Как научится петь?» «Страна Советов» НТВ 01.07.03.
Лев Новожженов: «…Сейчас мы будем учиться петь. А помогут нам в этом заслуженный мастер сольного пения, мировой авторитет оперной сцены Бадри Майсурадзе.
Руслана Писанка:«А также человек, с именем которого отождествляется ультра прогрессивный стиль обучения певческому искусству. Автор уникальной теории настройки голоса, кандидат психологических наук, Владимир Павлович Багрунов.
Пресса
«Изумлению тех, кто попадает на встречи с Владимиром Багpуновым, не бывает предела - маститый ученый-психолог начинает общение... с пения. Голос завораживает своей красотой. Его приглашают на профессиональную сцену, но он отказывается…»
Сергей Краюхин, ПОЧЕМУ ШАЛЯПИН ПЕЛ ТАК УНИКАЛЬНО «Известия», Санкт-Петербург, 24.11.97.
«…Мы видели это чудо. Мы были свидетелями рождения пpекpасных голосов у безголосых людей...»В. И. Соловьев.
В.П. Багрунов
Азбука владения голосом
Это второе расширенное издание самоучителя «Азбука владения голосом».
Первое издание вышло в 2002 году тиражом 1 тыс. экземпляров и разошлось через учеников.
Самоучитель предназначен для каждого человека, но в особенности для тех, кто испытывает большие голосовые нагрузки, нуждается в оперативной методике снятия стрессов, восстановления сил, поддержания высокой работоспособности.
В самоучителе опровергаются введенные М.Гарсия-сыном ровно 150 лет назад механистические, требующие большого физического напряжения методы развития голоса, основанные на глубоком диафрагмальном дыхании. Предлагается новая нейробронхиальная теория голосообразования и на ее основе, апробированная в течение 12 лет (с 1994 года), не имеющая аналогов, методика настройки (развития) голоса. Овладение методикой не требует никаких предварительных знаний, навыков и физических напряжений. Основу методики составляет использование механизма гладкой мускулатуры трахеи и бронхов, приводящие мембраны дыхательных путей в активное состояние. Этим механизмом обеспечен каждый человек от рождения. Он восстанавливается с помощью простых методов и возвращает голосу феноменальные, в том числе профилактические и лечебные свойства. Методика нашла широкое применение не только во многих регионах России, но и за рубежом. Методикой овладело в очном обучении более 500 человек, заочно обучаются через Интернет более 10000.
О теории и методике докладывалось на международных научных форумах, она освещалась в средствах массовой коммуникации (газеты, журналы), на радио СПб, телевидении (каналы ОРТ, РТР, СПб,ТНТ, СТС,НТВ).
Книга печатается в авторской редакции.
Охраняется законом РФ об авторском праве.
«Глаголом жги сердца людей» - А.С.Пушкин
ПРЕДИСЛОВИЕ
Любое познание начинается с азбуки. Не случайно ее создатели Кирилл и Мефодий более тысячи лет назад первыми семью буквами славянской азбуки - АЗ БУКИ ВЕДИ ГЛАГОЛЬ ДОБРО ЕСТЬ ЖИЗНЬ - прямо указали на то, что первые знания (навыки) должны относиться к ведению (владению) глаголем (голосом, речью) и это есть добро для жизни. Сейчас доказано, что при общении 80% информации идет через голос, а не речь, а сам голос обладает безграничными возможностями воздействия на все функции организма. На бытовом уровне голос - это важнейший фактор успешности человека практически во всех видах деятельности. Магическая сила голоса не имеет пределов. Достаточно вспомнить значение голоса диктора Юрия Левитана во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
А теперь, разрешите представиться: Багрунов Владимир Павлович - кандидат психологических наук, профессиональный психолог, научный сотрудник факультета психологии Ленинградского университета с момента его окончания в 1969 году по 1992 год, а затем предприниматель.
В 1970 году параллельно с научной работой начал заниматься пением в начале в хоре, а с 1971-го с известным в Ленинграде вокальным педагогом. Казалось бы, было блестящее начало вокальной карьеры. С 1973 года параллельно с занятием пением много внимание уделяю изучению феномена Шаляпина и прихожу к выводу, что все сказанное Шаляпиным и исследователями его творчества верно, но…За 7 лет занятий с педагогом произошла полная потеря голоса, хотя все принципы и рекомендации великого певца мною выполнялись.
