Шифр и наименование специальности 5В130100 «Медицина»
Направление подготовки «Внутренние болезни»
Цикл дисциплины-ПДВ
Код дисциплины- KLD 5306
Полное наименование дисциплины «Клиническая лабораторная диагностика»
На русском языке «Клиническая лабораторная диагностика»
на казахском языке «Клиникалық зертханалық диагностика»
На английском языке «Clinical laboratory diagnostigs»
Объем учебных часов всего - 90, кредитов - 1
Из них аудиторных - 60 внеаудиторных - 30
Курс и семестр(ы) изучения - 6 курс, XI- XII семестр
Нормативные ссылки:Силлабус по дисциплине «Клиническая лабораторная диагностика» разработан на основании Постановления Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 и Силлабус составлен в соответствии с: 1.ГОСО 2017, утвержденном приказом МЗ РК № 530 от 17.07.2017г.. 2.Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов». 3.Постановления Правительства Республики Казахстан от « 13 » мая 2016 года № 292«Государственный общеобязательный стандарт высшего образования» 4.Приказ №125 от 18.03.2008г. МОН РК «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся». 5.Образовательной программе по специальности 5В130100 «Медицина», увтержденной на Академическом Совете КазНМУ, протокол №9 от 22.06.2017г. | |||
Должность | Подпись | Ф.И.О. | |
Разработано: | |||
Преподаватели: профессор | Рысулы М.Р. | ||
ассистент | Шайкенова Л.Б. | ||
ассистент | Дуйсенбаева А.Ж | ||
Обсуждено: | |||
Заведующий кафедрой | Рысулы М.Р. | ||
11 протокола заседания кафедры «Лабораторная диагностика и молекулярная медицина» от 18.05.2017г. | |||
Начальник УМО | |||
Председатель КОП факультета | Карибаева Д.О. | ||
№ протокола заседания КОП | |||
Председатель Академического Совета | Камалиев М.А. | ||
№ протокола заседания АС |
Сведения о преподавателях
№ п/п | ФИО сотрудника кафедры (полностью) | Должность | Ученая степень | Квалифика-ционная категория | Научные интересы | Наименование, адрес клинической базы, № кабинета | Контактная информация: № телефонаE-mail |
Рысулы М.Р. | Зав.каф | д.м.н | высшая | Лабораторная диагностика | НИИФ и ПМ им. Б. Атчабарова, Толе би 94, учебная комната 209. | [email protected] | |
Шайкенова Д.Б. | ассситент | - | высшая | Лабораторная диагностика | №7 ГКБ | [email protected] | |
Дуйсенбаева А.Ж | ассситент | - | первая | Лабораторная диагностика | №7 ГКБ | [email protected] |
Политика дисциплины:заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса, основана на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе.
Требования к обучающимся
Обучающийся должен:
1. неукоснительно соблюдать Правила внутреннего распорядка и Кодекс чести студента Каз НМУ имени С.Д. Асфендиярова;
2. соблюдать Правила академической честности на всех этапах образовательного процесса;
3. посещать лекции, практические/лабораторные занятия в соответствии с расписанием, без опоздания; соблюдать установленное время перерыва.
4. систематически готовиться к практическим/лабораторным занятиям/семинарам;
5. сдавать задания по контролируемым темам СРО и рубежный контроль в сроки, определенные силлабусом по дисциплине;
6. своевременно отрабатывать пропущенные по уважительным причинам занятия, (при наличии письменного разрешения деканата);
7. соблюдать правила техники безопасности;
8. иметь санитарную книжку с актуальным допуском (для обучающихся на клинических кафедрах);
9. бережно относиться к учебной и учебно-методической литературе кафедры, библиотечному фонду Университета, имуществу кафедры/клинической базы/ производственной базы: техническим средствам обучения, мебели, оборудованию, приборам, инструментам, реактивам, расходным материалам и т.д.;
10. соблюдать субординацию и основные принципы медицинской этики и деонтологии; в отношении всех участников образовательного процесса (ПГ1С, учебно-: вспомогательного персонала кафедр, младшего и среднего медицинского персонала клинических баз, пациентов и обучающихся);
11. открыто обсуждать конфликтные ситуации в группе, с участием завуча или заведующего кафедрой;
12. являться на экзамен в соответствии с расписанием, с зачетной книжкой.
Требования к дресс-коду:
Обучающийся обязан
1) придерживаться делового стиля одежды;
2) иметь аккуратную прическу, коротко остриженные ногти; (для девушек: яркий макияж и яркий лак на ногтях не допустимы);
3) иметь чистый, выглаженный медицинский халат (для клинических кафедр ~ хирургический костюм, колпак/шапочку, маску, сменную обувь).
Во время лекций/практических/лабораторных занятий обучающимся запрещается:
1. пользоваться мобильными устройствами / гаджетами;
2. выходить из учебной комнаты/аудитории (покидать рабочее место на клинической/производственной базе) без разрешения преподавателя;
3. покидать пределы клинической / производственной базы / учебного корпуса в медицинской/специальной одежде и сменной обуви.
