Следует правильно ставить цель. Цель лечения, оздоровления, спасения, или Работа с образом результата
Когда мы беремся за дело, то вольно или невольно в голове появляется образ конечного результата работы. Обычно люди называют этот образ целью. Цель - идеальный образ конечного результата деятельности. Если цель негативна (читай: не нужна вашему организму), то человек не испытывает удовольствия от ее достижения. Часто человеческие цели - продукт нафса. Их ставим не мы, а кто-то, кому нужно, чтобы мы страдали, нервничали, заболевали и в конце концов, несмотря на все болячки, достигали своей цели! Необходимо напомнить, что нафс - это энергетическая структура, присущая греховной природе человека. Суфии считают, что она буквально питается нашими негативными эмоциями: разочарованием, злобой, усталостью. Нафс использует один способ достижения своей цели - нарушает наше равновесие. Когда вы чувствуете разлад с самим собой, то вспомните о том, что только что прочитали.
Сразу же возникает вопрос: “А как понять, где моя собственная цель, а где - влияние нафс?” Ответ прост и сложен одновременно. Если вы приняли решение чрезмерно быстро, не размышляя, то, скорее всего, это - влияние нафс. Наши собственные цели должны быть осмысленными, что, разумеется, не означает отсутствия эмоций.
Также влияние нафс можно распознать по образу результата в нашем воображении. Если мы хотим сделать что-то, но думаем о нанесении кому-то вреда, обиды, то это - влияние нафс. Думайте о хорошем, размышляя о своих целях.
В противном случае цель эта принадлежит нафс, а не вам, поэтому какой бы социально ценной она ни казалась, в результате будут проблемы: чувство вины, ощущение, что все не так, как хочется, агрессия, уход в алкоголизм или азартные игры.
Не все так плохо, конечно. Некоторые осмысливают случившееся и пытаются найти способ понять себя, свою Божественную сущность, творческое начало.
Итак, начиная процесс гармонизации своей жизни, который одни называют лечением, другие - оздоровлением, третьи - спасением, прежде всего необходимо поставить и осмыслить свою цель. Еще раз прочтите внимательно, не переходя к следующему предложению: поставить и осмыслить свою цель. Если вы хотите “сбросить” пару килограммов лишнего (с вашей точки зрения) веса, то спросите себя семь-восемь раз, а зачем это вам нужно. На третьем или четвертом этапе этого интервью с самим собой выскочит: “Чтобы нравиться себе!” Так вот в чем состоит ваша цель! Чтобы полюбить жизнь, себя, окружающих и получить поистине божественное удовольствие от всего этого! Что же касается лишнего веса, больных зубов, плохого зрения, камней в почках, остеохондроза и импотенции, то это следствие вашей нелюбви к себе и незнания закономерностей жизни той энергетической субстанции, которую вы и привыкли считать своим организмом. Поэтому главное - поставить цель!
На втором этапе необходимо следовать определенной последовательности движений, действий. Здесь важно, чтобы вы совершали правильные операции в правильное время, в правильном месте и с правильными людьми. Мы надеемся, что эта книга как раз предоставит вам набор подобных методов и способов настроя на их выполнение.
После работы, какова бы она ни была, у нас появляется состояние усталости. К сожалению, очень часто мы воспринимаем это состояние как нежелательное, которого надо избегать. Между тем это нормальное человеческое состояние. Жизнь организма и есть постоянная смена напряжений и расслаблений. Когда мы привыкаем реагировать негативно на возможность появления усталости, это значит, что мы плохо относимся к одной из необходимых составляющих достижения цели. Чтобы достичь желаемого результата, нам просто необходимо уметь грамотно расслабляться и грамотно напрягаться.