Уже на третьем году обучения у педагога я начал догадываться о существовании простого по выполнению, но трудно объяснимого секрета в феномене Шаляпина.
В чем состоит главная проблема голоса? Подавляющее большинство любителей пения и профессиональных певцов, вокальные педагоги и специалисты в области голоса (речевого и певческого) являются заложниками теории Гарсиа опубликованной им во втором издании книги «Полное руководство по искусству пения» 1856. Главным постулатом этой теории является положение о том, что главное в пении – дыхание. При этом, чем глубже дыхание (больше воздуха), тем лучше, так как можно дольше тянуть звук. Таким образом, 150 лет назад глубокое дыхание, как эталон, стало распространяться по всему миру.
Мало кто знает, что в 1847 году в первом издании М.Гарсиа, рекомендует малое, грудное дыхание, которое являлось главным секретом бельканто.
Поскольку в дальнейшем стало переиздаваться именно второе издание книги (1856), то всюду утвердился взгляд на глубокое дыхание, как единственно верное. Есть немало аргументов считать, что изменение взглядов М.Гарсиа на дыхание является не ошибкой, а величайшим преступлением против человечества. В частности, широко пропагандируемый принцип глубоко дыхания за 150 лет от вокальной практики глубоко внедрился в массовое сознание и принял форму крылатого выражения «дышите глубже», что наносит огромный вред не только голосу, но и здоровью человека.
Но это еще не все. Беда еще и в том, что Гарсиа в своей книге навязал всему человечеству чисто механический путь развития голоса. Выражается это в том, что в книге приводятся упражнения, число которых при выполнении всех условий равно 54700. Совершенно очевидно, что это совершенно невыполнимое условие. Можно сказать, что Гарсиа этимсамым дал своеобразную индульгенцию (отпущение грехов) всем вокальным педагогам.
При невероятном стечение обстоятельств мне в 1994 году удалось обнаружить феноменальный факт полученный в 1812 году русским врачом И. Грузиновым на Бородино.Он первым, показал, что голос образуется пленками находящимися в бронхах и трахее, а не голосовыми связками. В этот же миг мне стали ясны главные причины порочности традиционных подходов в развитии голоса, основанные на миоэластической теории Гарсиа. В считанные дни была сформулирована новая нейробронхиальная гипотеза развития голоса и на ее основе принципиально новая методика настройки голоса. Первые результаты превзошли все ожидания. Уже в то время можно было уверенно говорить, что по результативности методика не имеет аналогов, а теория по научной значимости соответствует крупному междисциплинарному открытию. Если выразить суть открытия в двух фразах, то доказывается, что голос порождается при помощи гладкой мускулатуры бронхов, усилия которой составляют тысячные доли грамма, и ощутить действие этой гладкой мускулатуры мы не можем.
Первичную настройку физиологического комплекса осуществляет диафрагма, путем поджатия живота. Тонкая регулировка, запускающая весь механизм звукообразования, реализуется мозговыми процессами (интонацией – по выражению Ф.И.Шаляпина). После поджатия живота другая произвольная мускулатура практически не участвует в этом процессе. Поэтому говорить и петь можно часами без физической усталости. Это и есть природная модель голоса, которая работает во всем животном мире.
У человека наиболее ярко этот механизм проявляется при рождении, так как произвольная мускулатура в этот момент еще не включена. По мере созревания произвольной мускулатуры и ее включения в процесс голосообразования происходит постепенная замена природной модели голоса, не требующей физических усилий на механическую модель голоса (больше силы – больше звука). Кратковременное возвращение к этой модели происходит в Стр.5моменты сильнейших эмоциональных потрясений (крик при сильном испуге, безудержный хохот, рыдание и др.). Доказывается, что обладающий феноменальными свойствами природный голос пропасть не может и возвращается с помощью простых методов в любом возрасте.
С 1997 года начинается отсчет времени, когда об открытии начинают сообщать независимые разнообразные источники.
