Шифр и наименование специальности 5В130100 «Медицина»

Направление подготовки «Внутренние болезни»

Цикл дисциплины-ПДВ

Код дисциплины- KLD 5306

Полное наименование дисциплины «Клиническая лабораторная диагностика»

На русском языке «Клиническая лабораторная диагностика»

на казахском языке «Клиникалық зертханалық диагностика»

На английском языке «Clinical laboratory diagnostigs»

Объем учебных часов всего - 90, кредитов - 1

Из них аудиторных - 60 внеаудиторных - 30

Курс и семестр(ы) изучения - 6 курс, XI- XII семестр

Нормативные ссылки:Силлабус по дисциплине «Клиническая лабораторная диагностика» разработан на основании Постановления Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 и Силлабус составлен в соответствии с: 1.ГОСО 2017, утвержденном приказом МЗ РК № 530 от 17.07.2017г.. 2.Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов». 3.Постановления Правительства Республики Казахстан от « 13 » мая 2016 года № 292«Государственный общеобязательный стандарт высшего образования» 4.Приказ №125 от 18.03.2008г. МОН РК «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся». 5.Образовательной программе по специальности 5В130100 «Медицина», увтержденной на Академическом Совете КазНМУ, протокол №9 от 22.06.2017г.    
Должность Подпись Ф.И.О.  
Разработано:      
Преподаватели: профессор   Рысулы М.Р.  
ассистент   Шайкенова Л.Б.  
ассистент   Дуйсенбаева А.Ж  
Обсуждено:      
Заведующий кафедрой   Рысулы М.Р.  
11 протокола заседания кафедры «Лабораторная диагностика и молекулярная медицина» от 18.05.2017г.      
Начальник УМО      
Председатель КОП факультета   Карибаева Д.О.  
№ протокола заседания КОП      
Председатель Академического Совета   Камалиев М.А.  
№ протокола заседания АС      

Сведения о преподавателях

№ п/п ФИО сотрудника кафедры (полностью) Должность Ученая степень Квалифика-ционная категория Научные интересы Наименование, адрес клинической базы, № кабинета Контактная информация: № телефонаE-mail
Рысулы М.Р. Зав.каф д.м.н высшая Лабораторная диагностика НИИФ и ПМ им. Б. Атчабарова, Толе би 94, учебная комната 209. [email protected]
Шайкенова Д.Б. ассситент - высшая Лабораторная диагностика №7 ГКБ [email protected]
Дуйсенбаева А.Ж ассситент - первая Лабораторная диагностика №7 ГКБ [email protected]

Политика дисциплины:заключается в последовательном и целенаправленном осуществлении учебного процесса, основана на общих принципах обучения в медицинском ВУЗе.

Требования к обучающимся

Обучающийся должен:

1. неукоснительно соблюдать Правила внутреннего распорядка и Кодекс чести студента Каз НМУ имени С.Д. Асфендиярова;

2. соблюдать Правила академической честности на всех этапах образовательного процесса;

3. посещать лекции, практические/лабораторные занятия в соответствии с расписанием, без опоздания; соблюдать установленное время перерыва.

4. систематически готовиться к практическим/лабораторным занятиям/семинарам;

5. сдавать задания по контролируемым темам СРО и рубежный контроль в сроки, определенные силлабусом по дисциплине;

6. своевременно отрабатывать пропущенные по уважительным причинам занятия, (при наличии письменного разрешения деканата);

7. соблюдать правила техники безопасности;

8. иметь санитарную книжку с актуальным допуском (для обучающихся на клинических кафедрах);

9. бережно относиться к учебной и учебно-методической литературе кафедры, библиотечному фонду Университета, имуществу кафедры/клинической базы/ производственной базы: техническим средствам обучения, мебели, оборудованию, приборам, инструментам, реактивам, расходным материалам и т.д.;

10. соблюдать субординацию и основные принципы медицинской этики и деонтологии; в отношении всех участников образовательного процесса (ПГ1С, учебно-: вспомогательного персонала кафедр, младшего и среднего медицинского персонала клинических баз, пациентов и обучающихся);

11. открыто обсуждать конфликтные ситуации в группе, с участием завуча или заведующего кафедрой;

12. являться на экзамен в соответствии с расписанием, с зачетной книжкой.

