Опыт клубной работы с детьми с нарушениями общения в ИКП РАО
Трудности контакта с другими людьми, в первую очередь с ровесниками, составляют одну из сложных и наиболее дезадаптирующих проблем аутичных детей. Известно, что аутизм интенсивно проявляется у детей в возрасте 4—7 лет. В дальнейшем, если ведется психокоррекционная работа, аутизм ослабевает, уменьшается стереотипность. Специфические речевые особенности и проблемы в сфере общения остаются. Стремление к общению в более старшем возрасте усиливается, однако возможности аутичного ребенка ограничивают реализацию этой потребности. Затруднена возможность диалога: недостаточен учет желаний собеседника, его готовность к общению; нет навыка соблюдать элементарную очередность слушания-говорения, недостаточное понимание, о чем можно говорить и в какой форме. Характерна плохая ориентировка в чувствах партнера по общению; неспособность к гибкому учету изменений в среде и соответственно недостаточной гибкости в диалоге приводят к изменению собственного поведения. Быстро возникает пресыщение в общении.
283
Аутичный ребенок может приближаться к собеседнику, перебрасываться одной-двумя репликами. В условии групповой коммуникативной ситуации пресыщение может выглядеть как многократные уходы участника и возвращения в общий круг. Любая неожиданность, трудность могут вызвать состояние растерянности и пассивного ожидания внешней помощи либо вызвать страх, импульсивное агрессивное действие, направленное вовне или на себя, усиление стереотипии у аутичного ребенка. Все это ограничивает возможности аутичного ребенка общаться в коллективе, в развитии произвольности, самообладания, гибкости, усложнении форм общения. Аутичному ребенку обязательно нужен определенный опыт пребывания в формальной детской группе (в классе, в кружке). Специально организованное общение в группе заставляет следовать групповым нормам, учиться быть одним из участников, частью общего группового процесса.
В Институте коррекционной педагогики на протяжении 11 лет с несколькими подростками и уже взрослыми людьми с последствиями синдрома РДА ведутся групповые занятия, которые можно назвать Клубом друзей.
Клуб возник из встреч детей на регулярных психокоррекци-онных и педагогических занятиях и совместных празднованиях. Участники Клуба не были аутичными. С каждым из них не менее 2— 3 лет велась индивидуальная психокоррекционная и/или педагогическая работа.
Были установлены правила, которые нельзя было нарушать никому. Например, очередность ответов: помогать товарищу, отвечать за него можно только в том случае, если он об этом сам попросит.
Встречи в Клубе включали в себя: совместное с родителями чаепитие, за которым родители могли видеть своих детей в довольно необычных условиях, по-своему открывая их.
Такие клубные встречи использовались как средство очень интенсивной, но при этом комплексной и сбалансированной (многоуровневой) эмоциональной стимуляции аутичных детей и подростков, адекватной их возможностям и уровню развития: •> Стимуляция первого уровня. Каждая встреча имела свою драматургию. Так, сначала все участники неторопливо собирались, при этом небольшое опоздание разрешалось. Кто-то в это время мог помогать устраивать помещение для игры — подносить стулья и т. д. Компьютер во время клубных встреч был доступен,"и место перед ним становилось
284
ареной самопроизвольных, без вмешательства взрослых взаимодействий между участниками. Каждый из пришедших по-своему осваивался в пространстве, привыкал, настраиваясь на предстоящее переживание. Точно так же происходило и прощание.
•> Стимуляция второго уровня. Это в первую очередь отчетливое переживание тепла и уюта в обжитом безопасном помещении. Наиболее ярким из впечатлений второго уровня было совместное чаепитие. Здесь следует отметить, что свою логику, динамику имела не только каждая встреча, но и годовая цикличность встреч. Кульминацией всего года был всегда совместный новогодний праздник, по-своему отмечались « конец сезона», последняя игра с награждением участников. Начало года (сентябрь — октябрь) и конец (май — июнь) также были отмечены своими неповторимыми событиями, как правило, совместными поездками за город (о роли таких « выходов » речь пойдет ниже). Таким образом, работа Клуба с самого начала была устроена так, чтобы, кроме всего прочего, дать переживание устойчивого годового цикла, движения времени.
