эффективность методов.

Методы планирования: балансовый метод, опытно-статистический метод, нормативный метод, группа экономико-математических методов.

Эффективное планирование деятельности в организации. Делегирование полномочий. Тайм-менеджмент.

Тема 5. Стратегическое планирования в организации.

Анализ внешней и внутренней среды. Техника анализа среды. Методы анализа среды.

Видение, миссия и цели организации. Факторы возрастающей роли видения. Значение миссии, содержание миссию. Цели экономической организации. Критерии эффективности целей.

Методы стратегического анализа, применяемые для определения стратегических альтернатив.

Конкурентный анализ. Конкурентные стратегии по М. Портеру.

Формулирование стратегии. Процесс формулирования стратеги. Типы общих стратегий. Функциональные стратегии организации.

Тема 6. Прогнозирование и планирование внутренней культуры организации.

Роль и необходимость прогнозирования развития организационной культуры. Понятие и функции культуры организации. Объекты планирования организационной культуры. Ценности. Лидеры. Неформальные способы организации хозяйственных элементов. Формы культурного взаимодействия. Формы культурного регулирования и управления. Процесс планирования организационной культуры.

Тема 7. Основные экономические прогнозы организации.

Основные подходы к классификации внутрифирменных планов, их взаимосвязь.

Планирование прибыли и рентабельности. Методы планировании прибыли.

Расчет издержек. Этапы планирования издержек. Планирование издержек производства и обращения.

Планирование производства. Методы определения экономического эффекта.

Планирование персонала фирмы. Расчет численности работников. Расчет фонда заработной платы.

Методика и алгоритм прогнозирования объемов производства. Методика и алгоритм прогнозирования основных производственных фондов. Фондоотдача, производительность труда и их связь с другими показателями. Определение коэффициента использования основных производственных фондов.

Тема 8. Глобальный аспект прогнозирования основных социальных проблем человеческого сообщества.

Сущность и основные тенденции развития процесса глобализации. Роль глобального подхода к прогнозированию состояния экологической, транспортной, производственной, денежно-кредитной, финансовой системы. Прогностика особенностей глобальной динамики социологии труда, науки, политики и государственного управления, культуры и религии, семьи, преступности. Прогнозирование миграции, и поликультурности в условиях развития глобализации.

Внешнеэкономические отношения: возможности и проблемы прогнозирования и планирования в условиях глобализации

Тема 9. Бизнес-план как необходимый инструмент развития организации.

Роль, сущность, специфика бизнес-плана. Виды бизнес-плана. Структура бизнес-плана. Алгоритм разработки и внедрения бизнес плана в организации.

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине

4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.Б.12«Прогнозирование и планирование», используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

Наименованиетемы (раздела) Методы текущего контроля успеваемости
Тема 1 Методологическая и организационно-правовая база государственного прогнозирования Дискуссия
Тема 2 Методологические основы прогнозирования и планирования Тест
Тема 3 Эффективные методы сбора и презентации информации Реферат
Тема 4 Организация прогнозирования и планирования на предприятии Эссе
Тема 5 Стратегическое планирования в организации Практическоезадание
Тема 6 Прогнозирование и планирование внутренней культуры организации Дискуссия
Тема 7 Основные экономические прогнозы организации Тест
Тема 8 Глобальный аспект прогнозирования основных социальных проблем человеческого сообщества Дискуссия
Тема 9 Бизнес-план как необходимый инструмент развития организации Деловая игра

4.1.2. Промежуточная аттестация проводится в форме:

- для очной формы обучения в 4 семестре (2 курс) – в форме экзамена.

- для заочной формы обучения в 6 семестра (3 курс) – в форме экзамена.

4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.

Дискуссия

1. Социально-экономическая сфера государства, прогнозирование и планирование как составные части ее управления.

2. Государственное прогнозирование - сущность, специфика и основные организационные формы.

3. Сущность, взаимосвязь и значение прогнозирования и планирования в деятельности государства.

