Тайна голоса» «принцип домино» нтв 08.04.03г.
(в сокращенном виде)
Ведущая Елена Ищеева: «Всевышний сделал из глины человеческое тело и попросил душу войти в него, но душа отказалась, потому что любила летать. Тогда Бог дал телу голос - воплощение полета и свободы. Так возник человек. И тело его принадлежит Земле, а вот голос – небу. Красивая притча, не правда ли? Тема этого дня: тайна голоса».
Не задолго до выхода в телеэфир. Слева писатель-сатирик Виктор Коклюшкин.
Первым был выход писателя-сатирика ВиктораКоклюшкина, который был представлен как обладатель самого узнаваемого голоса Российской эстрады. Вторым был эстрадный певец Сергей Пенкин, которого представили, как обладателя самого широкого в мире диапазона голоса и усыпившего своим голосом льва.
Ведущая Елена Ханга: «Верить ли человеку, который сейчас выйдет сюда, вопрос очень не простой. Он утверждает, что раскрыл тайну голоса и заключается эта тайна в том, что наши связки не имеют к голосу никакого отношения. Встречайте самого невероятного специалиста по голосу, кандидата психологических наук Владимира Багрунова.
Владимир Багрунов: «Я хочу доказать своим голосом обоснованность того тезиса, который был выдвинут. Я пропою буквально одну фразу. Эту фразу вы можете услышать у Шаляпина и понять, что та методика, о которой пойдет речь полностью соответствует феномену Шаляпина, тайной феномена которого, я занимаюсь более 30 лет.
Пение: «Не велят Маше-е-е за ре-е-е-е-ченьку ходить, не велят Маше-е мало-о-о-ой молодчика лю-би-и-ть». (В это время видеозапись показывает изумленные лица ведущих и зрителей. Заканчиваю фразу продолжительным постепенно затихающим звуком. Гром аплодисментов.) «Так может петь каждый, у кого есть музыкальный слух, а вот так может говорить любой человек. «Римляне! Сограждане и друзья! Я прошу вас, выслушайте меня и не перебивайте»! (Это начало речи Брута из трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», которую я произнес очень громко).
Елена Ханга, пригласив меня присесть на диван, рядом с писателем-сатириком Виктором Коклюшкиным:
«Великолепно! Если бы вы такимголосом баллотировались, то я бы точно отдала вам свой голос!» «А наши связки, имеют ли отношение к тому, что вы продемонстрировал?»…
Владимир Багрунов: «В традиционных методиках, когда разучивают гаммы, арпеджио и многие другие вокальные упражнения, включается физическая модель голоса, которая в конце-концов, его губит.
У меня работает другой принцип, а именно: не надо заниматься голосом, как таковым, а надо снять напряжение со всех систем и пытаться соединять речь с пением, так, как это делал Шаляпин. Для этого надо заниматься информационной составляющей голоса, смыслом звука. При этом подходе голос на прямую связывается с психикой, а это не требует никакого физического напряжения и тогда его звуковая мощь и красота становятся феноменальными»…
Елена Ищеева: «Когда за семейным столом долго поешь, начинает вот здесь болеть (показывает на горло). Что надо делать?
Владимир Багрунов: «Надо убрать напряжение с дыхания, сделать его легким выполнять простые упражнения хотя бы по 15 минут в день. Особенно, когда нечем заняться, например, в метро…
Вслед за мной выступал художественный руководитель театра «Геликон-Опера» Дмитрий Беркман, который был представлен, как строгий оценщик голосов…
Дмитрий Беркман: «По поводу Владимира. У вас кто занимается кастингом передачи? Я озадачен, какое бы название придумать, чтобы пригласить Владимира в качестве выступающего на спектакль. Это был бы грандиозный успех и певцы не нужны» (чудо!).
Елена Ищеева: «Давайте контракт сейчас заключим!»
Дмитрий Беркман: «Правда, потому что теория сама и вообще слушать про эту теорию, про вокал это мне кажется сейчас это …».
Елена Ищеева: «Но, пел он хорошо, вы подтверждаете это?»
Дмитрий Беркман: «Да. Это, я говорю, становится интересней, чем сам вокал.
Елена Ханга: «Спасибо. Спасибо большое!» …
«Как научится петь?» «Страна Советов» НТВ 01.07.03.(в сокращенном виде)
Ведущий Лев Новожженов:«От голоса Федора Шаляпина в театрах дребезжали окна и люстры. У Марка Бернеса голоса не было, но от его песен до сих пор трепещут миллионы. Как раскрыть в себе певческий талант?»