Со временем триада “цель - действия - усталость” переходит в привычку. Привычка - это автоматическая деятельность, сопровождающаяся положительным эмоциональным фоном. Заметьте, что неважно, вредная привычка или полезная, она все равно окрашена положительными эмоциями. Привычка поступать неосмысленно, выбирать случайные действия, боязнь интенсивных целенаправленных усилий - все это является причиной того, что болеть приятно, быть неудачником приятно, умереть раньше времени очень приятно. Поэтому успех в использовании наследия суфиев прошлого заключается в формировании новых привычек по отношению к своим действиям. Цель должна быть осмыслена, действия должны быть подчинены позитивной цели и основаны на закономерностях жизни организма, а отношение к усталости должно быть позитивным: нужно уметь работать с состояниями усталости. Любое утомление “лечится” 2-3 часами грамотного сна (с грамотным дыханием) или 20-30 минутами дыхательных и физических упражнений.
Заканчивается цикл действия достижением желанной цели. Достигнув ее, необходимо радостно это отметить, погладить себя по голове, потанцевать, спеть.
Таким образом, процесс достижения цели можно изобразить следующими способами (рис. 4).
Рис. 4. Процесс достижения результата
Цифры обозначают этапы достижения желаемого конечного результата.
1 - это образ желаемого результата. Он может быть обоснованным или необоснованным, осмысленным и бессмысленным, главным и незначительным. Так или иначе, но он управляет активностью человека.
2 - это действия, которые совершает человек для достижения цели. Они могут вести к цели, а могут быть не связаны с ней. Невротики часто совершают действия, которые никаким образом не связаны с целью, поэтому их и называют невротиками - людьми, у которых нарушена система отношений с миром и людьми. Некоторые из них даже выйти из дома толком не могут: то содержимое карманов по нескольку раз проверяют, то вентиль газовой плиты. Многие так называемые нормальные люди зачастую напоминают невротиков: чтобы получить удовольствие от жизни, они страдают от диет и медицинских процедур, злясь на себя и на окружающих. И вместо одного расстройства появляется другое. Вес снизился, но появились головные боли. Головные боли излечил, но снизилась потенция. Потенцию “выправил”, но поругался с начальником. Поругался с начальником - набрал вес. И так по замкнутому кругу.
3 - это отношение к усталости. Некоторые начинают “лечить” усталость едой, сексом, громкой музыкой, просмотром телевизора. Тем самым формируется негативное отношение к усталости, вырабатывается мнение, что усталость надо “пережить”, от нее надо отвлечься, развлечься, “оторваться”. Что на самом деле происходит? Мы культивируем свою усталость - искусственно ее продлеваем, поэтому спим не 5 часов, а 8-10, едим не столько, сколько необходимо организму, а так, чтобы упасть у телевизора и не двигаться в ближайшие два часа. Времени на удовольствие от жизни, на радость, на творчество не остается - как же! - мы устали, а теперь отдыхаем!
4 - это привычка. Если вредная привычка уже сложилась, то вам придется потратить время на ее устранение и формирование новой привычки. Старые привычки умирают с трудом. На наших курсах мы встречаемся с сильным, сложно преодолеваемым сопротивлением. Даже такое простое требование, как душ по утрам и перед сном, вызывает у некоторых участников семинаров яростный протест: “А у меня горячей воды нет!” - “Вскипятите!” “А у меня душ сломан!” - “Намочите полотенце и оботритесь им хорошенько!” “А что будет, если я забуду это сделать?!” - “Вот именно, что ни-че-го не будет!”
5 - это конечный результат. Для суфия “1” и “5” представляют собой примерно одно и то же, поэтому некоторые учителя-суфии могут достигать своих целей в мгновение ока. Чтобы не вызывать излишнего ажиотажа, не будем говорить, что учим на наших курсах волшебству: всяким левитациям, материализациям и прочим мистификациям. Но разве, если человек не мог без очков прочесть вывеску магазина, а теперь читает обычную книгу без “переводчика” (то есть без очков), - это не чудо? Для нас - да! Но бывает обидно до слез за тех, кто исправил свое зрение, избавился от лишнего веса, вылечил печень и... не заметил этого! “Ну да, это - нормально, а еще какой-нибудь фокус покажите...” Если вы не можете радоваться мельчайшим улучшениям в себе, то вам чудеса и не нужны - купите лучше себе какую-нибудь таблетку!
