Организация обслуживания клиентов в парикмахерской
Необходимо тщательно проводить санитарно-гигиенические мероприятия. Парикмахерские услуги должны оказываться в образцовых санитарно-гигиенических условиях. Температура рабочих помещений парикмахерских — 18-20 °С. При применении приборов — фенов, сушуаров, горячей воды при мытье головы — создается дополнительный нагрев воздуха и увлажняется атмосфера в зале. Большое количество газообразных продуктов от применяемых средств при обработке волос требует хорошей вентиляции помещения. Мощность приточно-вытяжной вентиляции должна обеспечивать нормальные условия работы в залах.
В небольших парикмахерских вентиляцию осуществляют естественным путем через форточки, фрамуги, окна и т. д.
При применении системы кондиционирования воздуха следует следить за состоянием поверхности фильтров, визуально оценивать их загрязненность и своевременно производить их очистку или замену.
Контроль за работой вентиляционных установок должен осуществляться специальными организациями не реже одного раза в год.
Столы, кресла перед началом работы и после каждого клиента следует протирать влажной салфеткой, а после окончания работы — салфеткой, смоченной в 1%-ном растворе хлорамина. Работы по уборке помещения, дезинфекции мебели следует производить в перчатках, чтобы предохранить кожу рук.
Существуют следующие санитарно-гигиенические правила для всех парикмахерских:
· Помещение парикмахерской должно быть отдельным, содержаться в чистоте и порядке, часто проветриваться.
· Стены должны быть светлыми, высота потолка — не менее 2 м; поверхность их должна быть гладкой и удобной для мытья. Пол должен быть сделан из гладкого влагонепроницаемого материала, без щелей.
· Поверхность оборудования, используемого предприятием бытового обслуживания, должна быть гладкой. Мягкая мебель должна быть полностью покрыта материалом, не собирающим пыль.
· Предприятие должно иметь проточную воду.
· Парикмахерская должна иметь достаточное количество белья. Чистое белье хранится в особых кладовых.
· Одежда работников должна находиться в специальных шкафах.
· Инструменты и приборы перед использованием должны быть продезинфицированы и простерилизованы. По требованию клиента эта процедура производится в его присутствии.
· Парикмахерские инструменты стерилизуются нагреванием в стерилизаторах, дезинфицируются в течение 10 минут в 70%-ном спирте, 5%-ном растворе формалина.
· Вата должна находиться в закрытых емкостях.
· Работники предприятий бытового обслуживания должны каждые шесть месяцев проходить медицинское обследование.
· В случае ранения клиента место пореза следует промыть 70%-ным спиртом или 3%-ной перекисью водорода (Н202)
В зависимости от уровня обслуживающих мастеров, высококачественного профессионального оборудования и материала, парикмахерские делятся на следующие категории:
Салон люкс - является самым высшим звеном в иерархии категорий парикмахерских. Салон включает в себя высококачественные парфюмерно- косметические и лечебно – оздоровительные услуги : кабинет массажа, гимнастические и тренажерные залы, а также консультационные услуги, в том числе подбор причесок компьютерным методом. Работающий состав должен включать в себя не менее 25% работающих мастеров квалификации художник – модельер, а остальные специалисты 1 и 2 класса. Визажист 1 класса. А мастер маникюра и педикюра должен иметь стаж работы по специальности не менее 2 лет.
Салон – парикмахерская обеспечивает выполнение художественных причесок и стрижек. На одну ступеньку в иерархии ниже, чем салон люкс. В коллектив входят художники модельеры, специалисты 1 и 2 класса (не менее 50%), а также визажисты, мастера маникюра и педикюра должны иметь стаж не менее 1 года . Ну и соответственно прейскурант ниже от выше указанного на 20 -30%.
Парикмахерская - выполняет все виды парикмахерских услуг. В состав коллектива входят парикмахеры, косметики и маникюрши.