Штрафные санкции:
1) При однократном нарушении политики дисциплины обучающийся получает предупреждение в устной форме от преподавателя.
2) При повторяющихся нарушениях политики дисциплины обучающийся предоставляет объяснительную на имя заведующего кафедрой.
3) При систематическом нарушении политики дисциплины заведующий кафедрой подает соответствующий рапорт в деканат.
4)За каждую пропущенную лекцию вычитается по 1 баллу из рейтинга рубежного контроля по соответствующему разделу.
5) За каждое невыполненное задание /отсутствие на занятии обучающийся получает «О» баллов.
Пререквизиты:. анатомия, основы клеточной и молекулярная биологии, медицинская генетика, биохимия, микробиология, физиология, патологическая физиология, патологическая анатомия, иммунология, биостатистика, основы доказательной медицины, основы клинических навыков, внутренние болезни, дерматология и венерология, акушерство и гинекология, хирургия, основы общей врачебной практики.
Постреквизиты: резидентура по внутренним болезням
Цель обучения(кратко) сформировать у интернов-терапевтов компетенции (знания, практические навыки, коммуникативные навыки, правовую компетенцию и навыки по самоусовершенствованию) по лабораторной диагностике у пациентов различных возрастных групп.
Конечные результаты обучения по дисциплине
Формируемая компетенция (дублинский дескриптор) | №РО | Конечные результаты обучения по дисциплине | Методы оценки | Методы обучения |
Знание и понимание | Строение и функции основных органов и систем организма человека. Суть происходящих в организме человека процессов в норме и патологии. | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Дебрифинг (англ. debriefing — обсуждение после выполнения задания) | |
Основные патологические процессы. Их значение для лабораторной диагностики заболеваний. | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Case stady. | ||
Основы организации и структуры лабораторной диагностики в РК как медицинской диагностической специальности. | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Деловая игра (BG - Business game) | ||
Совокупность исследований in vitro биоматериала человеческого организма, основанных на использовании гематологических, общеклинических, паразитологических, биохимических, иммунологических, серологических, молекулярно-биологических, бактериологических, генетических, цитологических, токсикологических, вирусологических методов, сопоставления результатов этих методов с клиническими данными и формулировки лабораторного заключения для постановки клинического диагносза (обязательный компонент диагностического процесса). | ||||
Этапы лабораторного исследования. Порядок назначения лабораторных исследований согласно учетным формам нормативно-инструктивных документов МЗ РК по видам лабораторных исследований, правила взятия и транспортировки биологического материала средним медицинским персоналом. | Текущий контроль успеваемости обучающихся Решение тестовых заданий с множественным выбором ответов (MCQs–MultipleChoiceQuestions) | Case stady. Обсуждение клинического случая; | ||
Ошибки преаналитического этапа, влияющие на результаты лабораторных тестов. Показатели нормы для лабораторных тестов, референсные величины, специфичность и чувствительность тестов, методы оценки их клинической эффективности. Правила интерпретации лабораторных показателей. | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Case stady. Обсуждение клинического случая; | ||
Лабораторный контроль за эффективностью и безопасностью лекарственной терапии, организация лабораторного мониторинга диспансеризации и реабилитации больных. Методики окраски цитологических препаратов, микроскопирования и проведения оценки изменений клеточного состава и других показателей в мазках биологических материалов. | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Case stady. Обсуждение клинического случая; | ||
Знает правила организации забора биологического материала, их маркировки и транспортировки, основы биологической и инфекционной безопасности при работе с потенциально опасными источниками. | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Case stady. Обсуждение клинического случая; | ||
Применяет знания (показывает и комментирует как делать) | Знаком с медицинской аппаратурой клинико-диагностических лаборатории и методиками проведения лабораторных тестов по видам исследований. | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Тематический обзор литературы Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion | |
Знает основные действующие клинические протоколы, классификацию заболеваний по МКБ-10, различает лабораторные тесты на амбулаторном, стационарном уровнях оказания медицинской помощи. | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Тематический обзор литературы Обсуждение клинического случая(CbD – Case based Discussion; | ||
На основании КП составляет план лабораторного исследования (алгоритм), выписывает направления на исследования, проводит оценку и интерпретацию результатов. | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Учебная конференция; Обсуждение клинического случая; Case stady. | ||
Может объяснить различия в чувствительности и специфичности различных методик лабораторных исследований. Знает теорему Байеса. | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Учебная конференция Обсуждение клинического случая; Case stady. | ||
Знаком с основами доказательной медицины в лабораторной медицине и демонстрирует их. | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Учебная конференция Обсуждение клинического случая; | ||
Умеет (делает в контролируемой среде) | Умеет на основании клинических протоколов МЗ РК составлять алгоритм лабораторной диагностики и осуществлять подбор лабораторных исследований для конкретных заболеваний и их осложнений; | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Ведение учетно-отчетной документации; Обсуждение клинического случая; Case stady. | |
Умеет получать информированное согласие и направлять пациентов на лабораторные исследования; | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Ведение учетно-отчетной документации; Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion). Case stady. | ||