В силу вышесказанного модель достижения результата выглядит следующим образом (рис. 5, 6).
Когда работает молодой человек, ему лучше следовать схеме в форме квадрата, то есть ему нужно чаще вспоминать о результате. Иначе он “уйдет” не в ту сторону. Схема в форме треугольника лучше всего подходит для людей среднего возраста. Когда человек теряет цель, когда образ результата становится размытым, нечетким, появляется чувство неуверенности. Результатом такой неуверенности являются заболевания желудочно-кишечного тракта. Этим фактом еще раз хочется напомнить уважаемому читателю о том, как в человеке все взаимосвязано: его работа, отношение к работе и заболевания. Чрезмерно эмоциональная деятельность говорит о гормональных нарушениях и отражается на работе почек.
У нас на курсах был такой случай. Пришел человек, чтобы избавиться от тревожности. Исследовав его, мы пришли к выводу, что у него больные почки. Рентген ничего не показал. Но, настояв на более тщательном исследовании, мы выяснили, что заболевание только начинает проявлять себя. И причиной этого расстройства были чрезмерные эмоции. Может быть лозунг “Все через край!” и хорош для некоторых подростков, размахивающих руками на концертах, но мы же с вами взрослые люди!
Осознанное движение - в этом секрет успешного оздоровления. Совершая неосмысленные поступки, мы подобны обезьянам, мечущимся, кричащим, способным не на созидательный труд, а лишь на временное приспособление к меняющимся условиям.
Именно поэтому мы постоянно призываем к осознанию воздействия, оказываемого упражнениями - как дыхательными, так и физическими.
Суфии выделяют в анатомии человека восемнадцать основных суставов (рис. 7).
Каждый сустав - это своеобразные ворота организма, благодаря которым энергия может свободно циркулировать по нему. Если же какой-то из суставов “скрипит”, то происходит сбой. Комплекс упражнений направлен на то, чтобы каждый из суставов был задействован в нем. Например, “сбрасывание напряжения”, о котором читатель подробно может узнать из описания восстанавливающих упражнений, дает вибрацию, распространяющуюся по организму, способствующую наполнению его оздоровительной силой, энергией.
Работа с суставами - этими энергетическими шлюзами организма - способствует восстановлению энергетического обмена в организме и приводит к гармонизации нашей жизни, а следовательно, к исцелению.
Необходимо помнить о том, что ожидания в отношении результатов наших действий могут идти наперекор тому, что на самом деле нужно организму. Именно поэтому чаще всего получается не тот результат, который мы себе представляем. Иногда это происходит как раз оттого, что энергетический обмен нарушен. Помочь его восстановить может упражнение “Крылья ангела”. Осуществление цели, как известно, во многом зависит от мотивации. В психологии принято разделять внутреннюю и внешнюю мотивации. Внутренняя мотивация связана с деятельностью, что называется, от души, с любовью, ради самого процесса. Внешняя мотивация обусловлена поощрениями и наказаниями. Исследования показывают, что если человек действует, основываясь на внутренней потребности, то качество его работы значительно выше, чем когда он действует, как говорится, из-под палки.
Мой коллега по Академии суфийской медицины и психологии Иван Сергеевич Федоренко как-то рассказал историю о петербургском старичке, проживающем в старом доме.
В одном питерском дворе-колодце каждый день собиралась стая шумно резвящихся ребятишек. Пока они занимались чем-то не очень громким: лепили куличи, играли в казаки-разбойники, рассказывали друг другу страшные истории, взрослые не обращали на них внимания, но когда, раззадорившись, они начинали беситься, кричать, громко смеяться, из разных окон в их сторону доносились угрожающие замечания. Дети есть дети!
Иногда ребят разгоняли, иногда жаловались их родителям, и те уводили детей по домам. Так бы, наверное, и продолжалось впредь, но однажды к детям спустился один старичок. Он был невысокого роста, улыбался и слегка тряс головой.