Требования к дресс-коду:

Обучающийся обязан

1) придерживаться делового стиля одежды;

2) иметь аккуратную прическу, коротко остриженные ногти; (для девушек: яркий макияж и яркий лак на ногтях не допустимы);

3) иметь чистый, выглаженный медицинский халат (для клинических кафедр ~ хирургический костюм, колпак/шапочку, маску, сменную обувь).

Во время лекций/практических/лабораторных занятий обучающимся запрещается:

1. пользоваться мобильными устройствами / гаджетами;

2. выходить из учебной комнаты/аудитории (покидать рабочее место на клинической/производственной базе) без разрешения преподавателя;

3. покидать пределы клинической / производственной базы / учебного корпуса в медицинской/специальной одежде и сменной обуви.

Штрафные санкции:

1) При однократном нарушении политики дисциплины обучающийся получает предупреждение в устной форме от преподавателя.

2) При повторяющихся нарушениях политики дисциплины обучающийся предоставляет объяснительную на имя заведующего кафедрой.

3) При систематическом нарушении политики дисциплины заведующий кафедрой подает соответствующий рапорт в деканат.

4)За каждую пропущенную лекцию вычитается по 1 баллу из рейтинга рубежного контроля по соответствующему разделу.

5) За каждое невыполненное задание /отсутствие на занятии обучающийся получает «О» баллов.

Пререквизиты:. анатомия, основы клеточной и молекулярная биологии, медицинская генетика, биохимия, микробиология, физиология, патологическая физиология, патологическая анатомия, иммунология, биостатистика, основы доказательной медицины, основы клинических навыков, внутренние болезни, дерматология и венерология, акушерство и гинекология, хирургия, основы общей врачебной практики.

Постреквизиты: резидентура по внутренним болезням

Цель обучения(кратко) сформировать у интернов-терапевтов компетенции (знания, практические навыки, коммуникативные навыки, правовую компетенцию и навыки по самоусовершенствованию) по лабораторной диагностике у пациентов различных возрастных групп.

