Психомоторное развитие детей. Этапы формирования психики ребенка. Оценка нервно-психического развития у детей
Физиологические особенности кожи ребенка. Морфологические элементы сыпи.
Кожа
Толщина различных слоев кожи у детей до трех лет в 1,5—3 раза меньше, чем у взрослых, и только к 7 годам она достигает показателей взрослого человека.
Отличительная особенность кожи детей, особенно новорожденных, — слабая связь эпидермиса с дермой, что в первую очередь вызвано недостаточностью количества и слабым развитием якорных волокон. Нервные окончания кожи к моменту рождения развиты недостаточно, но функционально состоятельны и обусловливают болевую, тактильную и температурную чувствительность.Кожа ребенка первого года жизни в силу особенностей строения, биохимического состава и хорошей васкуляризации отличается нежностью, бархатистостью и эластичностью. В целом она тонкая, гладкая, поверхность ее суше, чем у взрослых, и склонна к шелушению. Вся поверхность кожи и волос покрыта водно-липидным слоем, или мантией, которая предохраняет кожу от неблагоприятных факторов окружающей среды, замедляет и предупреждает всасывание и воздействие химических веществ, служит местом образования провитамина D, обладает антибактериальным свойством.
Кожные высыпания
Кожные высыпания (морфологические элементы) могут затрагивать различные слои кожи, а также ее придатки (потовые и сальные железы, волосяные фолликулы).
Первичные морфологические элементы появляются на неизмененной коже. Их подразделяют на бесполостные (пятно, папула, узел и др.) и полостные с серозным, геморрагическим или гнойным содержимым (пузырек, пузырь, гнойничок). Вторичные морфологические элементы появляются в результате эволюции первичных .
5 вариант
1. Тонус мышц у новорожденных определяется Визуальная оценка позы и положение конечностей ребенка
2. Недостаточно выражена функциональная особенность кожи у детей: Защитная, пигментообразующая, выделительная, терморегулирующая
3. Активная речь у ребенка 2,5 лет: Начинает произносить сложные предложения
4. Поисковый рефлекс у новорожденного угасает: 3-4 мес
5.Какой степени паратрофии соответствует превышение массы тела на 11-20% 1 степень
6.Карликовым считается рост? Менее 140 см
7.Дошкольный период ребенка составляет: 3-7 лет
8.Младший школьный период ребенка составляет: 7-11 лет
9.Полная смена молочных зубов на постоянные заканчивается в возрасте: 12-13 лет
10.К особенностям костной ткани детей раннего возраста относятся: Череп состоит из отдельных костей, грудная клетка конусовидная с горизонтальными ребрами, таз узкий, воронкообразный, вертлужная впадина не развита.
Характеристики дыхательной системы детей. Методика исследования
Закладка воздухоносных путей и паренхимы легких из вентральной части передней кишки происходит на 22-26 сутки внутриутробн развития в виде формирования респираторного дивертикула. Вскоре разделяется на вентралн (трахея и 2 лег почки) и дорсальный части (пищевод). Прав легоч почка делится на 3, а левая на 2 трубки. Далее ветвление продолжается формируя бронх дерево.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ-ПЕРКУССИЮ, ПАЛЬПАЦИЮ, АУСКУЛЬТАЦИЮ МЫ ЖЕ ХОРОШО ЗНАЕМ, НАПИШЕТЕ САМИ.
6 вариант
1. Особенности роста ногтей: в первые дни жизни задерживается и на ногтевой пластинке образуется физиологическая черта. На 3 месяце она достигает свободного края ногтя
2. Пушковые волосы у новорожденных локализуются: везде кроме бровей, ресниц и волосистой части головы
3. Сосательный рефлекс у новорожденного угасает к:12 месяцам
4. Хватательный рефлекс у новорожденного угасает к: 3-4 месяцам
5.Заболевание гигантизм связано с системой:эндокринной
6. У ребенка при рождении отмечается отставание по массе тела более, чем на 30%, подкожно-жировой слой снижен: на теле, конечностях и лице. Какая степень гипотрофии у ребенка:2 степень
7.Старший школьный период ребенка составляет:от 12 до 17-18лет
8.Для получения наибольшей информации при проведении общего осмотра используют следующие технические приемы:осмотр проводят при дневном освещении
9.Большая эластичность и меньшая ломкость костей детей раннего возраста обусловлены: Волокнистое строение и особенности химического состава обуславливают большую эластичность
10. «Костный возраст» – это имеющееся у ребенка определенного возраста количество:ядер окостенения
Кожа
Толщина различных слоев кожи у детей до трех лет в 1,5—3 раза меньше, чем у взрослых, и только к 7 годам она достигает показателей взрослого человека.