- Ребята, мне очень нравится смотреть из окна на то, как вы здесь играете. Люблю, знаете ли, слушать детский смех. Я бы не хотел, чтобы взрослые вас выгнали на соседний двор. Поэтому каждый день я буду вам платить 50 рублей. Резвитесь вовсю!
- Ого! - воскликнул самый старший из детей, который уже умел делить и умножать, поэтому быстро рассчитал, сколько порций мороженого ребята могли бы покупать в день. - Идет!!!
- Ну и по рукам, - проговорил старичок, протягивая ребятам первый гонорар.
На следующий день дети опять вышли во двор. Они уже не так громко кричали, потому что на крик могли прийти ребята из соседнего двора и тогда бы пришлось делить 50 рублей и на них тоже. Дождавшись старичка, ребятишки окружили его, намереваясь получить вторую зарплату.
- Спасибо, ребята, - сказал старик и посмотрел на них слезящимися глазами. - Вы очень хорошо играете, но я сегодня не могу вам заплатить пятьдесят рублей. У меня маленькая пенсия и мне нужно покупать лекарства. Сегодня я вам заплачу только двадцать пять рублей. Извините меня, и если не хотите работать за эти деньги, я вас пойму.
Ребятам стало немного жаль дедушку, поэтому они согласились и на 25 рублей.
На следующий день дети вышли во двор, покричали несколько минут, но без всякого интереса, и стали ждать старичка. Прошло около часа - никто не появлялся. Они уже собирались расходиться по домам, но тут услышали шаркающие шаги своего работодателя.
- Хорошо, что дождались, - сдержанно улыбнулся старичок. - Вот возьмите. - Он протянул детям две монетки по 5 рублей. - Сегодня вы накричали только на десять рублей. Я не собираюсь платить за какие-то слабые выкрики. Мне нужен настоящий, живой детский смех!
- Почему так мало? - возмутился кто-то из ребят. - Мы ведь кричали целый час!
Но старик повернулся спиной к детям и, пошатываясь, удалился в свой подъезд.
На следующий день дети кричали так громко и долго, что женщина с третьего этажа пригрозила им милицией. В назначенный час шум стих и дети столпились у места встречи со стариком. Прошел час, другой. Кого-то родители забрали домой. На улице осталось только двое самых терпеливых мальчиков.
Когда они уже собрались расходиться по домам, из подъезда, высоко подняв подбородок, вышел старик. Он прошел мимо детей, не взглянув в их сторону.
- А сегодня вы будете платить? - осторожно спросил один мальчик.
Старик сначала сделал несколько шагов, как будто не услышав обращенный к нему вопрос. Но потом слегка обернулся в их сторону и отрезал:
- Вы не умеете ничего, я вам не буду платить.
Дети постояли в нерешительности, глядя вслед уходящей фигуре, и разбрелись по домам.
Больше в этом дворе они не играли в веселые шумные игры. Зачем? Ведь за это не платят.
В этой притче старик олицетворяет общество, которое приучает людей с детства делать что-то только ради какого-то поощрения или для того, чтобы избежать наказания. Это и есть внешняя мотивация. Основываясь на ней, человек не получает должного удовлетворения как от процесса работы, так и от результата.
Кстати говоря, это высказывание верно не только для человека. Некий дельфин стал невольным участником одного эксперимента. Он очень любил кувыркаться и придумывать разнообразные прыжки. Дельфин получал от этого удовольствие, резвился по полной программе! Чтобы, как говорится, закрепить результат, дрессировщик стал давать ему рыбку каждый раз, когда тот выделывал новые акробатические па. К чему это привело? Да все к тому же - дельфин потерял интерес к выполнению новых прыжков. Он стал профи. То есть работником, качественно выполняющим заказ, независимо от того, нравится ему дело или нет. Как и детей из притчи, его приучили к тому, что что-то хорошее и интересное можно делать только для кого-то или ради чего-то.
Если образ результата жестко связан с материальным вознаграждением, то человек, возможно, приобретает выгоду, но теряет в удовлетворенности работой, а следовательно, все равно в конечном итоге теряет.