Коммуникативная профессиограмма социального работника

Общение является многогранным процессом и реализуется в разнообразных формах (межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение, коммуникация и пр.).

Одним из главных направлений деятельности социального работника является работа с клиентом, в основе которой лежит общение прежде всего в его индивидуально-личностном выражении. Социальный работник должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.

В основе такой деятельности лежит коммуникативная техника общения, владение которой является важным признаком профессиональной пригодности социального работника. Характеристики, составляющие профессиональный портрет социального работника с точки зрения владения им коммуникативной техникой, называются коммуникативной профессиограммой социального работника.

Социальный работник должен:

— знать речевой этикет и уметь его использовать;

— уметь формулировать цели и задачи делового общения;

— организовывать общение и управлять им;

— анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них;

— владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;и т.д.

Личностные качества социального работника можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй — психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе — психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.

Качества первой группы, которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность.

Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из социальных работников не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи.

В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента, такие волевые качества, как терпение, самообладание и т.д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная работа.

Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности. Когда же дело касается специалиста социальной сферы, то при подборе кадров следует оценивать целостный образ личности, в формировании которой существенную роль играет, с одной стороны, опыт работы с людьми, а с другой — установки и ценностные ориентации кандидата.

Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.

Определение личностных качеств социального работника предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения

10.Социальная служба: понятия, виды, направления деятельности.
Соц. Служба – структура, созданная для профессиональной помощи в сфере соц. Отношений. Там где ест штатная должность хотя бы одного специалиста профессионала, может быть создана соц. Служба, выполняющая определенные задачи.
Особое значение имеют выделения оснований для типологии соц. Служб. В основе классификации этих служб могут лежать различные основания, но чаще всего их 2:
* Работа с проблемой клиента;
* Работа с другими службами.
Среди этих оснований существуют собственные классификации различных видов СР. Они связаны с нахождением оптимального вида помощи конкретному человеку, а с другой стороны – наладить взаимодействие с той организацией, которая оптимально подходит в данном случае. Среди многообразия соц. Служб обычно выделяют:
* медико-психолого-педагогическая семейная служба;
* служба общих соц. Услуг;
* специальная служба соц. Помощи;
* служба занятости;
* телефон доверия;
* бытовая консультация.
Первая служба с множеством подразделений, работающая с организационной программой научно-методического обеспечения.
В этой службе профессиональный работник, соц. Педагог семейного профиля, работает по месту жительства клиента, непосредственно выходя на контакт с клиентом (семьей). Этот человек общается с людьми, вникает в их внутренний мир, условия их жизни, характер проблем. На основе получаемых данных выделяются приоритетные направления оказания помощи:
- проведение своевременной комплексной диагностики семейной ситуации;
- анализ и дифференциация проблем семей, как совокупного клиента соц.служб;
-осуществление посредничества клиентов и службами, исполнителями в оказании семье соответствующих видов услуг;
- обеспечение механизма соц. Самозащиты, самообслуживания населения, развитие добровольных начал в СР.
Необходимо отметить, что в любом административном центре существует своя специфика работы подобных служб. Возможно поиск дополнительных источников финансирования данных служб.

СР С МОЛОЖЕЖЬЮ

Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления.Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежи относят население в возрасте между 14-ю и 30-ю годами.

Проблемы молодежи :

· продолжается деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;

· медленно развивается культура ответственного гражданского поведения, навыки общественной деятельности и самоуправления;

· обостряются проблемы молодой семьи;

· ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения;

· растет криминализация молодежной среды;

· снижается доступность качественного образования;

· растет имущественное расслоение в молодежной среде;

· происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников - молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения;

· минимальна включенность молодых людей в систему управления государством.

· отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами;

Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.

Социальная работа среди молодежи рассматривается среди молодежи как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи, как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.

Цели социальной работы с молодежью в России:

Наши рекомендации