Отличительная особенность кожи детей, особенно новорожденных, — слабая связь эпидермиса с дермой, что в первую очередь вызвано недостаточностью количества и слабым развитием якорных волокон. Нервные окончания кожи к моменту рождения развиты недостаточно, но функционально состоятельны и обусловливают болевую, тактильную и температурную чувствительность.Кожа ребенка первого года жизни в силу особенностей строения, биохимического состава и хорошей васкуляризации отличается нежностью, бархатистостью и эластичностью. В целом она тонкая, гладкая, поверхность ее суше, чем у взрослых, и склонна к шелушению. Вся поверхность кожи и волос покрыта водно-липидным слоем, или мантией, которая предохраняет кожу от неблагоприятных факторов окружающей среды, замедляет и предупреждает всасывание и воздействие химических веществ, служит местом образования провитамина D, обладает антибактериальным свойством.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОЖИ
Для оценки состояния кожных покровов проводят расспрос, осмотр,
пальпацию и специальные пробы.
РАССПРОС И ОСМОТР
Осмотр ребенка по возможности проводят при естественном дневном освещении. Кожные покровы осматривают последовательно сверху вниз: волосистую частьголовы, шею, естественные складки, паховые и ягодичные области,ладони,подошвы, межпальцевые промежутки. При осмотре оценивают:
— цвет кожи и его равномерность;
— влажность;
— чистоту (отсутствие высыпаний или других патологических элемен
тов, например шелушения, расчесов, кровоизлияний);
— состояние сосудистой системы кожи, в частности локализацию и
выраженность венозного рисунка;
— целостность кожных покровов;
— состояние придатков кожи (волос и ногтей)
Цвет кожи зависит от ее толщины и прозрачности, количества содержащихся в ней нормальных и патологических пигментов, степени развития, глубины залегания и полнокровия кожных сосудов, содержания НЬ в единице объема
крови и степени насыщения НЬ кислородом.
В зависимости от расовой и этнической принадлежности цвет кожи в норме у ребенка может быть бледно-розовым или с различными оттенками желтого, красного, коричневого и черного цветов.
О влажности кожи судят по ее блеску: в норме поверхность кожи умеренно блестящая, при повышенной влажности кожа сильно блестит, нередко покрыта каплями пота; чрезмерно сухая кожа — матовая, шероховатая
Чистота кожи
При обнаружении патологических элементов на коже необходимо уточнить:
— время их появления;
— связь с какими-либо факторами (пищевыми, лекарствен
ными, инфекционными, химическими и др.);
— существование подобных симптомов в прошлом, их эво
люцию (изменение окраски кожи, характера высыпаний);
— морфологический тип (см. ниже);
— размер (в миллиметрах или сантиметрах);
— количество элементов (единичные элементы, необильная
сыпь, элементы которой можно сосчитать при осмотре,
обильная
— множественные элементы, не поддающиеся под
счету);
—форму (округлая, овальная, неправильная, звездчатая,
кольцевидная и др.);
— цвет (например, при воспалении возникает гиперемия);
—локализацию и распространенность (указывают все части
тела, имеющие сыпь, преимущественную локализацию
—голова, туловище, сгибательные или разгибательные
поверхности конечностей, складки кожи и т.д.);
— фон кожи в области сыпи (например, гиперемированный);
— этапность и динамику развития элементов сыпи;
— особенности вторичных элементов, остающихся после
угасания сыпи (шелушение, гипер- или гипопигментация,
корочки и др.)
Состояние придатков кожи
При осмотре волос обращают внимание на равномерность роста, определяют соответствие степени развития волосяного покрова и его распределения на теле возрасту и полу ребенка. Оценивают внешний вид волос (они должны быть блестящими с ровными концами) и состояние кожи волосистой части головы.
При осмотре ногтей обращают внимание на форму, цвет, прозрачность, толщину и целостность ногтевых пластинок. Здоровые ногти имеют розовый цвет, ровные поверхности и края, плотно прилегают к ногтевому ложу. Околоногтевой валик не должен быть гиперемированным и болезненным.
ПОДКОЖНАЯ ЖИРОВАЯ КЛЕТЧАТКА
Жировая ткань состоит преимущественно из белого жира, обнаруживаемого во многих тканях, и небольшого количества бурого жира (у взрослых располагается в средостении, вдоль аорты и под кожей в межлопаточной
области). В клетках бурого жира функционирует естественный механизм разобщения окислительного фосфорилирования: энергия, освобождающаяся при гидролизе триглицеридов и метаболизме жирных кислот, не используется для синтеза аденозинтрифосфата, а преобразуется в тепловую.
