Учение Н.А. Бернштейна и природа голоса
Главная беда теории и практики развития голоса в том, что развитие наук о живой природе, а соответственно и проблема голоса идет в русле механистического подхода. Для того, чтобы понять что это такое и в чем это выражается, необходимо в общих чертах познакомиться с выводами учения о живой природе нашего выдающегося отечественного ученого Н.А. Бернштейна. Выводы этого учения имеют не только огромное теоретическое значение, но и касаются жизни каждого человека. В отношении наук о человеке и проблемы голоса, в частности это учение переворачивает все на 180 градусов. То есть меняется направление причинно-следственных связей. Иначе, что считалось причиной, становится следствием, а что считалось следствием, становится причиной. Показательный пример: специалисты и практики, пытаясь объяснить феномен Шаляпина через анализ физиологических компонент его голоса, ни к каким реальным практическим выводам не сумели придти. Забегая вперед, скажем, что можно еще десятки лет потратить на эту работу с таким же плачевным результатом. Причина в том, что само направление поисков не верное. Для традиционного стиля мышления это звучит непривычно. Сейчас, об учении Н.А. Бернштейна буквально в двух словах.
Учение носит название физиология движений и активности. Это скромное название, поскольку великий ученый – сама скромность. На самом деле это междисциплинарное учение, которое позволяет понять закономерности поведения человека на всех уровнях его развития, включая и высшие уровни достижений в искусстве и спорте. Одним из главных выводов этого учения является опровержение главного постулата условнорефлектроной теории И.П. Павлова о том, что жизнь это приспособление организмов к окружающей среде. Н.А. Бернштейн доказывает, что жизнь – это не приспособление, а борьба со средой.
Сказанное можно перевести еще на другие сравнения. По Павлову бытие определяет сознание, а по Бернштейну, наоборот, сознание определяет бытие.
Теперь кратко о том, какое непосредственное отношение это учение имеет к главному секрету настройки голоса – интонации.
Н.А. Бернштейн доказывает, что вся живая природа обладает внутренней двигательной активностью.
Эта двигательная активность животных и человека имеет многоуровневую природу. Каждый из уровней имеет морфологическую мозговую структуру и поведенческие программы.Первые два уровня А и В– двигательно-автоматические. Третий, четвертый и пятый уровни активности - поведенческие. Третий уровень С - целевые движения и он подразделяется на два подуровня С1 и С2. Хищники по отношению к своим жертвам имеют преимущество за счет более высоко развитого подуровня С2 – высокоточные движения. Четвертый уровень активности D – это исполнительский уровень: исполнение заданной задачи по известным методам. Пятый уровень активности Е– это уровень творчества, когда задача формулируется самим человеком в условиях неопределенности. Суть двух последних уровней можно проиллюстрировать на эпизоде из биографии А.С.Пушкина. По окончанию лицея он имел чин мелкого чиновника по министерству иностранных дел, в задачу которого входила работа с бумагами (уровень D). Когда он был в Кишиневской ссылке, то губернатор края, генерал Инзов однажды попросил его хоть на два часа заняться бумагами. На что Пушкин ему ответил, что он скорее всю жизнь просидит на одном месте, чем два часа будет заниматься казенными бумагами. Это доказывает, что у Пушкина было высочайшее развитие пятого уровня активности Е и низкое развитие четвертого уровня активности D. Недаром он никогда не умел устроить свою жизнь.
Применительно к нашей проблеме, четвертый уровень–это уровень нотного пения. Все что автором написано, то и воспроизводится. Большинство вокальных педагогов и певцов не допускают отклонений от авторского текста. Применительно к пению, пятый уровень активности – это интонация (осмысленное пение), которая лежала в основе художественной системы Шаляпина.
Описание пяти уровней активности человека – это некоторое забегание вперед, сделанное с целью облегчения восприятия материала, являющегося сутью учения Н.А. Бернштейна. После того, как этот материал глубоко усвоится, то ваше мышление выйдет на новый уровень, и поможет в решении проблем не только голоса. Посмотрим, как работает учение Н.А. Бернштейна в решении актуальнейшей проблемы современного общества: проблемы алкоголизма.
Автор методики безлекарственного лечения алкоголизма Геннадий Андреевич Шичко создал свою методику на идеях Н.А. Бернштейна о перепрограммировании поведения.