4. Разработка прогнозов вРФ.

5. Разработка программ социально-экономического развития в РФ.

6. Значение прогнозирования и планирования в условиях функционирования рыночного хозяйства.

Тема 2 Методологические основы прогнозирования и планирования

Тест

  1. Стратегия, определяемая на этапе конкурентного анализа в процессе стратегического планирования

1) Общая

2) конкурентная

3) товарная

4) рыночная

Правильныйответ - 2)Конкурентная

  1. Метод, наиболее оптимально прогнозирующий темпы роста реальных доходов населения

1) сравнения

2) корректировки по индексу цен

3) эластичности спроса

4) балансовый

Правильный ответ - 2)Корректировки по индексу цен

  1. Методы, наиболее предпочтительные при прогнозировании спроса на потребительские товары

1) экстраполяции

2) экспертных оценок

3) факторного анализа

4) анализа временных рядов

Правильныйответ - 2)Экспертныхоценок

  1. Базовое направление при разработке региональной территориально-отраслевой модели прогноза

1) директивное сверху вниз

2) реактивное по периодам

3) индикативное снизу вверх

4) индикативное сверху вниз

Правильныйответ - 3) Индикативноеснизувверх

  1. Стратегия, определяемая на этапе стратегического анализа при использовании способа ликвидации разрыва

1) развития

2) товарная

3) функциональная

4) планирования

Правильныйответ - 1)Развития

  1. Метод, наиболее часто используемый при прогнозировании развития аграрно-промышленного комплекса

1) нормативный

2) балансовый

3) экстраполяции

4) программно-целевой

Правильныйответ - 2)Балансовый

  1. Способы, получившие наибольшее применение при использовании метода экстраполяции в прогнозирование

1) подбора функций

2) экспоненциального сглаживания

3) линейной регрессии

4) скользящей средней

Правильныйответ - 2) Экспоненциального сглаживания

  1. Стратегическое планирование разрабатывается как …

1) директивное

2) Тактическое

3) самостоятельное

4) индикативное

Правильныйответ - 3) Самостоятельное

  1. Фактор, оказывающий наиболее существенное влияние на прогнозирование реальных доходов населения

1) налоги

2) условия труда

3) Инфляция

4) индекс цен

Правильныйответ - 4) Индексцен

  1. Определяющее значение при прогнозировании промышленного развития на макроуровне имеют …

1) исследования рынков

2) приоритеты развития

3) расчеты возможностей

4) макроэкономические прогнозы

Правильныйответ - 2) Приоритетыразвития

Темырефератов

1) Основные типы информации.

2) Основы методики сбора информации.

3) Значение эффективной презентации для прогнозирования.

4) Методы разработки эффективной презентации информации.

5) Основные ошибки при сборе информации.

6) Типичные ошибки при разработке презентации.

Тема 4 Организация прогнозирования и планирования на предприятии

Эссе

1) Необходимость строгого порядка приразработки и утверждении прогнозов.

2) Специфика службы прогнозирования на предприятии.

3) Применение различных методов планирования и прогнозирования на практике.

4) Роль интуитивных и формализованных методов на предприятии.

5) Методы планирования:эффективность применения в зависимости от цели и задач.

6) Необходимость делегирования полномочий.

7) Роль тайм-менеджментаврамках планирования на предприятии.