В конце внутриутробного периода и в первый год жизни масса жировой ткани нарастает в результате увеличения и количества, и размеров жировых клеток (к 9 мес жизни масса одной клетки возрастает в 5 раз). Толщина подкожной жировой клетчатки заметно увеличивается в период от рождения до 9 мес, а затем постепенно уменьшается (к 5 годам в среднем уменьшается в 2 раза). Наименьшую толщину отмечают в 6—9 лет.
В пубертатном периоде толщина подкожного жирового слоя снова увеличивается. У девочек-подростков до 70% жира расположено в подкожной клетчатке (что придает их формам округлость), в то время как у мальчиков на подкожный слой приходится лишь 50% общего количества жира.
Состояние подкожной жировой клетчатки оценивают при осмотре и пльпации.
Степень развития подкожной жировой клетчатки оценивают по толщи
не кожной складки, измеренной на различных участках тела (рис. 5-40):
— на животе;
— на груди (у края грудины);
— на спине (под лопатками);
— на конечностях.
Для приблизительной практической оценки можно ограничиться иссле
дованием 1—2 складок.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИРА
Для определения равномерности и правильности распределения подкожного жирового слоя осматривают и пальпируют различные участки тела. При осмотре заметны половые различия: у мальчиков в старшем воз
расте распределение подкожного жира более равномерное, а у девочек отмечают скопления подкожной клетчатки в области бедер, живота, ягодиц и на передней поверхности грудной клетки.
КОНСИСТЕНЦИЯ ЖИРА
Подкожный жировой слой в норме мелкозернист,однороден. Иногда можно обнаружить уплотнения и/или очаги атрофии.
ТУРГОР МЯГКИХ ТКАНЕЙ
Определяют по ощущению сопротивления и упругости при сдавливании кожи и всех мягких тканей на внутренней поверхности плеча или бедра (в его верхней трети) большим и указательным пальцами. При удов
летворительном тургоре ощущают упругое сопротивление сдавливаемых тканей; при снижении тургора создается ощущение вялости или дряблости этой складки.
9 вариант
1. Гемангиома – это розовые или ярко-красные полиморфные пятна, образованные расширенными капиллярами, иногда выступающие над поверхностью кожи
2. Телеангиэктазия – это локальное чрезмерное расширение капилляров
3. У ребенка формируется «зрелая» походка в возрасте: к 4-5 годам
4. В каком возрасте у ребенка появляется улыбка в ответ на ласковое обращение: с 2 мес
5. Основной функцией подкожно-жировой клетчатки является: энергетическая, теплоизоляционная, защитная
6. Дефицит массы тела при гипотрофии Ш степени составляет: более 30%
7.Возраст, которому соответствуют показатели физического развития: масса 15 кг, длина 92 см. 2-2,5 года
8.Возраст ребенка, масса которого составляет 10,5 кг, длина тела 75 см. 1 год
9.Передние верхние резцы появляются в возрасте: 8-9 лет
10.Физиологические изгибы позвоночника у новорожденного: формируются в 3-4 месяца
Анатомо-физиологические особенности и методика исследования костной и мышечной систем у детей. Обследование костей и суставов.
10 вариант
1. Гипергидроз характерен для детей препубертатного и пубертатного возраста, повышенная влажность кожи, а именно подмышечных впадин и ладоней при нарушении вегетативной регуляции
2. Цианоз – это синюшный оттенок кожи и видимых слизистых оболочек
3. Ребенок хорошо удерживает голову в вертикальном положении в возрасте: 3-4 мес
4. В каком возрасте ребенок начинает переворачивания со спины на живот: с 5 мес
5. Аппетит при гипотрофии Ш степени: отсутствует
6. При гипотрофии П степени ребенок: дефицит массы тела от 20 до 30%
7. Показатели окружности головы новорожденного 34-36 см
8. Показатели окружности головы и груди у ребенка в год (см.) голова – 46 см, грудь – превышает окружность головы на 1-2 см
9.Формула количества постоянных зубов: Х=4n-20, где n – возраст ребенка в годах, Х – число постоянных зубов
10. Количество зубов у ребенка в 1 год: 8 зубов
Психомоторное развитие детей. Этапы формирования психики ребенка. Оценка нервно-психического развития у детей
Ответ:
Психомоторное развитие - это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожденных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому происходит взаимодействие ребенка с внешней средой. Различают 4 этапа формирования психики ребенка.
Первый этап — моторный, характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.
Второй этап — сенсорный, продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.
Третий этап — аффективный, длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.
Четвертый этап — идеаторный (12—14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.