В парикмахерской до трех рабочих мест не требуется наличия отдельных помещений для разборки и временного хранения использованного белья.
В салонах-парикмахерских раздельные кладовые должны быть оборудованы:
· стеллажами и шкафами для хранения чистого белья;
· ларями и сушилками для хранения и подсушки использованного белья;
· стеллажами и шкафами для хранения парфюмерии.
Для хранения чистого белья допускается установка закрытых шкафов с гигиеническим покрытием.
Гардеробные, предназначенные для уличной, личной и рабочей одежды, должны быть оборудованы индивидуальными шкафами для ее раздельного хранения.
Комната для отдыха и приема пищи должна быть оборудована раковиной с подводкой горячей и холодной воды, холодильником, устройством для подогрева пищи, а также необходимой мебелью.
На период профилактического ремонта системы горячего водоснабжения подсобные помещения должны оборудоваться электронагревателями.
Косметические и косметологические процедуры, связанные с нарушением кожного покрова, должны проводиться в отдельных помещениях, имеющих горячее и холодное водоснабжение. Они должны быть также оборудованы бактерицидными лампами, суховоздушными и малогабаритными паровыми, стерилизаторами, закрытыми емкостями для проведения предстерилизационной очистки и дезинфекции инструмента, а также для дезинфекции различных поверхностей. Кроме того, в этих помещениях обязательно должна иметься мерная тара для приготовления моющих и дезинфицирующих растворов.
Остриженные волосы должны собираться в закрытые емкости, которые устанавливаются в подсобном помещении, откуда они должны вывозиться специальным автотранспортом и утилизироваться. Должен быть оборудован туалет для посетителей.
Освещение помещений парикмахерских должно соответствовать действующим нормам на естественное и искусственное освещение производственных и общественных зданий. Во всех производственных и вспомогательных помещениях парикмахерских должно максимально использоваться естественное освещение. Для общего искусственного освещения производственных помещений парикмахерских могут быть использованы как люминесцентные лампы, так и лампы накаливания.
В помещениях парикмахерской ежедневно до начала работы или после ее окончания должна производиться тщательная влажная уборка. Кроме того, в течение рабочего дня должна производиться текущая уборка. Уборка помещений парикмахерских проводится с применением моющих средств и дезинфицирующих растворов.
По мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, следует проводить генеральную уборку и закрывать парикмахерскую на «санитарный день». Работники парикмахерской должны строго выполнять правила личной гигиены, всегда иметь опрятный внешний вид и быть в чистой спецодежде.
Перед началом обслуживания клиент должен быть укрыт пеньюаром, под который необходимо подложить индивидуальную салфетку или полотенце. В конце смены пеньюары подлежат промывке под проточной водой с использованием моющих средств.
Посетители с изменением кожного покрова (сыпь, пятна, шелушение и пр.), ногтей, волос обслуживаются в парикмахерской только при предъявлении врачебной справки о не заразности заболевания.
Обслуживание клиентов, пораженных педикулезом, строго запрещается.
Каждый мастер должен иметь три набора рабочего инструмента.
После выполнения основного вида работ мастер спрашивает, всем ли доволен клиент, и, если нет, исправляет недостатки. Затем выполняет необходимые дополнительные виды услуг (сушку волос, укладку, фиксацию лаком и т.д.), снимает парикмахерское белье и получает плату за услуги.
Тема:Требования к размещению предприятий, составу и площади помещений.
Опорный конспект
Общие положения.
Требования к размещению предприятий
Состав и площадь помещений
Общие положения.Санитарно-эпидемиологические требования должны соблюдаться при осуществлении следующих услуг гигиенического, декоративного и эстетического характера, оказываемых парикмахерскими населению:
- стрижка, укладка, окраска, химическая завивка и другие услуги по уходу за волосами;
- окраска бровей, ресниц, макияж, маски, гигиеническая чистка лица и другие косметические процедуры;
- массаж лица и шеи;
- маникюр, педикюр;
- изготовление париков, накладных усов, бород, бакенбард, шиньонов и украшений из волос, в том числе по индивидуальным заказам клиентов.