Тема 5 Стратегическое планирования в организации

Практическое задание

1. Подберите к термину его определение

Термин Определение
Прогноз процессы, явления и события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность субъекта прогнозирования.
Прогнозный фон процесс научного или эмпирического обоснования целей и приоритетов социально-экономического развития с определением путей, способов и средств их достижения.
Верификация прогноза вид прогноза, результат которого представлен в виде единственного значения характеристики объекта прогнозирования без указания доверительного интервала.
Объект прогнозирования научно обоснованное или основанное на опыте суждение и о возможных состояниях объекта в будущем и/или об альтернативных путях и сроках их достижения. Очевидно, что прогноз носит вероятностный характер.
Точечный прогноз основополагающее правило, которым следует руководствоваться при разработке управленческого решения.
Планирование совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий/факторов, существенных для задачи прогноза
Тренд распространение установленных в прошлом тенденций на будущий период.
Принцип целостная, ограниченная совокупность взаимосвязанных объектов обладающая свойствами не присущими каждому объекту в отдельности или сумме тех же объектов.
Система аналитическое или графическое представление изменения эндогенной переменной во времени, полученное в результате математической обработки динамического ряда, т.е. Тенденция, описанная некоторой функцией от времени.
Экстраполяция этап прогнозирования, на котором осуществляется оценка достоверности и точности или проверка обоснованности прогноза.
  1 - 3 - 5 - 7 - 9 -  
  2 - 4 - 6 - 8 - 10 -  
                   

2. Приведите по одному примеру явлений из социально-экономической жизни, в которых имеет место корреляционная взаимосвязь следующих типов:

- положительная;

- отрицательная;

- нулевая.

Изобразите графически каждый из примеров.

3. Составьте цепочку взаимосвязанных явлений социо-экономической жизни государства и обоснуйте свое предположение.

Тема 6 Прогнозирование и планирование внутренней культуры организации

Дискуссия

1) Прогнозирование развития организационной культуры на предприятии.

2) Роль и функции организационной культуры.

3) Понятие и сущность культуры организации.

4) Объекты планирования организационной культуры.

5) Роль лидеров в планировании организационной культуры.

6) Формы культурного взаимодействия, регулирования и управления.

7) Процесс планирования организационной культуры.

Тест

  1. Наиболее точный показатель эффективности инвестиций в условиях рыночных отношений

1) срок окупаемости

2) индекс прибыльности

3) чистая дисконтированная стоимость

4) внутренняя норма доходности

Правильныйответ - 3) Чистаядисконтированнаястоимость

  1. Виды ресурсов, учет и использование которых предполагает балансовый метод в планировании

1) материальные

2) творческие

3) технические

4) интеллектуальные

Правильныйответ - 1) Материальные

  1. Критерий, по которому наиболее предпочтительно оценивать эффективность функционирования экономического субъекта

1) издержки производства

2) объем производства

3) рентабельность

4) объем выручки

Правильныйответ - 1) Издержкипроизводства

  1. Наиболее эффективная конкурентная стратегия при прогнозировании параметров материального производства

1) низких издержек

2) диверсификации

3) специализации

4) дифференциации

Правильныйответ - 1)Низкихиздержек

  1. Планово-управленческая деятельность на макроэкономическом уровне, охватывающая хозяйство страны в целом – это …

1) государственное управление

2) государственное планирование

3) стратегическое планирование

4) стратегическое прогнозирование

Правильныйответ - 2) Государственноепланирование

  1. Разработки в области экономического прогнозирования возникли …

1) в началеXIX в.

2) в конце XIX в.

3) в середине XX в.

4) в конце XX в.

Правильный ответ - 2) В конце XIX в.

  1. Какие страны были наиболее яркими представителями азиатской системы планирования и прогнозирования?

1) Индия и Китай

2) Сингапур и Малайзия

3) Страны Ближнего Востока

4) Япония и Южная Корея

Правильный ответ - 4) Япония и Южная Корея

  1. К какому принципу планирования и прогнозирования относится необходимость увязки кратко-, средне- и долгосрочных планов?

1) целеполагания

2) системности

3) непрерывности

4) комплексности

Правильныйответ - 3) Непрерывности

  1. Предотвращение последствий монополизации относится к следующий функции государственного регулирования экономикой:

1) защита конкуренции

2) планирования

3) прогнозирования

4) антитеневого регулирования

Правильныйответ - 1) Защитаконкуренции

10. Прогноз на период 5-7 лет – это прогноз…

1) краткосрочный

2) среднесрочный

3) долгосрочный

4) сверхдолгосрочный

Правильный ответ - 2) Среднесрочный

Дискуссия

1) Процесса глобализации и его основные тенденции.