Конечные результаты обучения по дисциплине

Формируемая компетенция (дублинский дескриптор) №РО Конечные результаты обучения по дисциплине Методы оценки Методы обучения
Знание и понимание Строение и функции основных органов и систем организма человека. Суть происходящих в организме человека процессов в норме и патологии.   Текущий контроль успеваемости обучающихся Дебрифинг (англ. debriefing — обсуждение после выполнения задания)
Основные патологические процессы. Их значение для лабораторной диагностики заболеваний. Текущий контроль успеваемости обучающихся   Case stady.
Основы организации и структуры лабораторной диагностики в РК как медицинской диагностической специальности. Текущий контроль успеваемости обучающихся   Деловая игра (BG - Business game)
    Совокупность исследований in vitro биоматериала человеческого организма, основанных на использовании гематологических, общеклинических, паразитологических, биохимических, иммунологических, серологических, молекулярно-биологических, бактериологических, генетических, цитологических, токсикологических, вирусологических методов, сопоставления результатов этих методов с клиническими данными и формулировки лабораторного заключения для постановки клинического диагносза (обязательный компонент диагностического процесса).    
Этапы лабораторного исследования. Порядок назначения лабораторных исследований согласно учетным формам нормативно-инструктивных документов МЗ РК по видам лабораторных исследований, правила взятия и транспортировки биологического материала средним медицинским персоналом. Текущий контроль успеваемости обучающихся Решение тестовых заданий с множественным выбором ответов (MCQs–MultipleChoiceQuestions) Case stady. Обсуждение клинического случая;  
Ошибки преаналитического этапа, влияющие на результаты лабораторных тестов. Показатели нормы для лабораторных тестов, референсные величины, специфичность и чувствительность тестов, методы оценки их клинической эффективности. Правила интерпретации лабораторных показателей. Текущий контроль успеваемости обучающихся Case stady. Обсуждение клинического случая;  
  Лабораторный контроль за эффективностью и безопасностью лекарственной терапии, организация лабораторного мониторинга диспансеризации и реабилитации больных. Методики окраски цитологических препаратов, микроскопирования и проведения оценки изменений клеточного состава и других показателей в мазках биологических материалов. Текущий контроль успеваемости обучающихся   Case stady. Обсуждение клинического случая;  
Знает правила организации забора биологического материала, их маркировки и транспортировки, основы биологической и инфекционной безопасности при работе с потенциально опасными источниками. Текущий контроль успеваемости обучающихся Case stady. Обсуждение клинического случая;  
Применяет знания (показывает и комментирует как делать) Знаком с медицинской аппаратурой клинико-диагностических лаборатории и методиками проведения лабораторных тестов по видам исследований. Текущий контроль успеваемости обучающихся Тематический обзор литературы Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion
Знает основные действующие клинические протоколы, классификацию заболеваний по МКБ-10, различает лабораторные тесты на амбулаторном, стационарном уровнях оказания медицинской помощи. Текущий контроль успеваемости обучающихся Тематический обзор литературы Обсуждение клинического случая(CbD – Case based Discussion;
На основании КП составляет план лабораторного исследования (алгоритм), выписывает направления на исследования, проводит оценку и интерпретацию результатов. Текущий контроль успеваемости обучающихся Учебная конференция; Обсуждение клинического случая; Case stady.
Может объяснить различия в чувствительности и специфичности различных методик лабораторных исследований. Знает теорему Байеса. Текущий контроль успеваемости обучающихся Учебная конференция Обсуждение клинического случая; Case stady.
Знаком с основами доказательной медицины в лабораторной медицине и демонстрирует их. Текущий контроль успеваемости обучающихся Учебная конференция Обсуждение клинического случая;
Умеет (делает в контролируемой среде) Умеет на основании клинических протоколов МЗ РК составлять алгоритм лабораторной диагностики и осуществлять подбор лабораторных исследований для конкретных заболеваний и их осложнений; Текущий контроль успеваемости обучающихся Ведение учетно-отчетной документации; Обсуждение клинического случая; Case stady.  
Умеет получать информированное согласие и направлять пациентов на лабораторные исследования; Текущий контроль успеваемости обучающихся Ведение учетно-отчетной документации; Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion). Case stady.  
Владеет методикой проведения инструктажа пациентов по правилам подготовки к сдаче анализов для общеклинического, гематологических, биохимических, иммунологических и генетических исследований; правильно производить флеботомию и брать кровь в вакутейнеры с различной цветовой маркировкой; Текущий контроль успеваемости обучающихся Ведение учетно-отчетной документации; Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady.  
Умеет готовить микроскопические препараты из биологического материала, проводить окрашивание препаратов, микроскопировать с иммерсионной системой светового микроскопа; Текущий контроль успеваемости обучающихся Ведение учетно-отчетной документации; Симуляционные технологии(ST - Simulation technologies