С Геннадием Андреевичем мы были знакомы. Он бывший морской офицер, окончивший после войны отделение психологии философского факультета Ленинградского университета. Познакомились мы у нас на факультете в 1983 году, когда он выступил с докладом о своей системе, которой он дал трудно запоминаемое название. Смысл ее в том, что для достижения высоких результатов в жизни, уничтожения вредных привычек и поддержания новой модели отношения к алкоголю и здоровью, надо перенастроить психику с помощью методов перепрограммирования. Для лечения алкоголиков использовался простой метод записи алкоголиком в тетради всего того, что связано с этой пагубной страстью. Такие сочинения можно назвать исповедями на заданную тему. Сеансы проводились в больших залах Дворцов Культуры, которые полностью были заполнены желающими начать новую жизнь. За 10 трехчасовых еженедельных сеансов такого перепрограммирования алкоголики не только освобождались от пагубной страсти, но и превращались в активных проповедников трезвости. Самое трудное в методе – это приход (привод!) пациента на сеанс. На первые три – четыре сеанса алкоголиков приводили ближайшие родственники. Затем они ходили самостоятельно и в итоге толстые тетради в 90 листов исписывались от корки до корки. Результаты такого перепрограммирования испытали на себе тысячи его благодарных пациентов. С методикой Г.А.Шичко близко пересекаются методики оздоровления Г.Сытина, М.Норбекова, С.Коновалова, В. Синельникова и других авторов. Выдающиеся результаты этих авторов методик прекрасная иллюстрация принципов учения Н.А. Бернштейна. Заметим тут же, что система Шаляпина – это в чистом виде система перепрограммирования на определенное количество времени (спектакль, концерт).
Итак, прежде чем сделать широкие практические выводы, касающихся всех видов деятельности человека, Н.А. Бернштейн рассуждает следующим образом.
Главный вопрос любой науки и познания в целом – это вопрос о причине явления, сводящегося к ответу на вопрос– почему?Оказывается, что для наук исследующих неживую природу, чтобы ответить на вопрос,почемуэто явление происходит?достаточно ответить на вопрос 1) как?, каким образом это явление происходит?
Для начала рассмотрим сказанное на простом примере. Когда мы имеем дело с механическими устройствами, например, с часами, то для того, чтобы узнать, почему они не работают, необходимо их разобрать по частям, найти дефект и устранить его. Итак, механические устройства разбираются и собираются по элементам (частям). Н.А. Бернштейн доказывает, что такая постановка вопроса для объяснения поведения животных и человека не дает результата, так как живой организм целостная система, включающая мозговые процессы и принципиально не разлагается по элементам, как механическое устройство. Гениально простое решение заключается в том, чтоключ к пониманию природы любой функции живого организма определяется через понимание целесообразности этой функции для жизни организма.
Это означает, что для того чтобы понять природу той или иной функции необходимо вначале поставить, а затем ответить вопрос: для чего? с какой целью?.
Читателю сейчас трудно будет поверить, что постановка вопросадля чего? с какой целью? кардинально меняет теорию и практику работы со всей живой природой, включая самые высшие ее уровни, в том числе и работу с голосом. Поставим этот главный и принципиальный вопрос по отношению к голосу.
С какой целью природа создала голос?
Ответ: природа создала голос, как сигнальную функцию для обмена информацией между живыми существами. Это и есть ответ о природе голоса. ПРИРОДА ГОЛОСА ИНФОРМАЦИОННАЯ!Если бы не было этой сигнальной функции, то не было бы и эволюции живых существ. Поэтому голосовая функция так сильна в природе и так глубоко заложена в нашей психике. Подумайте: голос - это единственная функция, которая при рождении уже готова на 100% , которая связана с дыханием, главной функции жизнедеятельности, которая еще функционирует даже после смерти организма! Это ли не подсказка огромного значения голоса для человека! Здесь и ответ на вопрос, почему главными кумирами в обществе из представителей исполнительского искусства всегда были певцы, а не драматические актеры, так как красота голоса в пении не сравнима с речью.
Закрепим сказанное примерами из других областей. Один из лучших методистов и шахматных тренеров современности М.Дворецкий доказывает, что уже постановка вопроса с какой цельюсделал ход противник? резко усиливает класс игры шахматиста. Этот принцип необходимо применять не только в шахматах, но и в жизни.
Польский психолог, психоаналитик Обуховский доказал, что жизнь человека определяется реализацией потребности смысла жизни (с какой целью, для чего я живу?)Если цель жизни узко направленная, конкретно-материальная, то после ее достижения и не постановки новой жизненной цели, образуется душевный вакуум, что приводит к серьезным срывам в психике, вплоть до самоубийства. Мне в свое время повезло познакомиться с этим психологом-новатором в Ленинградском университете.
Показательна в этом плане судьба Марии Калласс музыкальном фильме КАЛЛАСС НАВСЕГДА.