В соответствии с оказываемыми услугами в составе парикмахерских могут быть залы парикмахерского обслуживания, кабинеты: косметический, массажа, педикюра, маникюра; помещение для постижерных работ.
В косметических кабинетах выполняются процедуры гигиенического и декоративного характера. Работники косметических кабинетов должны иметь среднее медицинское образование и сертификат специалиста на данный вид деятельности.
2.Парикмахерские могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенном, встроенно-пристроенном к жилым и общественным зданиям (в составе предприятий бытового обслуживания и общественных торговых центров, центров красоты и здоровья, бань, гостиниц и других). На первых этажах общественных и жилых зданий (при наличии изолированного входа от жилых квартир и изолированной вентиляции), в домах отдыха, санаториях, интернатах, домах престарелых; в лечебно-профилактических учреждениях (стационарах) для обслуживания пациентов и персонала (при наличии изолированных помещений административно-хозяйственного блока).
Не допускается размещение парикмахерских в подвальных этажах зданий. Подвальные этажи могут использоваться только как подсобные и вспомогательные помещения (кладовые, гардеробные, склады, прачечные), кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
В цокольных этажах жилых и общественных зданий, пол которых расположен ниже планировочной отметки тротуара (не более 0,5 метра при высоте помещений не менее 2,7 м), допускается размещать парикмахерские при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии нормам естественного освещения, обоснованного расчетами.
Требования к устройству и оборудованию помещений.
Основные требования к устройству и оборудованию рабочих и подсобных помещений организаций коммунально-бытового назначения:
- Кабинеты – косметический, педикюра, массажа, солярий, пирсинга, татуажа – должны размещаться в отдельных помещениях.
- Допускается совмещение в одном изолированном кабинете при совмещении выполнения услуг маникюра и педикюра при условии организации одного рабочего места мастера маникюра-педикюра.
- В педикюрных кабинетах должно быть не менее 2-х ванн для ног с подводкой горячей и холодной воды и отдельная раковина для мытья рук. Допускается наличие одной ванны с использованием одноразовых вкладышей.
- Парикмахерские должны иметь подсобные, вспомогательные и бытовые помещения (гардеробные, комнаты отдыха и приема пищи, санузлы, кладовые), а также помещения или место для хранения инвентаря, мусора и остриженных волос.
- Допускается совмещение комнаты приема пищи с гардеробной для персонала при численности работников в смене менее 10 человек, а также совмещение вестибюля с гардеробом для посетителей и залом ожидания.
- Помещение для эксплуатации соляриев должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, обеспечивающей 3-4-х кратный воздухообмен в час. В случае установки моделей, оборудованных собственной системой вентиляции, допускается организация естественного притока воздуха в помещение.
- Организации коммунально-бытового назначения, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, должны быть оборудованы системами централизованного водоснабжения, в том числе горячего, и канализации.
3.Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений определяются перечнем парикмахерских услуг и их мощностью. Набор и площади помещений должны соответствовать действующим нормативам (приложение № 1).
Высота рабочих помещений парикмахерских должна быть не менее 3,0 м, бытовых помещений - не менее 2,7 м. Допускается размещение парикмахерских при высоте помещений не менее 2,7 м вместимостью до трех рабочих мест.
Глубина помещений при одностороннем естественном освещении не должна превышать 6 м.
Кабинет косметический, маникюра и педикюра должны размещаться в отдельных изолированных помещениях.
В парикмахерских залах до 3-х рабочих мест допускается размещение одного рабочего места для маникюра при наличии дополнительной площади не менее 6 м2.
В косметических кабинетах допускается организация до 3 рабочих мест при условии их изоляции перегородками высотой 1,8-2,0 м.
