Характеристика контингента обучающихся.

В зависимости от условий материального, кадрового и пространственно-временного обеспечения по программе могут заниматься обучающиеся в возрасте от 7 до 17 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и обладающие необходимым для занятий личным снаряжением.

Варьирование учебной нагрузки по годам обучения.

Группа первого года обучения: 6 часов в неделю (210 часов в год);

Группа второго года обучения: 9 часов в неделю (315 часов в год);

Группа третьего года обучения: 12 часов в неделю (420 часа в год).

Разделы содержания программы Учебная нагрузка 6 часов в неделю Учебная нагрузка 9 часов в неделю Учебная нагрузка 12 часов в неделю
Общая туристская подготовка 46 часов 16 часов 20 часов
Общая физическая подготовка 52 часа 72 часа 98 часов
Специальная подготовка 72 часа 155 часов 222 часа
Специальная физическая подготовка 40 часов 72 часа 80 часов
ВСЕГО: 210 часов 315 часов 420 часа

В разделе «Общая туристская подготовка» изучается элементарная (базовая) техника совершения пешеходных путешествий по Родному краю с полевыми ночлегами, с использованием карты и компаса. Кроме этого обучающиеся овладевают знаниями о географии и истории Родного края (краеведческий компонент в туристском ракурсе).

Тренировки по разделу «Общая физическая подготовка» направлены на физическое и волевое развитие обучающихся. Тренировки состоят из упражнений, не имеющих туристской специфики.

В раздел «Специальная подготовка» включаются:

· Психологическая подготовка.

· Тактико-техническая подготовка в рафтинге.

· Изучение техники преодоления препятствий на пешеходных, лыжных, горных и водных спортивных маршрутах.

· Изучение исторических и географических особенностей районов совершения планируемых дальних многодневных походов.

· Изучение научных дисциплин и исследовательских методик по тематике планируемых научно-образовательных экспедиций.

· Проведение поисково-спасательных работ силами туристской группы.

· Судейская и инструкторская подготовка.

В разделе «Специальная физическая подготовка» формируются и совершенствуются сложные (индивидуальные и командные) навыки движения по маршруту и также индивидуальные и командные навыки и психологические состояния, необходимые для преодоления как локальных, так и протяженных препятствий маршрута похода. Физическое развитие при проведении тренировок по курсу достигается выполнением упражнений на время и выполнением упражнений с отягощениями.

Время, отводимое на проведение образовательных мероприятий в форме досуга, в зависимости от их тематики может учитываться как в разделе «общая туристская подготовка», так и в разделе «специальная подготовка». Мероприятия могут проводиться в формате работы Клуба самодеятельной и авторской песни, в виде постановок сценических трюков с использованием техники разных видов туризма, в виде инсценировок пьес, песен, легенд, имеющих непосредственное отношение к тематике совершаемых путешествий. Общая продолжительность досуговых мероприятий, включая время, потраченное на их подготовку, не может превышать 15 % от годовой продолжительности занятий объединения обучающихся.

Виды и режимы занятий.

Занятия по программе могут быть теоретическими и практическими. И теоретические и практические занятия могут проводиться в аудиториях (конференц-залах, компьютерных классах и т.д.), в спортивных залах (игровых, тренажерных залах, бассейнах) и в условиях природной среды (в однодневных и многодневных походах, экспедиционных и учебно-тренировочных выездах). По преимуществу в течение учебного года все теоретические занятия проводятся в помещениях, практические – в спортзалах и в условиях природной среды. В периоды школьных каникул в походах в условиях природной среды могут проводиться не только практические, но и теоретические занятия.

