Характеристика контингента обучающихся.
В зависимости от условий материального, кадрового и пространственно-временного обеспечения по программе могут заниматься обучающиеся в возрасте от 7 до 17 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и обладающие необходимым для занятий личным снаряжением.
Варьирование учебной нагрузки по годам обучения.
Группа первого года обучения: 6 часов в неделю (210 часов в год);
Группа второго года обучения: 9 часов в неделю (315 часов в год);
Группа третьего года обучения: 12 часов в неделю (420 часа в год).
Разделы содержания программы | Учебная нагрузка 6 часов в неделю | Учебная нагрузка 9 часов в неделю | Учебная нагрузка 12 часов в неделю |
Общая туристская подготовка | 46 часов | 16 часов | 20 часов |
Общая физическая подготовка | 52 часа | 72 часа | 98 часов |
Специальная подготовка | 72 часа | 155 часов | 222 часа |
Специальная физическая подготовка | 40 часов | 72 часа | 80 часов |
ВСЕГО: | 210 часов | 315 часов | 420 часа |
В разделе «Общая туристская подготовка» изучается элементарная (базовая) техника совершения пешеходных путешествий по Родному краю с полевыми ночлегами, с использованием карты и компаса. Кроме этого обучающиеся овладевают знаниями о географии и истории Родного края (краеведческий компонент в туристском ракурсе).
Тренировки по разделу «Общая физическая подготовка» направлены на физическое и волевое развитие обучающихся. Тренировки состоят из упражнений, не имеющих туристской специфики.
В раздел «Специальная подготовка» включаются:
· Психологическая подготовка.
· Тактико-техническая подготовка в рафтинге.
· Изучение техники преодоления препятствий на пешеходных, лыжных, горных и водных спортивных маршрутах.
· Изучение исторических и географических особенностей районов совершения планируемых дальних многодневных походов.
· Изучение научных дисциплин и исследовательских методик по тематике планируемых научно-образовательных экспедиций.
· Проведение поисково-спасательных работ силами туристской группы.
· Судейская и инструкторская подготовка.
В разделе «Специальная физическая подготовка» формируются и совершенствуются сложные (индивидуальные и командные) навыки движения по маршруту и также индивидуальные и командные навыки и психологические состояния, необходимые для преодоления как локальных, так и протяженных препятствий маршрута похода. Физическое развитие при проведении тренировок по курсу достигается выполнением упражнений на время и выполнением упражнений с отягощениями.
Время, отводимое на проведение образовательных мероприятий в форме досуга, в зависимости от их тематики может учитываться как в разделе «общая туристская подготовка», так и в разделе «специальная подготовка». Мероприятия могут проводиться в формате работы Клуба самодеятельной и авторской песни, в виде постановок сценических трюков с использованием техники разных видов туризма, в виде инсценировок пьес, песен, легенд, имеющих непосредственное отношение к тематике совершаемых путешествий. Общая продолжительность досуговых мероприятий, включая время, потраченное на их подготовку, не может превышать 15 % от годовой продолжительности занятий объединения обучающихся.
Виды и режимы занятий.
Занятия по программе могут быть теоретическими и практическими. И теоретические и практические занятия могут проводиться в аудиториях (конференц-залах, компьютерных классах и т.д.), в спортивных залах (игровых, тренажерных залах, бассейнах) и в условиях природной среды (в однодневных и многодневных походах, экспедиционных и учебно-тренировочных выездах). По преимуществу в течение учебного года все теоретические занятия проводятся в помещениях, практические – в спортзалах и в условиях природной среды. В периоды школьных каникул в походах в условиях природной среды могут проводиться не только практические, но и теоретические занятия.
