Занятие 4 Работа с помощью мастера
1. Создайте в новом файле таблицу «Класс» с помощью Мастера таблиц.
Для этого откройте корешок Таблица и выполните следующие действия: Создать — Мастер. На экране появится окно мастера таблиц. Внимательно просмотрите примеры таблиц и полей, предлагаемых мастером.
2. Выберите поля, необходимые для нашей таблицы «Класс». Недостающие поля можно будет добавить с помощью Конструктора таблиц.
3. Выполните все действия, которые вам предлагает сделать мастер.
4. Дайте новой таблице имя «Класс».
5. Заполните таблицу и выполните задания, которые мы вам предлагали на предыдущем занятии.
6. С помощью мастера создайте Запрос положительных героев в таблице «Персонаж».
7. С помощью мастера создайте Запрос отрицательных героев в этой же таблице.
8. С помощью мастера самостоятельно создайте Форму для таблицы «Класс».
9. Создайте различные типы форм и дайте им различные имена.
10. С помощью мастера создайте Отчет для таблицы «Класс», также попробуйте сделать различные виды отчетов.
Занятие 5 Работа со связанными таблицами
1. Создадим базу данных, которая будет хранить результаты экзаменов студентов одной группы за один семестр. Можно обойтись и одной таблицей, в которую включить поля «Фамилия», «Имя», «Дисциплина», «Преподаватель», «Оценка». Но в таком случае многие данные будут повторяться, т.к. каждый студент сдает несколько экзаменов, и каждый экзамен сдают многие студенты.
2. Поэтому создадим три таблицы — «Студенты», «Предметы», «Оценки» — и заполним их. В первых двух таблицах первое поле имеет целый тип, а остальные — текстовый тип. В третьей таблице поля имеют числовой тип.
Таблица «Предметы»
Код предмета | Название | Преподаватель |
Программирование | Половина | |
Психология | Сивак | |
Статистика | Полыгалова | |
Информационные системы | Клигман |
Таблица «Студенты»
Код студента | Фамилия | Имя |
Антонова | Марина | |
Бирих | Яков | |
Волков | Константин | |
Волошина | Светлана | |
Кашина | Наталья | |
Ленц | Алексей | |
Матвеев | Роман | |
Наумова | Татьяна | |
Юдинцева | Оксана |
Таблица «Оценки»
Код оценки | Код студента | Код предмета | Оценка |
3. Щелкните на пиктограмму «Схема данных». Вы увидите созданные нами таблицы и связи, которые создал Access. Он автоматически связал поля с одинаковыми именами и совместимыми типами. В других случаях это можно сделать вручную, с помощью мыши — достаточно перетащить одно поле на другое и получить между ними связь.
4. Обратите внимание, что выставлять оценки неудобно. Чтобы выставить К. Волкову «отлично» по численным методам, надо помнить коды студента и предмета. К счастью, в Access можно оперировать с кодами, а информацию выдавать в текстовой форме. Сделаем это для предметов.
5. Выберите в таблице «Оценки» поле «Код предмета» и укажите тип «мастер подстановок». В качестве таблицы источника данных выберите «Предметы» и поля «Код» и «Название». Теперь в режиме таблицы можно выбирать названия из списка.
6. Сделайте то же самое для студентов. А теперь сделаем так, чтобы подстановка выполнялась из двух полей, то есть выводила фамилию и имя. Для этого выберите поле «Код студента», щелкните на вкладке «Подстановка», выберите «Источник строк» и щелкните кнопку с многоточием справа. Откроется построитель запросов, работа с которым не отличается от работы с обычным запросом. Вместо поля «Фамилия» введите строку [Фамилия]&” ”&[Имя]. Теперь при подстановке видна и фамилия студента, и его имя.
7. Добавьте еще двух-трех студентов в таблицу «Студенты». Перейдите в таблицу «Оценки». Обратите внимание, что добавленные студенты оказались в конце списка. Чтобы упорядочить список по алфавиту, вызовите построитель запросов для поля «Код студента» и установите сортировку по возрастанию. Сделайте то же самое для поля «Код предмета».
8. Поле «Код оценки» нам (в отличие от Access) неинтересно. Выделите этот столбец в режиме таблицы и выберите команду Формат/ширина столбца. Установите ее в ноль. Этого же результата можно добиться «перетягиванием» правой границы столбца к левой.
9. Обратите внимание, что Access позволяет хранить несколько записей о сдаче одним и тем же студентом одного и того же предмета. Сделаем так, чтобы набор студент-предмет стал уникальным. Для этого в режиме конструктора установим для этих полей опцию «ключевое поле». Это можно сделать через пункт меню Правка или через панель инструментов.
10. Изменим подписи к полям «Код студента» и «Код предмета». Для этого выберите строку «Подпись» на вкладке «Общие». Теперь таблица «Оценки» выглядит так:
Таблица «Оценки»
Студент | Предмет | Оценка |
Антонова Марина | Информационные системы | |
Бирих Яков | Информационные системы | |
Волков Константин | Информационные системы | |
Волошина Светлана | Информационные системы | |
Антонова Марина | Психология | |
Бирих Яков | Психология | |
Волков Константин | Психология | |
Волошина Светлана | Психология |
Задания
1. Измените ввод в поле Оценка, чтобы вместо цифр выставлялось «отлично», «хорошо» и т. д. Для этого создайте отдельную таблицу и используйте мастер подстановок. При создании таблицы учтите, что существует четыре варианта оценки: «1 — отлично», «2 — хорошо», «3 — удовлетворительно», «4 — неудовлетворительно». Вызовите схему данных и установите связь.
2. Заполните таблицу «Оценки».
3. Рассчитайте средний балл каждого студента. Для этого поместите в конструктор запросов таблицы «Студенты» и «Оценки». Выберите поле «Студент», а вместо «Оценка» введите «6-Оценка». Это необходимо, т.к. отличной оценке соответствует 1, хорошей — 2 и т.д. Найдите на панели инструментов кнопку «Групповые операции» и нажмите ее. Примените групповую операцию «среднее» — Avg. Access автоматически присвоило построенному выражению имя «Выражение-1». Измените его на «Средний балл».
4. Выведите список студентов, сдавших экзамены на оценки "хорошо" и "отлично". Для этого проделайте те же операции, что и в предыдущем пункте, но в качестве групповой операции выберите Min — нахождение минимума — и задайте условие на отбор >3. Снимите флажок вывода столбца минимальной оценки на экран.
5. Сохраните результаты работы в файле students.mdb.