Режимными особенностями занятий туризмом, как и многих других занятий в системе дополнительного образования, является неравномерное распределение продолжительности занятий по дням и неделям. Например, при шестичасовой недельной нагрузке на какую-то из недель месяца может приходиться всего два часа занятий, на какую-то – 10 часов. Традиционно дневная продолжительность учебных занятий, проводимых за городом в условиях природной среды, принимается равной восьми (8) часам. Практически при однодневных походах (так называемых «походах выходного дня») дневная продолжительность может быть несколько меньшей, но в многодневных походах образовательный процесс продолжается по 14-16 часов (целые сутки за вычетом времени сна). Неравномерность занятий (в рассматриваемом случае от 2 до 10 часов в неделю) объясняется выбранным расписанием занятий. 2 и 10 часов возникают при следующем расписании: 2 часа теоретических занятий по будням еженедельно и два однодневных 8-часовых похода в месяц по воскресеньям (через воскресенье). Кроме этого расписания наиболее распространенным недельным расписанием бывает следующее: 2 часа теоретических аудиторных занятий, двухчасовая тренировка на свежем воздухе или в спортивном зале и один 8-часовой поход выходного дня за 4 недели. В этом случае продолжительность занятий три недели месяца будет равной 4 часам, на одну неделю месяца придется 12 часов. При девятичасовой еженедельной нагрузке расписание может быть следующим 2(3) часа теоретических аудиторных занятий, трех- или двухчасовая тренировка в спортивном зале и восьмичасовой выезд в воскресенье через воскресенье. Такой режим занятий позволит вырабатывать всю месячную нагрузку в течение месяца. Но возможен и такой режим занятий, когда в течение месяца совершается один 8-часовой выезд (и тогда выработанная за четыре недели нагрузка составит 28 часов вместо положенных 36 часов), а второй выезд переносится на каникулярный период, во время которого совершается многодневный поход. При 12-часовой недельной нагрузке существует еще большее количество вариантов распределения часов по неделям и каникулярным периодам.

Ожидаемые результаты.

В идеальном случае результаты реализации программы идентичны целям реализации. В качестве результатов цели можно лишь повторить, конкретизируя формулировки.

Величина оздоровления и психофизического развития обучающихся в целом зависит от продолжительности пребывания обучающихся в экологически здоровой природной среде, от протяженности и технической сложности маршрутов походов и дистанций контрольных соревнований, предъявляющих определенные требования к уровню психофизического развития членов походных групп и команд.

Относительно развития патриотизма в случае с совершением путешествий речь может вестись о расширении границ пространства, обозначаемого обучающимися понятием «Родина». При этом решающее значение приобретает положительный эмоциональный опыт, получаемый обучающимся в путешествиях. О степени толерантности свидетельствуют психологический климат в объединении при совершении им сложных туристских походов (чем сложнее поход, тем трудней сохранить толерантность). Степень успешности выполнения тех или иных социальных ролей в экспедиционно-походном объединении позволяет выявлять степень активности индивидуальной гражданской позиции обучающегося, формирующейся в процессе подготовки, проведения и подведения итогов экспедиции или похода. Выводы о качестве целевого и ценностного согласования, проведенного обучающимися в процессе занятий туризмом, можно сделать на основе анализа сохранности контингента и образовательной сложности совершаемых путешествий.

Развитие способностей к адаптации в социальной среде производится путем смены функциональных социальных ролей в объединении (штурман, фотограф, хронометрист, краевед и т.д.). Первый – возможно, самый большой – скачок в развитии способности к адаптации происходит на первых двух или даже на первом году занятий туризмом. Это происходит в процессе приспособления к полевому образу жизни, совершенно новому для начинающего туриста. Впоследствии способности к адаптации больше шлифуются, чем действительно развиваются, потому что обучающийся меняет социальные роли, оставаясь внутри определенного образа жизни и внутри определенного, принятого им и принявшего его, коллектива. Еще один шаг в развитии способности к адаптации является выбор в качестве специализации лыжного туризма. Лыжные путешествия, проводящиеся, естественно, в зимнее время, предъявляют повышенные требования к способностям обучающихся концентрировать внимание на процессе жизнеобеспечения или, говоря другими словами, на выживании.

Специально-туристские знания, навыки и умения, овладение которыми предполагает определенный уровень развития сложных физических и интеллектуальных способностей, ориентации на сотрудничество, навыков межличностного взаимодействия и самоконтроля, легко могут быть соотнесены с профессиональными навыками и умениями специалистов, занятых на следующих видах работ:

· работа инструктора по разным видам туризма;

· работа спортивного тренера (рафтинг, спортивный туризм);

· полевая экспедиционная деятельность;

· деятельность поисково-спасательных формирований МЧС РФ;

· деятельность полевых воинских подразделений специального назначения;

· работа в промышленном альпинизме;

· работа рыболовецких, строительных и других бригад и артелей.

Соответственно организованные занятия туризмом профориентируют обучающегося по всем этим видам работ.

Наши рекомендации