Оценка нервно-психического развития ребенка
Главной особенностью оценки неврологического статуса, является комплексная оценка поведенческих и неврологических признаков. Оцените положение новорожденного, реакцию ребенка при осмотре, и рефлексы (Моро, хватательный рефлекс, сосательный рефлекс). Безусловные рефлексы – непроизвольные движения или действия, которые помогают нам определить состояние нервной системы новорожденного. Некоторые рефлексы могут вызываться только в определенный период развития ребенка. Приведенные ниже рефлексы вызываются только в период новорожденности, а также вызываются симметрично.
Поисковый рефлекс. Вызывается, если коснуться угла рта новорожденного. Он поворачивает голову в направлении касания и открывает ротик — начинает «искать». Поисковый рефлекс помогает ребенку искать грудь.
Сосательный рефлекс.Помещенный между губами предмет новорожденный плотно захватывает. Захватывая между губами сосок матери и удерживая в полости рта, одновременно губами производит ритмичные сосательные движения. Сосательный рефлекс появляется в 32 недели беременности и полностью развит после 36 недель гестационного возраста.
Рефлекс Моро.Может вызываться с рождения, его называют рефлексом вздрагивания. Он исчезает к 4-5 месяцам после рождения. Вызывается ударом по пеленальному столу, любым звуковым или вибрационным раздражителем. При резких звуках новорожденный зажмуривает глазки, иногда вздрагивает и разводит ручки (первая фаза рефлекса Моро) и выпрямляет ножки, предварительно согнутые и прижатые к животу. Вторая фаза (клоническая) – сведение рук с тенденцией к обхватыванию туловища.
Рефлекс Робинсона (ладонный хватательный).При касании ладонной поверхности новорожденного, он закрывает ладошку и сжимает пальчики – «хватает». Рефлекс более выражен у недоношенных.
Ползанье по Бауэру.В положении на животе ребенок рефлекторно отталкивается ножками от приставленной к подошвам ладони. Эти рефлексы исчезают к концу первого месяца жизни.
Рефлекс Кернига Невозможность полностью разогнуть ногу в коленном суставе, если она согнута под прямым углом в тазобедренном суставе.
Рефлекс Бабинского.При проведении штрихового движения по наружному краю стопы от пятки к пальцам возникает подошвенное сгибание всех пальцев – симптом отрицательный или тыльное разгибание большого пальца при подошвенном сгибании остальных – симптом положительный.
Эти рефлексы исчезают на первом году жизни ребенка. Угасание у новорожденных безусловных рефлексов свидетельствуют о значительных изменениях со стороны центральной нервной системы. У грудных детей оценивается выражение лица, положение тела, характер и объем движений, объем моторно-статических навыков, состояние сознания. Ребенок 1-го месяца фиксирует взгляд на предмете, следит за ним. В 2 месяца держит головку, лепечет, смеется. В 3 месяца неуклюже хватает предметы, различает лица близких людей, гудит, переворачивается с животика на спинку. В 4 месяца берет предметы, играет своими руками. В 6 месяцев сидит самостоятельно, хватает движущиеся предметы и бросает их. В 8 месяцев стоит с поддержкой, ползает, рассматривает игрушку, перекладывая из руки в руку, произносит согласные. В 10 месяцев говорит отдельные слова, сам встает, знает значение отдельных слов, машет рукой. В 12 месяцев ходит, имеет словарный запас в 4-8 слов, знает значение слова «нельзя».
Сроки развития моторно-статических навыков и особенно речи могут колебаться у нормальных здоровых детей в зависимости от индивидуальных особенностей, особенностей воспитания и режима. Поэтому при оценке нервно-психического развития необходимо ориентироваться на весь комплекс: опорных признаков и нельзя делать заключение на основе одного двух признаков.
Огромное влияние на нервно-психическое развитие оказывает воспитание ребенка в семье, детском коллективе, школе, а также состояние его здоровья. Многие болезни ребенка вызывают задержку нервно-психического развития детей, особенно речи. Нужно всегда исключить так называемую педагогическую задержку психического развития, связанную с дефектами воспитания ребенка.
4 вариант
1. Оценить тонус сосудов кожи, зависящий от характера нейровегетативной реакции, при пальпации позволяет: Дермографизм
2. Какие из перечисленных ниже функций несовершенны у новорожденных?Защитная
3. К какому возрасту жизни формируется звуковой раздражитель:К концу 1-го месяца
4. Масса мозга у детей удваивается к: 6 месяцу
5.Дефицит массы тела при 3 степени гипотрофии составляет:30% и больше
6.Избыток массы тела у ребенка называется:Ожирение
7.Грудной период ребенка составляет:От 29-х суток до конца 1-года жизни
8.Преддошкольный период ребенка составляет:1-3 года
9.Прорезывание всех молочных зубов заканчивается к возрасту (в годах):К 1 году
10.Первые постоянные зубы появляются в возрасте:5 лет