Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций

И Мастера диаграмм

Для построения графиков Exсel предоставляет эффективное средство – Мастер диаграмм с большим набором графиков и диаграмм, позволяющий компактно и наглядно представить данные. Работа по построению графиков функций предполагает исполь­зование следующей методики:

1. Подготовить диапазон области определения функции (или функций) с помощью маркера автозаполнения.

2. Рассчитать значение функции (функций) на данном диапазоне, используя формулы и функции рабочего листа MS Excel и маркер автозаполнения.

3. Выделить диапазон области определения и области значения функции (функций) и воспользоваться мастером построения диаграмм.

4. Отформатировать полученный график (графики).

Задание 14.1. Построение графика функции.

В качестве примера рассмотрим процедуру

Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru .

Для построения графика функции необходимо сначала построить таблицу ее значений при различных значениях аргумента, причем, обычно аргумент из­меняется с фиксированным шагом. Шаг выбирают небольшим, чтобы таб­лица значений функции отражала ее поведение на интервале табуляции. В данном случае будем считать, что шаг изменения аргумента равен 0,1. Не­обходимо найти: y(0), y(0,1), y(0,2),..., y(1). С этой целью в диапазон ячеек А1:А11 введем следующие значения переменной х:0; 0,1; 0,2; ...; 1. Отметим, что выбранные нами значения переменной образуют арифметическую прогрессию. Заполнение ячеек членами арифметической прогрессии в Excel можно осуществить двумя способами:

Первый способ.В ячейки А1 и А2 вводятся первый и второй члены арифме­тической прогрессии, а затем, эти ячейки выделяют. После этого указатель мыши устанавливается на маркере заполнения выделенного диапазона (в виде жирного крестика) и протаскивается вниз до тех пор, пока не получится числовой ряд нужной длины.

Второй способ. Вячейку А1 вводится первый член арифметической прогрес­сии. Затем выбирается команда Правка, Заполнить, Прогрессияи в открывшемся диалоговом окне Прогрессия(рис. 2.66) в группе Распо­ложениеустанавливается переключатель в положение По столбцам, а в группе Тип– в положение Арифметическая. В поле Шагвводится значение 0,1, а в поле Предельное значение –1. После нажатия кнопки ОКбудет выполнено построение прогрессии.

Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru

Рис. 2.66. Диалоговое окно Прогрессия

С помощью команды Правка, Заполнить, Прогрессиямож­но создавать также геометрические прогрессии. Вернемся к примеру построения графика. В ячейку В1 введем формулу

Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru

Ввод формул в ячейку можно производить с клавиатуры или с помощью диалогового окна Мастер функций, вызываемого командой Вставка, Функцияили нажатием кнопки Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru панели инструментов Стандартная. Мастер функций содержит список всех встроенных в Excel функций, а также справки по синтаксису функций и примеры их применения.

Рассмотрим приемы работы с мастером функций на примере ввода выше­упомянутой формулы. Выделим ячейку В1 и нажмем кнопку панели ин­струментов Стандартная. На экране появится первое диалоговое окно Мастер функций(рис. 2.67).

Это окно содержит два списка: Категория –список, включающий 11 категорий функций, и Функция– список имен функций, входящих в выбранную категорию. Категория Полный алфа­витный перечень(АИ) содержит все встроенные функции Excel, имена кото­рых упорядочены в алфавитном порядке. Категория 10 недавно использо­вавшихсясодержит имена десяти недавно исполь­зовавшихся функций. Она ускоряет вызов функций, постоянно используе­мых пользователем.

Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru

Рис. 2.67.Первое диалоговое окно Мастер функций

Функция cos относится к категории Математические. Выберем эту функцию и нажмем кнопку Далее. На экране появится второе диалоговое окно Аргументы функции(рис. 2.68).

Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru

Рис. 2. 68. Второе диалоговое окно Аргументы функции

В поле Числовторого диалогового окна Аргументы функциивводится аргумент функции. В рассматриваемом примере это

ПИ () * А1.

Конечно, его можно ввести с клавиатуры. Однако этот аргумент содержит встроенную функцию ПИ(), поэтому, лучше, нажав кнопку Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru , расположен­ную за полем COS на панели формул выбрать данную функцию (рис. 2.69).

Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru

Рис. 2.69. Список из 10 недавно использовавшихся формул

Если функции ПИ()нет в открывшемся списке, то нужно выбрать вкладкуДругие функции…иво вновь открывшемся окне Мастера функцийвыбратьнужную функцию. Ввод функции ПИ () завершается нажатием кнопки ОК в диалоговом окне Аргументы функции. Затем, щелкнув по кнопке Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru , возвращаемся в это же окно (рис. 2.70).

Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru

Рис. 2.70. Диалоговое окноАргументы функциис функцией ПИ ()

Появившееся окно отличается от окна, представленного на рис. 2.68, тем, что в поле Число введена функция ПИ (). С помощью клавиатуры вве­дем в это поле знак умножения «*» и, щелкнув ячейку А1 рабочего листа, введем второй аргумент А1 (рис. 2.71).

Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru

Рис. 2.71. Окно Аргументы функции с заполненным полем Число

После нажатия кнопки ОК в ячейку В1 будет введена формула

=COS (ПИ ()*А1).

Отметим, что при использовании мастера функций перед вводом формулы в ячейку не надо вводить знак “=”, так как мастер функций введет его сам. Теперь с помощью клавиатуры добавьте в эту формулу операцию возведения в квадрат. После всех описанных действий в ячейку В1 будет введена формула

=СОS (ПИ() *А1) ^ 2.

Для завершения процесса табулирования функции, выделим ячейку В1, установим указатель мыши на маркере заполнения этой ячейки и протащим его вниз до ячейки В11. Таким образом, таблица значений функции создана. Для построения графика функ­ции выделим диапазон ячеек А1:В11 с данными, и вызовем мастер диаграмм. Вызов мастера диаграмм производится либо с помощью команды Вставка, Диаграмма, либо нажатием кнопки Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru панели инст­рументов Стандартная(рис. 2.72).

Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru

Рис. 2.72. Диалоговое окно мастера диаграмм (шаг первый)

На первом шаге мастера диаграмм на вкладке Стандартные выбираем тип диаграммы – Графики вид графика – сглаженный график (рис. 2.72). После нажатия кнопки Далеепереходим на второй шаг Мастера.

На открытой вкладке Диапазон данных по умолчанию мастером диаграмм в поле Диапазон введен массив ячеек с данными и, с помощью переключателей, указан их порядок размещения (в столбцах или по строкам). Поэтому, сначала проверим, правильно ли введен в поле ввода диапазонячеек, по которому строится график (рис. 2.73). При необходимости, в группе переключателей Ряды в: устанавлива­ем переключатель в положение «столбцах».

Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru

Рис. 2.73. Диалоговое окно мастера диаграмм (шаг второй)

Затем, открываем вкладку Ряд этого диалогового окна и в поле Рядудаляем из списка, выделенный по умолчанию Ряд 1. После этой операции на графике остается только кривая, соответствующая данным из Ряда 2. В поле Имя введем«Функция».В полеЗначениямастером по умолчанию введен массив ячеек с данными из второго столбца (Ряда 2). После установки в поле Подписи Х массива ячеек с данными из первого столбца таблицы (путем их выделения) завершаем работу мастера на втором шаге. В окончательном виде диалоговое окно мастера на втором шаге работы представлено на рис. 2.74.

Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru

Рис. 2.74. Окончательный вид окна мастера на шаге 2

Нажав кнопку Далеепереходим на третий шаг работы мастера диаграмм (рис. 2.75).

На третьем шаге мастера диаграмм заполняем диалоговое окно следую­щим образом. При открытой по умолчанию вкладке Заголовки устанавливаем в окне следующие параметры:

· в поле Название диаграммывведем «График функции»;

· в группе полей Ось Х (категорий)иОсь Y (значений)введем «x» и «y» соответственно (рис.2.75).

Параметры по остальным вкладкам окна, если не требуется излишней детализации, принимаются по умолчанию.

Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru

Рис. 2.75. Диалоговое окно мастера диаграмм (шаг 3)

При нажатии кнопки Готово мастер диаграмм завершает построение графика (рис. 2.76).

Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru

Рис. 2.76. Результат построения графика функции

Задание 14.2. Построение графика функции с одним условием.

