Методы и приемы работы с детьми с нарушениями

Опорно-двигательного аппарата.

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов. Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса предполагают сочетания теоретического, теоретико-практического и практического усвоения учебного материала.

В специальных образовательных учреждениях используются следующие методы.

Практические методы и приемы обучения:

• постановка практических и познавательных задач;

• целенаправленные действия с дидактическими материалами; многократное повторение практических и умственных действий; наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); подражательные упражнения;

• дидактические игры;

• создание условий для применения полученных знаний, умений и

навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

Наглядные методы:

• обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

• наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;

• рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

Словесные методы:

• речевая инструкция, беседа, описание предмета;

• указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

• метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);

• вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

• педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

Двигательно-кинестетические методы:

• дифференцированный (в том числе логопедический) массаж;

• пассивная гимнастика;

• искусственная локальная контрастотерми.

Заключение

В настоящее время всё более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей их обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность. Необходимым условием для решения основной задачи является создание действенной и целенаправленной системы социально-педагогической деятельности в учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для того чтобы ребёнок в постинтернатный период смог жить полноценной, во всех отношениях, жизнью, необходимо организовать социально-педагогическую деятельность так, чтобы основу её составляло воспитание в широком смысле, как фактор, определяющий процесс социализации детей с ограниченными возможностями.

У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипуляций.

На ранней стадии ДЦП двигательное развитие может проходить неравномерно. Ребенок может не держать еще голову в 8-10 мес., но уже начинает поворачиваться, садиться. У него нет реакции опоры, но он уже тянется к игрушке, захватывает ее. В 7-9 мес. ребенок сидеть может только с опорой, но стоит и ходит в манеже, хотя установка его тела дефектна.

Разнообразие двигательных нарушений обусловлено действием ряда факторов:

1. патологией тонуса мышц (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии);

2. ограничением или невозможностью произвольных движений (парезы и параличи);

3. наличием насильственных движений (гиперкинезов, тремора);

4. нарушением равновесия, координации и ощущения движений.

Двигательные нарушения у детей с ДЦП имеют разную степень выраженности: от тяжелой, когда ребенок не может ходить и манипулировать предметами, до легкой, при которой ребенок ходит и обслуживает себя самостоятельно.

Отклонения в психическом развитии при ДЦП также специфичны. Они определяются временем мозгового поражения, его степенью и локализацией. Поражения на ранней стадии внутриутробного развития сопровождаются грубым недоразвитием интеллекта ребенка. Особенностью психического развития при поражениях, развившихся во второй половине беременности и в период родов, является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер (ускоренное развитие одних высших психических функций и несформированность, отставание других).

Для детей с ДЦП характерно:

• различные нарушения познавательной и речевой деятельности;

• разнообразие расстройств эмоционально-волевой сферы (у одних - в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других - в виде заторможенности, вялости), склонность к колебаниям настроения;

• своеобразие формирования личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности; незрелость, наивность суждений; застенчивость, робость, повышенная чувствительность, обидчивость).

Литература

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989.
2. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движения, (методическое пособие под ред. Шипициной Л. М.), СПб., 1995 г.
3. Сермеев Б. В.Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей. Горький, 1976 г.
4. Власова Т. А. (ред.) Особенности психофизического развития учащихся специальных школ с нарушениями опорно-двигательного аппарата М., 1985г.
5. Бабенкова Р. Д. Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций.- М., 1981 г.
6. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М.:Просвещение,1995.- 527с.
7. Коррекционная педагогика / В.С. Кукушин, Г.Г. Лорин, Н.А. Румега, В.И. Шатохина и др.; Под ред. В.С. Кукушина. Серия «Педагогическое образование» - Ростов н/Д: Изд-ий центр «МарТ», 2002. - 304 с.

8. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М.: 1975.

9. Михеев В.В. Нервные болезни. – М.: 1958.

10. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: 1998

ПРИЛОЖЕНИЕ

Наши рекомендации