Режимными особенностями занятий туризмом, как и многих других занятий в системе дополнительного образования, является неравномерное распределение продолжительности занятий по дням и неделям. Например, при шестичасовой недельной нагрузке на какую-то из недель месяца может приходиться всего два часа занятий, на какую-то – 10 часов. Традиционно дневная продолжительность учебных занятий, проводимых за городом в условиях природной среды, принимается равной восьми (8) часам. Практически при однодневных походах (так называемых «походах выходного дня») дневная продолжительность может быть несколько меньшей, но в многодневных походах образовательный процесс продолжается по 14-16 часов (целые сутки за вычетом времени сна). Неравномерность занятий (в рассматриваемом случае от 2 до 10 часов в неделю) объясняется выбранным расписанием занятий. 2 и 10 часов возникают при следующем расписании: 2 часа теоретических занятий по будням еженедельно и два однодневных 8-часовых похода в месяц по воскресеньям (через воскресенье). Кроме этого расписания наиболее распространенным недельным расписанием бывает следующее: 2 часа теоретических аудиторных занятий, двухчасовая тренировка на свежем воздухе или в спортивном зале и один 8-часовой поход выходного дня за 4 недели. В этом случае продолжительность занятий три недели месяца будет равной 4 часам, на одну неделю месяца придется 12 часов. При девятичасовой еженедельной нагрузке расписание может быть следующим 2(3) часа теоретических аудиторных занятий, трех- или двухчасовая тренировка в спортивном зале и восьмичасовой выезд в воскресенье через воскресенье. Такой режим занятий позволит вырабатывать всю месячную нагрузку в течение месяца. Но возможен и такой режим занятий, когда в течение месяца совершается один 8-часовой выезд (и тогда выработанная за четыре недели нагрузка составит 28 часов вместо положенных 36 часов), а второй выезд переносится на каникулярный период, во время которого совершается многодневный поход. При 12-часовой недельной нагрузке существует еще большее количество вариантов распределения часов по неделям и каникулярным периодам.
Ожидаемые результаты.
В идеальном случае результаты реализации программы идентичны целям реализации. В качестве результатов цели можно лишь повторить, конкретизируя формулировки.
Величина оздоровления и психофизического развития обучающихся в целом зависит от продолжительности пребывания обучающихся в экологически здоровой природной среде, от протяженности и технической сложности маршрутов походов и дистанций контрольных соревнований, предъявляющих определенные требования к уровню психофизического развития членов походных групп и команд.
Относительно развития патриотизма в случае с совершением путешествий речь может вестись о расширении границ пространства, обозначаемого обучающимися понятием «Родина». При этом решающее значение приобретает положительный эмоциональный опыт, получаемый обучающимся в путешествиях. О степени толерантности свидетельствуют психологический климат в объединении при совершении им сложных туристских походов (чем сложнее поход, тем трудней сохранить толерантность). Степень успешности выполнения тех или иных социальных ролей в экспедиционно-походном объединении позволяет выявлять степень активности индивидуальной гражданской позиции обучающегося, формирующейся в процессе подготовки, проведения и подведения итогов экспедиции или похода. Выводы о качестве целевого и ценностного согласования, проведенного обучающимися в процессе занятий туризмом, можно сделать на основе анализа сохранности контингента и образовательной сложности совершаемых путешествий.
Развитие способностей к адаптации в социальной среде производится путем смены функциональных социальных ролей в объединении (штурман, фотограф, хронометрист, краевед и т.д.). Первый – возможно, самый большой – скачок в развитии способности к адаптации происходит на первых двух или даже на первом году занятий туризмом. Это происходит в процессе приспособления к полевому образу жизни, совершенно новому для начинающего туриста. Впоследствии способности к адаптации больше шлифуются, чем действительно развиваются, потому что обучающийся меняет социальные роли, оставаясь внутри определенного образа жизни и внутри определенного, принятого им и принявшего его, коллектива. Еще один шаг в развитии способности к адаптации является выбор в качестве специализации лыжного туризма. Лыжные путешествия, проводящиеся, естественно, в зимнее время, предъявляют повышенные требования к способностям обучающихся концентрировать внимание на процессе жизнеобеспечения или, говоря другими словами, на выживании.
Специально-туристские знания, навыки и умения, овладение которыми предполагает определенный уровень развития сложных физических и интеллектуальных способностей, ориентации на сотрудничество, навыков межличностного взаимодействия и самоконтроля, легко могут быть соотнесены с профессиональными навыками и умениями специалистов, занятых на следующих видах работ:
· работа инструктора по разным видам туризма;
· работа спортивного тренера (рафтинг, спортивный туризм);
· полевая экспедиционная деятельность;
· деятельность поисково-спасательных формирований МЧС РФ;
· деятельность полевых воинских подразделений специального назначения;
· работа в промышленном альпинизме;
· работа рыболовецких, строительных и других бригад и артелей.
Соответственно организованные занятия туризмом профориентируют обучающегося по всем этим видам работ.