В августе 2002 года, вышло первое издание самоучителя - тиражом в 1 тыс. экземпляров под названием «Азбука владения голосом для болельщика» , которое было приурочено кчемпионату мира по футболу в Корее.
Книга издавалась мною за свой счет и быстро разошлась среди моих учеников, в том числе занимающихся через интернет (эл. адрес сайта: http://www.bagratid.com )
Заявки на книгу поступали со всех континентов. Выход книги стимулировал проведение тренингов в разных городах России, в ближнем и дальнем зарубежье.
Выходу самоучителя была посвящена отдельная передача на канале СТС.
8 апреля 2003 года на передаче «Принцип Домино» меня представили, как «самого невероятного специалиста по голосу», а один из участников этой передачи, директор театра «Геликон-опера» Дмитрий Беркман во всеуслышание заявил, что он озадачен, какое бы название придумать, чтобы пригласить меня в качестве выступающего на спектакль. «Это был бы грандиозный успех и певцы не нужны» - сказал он.
В передаче НТВ «Страна советов» прошедшей 1 июля 2003 г. меня представили, как автора «уникальной теории настройки голоса, с именем которого отождествляется ультра прогрессивный стиль обучения певческому искусству». В ней мне пришлось дискутировать с Народным артистом СССР, солистом Большого театра «Бадри Майсурадзе».
Дискуссии на телевидении показали, что новые доводы, аргументы и факты большинством специалистов «с наскока» не воспринимаются.
Поэтому в этом самоучителе передо мной стояла не простая проблема популярно доказать ошибочность теоретических постулатов, на которых построены принятые всюду в мире методы, а также популярно объяснить принципы нового подхода к развитию голоса. В изложении материала придерживался принципа простоты, являющегося краеугольным камнем современной методологии научного познания.
Это издание самоучителя существенно отличается от предыдущего, прежде всего тем, что расширено по всем направлениям: найдены очень простые формулировки, облегчающие понимание глубинных механизмов голосообразования, практическая часть также существенно усилена и расширена.
Девиз самоучителя: тело (телесные, анатомо-физиологические функции), психика и голос - три главные взаимовлияющие друг на друга параметра человека. В этой триаде голос выступает, как наиболее изменяемая , связующая и в тоже время контролирующая функция. По состоянию голоса можно судить о физическом и психическом состоянии человека.
Есть все основания предполагать, что восстановление природного голоса вызывает в нем такие ценные вибрации, которые оздоравливают и усиливают все жизненные процессы. В простейшей формулировке это звучит, как ГОЛОС- ЛОГОС ЖИЗНИ.
Восстановление природного голоса и его развитие определяется тремя взаимосвязанными факторами (причинами), «секретами», которые необходимо превратить в навыки.
1. анатомическая составляющая голоса (поджатие живота, открытие «второго рта» - соединение гортани с трахеей),
2. малое дыхание – (главный секрет бельканто),
3. интонация (психика) управляет голосом (главный секрет феномена Шаляпина).
Сами «секреты» (навыки) обозначены мною азбукой владения голосом. Подобно тому, как из языковой азбуки составляются тексты любой сложности, так и владение азбукой голоса (тремя секретами) позволяет добиться выдающихся результатов в развитии речевого и певческого голоса.
Отвечу на вопрос, который всегда всех интересует, и который мне задала Елена Ханга в программе «ПринципДомино» на передаче «Тайна голоса». Есть ли среди моих учеников известные певцы? Здесь ситуация следующая.
Подавляющему большинству учеников необходимо иметь хороший речевой голос, и поэтому тренинги и индивидуальные занятия касались речевого голоса. Певческие тренинги начались только в конце 2005 года и о результатах говорить еще рано. Но и на речевых тренингах занимались певцы и вокальные педагоги, отмечавшие в своих отзывах изменения в своем певческом голосе. Певческую квалификацию в отзывах они не указывали, поэтому судить об их вокальном уровне, не берусь.
И все же в двух случаях, когда ученики занимались более года, результаты в пении были поразительны. Оба случая отражены в отзывах этих учеников (В.Андреев, В.Коварский).