Сейчас мы будем учиться петь. А помогут нам в этом заслуженный мастер сольного пения, мировой авторитет оперной сцены Бадри Майсурадзе.
(Бадри Майсурадзе выходит и садиться на диван)
Ведущая Руслана Писанка:«А также человек, с именем которого отождествляется ультра-прогрессивный стиль обучения певческому искусству. Автор уникальной теории настройки голоса, кандидат психологических наук, Владимир Павлович Багрунов. (я выхожу с гитарой и присаживаюсь рядом с ним. Напротив нас ведущие.)
Лев Новожженов: «Бадри, давайте послушаем ваши советы, советы профессионального певца: что нужно делать, для того, чтобы петь более сносно?»
Бадри Майсурадзе: «А ничего не надо делать. Просто петь и все.
Руслана Писанка: «А, если хочется петь?»
Бадри Майсурадзе: «Дело в том, что пение, голос–это везение. Если повезло с родителями и у тебя хорошая генетика, тебя кормили хорошо, ты не куришь и не пьешь, повезло с педагогом и так далее – все будет нормально. Думаю, что это природа, которой не надо мешать и все. Это так, как бы. А, если очень профессионально об этом говорить, то можно запутать вас, себя. Я слушал передачу у Гордона и два-три дня, потом искал голос». (Смех). ( речь идет о передаче посвященной проблемам голоса, которую вел главный российский теоретик в это области академик В.П. Морозов).
Лев Новожженов:«Я знаю, что Владимир думает иначе. Считает, что петь, надо все-таки учиться».
Владимир Багрунов: «Все мы рождаемся с прекрасным голосом. Голос новорожденного один от другого отличить практически невозможно. И, в 1973 году у нас на факультете психологии ЛГУ, была защищена докторская диссертация по Шаляпину и написана книга «Природа таланта Шаляпина».
Эту книгу мне подарил ее автор, доктор психологических наук, Владимир Львович Дранков. В это время я занимался сольным пением у педагога, к которому приводили гибнущих выпускников консерватории. Тогда я подумал, что вот, все секреты найдены, и я стану мировым певцом. Однако, прозанимавшись с педагогом 7 лет, я голос потерял.
Лев Новожженов: «В результате обучения!?»
Владимир Багрунов: « Да. В результате обучения и понял, что все то, о чем говорил Шаляпин верно, но там, чего-то не хватало. И потом, почти через 20 лет (1994 год) в одной из диссертации наткнулся на выдающийся факт, мимо которого все проходят. У мертвых, только что погибших воинов на Бородино, русский врач Грузинов вырезал бронхиальнуюсистему и ее продувал. И увидел, как пленки, идущие по бронхам издают идеально чистый звук. Я, поскольку кроме психологии занимался еще многими другими науками, понял, что эта проблема не чисто физиологическая, не чисто психологическая, а идет на стыке этих наук. Меня осенило, что дело не в том, чтобы заниматься голосом, а дело в том, чтобы дать работать этой внутренней системе, которая у каждого от рождения до смерти действует.
Лев Новожженов: « Но, в принципе, между вами нет противоречий!»
Владимир Багрунов: «Но, как же. Я говорю, что каждый человек, если у него есть музыкальный слух, должен петь так, как пел Шаляпин. Это самое простое.
Бадри Майсурадзе: «Не будем трогать гениев: Карузо…»
Владимир Багрунов: «А он (Шаляпин) в самом раннем детстве уловил идею, что надо говорить и петь одновременно. В своей автобиографии пишет, что в началеон побывал вдраматическом театре и понял, как надо поставить речевой голос.
Лев Новожженов, обращаясь к Руслане Писанка: «Вы понимаете, о чем говорит этот человек?»
Руслана Писанка: «Я хотела бы все это ощутить».
Владимир Багрунов: «Он две недели произносил одну фразу: (произношу хорошо поставленным голосом) «Царица я, но женщина и мать», а затем он побывал в оперном театре и понял, что надо соединить вот эту постановку голоса с пением. На бытовом уровне он пытается это делать»
Лев Новожженов:«Спойте, как Шаляпин!»