Умеет применять экспресс-тесты в лабораторной диагностике на уровне оказания ПМСП (глюкоза, тропонины, ВИЧ/СПИД, гепатиты, сифилис и .т.д.); Текущий контроль успеваемости обучающихся Ведение учетно-отчетной документации; Симуляционные технологии(ST - Simulation technologies
Умеет проводить цитологический анализ мазков крови с подсчетом лейкоцитов; Текущий контроль успеваемости обучающихся Ведение учетно-отчетной документации; Симуляционные технологии(ST - Simulation technologies
Умеет проводить надлежащую оценку заключений специалистов клинико-диагностической лаборатории; Текущий контроль успеваемости обучающихся Ведение учетно-отчетной документации;
  Умеет определять отрицательную и положительную прогностические ценности лабораторных показателей и объяснить, как эти значения зависят от распространенности (вероятности) заболевания в определенных группах населения (теорема Байеса); Текущий контроль успеваемости обучающихся Ведение учетно-отчетной документации; Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady.  
Умеет реализовывать основные принципы организации и проведения лабораторного исследования пациентов в профессиональной деятельности врача. способен к непрерывному профессиональному обучению и совершенствованию своих знаний и навыков на протяжении всей профессиональной деятельности в области лабораторной диагностики;   Текущий контроль успеваемости обучающихся Ведение учетно-отчетной документации; Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady.  
Умеет принимать профессиональные решения в области современной лабораторной медицины на основе принципов доказательной медицины. Текущий контроль успеваемости обучающихся Ведение учетно-отчетной документации; Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady.  
Формирование суждений Налаживание первоначального контакта со специалистами лабораторной службы, службы скорой медицинской помощи и пациентами и дальнейшее установление отношений для эффективного процесса лабораторного исследования Текущий контроль успеваемости обучающихся Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady.  
Вовлечение пациента в процесс диагностики и формирование компентности пациента Текущий контроль успеваемости обучающихся Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady.  
Владение профессиональным отношением к пациенту – ассертивность, гуманность, справедливость, эмпатия, альтруизм, ответственность, честность и соблюдение принципов конфиденциальности результатов лабораторных исследовании Текущий контроль успеваемости обучающихся Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady.  
Владение профессиональным отношением с коллегами и медперсоналом – ассертивность, справедливость, надежность, продуктивность. Умение налаживать рабочие взаимоотношения с позиций взаимоуважения и достоинства Текущий контроль успеваемости обучающихся Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady.  
  Профессиональное поведение – надежность, ответственность за проведение лабораторных анализов. Самооценка, конструктивная реакция на критику. Устный опрос   Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady.  
Ответ на критику, рефлексия и саморефлексия Устный опрос   Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady.  
Профессиональное поведение в стрессовой ситуации Устный опрос   Обсуждение клинического случая (CbD – Case based Discussion) Case stady.  
Навыки обучения или способности к учебе Демонстрирует способность и готовность к приобретению новых знаний; Работа с литературой и электронными носителями; работа в Интернете Демонстрация, наблюдения за работой, деловая игра
Демонстрирует навыки работы с литературой, источниками Internet, электронными базами данных, компьютерными обучающими программами. Работа с литературой и электронными носителями; работа в Интернете Демонстрация, наблюдения за работой, Case stady. деловая игра
Проводит поисковую / научно-исследовательскую работу. Работа с литературой и электронными носителями; работа в Интернете Демонстрация, наблюдения за работой, Case stady. деловая игра
Осуществляет учебную деятельность с соблюдением принципов академической честности, моральных, этических и правовых норм. Работа с литературой и электронными носителями; работа в Интернете Демонстрация, наблюдения за работой, Case stady. деловая игра
Коммуникативные способности Демонстрирует навыки логического анализа, аргументированной речи, ведения дискуссии сотрудничества и решению конфликтов. Опрос, ролевая игра Промежуточная аттестация обучающихся Демонстрация, наблюдения за работой, Case stady. деловая игра
Демонстрирует навыки работы в команде. Опрос, ролевая игра Демонстрация, наблюдения за работой, Case stady. деловая игра
Демонстрирует навыки владения профессиональной терминологией. Опрос, ролевая игра Демонстрация, наблюдения за работой, Case stady. деловая игра
Демонстрирует навыки комментирования своих действий. Опрос, ролевая игра Демонстрация, наблюдения за работой, Case stady. деловая игра
Демонстрирует эффективные письменные, устные и технологические навыки в контексте изучаемой дисциплины. Опрос, ролевая игра Демонстрация, наблюдения за работой, Case stady. деловая игра

Наши рекомендации