•> Стимуляция третьего уровня. Сама ситуация игры с неопределенным финалом предполагает активное включение уровня аффективной экспансии. Задания давали столь необходимое переживание азарта в предвкушении сложной задачи. *** Стимуляция четвертого уровня. На этом уровне стимулировалось развитие эмоционального механизма добровольной жертвы — пусть маленькой, но все же уступки другому. Таким образом, как и другие формы психокоррекционной работы с аутичными детьми, Клуб изначально обращался к переживаниям, к эмоциональному опыту разных уровней системы аффективной регуляции и активизировал их, не давая зациклиться на переживаниях определенного уровня и развивая эмоциональные механизмы разных уровней. Формы и методы такой клубной работы были наиболее адекватны особенностям младшего школьного и предподросткового возраста. Иными словами, клуб помогал подросткам 12—15 лет и даже 18-летним юношам приобрести тот необходимый опыт, который нормально развивающиеся дети получают в гораздо более раннем возрасте в более естественных условиях (дворовая компания, внеклассная работа в школе, спортивные секции, кружки по интересам).
285
После двух-трех лет встреч, преимущественно с игровыми сценариями, Клуб стал отчетливо и неуклонно двигаться в направлении меньшей структурированности, менее жесткой за-данности происходящего, а значит, большей спонтанности и естественности. Исчезло игровое шоу, доминирующее место заняли просто разговоры, беседа знакомых людей на разные темы. При этом постепенно все больше и больше стиралась граница между позициями участников и ведущих профессионалов. Основной задачей являлась организация диалога.
За последние 2—3 года общение на клубных встречах является полностью незаданным, неспланированным и, следовательно, непредсказуемым. Участникам все время приходится ждать, соотносить то, чем нестерпимо хочется поделиться в данный момент, с сиюминутной коммуникативной ситуацией: с общей канвой разговора, с фокусом внимания аудитории, даже с преимущественным уровнем громкости речи окружающих в данный момент. Каждому хочется говорить об интересующем его предмете (как правило, это монолог, т. е. участнику больше нужно выговориться самому, чем выслушать других), часто эта тема подхватывается, начинают высказываться и другие присутствующие, разговор может перейти в иное русло — и участник поневоле втягивается в диалогическое общение со всей его непредсказуемостью.
В сравнении впечатлений детства достигается радостное чувство общности присутствующих.
Очень важно, что Клуб остается местом не только специально организованного общения за столом с ведущими, но и спонтанного взаимодействия участников между собой — местом, где можно просто поделиться новостями, расспросить других об их
НОВОСТЯХ И Т. Д.
Клубное общение является ценным тренингом для его участников (в отношении социальных навыков, учета другого человека), устойчивой эмоциональной базой, на фоне которой возможно формирование гибкой адаптации к окружающей жизни. Этому содействовали выезды на природу, к кому-нибудь в гости, в музей, на концерты и т. д. Сложность ситуации для участников увеличивалась постепенно.
Руководители клуба пришли к выводу, что иногда в реальных жизненных ситуациях, требующих мобилизации душевной и физической, аутичные дети могут проявлять чудеса выдержки и необычайно высокие для них адаптационные возможности.
286
Ранняя детская шизофрения
Одним из основных признаков ранней детской шизофрении является аутизм, отягощенный рядом регрессивных психических расстройств: резкое снижение психической активности, нарастание эмоционального безразличия к близким, потеря интереса к окружающей действительности. Ребенок становится бездеятельным, сидит, устремив безразличный взгляд в пустоту. Эти состояния сменяются возбуждением, стереотипными движениями: потряхиваниями кистями рук, прыжками, бегом на цыпочках и т. д. Постепенно у детей распадается речь, они отказываются от речевого общения или монотонно повторяют одни и те же слова или отдельные звукосочетания, о себе говорят в третьем лице. Теряются навыки самообслуживания, ребенок становится безразличным к еде, одежде.
Таким образом, если при раннем детском аутизме развитие ребенка с самого раннего возраста отклоняется от нормы, то при шизофрении на фоне предшествующего нормального развития психики проявляется ее своеобразный регресс.