Самые душераздирающие сцены фильма это оплакивание певицей своего потерянного голоса. Она ставит на проигрыватель свои пластинки и пытается подпевать. Вместо величественного звука, из ее глотки выходит жалкий клекот. Это осознание потери голоса доставляет ей такие муки, которые приводят ее в состояние полного изнеможения. Заканчивается этот сеанс пения падением на пол и безудержным рыданием. Мария Каллас не смогла сформировать новую цель жизни, и несмотря на огромные богатства ничто ее не могло утешить. Поэтому, отсутствие потребности смысла жизни быстро сводит ее в могилу, чему способствовали алкоголь и наркотики.
Напомню, что Мария Калласс умерла 16 сентября 1977 года в возрасте всего лишь 54-х лет.
А вот ее подруга Джульетта Симионато родилась на 13 лет раньше и до сих пор жива. Она закончила свою певческую карьеру в 56 лет (1966год) и вот уже более 40 лет наслаждается жизнью, а не оплакивает конец своей певческой карьеры.
Тут же замечу, что алкоголизм, наркомания, преступность, прежде всего, являются следствием потери потребности смысла жизни.
У певцов целью жизни часто является взятие предельно высоких нот и овладение чисто техническими приемами, которые в огромном множестве описаны в различных музыкальных изданиях. Напомню, что Гарсиа-сын предлагает в своей «Полной школе пения 540700 упражнений.
Великое счастье Шаляпина, что ему удалось избежать этой участи.
Не раз он слышал советы товарищей и знакомых о необходимости работы:
«Вам надо работать! Голос у вас недурной, но вам не хватает работы!»… Но никто не мог молодому певцу объяснить, что и как он должен работать. И только его новый друг великий трагик, актер Александрийского театра Мамонт Дальский подсказал ему, что все дело в интонации. «Дальский сказал слово, созвучное моему смутному настроению. Интонация, окраска слова, - вот оно что!..»
Поскольку о сути интонации для пения он догадался в начале своего творческого пути, то отсюда явился и совершенно другой подход к пению. Идти не от голоса, звука, а от смысла звука – интонации. На научном языке: идти к звуку не от физики, а от психики.
Теперь, задавая вопросы, для чего? с какой целью?ко всем параметрам секретов настройки голоса, можно понять, какие из них верны, а какие ложны. Те, что отвечают принципу природной целесообразности, верны, те, что не отвечают – ложны. Поджатие живота, способствующее малому дыханию, расслабление гортани (открытие «второго рта»), малая глубина вдоха, задержка выдоха при фонации (речи или пении), сброс воздуха (выдох) по окончанию фразы. Все эти элементы не противоречат принципу природной целесообразности, так как физиологически это работает на здоровье и продление жизни. Поэтому они верны. В этом режиме можно петь сколь угодно долго и получать удовольствие и пользу для здоровья.
Когда Шаляпин говорил, «Петь хочется!», то родственники и друзья знали, что представляется уникальная возможность насладиться творчеством гениального певца. Все знали, что он будет петь для них по 5-7 часов без перерыва.
Это «Петь хочется!» проявляется не только у певцов, но у всех, кто оказывается в экстремальной ситуации. Не надо только стесняться этой возникшей потребности. Многие любители пения потом благодарят судьбу за те перипетии, которые привели их к пению. Так было и со мной и многими, многими другими.
Вернемся к принципу целесообразности. Как мы теперь знаем, все то что, обеспечивает малое дыхание, отвечает главному природному принципу – целесообразности и работает на продление жизни. Логично предположить, что действия, ведущие к глубокому дыханию, не отвечают этому принципу и приводят к трагическим последствиям, о которых говорилось в предыдущем разделе. Поэтому все действия, приводящие к глубокому дыханию ложны.
Итак, главный вопрос для объяснения природы поведения всех живых организмов, включая и работу голоса, это вопрос для чего, с какой целью явление создано и происходит?
Важно понять, что сам звук это только способ передачи информации. Причина же звука находится в психике животного или человека, а сам звук – это просто исполнитель приказа психики. Итак, психика – центральное звено, звук голоса – периферическое звено. Необходимо осознать, что центральные механизмы не только управляют периферическими звеньями, но и многократно усиливают их. При этом работа может протекать на интеллектуальном уровне, при котором периферические звенья работают на уровне микромоторики. Это важнейший принцип работы, который давно известен, но который в пении первым по настоящему применял только Шаляпин. Основная его работа проходила, как сейчас принято говорить, на ментальном уровне, даже во сне. В спорте этот принцип более распространен. Шахматы – это ментальный уровень в чистом виде. Легендарный Владислав Третьяк мысленно ловил шайбы из любых положений. Это он считал важнейшим фактором своего феноменального успеха. То же самое можно сказать об олимпийских чемпионах - гимнасте Борисе Шахлине, легкоатлете Игоре Тер Ованесяне, пловце Владимире Сальникове.
Чтобы закрепить сказанное приведем еще один материал.