2) Роль глобального подхода к прогнозированию состояния социально-экономических, политических и социо-культурных процессов.

3) Прогнозирование миграции, и поликультурности в условиях развития глобализации.

4) Внешнеэкономические отношения: возможности и проблемы прогнозирования и планирования в условиях глобализации

Тема 9 Бизнес-план как необходимый инструмент развития организации

Деловая игра

Тема деловой игры.

«Составление и защита бизнес-плана организации».

Концепция игры.

На основе собранной и проанализированной информации необходимо написать и защитить бизнес-план вновь открывающейся организации. Группа делится на две (три) подгруппы, каждая из которых получает задание собрать, обработать, проанализировать информацию внешней среды и на ее основе написать бизнес план организации по типовой классификации бизнес плана с разбивкой на все необходимые разделы. По итогам проделанной работы преподаватель должен оценить работу каждой группы по ряду показателей (качество собранной информации; её значимость; источники; точность проведенного анализа; доступность, последовательность, качество изложенного материала; актуальность и реалистичность бизнес-плана).

Участники деловой игры.

Деловая игра проходит среди студентов одной группы, группа делится на две (три) подгруппы. Способы формирования команд: жеребьевка, случайный выбор, взаимные симпатии и другие.

4. Ожидаемые результаты:

Студенты должны овладеть навыками сбора, анализа информации, прогнозирования и планирования деятельности организации.

Шкалы оценивания

Методические материалы

Экзамен проводится в устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции).

Билет состоит из теоретического вопроса, практического задания.

Устные экзамены могут проводиться в различных формах: в одном случае можно задать вопрос студенту и дать ему время на подготовку ответа, в другом - может быть проведена беседа без предоставления времени на обдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному студенту вопросу производится без подготовки к ответу. Но в обоих случаях должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям. Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме экзамена студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Устный экзамен должен проводиться по билетам. Экзамены принимаются преподавателями, руководящими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу.

Результаты сдачи экзаменов оцениваются отметкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

5.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка докладов, рефератов, выполнение домашних заданий, практических заданий, участие в дискуссии, написание эссе, участие в деловой игре.

Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.

Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение дискуссии предусмотренных рабочей программой дисциплины и др.

В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на семинарском занятии.

Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, лекционный материал ориентирован на интерактивную форму подачи материала.

На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые наиболее трудно усваиваются при самостоятельном изучении дисциплины.

Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.

Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.

Для успешного овладения приемами решения конкретных задач предлагаются следующие этапы:

1) предварительное ознакомление с методикой решения задач. На этом этапе студенту предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать приемы, использующиеся при их решении, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены;

2) рассматриваются задачи и ситуации, приближенные к практике системы прогнозирования;

3) выполнение контрольной работы, позволяющей проверить навыки решения конкретных задач.

Выполнение итогового практического задания в форме задачи включающей в себя элементы разных заданий из тематики курса.

После каждого контрольного задания предусмотрено проведение консультаций по анализу наиболее типичных ошибок и выработке совместных рекомендаций по методике решения задач.

Требования к выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

1.Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии с заданием преподавателя.

2. Результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

3.Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.

Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.

Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к дискуссии, написание и подготовка доклада, решение контрольных задач и заданий, выполнение лабораторных работ.

Этапы выполнения заданий самостоятельной работы.

- определение целей самостоятельной работы;

- конкретизация поставленной задачи;

- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;

- выбор путей и средств для решения поставленной задачи;

- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;

- реализация программы выполнения самостоятельной работы;

- самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, их корректировка

- определение причин и устранение выявленных ошибок.

В ходе изучения дисциплины по каждому блоку студентам предлагается:

1. В рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях-дискуссиях;

2. В рамках практических (лабораторных) занятий – решить практические задачи по пройденным темам; принимать участие в деловой игре;

3. В рамках промежуточного тестирования – решить тестовые задания, позволяющие оценить остато<

Наши рекомендации