Рассмотрим пример построения графика функции

Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru

при Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru . Этот график строится также, как в задании 14.1, за исключением – в ячейку В1 вводится формула (рис. 2.77):

=ЕСЛИ (А1<0,5; (1+ABS(0,2-A1))/(1+A1+A1^2); A1^(1/3)).

Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru

Рис. 2.77. Диалоговое окно Аргументы функции Если (IF)

Синтаксис логической функции ЕСЛИ (IF):

ЕСЛИ (лог_выражение; значение_если_истина; значение_если_ложь).

В данном выражении компоненты функции ЕСЛИ () имеют следующий смысл:

Лог_выражение –любое значение или выражение, которое при вычислении дает значение ИСТИНА или ЛОЖЬ.

Значение_если_истина –значение функции, если лог_выражение имеет значение ИСТИНА (даже, если это выражение не указано). Допустимая глубина вложенности – семь.

Значение_если_ложь – значение функции, если лог_выражене имеет значение ЛОЖЬ (даже, если оно не указано).

Построенный с помощью мастера диаграмм график функции с одним условием имеет вид (рис. 2.78):

Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru

Рис. 2.78. Результат построения графика функции с одним условием

Функция ЕСЛИ используется для проверки значений, формул и организации переходов в зависимости от результатов этой проверки.

Другими логическими функциями являются:

И (логическое_значение 1; логическое_значение 2; ...) (AND) Возвращает значение ИСТИНА, если все аргументы имеют значение ИСТИНА; возвращает значение ложь, если хотя бы один аргумент имеет значение ЛОЖЬ; например, И (2+2=4; 2+3=5) равняется ИСТИНА; (если ячейка В4 содержит число между 1 и 100, то И (1<B4; В4<100) равняется ИСТИНА.
ИЛИ (логическое значение 1; логическое_значение 2; ...) (OR) Возвращает ИСТИНА, если хотя бы один из аргументов имеет значение ИСТИНА; возвращает ЛОЖЬ, если все аргументы имеют значение ЛОЖЬ; например, И (2 + 2 =4; 2+3=6) возвращает ИСТИНА; если ячейка В4 содержит число меньше 1 или больше 100, то ИЛИ (В4<1; В4>100) возвращает ИСТИНА.
НЕ (логическое_значение). (NOT) Меняет на противоположное логическое значе­ние своего аргумента; например НЕ ( 2 + 2 = 5 ) возвращает ИСТИНА; если ячейка В4 содержит число меньше 1 или больше 100, то НЕ (ИЛИ (В4<1; В4>100)) возвращает ЛОЖЬ.

Задание 14.3. Построение графика функции с двумя условиями.

Рассмотрим пример построения графика функции

Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru

при Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru .

График строится по аналогии с заданиями 14.1 – 14.2, только в ячейку В1 вводится формула:

=ЕСЛИ (А1<0,2; 1+LN (1+А1); ЕСЛИ (И (А1 >=0,2; А1<=0,8);

(1+А1^ (1/2))/(1+А1); 2*ЕХР(-2*А1)))

В ячейку В1 можно ввести и более простую формулу, которая приведет к такому же результату

=ЕСЛИ (А1<0,2; 1+LN (1+А1); ЕСЛИ (А1<=0,8); (1+А1^ (1/2))/(1+А1); 2*ЕХР(-2*А1))).

При вводе формул, как в первом, так и во втором случаях, необходимо дважды вызывать функцию ЕСЛИ (). Причем, повторно вызванная функция ЕСЛИ () будет вложенной в первую.

Построенный с помощью мастера диаграмм график функции с одним условием представлен на рис. 2.79.

Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru

Рис. 2.79. Результат построения графика функции с двумя условиями

Задания по построению графиков функций

Построить графики функций

1. y=cos(x-1)e6x 2. y=5sin(x)cos(3x+1)
3. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru 4. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru
5. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru 6. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru
7. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru 8. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru
9. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru 10. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru
11, Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru 12. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru
13. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru 14. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru
15. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru 16. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru
17. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru 18. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru
19. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru 20. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru
21. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru 22. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru
23. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru 24. Работа 14. Построение графиков с помощью Мастера функций - student2.ru

Наши рекомендации