Владеет методикой проведения инструктажа пациентов по правилам подготовки к сдаче анализов для общеклинического, гематологических, биохимических, иммунологических и генетических исследований; правильно производить флеботомию и брать кровь в вакутейнеры с различной цветовой маркировкой; | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Ведение учетно-отчетной документации; Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady. | ||
Умеет готовить микроскопические препараты из биологического материала, проводить окрашивание препаратов, микроскопировать с иммерсионной системой светового микроскопа; | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Ведение учетно-отчетной документации; Симуляционные технологии(ST - Simulation technologies | ||
Умеет применять экспресс-тесты в лабораторной диагностике на уровне оказания ПМСП (глюкоза, тропонины, ВИЧ/СПИД, гепатиты, сифилис и .т.д.); | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Ведение учетно-отчетной документации; Симуляционные технологии(ST - Simulation technologies | ||
Умеет проводить цитологический анализ мазков крови с подсчетом лейкоцитов; | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Ведение учетно-отчетной документации; Симуляционные технологии(ST - Simulation technologies | ||
Умеет проводить надлежащую оценку заключений специалистов клинико-диагностической лаборатории; | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Ведение учетно-отчетной документации; | ||
Умеет определять отрицательную и положительную прогностические ценности лабораторных показателей и объяснить, как эти значения зависят от распространенности (вероятности) заболевания в определенных группах населения (теорема Байеса); | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Ведение учетно-отчетной документации; Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady. | ||
Умеет реализовывать основные принципы организации и проведения лабораторного исследования пациентов в профессиональной деятельности врача. способен к непрерывному профессиональному обучению и совершенствованию своих знаний и навыков на протяжении всей профессиональной деятельности в области лабораторной диагностики; | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Ведение учетно-отчетной документации; Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady. | ||
Умеет принимать профессиональные решения в области современной лабораторной медицины на основе принципов доказательной медицины. | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Ведение учетно-отчетной документации; Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady. | ||
Формирование суждений | Налаживание первоначального контакта со специалистами лабораторной службы, службы скорой медицинской помощи и пациентами и дальнейшее установление отношений для эффективного процесса лабораторного исследования | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady. | |
Вовлечение пациента в процесс диагностики и формирование компентности пациента | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady. | ||
Владение профессиональным отношением к пациенту – ассертивность, гуманность, справедливость, эмпатия, альтруизм, ответственность, честность и соблюдение принципов конфиденциальности результатов лабораторных исследовании | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady. | ||
Владение профессиональным отношением с коллегами и медперсоналом – ассертивность, справедливость, надежность, продуктивность. Умение налаживать рабочие взаимоотношения с позиций взаимоуважения и достоинства | Текущий контроль успеваемости обучающихся | Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady. | ||
Профессиональное поведение – надежность, ответственность за проведение лабораторных анализов. Самооценка, конструктивная реакция на критику. | Устный опрос | Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady. | ||
Ответ на критику, рефлексия и саморефлексия | Устный опрос | Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady. | ||
Профессиональное поведение в стрессовой ситуации | Устный опрос | Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady. | ||
Навыки обучения или способности к учебе | Демонстрирует способность и готовность к приобретению новых знаний; | Работа с литературой и электронными носителями; работа в Интернете | Демонстрация, наблюдения за работой, деловая игра | |
Демонстрирует навыки работы с литературой, источниками Internet, электронными базами данных, компьютерными обучающими программами. | Работа с литературой и электронными носителями; работа в Интернете | Демонстрация, наблюдения за работой, Case stady. деловая игра | ||
Проводит поисковую / научно-исследовательскую работу. | Работа с литературой и электронными носителями; работа в Интернете | Демонстрация, наблюдения за работой, Case stady. деловая игра | ||
Осуществляет учебную деятельность с соблюдением принципов академической честности, моральных, этических и правовых норм. | Работа с литературой и электронными носителями; работа в Интернете | Демонстрация, наблюдения за работой, Case stady. деловая игра | ||
Коммуникативные способности | Демонстрирует навыки логического анализа, аргументированной речи, ведения дискуссии сотрудничества и решению конфликтов. | Опрос, ролевая игра Промежуточная аттестация обучающихся | Демонстрация, наблюдения за работой, Case stady. деловая игра | |
Демонстрирует навыки работы в команде. | Опрос, ролевая игра | Демонстрация, наблюдения за работой, Case stady. деловая игра | ||
Демонстрирует навыки владения профессиональной терминологией. | Опрос, ролевая игра | Демонстрация, наблюдения за работой, Case stady. деловая игра | ||
Демонстрирует навыки комментирования своих действий. | Опрос, ролевая игра | Демонстрация, наблюдения за работой, Case stady. деловая игра | ||
Демонстрирует эффективные письменные, устные и технологические навыки в контексте изучаемой дисциплины. | Опрос, ролевая игра | Демонстрация, наблюдения за работой, Case stady. деловая игра |