Причем В.Коварский в Братске самостоятельно занимался через Интернет и сообщил мне об этом, когда стал студентом Петрозаводской консерватории.
По поводу результатов в развитии речевого голоса ситуация определенная и положительная. Уже через два дня 16 часового тренинга имеются четкие положительные результаты. Это зафиксировано в записях (магнитофонных, компьютерных) и отзывах самих учеников. А вообще-то изменения в голосе ученики слышат уже через два часа после начала занятий.
К ученикам, блестяще владеющим речевым голосом отношу диктора 5 канала Петербургского телевидения Евгения Гусева, ведущего передачи « О главном». Он прошел у меня дома индивидуальный речевой курс в октябре-ноябре 1998 года.
То, что сделано, обозначено мною, как нейробронхиальная теория развития голоса. Кому-то покажется это слишком громким заявлением. Но если подходить по строгим научным меркам, то все необходимые факторы, говорящие о том, что это теория здесь присутствуют.1.Поставлена актуальная проблема, почему имеющиеся методы развития голоса не дают результатов?2.Найден теоретический ответ на эту проблему. 3. теория подтверждена практикой , эффективность которой не имеет аналогов в настоящее время.
Мною лично по описываемой в книге методике обучено более 500 человек, которые оставили документально оформленные отзывы. Простота же методики такова, что ею овладевают даже дети до школьного возраста. В естественных науках существует незыблемое правило, согласно которому любой новый факт, утверждение, концепция, теория принимается только в том случае, если утверждение автора подтверждается экспериментально или на практическом материале другими авторами.
В июне 2006 года вышла книга моего ученика Антона Калабина «УПРАВЛЕНИЕ ГОЛОСОМ», в которой теория и практика работы с голосом заимствованы из моей книги «Азбука владения голосом для болельщика».
Книга прекрасно оформлена и несколько фрагментов из нее, с разрешения автора мною вставлены в эту книгу. Многочисленные положительные отзывы его учеников, прошедших курс «Освобождения голоса» являются лучшим подтверждением правоты созданной мною теории и методики
Новизна работы такова, что патентоведы Петербургского государственного университета мне предлагали оформить теорию и методику в виде открытия.Как – никак, речь идет об открытии неизвестных свойств голоса и механизмов его порождения. По сути речь идет о понимание голоса, как равноправного органа. Заметим, что А.С. Пушкин первый, кто дал это определение голосу. Многочисленные факты говорят о том, что такое понимание роли голоса - прорыв в ряде наук (психологии, физиологии, медицине). Ведь вибрации голоса обладают фантастическими свойствами так как, воздействуя буквально на весь организм одновременно, достигают любой его болевой точки и начинают устранять причину патологии. То есть вибрации восстановленного природного голоса оказывают благоприятное воздействие одновременно на все функции организма и в этом его огромное преимущество перед локальными методами медицины. Однако формальные препоны оказались таковыми, что пришлось от оформления открытия отказаться.
Предлагаемая книга написана для каждого человека. Автор уверен, что читатели, освоившие простые упражнения самоучителя не только разовьют свой речевой и певческий голос, но и встанут на путь бесконечного самосовершенствования.
О том, что сказанное выше не голословно в самом общем виде можно увидеть, ознакомившись с двумя отзывами.
Отзыв 1.
С Владимиром Павловичем Багруновым я встретится осенью 2000 года, вот при каких обстоятельствах.
Мне поручили переводить речь М.М.Касьянова, который в то время был нашим премьер-министром. Мы стояли рядом друг с другом и говорили по очереди, и я с огорчением заметил контраст между его глубоким «бархатным» баритоном и своим собственным голосом, который звучал весьма «обыденно», хотя я и занимался лекторской деятельностью в течение почти тридцати лет. Вскоре я узнал, что на очередной научной конференции на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета будет выступать автор оригинальной методики постановки голоса. Это и был В.П.Багрунов, и в своем выступлении он полностью убедил меня в возможности использования мембран бронхиальной системы для образования звука и в эффективности применения резонансных явлений для придания голосу силы, а также в целесообразности интонационного управления голосом для достижения его большей выразительности. Подкупала не только ясность раскрытия физиологических основ методики, но и красота «грудного» пения, продемонстрированная автором. Захотелось и мне получить настоящий «орган» в своей грудной клетке, который был бы способен послушно и без устали производить приятные звуки в течение многих часов. После выступления мы договорились о занятиях, причем Владимир Павлович заверил меня, что мой возраст «после шестидесяти» ни в коей мере не является препятствием для освоения его системы.