В педикюрных кабинетах должно быть не менее 2-х ванн для ног с подводкой горячей и холодной воды.
Рабочие места оборудуются мебелью, допускающей обработку моющими и дезинфицирующими средствами и расположенной так, чтобы обеспечить возможность уборки, не загораживать источник света, не загромождать проходы.
Не допускается размещение в парикмахерских залах и кабинетах оборудования и предметов, не имеющих отношения к выполняемым работам на конкретном участке.
Расстояние между рабочими местами (креслами туалетного стола) должно быть 1,8 м, от крайнего кресла до стены - 0,7 м.
При 2-рядном и более расположении кресел расстояние между рядами должно быть не менее ,5 м.
Рабочие места парикмахеров оборудуются креслами, туалетными столами с раковинами для мытья волос.
При наличии отдельного помещения или специального места для мытья волос допускается установка туалетных столиков без раковин.
В мужском и женском парикмахерских залах должна быть оборудована раковина для мытья рук парикмахеров.
В парикмахерской не более 3 рабочих мест допускается иметь в зале одну раковину для мытья волос и один сушуар.
Парикмахерские должны иметь подсобные, вспомогательные и бытовые помещения (гардеробные, комнаты отдыха и приема пищи с необходимым оборудованием, туалеты, кладовые, помещения для хранения инвентаря, мусора, остриженных волос).
В парикмахерских до 5 рабочих мест допускается совмещение комнаты приема пищи с гардеробной для персонала, а также вестибюля с гардеробом для посетителей и залом ожидания при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований.
Туалеты для персонала и посетителей в парикмахерских свыше 5 рабочих мест должны быть раздельными.
Рабочая и домашняя одежда персонала должна храниться в индивидуальных шкафах.
Кладовые для хранения чистого и использованного белья, парфюмерно-косметических, а также моющих, дезинфицирующих и педикулицидных средств должны быть раздельными.
Помещения для хранения чистого белья и парфюмерно-косметических средств оборудуются стеллажами или шкафами; для грязного белья - ларями.
В парикмахерских до 5 рабочих мест допускается хранение чистого белья, парфюмерно-косметической продукции, моющих, дезинфицирующих, педикулицидных средств в раздельных шкафах в подсобном помещении.
Стирка использованного белья и рабочей одежды должна проводиться в прачечных.
Допускается организация стирки использованного белья непосредственно в парикмахерской при наличии специально выделенного помещения с подводкой горячей и холодной воды и специального оборудования –«мини-прачечная» (приложение №2).
Стирку использованного белья и рабочей одежды необходимо проводить по режимам стирки, обеспечивающим обеззараживание.
Постижерные работы должны проводиться в изолированном помещении, площадь которого и набор оборудования принимаются с учетом объема и характера проводимых работ (по изготовлению париков, накладных усов и бород, работ из натурального и искусственного материала) и должна быть не менее 8 м2 на одно рабочее место.
В подсобном помещении парикмахерских необходимо иметь специальное место (кабину) для вытряхивания волос.
Хранение волос должно осуществляться в специальной емкости с плотно закрывающейся крышкой.
Парикмахерские залы, косметические, маникюрные и педикюрные кабинеты должны быть оборудованы бактерицидными ультрафиолетовыми облучателями закрытого типа (рециркуляторами) с безозоновыми бактерицидными лампами для обеззараживания воздуха в помещениях в присутствии людей. Установка и эксплуатация бактерицидных облучателей проводятся в соответствии с руководством по использованию ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещении.
Учет работы регистрируется в специальном журнале по каждому бактерицидному облучателю (приложение №3).
К эксплуатации бактерицидных облучателей допускается обученный персонал.
Замеры ультрафиолетового излучения от бактерицидных облучателей должны проводиться после каждой замены ламп.
Не допускается применение оборудования, являющегося источником шума, вибрации, ультрафиолетового, инфракрасного, электромагнитного излучений, не прошедшего гигиенической оценки.