У некоторых детей заболевание может начинаться с появления страхов, галлюцинаций. Происходит изменение эмоциональной сферы: бросается в глаза неустойчивость настроения, общее беспокойство, иногда ребенок сильно возбуждается, са-моагрессивен. Дети могут кусать свои руки, бить себя по лицу. В периоды возбуждения наблюдаются характерные особенности походки: шаг вприскочку, чередование размеренного шага с быстрыми пробежками. Дети могут долго и однообразно бегать по кругу с припаданием то на одну, то на другую ногу. Временами это двигательное возбуждение сменяется заторможенностью, застыванием в одной позе. У некоторых детей периоды возбуждения чередуются немотой. Часты проявления негативизма, ребенок импульсивен, нелепо ведет себя, пугает взрослых устрашающими фантазиями. Обычно расстраивается сон, характерны общая тревожность и страхи.
В некоторых случаях заболевание может возникать постепенно. Это вялотекущая шизофрения. У детей появляются навязчивые движения, мысли, высказывания. Они малоактивны, игры становятся более примитивными и однообразными. Расстраивается сон, появляются страхи, неустойчиво настроение. Постепенно изменяется поведение, усиливается отгорожен-
ность от сверстников, дети все больше погружаются в мир своих фантазий, эмоциональные контакты обедняются.
Могут также возникать и более тяжелые расстройства поведения. Дети не могут соотносить свои желания с желаниями окружающих. Поведение их все больше принимает неадекватный характер. Они не подчиняются общим правилам поведения, требуют выполнения только своих желаний. Может появляться агрессивность и жестокость по отношению прежде всего к близким. Все эти психические нарушения обычно усиливаются в периоды возрастных кризов. Постепенно дети становятся все более отчужденными, бездеятельными и вялыми.
Иногда начало заболевания может иметь приступообразный характер. В этих случаях могут наблюдаться расстройства сна, общее моторное возбуждение, приступы немотивированного плача. Эти состояния возбуждения обычно сменяются общей вялостью, безразличием ко всему окружающему. Одновременно пропадает речь, утрачиваются навыки опрятности. Возникают и становятся стойкими однообразные и бессмысленные движения-стереотипии. Во всех случаях замедляется темп психического развития, падает активное внимание.
Шизофрения является психическим заболеванием, возникновению которого способствует генетическая предрасположенность. В отличие от аутизма, при котором имеет место особый, неравномерный тип психического развития ребенка, проявляющийся уже в раннем возрасте, при шизофрении наблюдается прогрессирующий характер заболевания с регрессом ряда психических функций. Шизофрения может возникать и чаще всего возникает на фоне различных нарушений психического развития (в том числе у детей с ранним детским аутизмом).
Существует несколько форм течения ранней детской шизофрении. Закономерности психического развития ребенка на каждом возрастном этапе видоизменяют и определяют специфику проявлений заболевания у детей разного возраста. Особенности проявлений заболевания тесно связаны с наследственной семейной патологией. Больные ранней детской шизофренией нуждаются в систематическом медикаментозном лечении, специальных занятиях с психологом, логопедом и дефектологом. Для более успешного обучения и адаптации к жизни детей, больных шизофренией, важное значение имеет раннее распознавание заболевания. Большая роль в этом при-
288
надлежит родителям, которые должны внимательно наблюдать за своим ребенком.
В тех случаях, когда заболевание возникает остро, первым признаком являются страхи, которым может сопутствовать искаженное восприятие окружающего. Страхи характеризуются психологической немотивированностью. Дети убеждены в реальности причины, которая их вызвала, отвлечь и переключить их на что-либо другое практически невозможно. Отмечаются общая растерянность, неадекватность поведения и затруднения в общении, особенно речевом. Поведение ребенка резко меняется: он перестает играть, не отвечает на вопросы, застывает в каких-либо неудобных позах, иногда у него пропадает речь. Часто наблюдается двигательное возбуждение, непонятная агрессия, импульсивность. Ребенок становится драчливым, дурашливым, не может ничем заняться, бежит куда-то без всякой цели. Постепенно начинает проявляться отставание умственного развития, потеря речевого контакта может сопровождаться своеобразными искажениями произношения знакомых ребенку слов.
Наряду с отсутствием речевого контакта ребенок может повторять отдельные слова по созвучию, но не по смыслу, он начинает говорить о себе в третьем лице. Также наблюдаются изменения и в общем соматическом состоянии: прежде всего у ребенка нарушается сон, появляется непонятная избирательность в еде, для него характерны общая слабость, бледность, похудание. Умение родителей внимательно наблюдать своего ребенка помогает диагностике этого заболевания уже в раннем возрасте.