Я не только в действенности его методики, но и в благотворном воздействии личности самого преподавателя, который вкладывал не только свой большой опыт, но и душу в то, чтобы каждый ученик смог достичь желаемого результата. Любовь преподавателя к выразительной декламации и к пению передавалась ученикам и помогала нам освоить многочисленные технические упражнения, составляющие единую систему настройки голоса. Курс из десяти занятий принес желанные результаты, и голос стал звучным и насыщенным такими вибрациями, что привлекал усиленное внимание слушателей: меня не просто слушали, а старались вникнуть в смысл произносимых фраз.
Когда еще раз мне пришлось переводить выступление М.М.Касьянова, наши голоса, оставаясь разными, хорошо сочетались друг с другом. Нелишне упомянуть, что, как известно, наш премьер получил свой особенный, легко узнаваемый, голос в результате операции на связках, и он не может произвольно варьировать голосом; в случае же настройки голоса по методике В.П.Багрунова говорящий может по своему выбору использовать либо грудную (на основе бронхиальной системы), либо обычную (на основе голосовых связок) звукогенерацию, причем и в том, и в другом случае голос остается легко управляемым.
Итак, я обрел высококачественный профессиональный инструмент для устной речи, и это позволяет мне естественным образом сохранять силу и выразительность голоса в течение всего рабочего дня и на протяжении многих дней напряженной работы подряд. К примеру, прошлой осенью (а мне теперь шестьдесят восемь лет) я в одиночку свободно выполнил пятинедельный перевод курса интенсивного обучения российских механиков для работы на импортном оборудовании. Более того, этот «инструмент» оказался «самозатачивающимся», то есть в ходе самого процесса грудного говорения мой «орган» укрепляется и настраивается еще лучшим образом. Поэтому стало возможным уменьшить объем регулярных упражнений, практически оставивЯ стал посещать занятия В.П.Багрунова и вскоре убедился
не только в действенности его методики, но и в благотворном воздействии личности самого преподавателя, который вкладывал не только свой большой опыт, но и душу в то, чтобы каждый ученик смог достичь желаемого результата. Любовь преподавателя к выразительной декламации и к пению передавалась ученикам и помогала нам освоить многочисленные технические упражнения, составляющие единую систему настройки голоса. Курс из десяти занятий принес желанные результаты, и голос стал звучным и насыщенным такими вибрациями, что привлекал усиленное внимание слушателей: меня не просто слушали, а старались вникнуть в смысл произносимых фраз воспроизведение примарного тона и выполнение самых основных упражнений, да и то по мере возможности (например, по дороге на работу или во время прогулки). Другими словами, настройка голоса, осуществленная на занятиях, далее сохраняется сама собой самым естественным образом. Выяснилось также, что примарный тон оказывает благотворное внимание на состояние здоровья: он способствует релаксации и позволяет активно освежить мозг в случае его усталости. Замечено, что естественные вибрации, возникающие при воспроизведении примарного тона и при выполнении других упражнений по методике В.П.Багрунова, усиливают питание волосяных луковиц (улучшая тем самым состояние волос) и поддерживают работу органов зрения и слуха.
Осталось добавить, что дополнительные занятия по преобразованию речевого голоса в певческий дали мне возможность петь популярные народные песни и романсы так, что это доставляет удовольствие не только мне самому, но и тем, кто их слышит. Наконец, подтвердился и тезис Владимира Павловича о том, что занятия декламацией и вокалом активизируют и другие потенциальные способности личности: в моем случае это выразилось в написании цикла стихов, который успешно прошел процесс редактирования и предполагается к изданию. А какую радость доставляет чтение собственных стихов своим правильно поставленным голосом в аудитории заинтересованных слушателей!
За все это Владимиру Павловичу огромное спасибо и пожелания дальнейших успехов на благо всех!