Владимир Багрунов: (показываю) «Папаша, встава-й, чай пи-ить!» «В этом суть его системы: соединение речи с пением. Но сразу (на оперном материале) так не получится. Надо вначале начинать с самого простого, с песен Окуджавы. Я сейчас чуть-чуть покажу. (Начинаю петь песню Окуджавы «О Володе Высоцком». «Володе Высоцком я песню придумать решил. Вот еще одному…»
Бадри Майсурадзе(с насмешкой): «Это любимая песняШаляпина»
Лев Новожженов: «Володь, мне кажется, что вы, как троянский конь пришли сюда, чтобы спеть песню Окуджавы, а мы хотим услышать от вас (неразборчиво). Бадри!»
Бадри Майсурадзе: «Вообще не надо много думать. Певцы – это такой народ…»
Руслана Писанка:«А, для чего же люди учатся петь?»
Бадри Майсурадзе: « Я вам скажу: у кого-то длинный нос, у кого-то короткий, у кого-то курносый, то есть это природа. У кого-то есть голос красивый, у кого – то менее красивый и так дальше. Не надо что-то придумывать…»
Руслана Писанка: «Если я пришла к педагогу, который учит петь бронхами, я научусь петь?»
Владимир Багрунов: «Понимаете, здесь важно понять одну очень важную вещь. Что пение – это не физическая работа. Я потерял голос из-за того, что меня заставляли петь гаммы и делать всякую механическую работу. А на самом деле, голос –это снятие всех напряжений. И тогда голос сам льется чисто и можно хоть двадцать четыре часа петь и не испытывать никаких напряжений. А наши певцы после спектаклей сразу бегут к ларингологу.
Лев Новожженов: « Вы пропагандируете школу бронхиального пения. Что это такое?»
Владимир Багрунов: «Когда мы рождаемся, у нас произвольная мышечная система не работает, а работает древняя гладкая мышечная система. Она-то и заставляет эти пленки…
Лев Новожженов: «А проще можно?»
Руслана Писанка:«Как петь бронхами?»
Владимир Багрунов: «Чтобы петь – надо снять все напряжения, научиться издавать самый тихий звук. Я за три дня людям ставлю голос. Смотрите, что я делаю. Говорю: «Уберите все напряжения с самого тихого простого звука». Руслана Писанка: «Убрали».
Владимир Багрунов:(показывает) а-а-а. «Вот вы издаете идеально чистый звук без всякого напряжения, из вас он льется. Затем вы интонируете этот чистый звук пока на доречевом уровне. Разные интонации. А-А-А (интонация восходящая)»
Лев Новожженов: «Бадри, что говорит этот человек? Можете это оценить?»
Владимир Багрунов:«Проинтонировали. Затем вы начинаете произносить самые простые слова: Анна, Ханна, Ганна в украинском (гхыканье) и русском звучании в разных интонациях. У вас начинает работать эта система на речевом уровне. Далее. Если у вас есть музыкальный слух, то вы начинаете это пропевать, т.е. соединять речь с пением».
Руслана Писанка: « То есть, так ставится голос».
Бадри Майсурадзе: « Я думаю, что эта система, если можно так ее назвать, видимо для больных, заик или людей, у которых есть проблемы и которым хочется улучшить голос. Наверно, можно так помочь, я не знаю.
Владимир Багрунов:«У меня депутаты государственной Думы занимались, они же не больные люди.
В голосовом смысле 99% людей нуждаются в улучшении голоса. Потому что у большинства людей существует зажим в гортани, который легко устраняется».
Руслана Писанка: «Все-таки речь идет о голосе или об умении петь»
Владимир Багрунов: «Смотрите, умение петь – это речь, переведенная на другой уровень».
Лев Новожженов, обращаясь к Руслане Писанка: «Говорить – это тоже умение петь».
Владимир Багрунов: «Шаляпин говорил: вначале надо научится говорить, а затем говорить и петь одновременно. Поэтому он ходил в драматический театр…
Руслана Писанка: «Вы можете продемонстрировать сейчас распевку. Я думаю, что перед выступлением вы …
Бадри Майсурадзе (перебивает) « Дело в том, что утром очень тяжело петь… Утром, на самом деле, петь сложно».
Лев Новожженов: «Как вы распеваетесь Бадри? Покажите!».
Бадри Майсурадзе: «Распевку надо делать, это как бы упражнения. Но когда ты уже в режиме, когда каждый день поёшь…»
Лев Новожженов (перебивает): « Быстро покажите!»
Бадри Майсурадзе: «И –‘!А-‘!А-‘!А-‘!А-“!А-“!А-“!А-“!А».
Лев Новожженов: «Замечательно!»
Бадри Майсурадзе: «Так, что если есть голос, можно и не распеваться».