Развитие поведения захвата и открытой агрессии

Под захватом понимается взятие объекта у другого ре­бенка без предварительной просьбы. В качестве открытой аг­рессии рассматривается любой телесный контакт, имеющий не­гативные последствия для другого ребенка. Под этим подразу­мевается получение повреждений, плач или уход (самоизоляция, ребенок подбегает к воспитателю). В рамках данного исследова­ния не рассматривалась вербальная агрессий.

При том, что была показана высокая корреляция между пат­тернами захвата и открытой агрессии (как у детей от 18 до 36 месяцев, так и у детей от 3 до 5 лет) и данные виды поведения были отнесены к одной функциональной категории, в онтогене­тическом исследовании они рассматриваются отдельно. В целом если до 15 месяцев паттерны захвата преобладают над откры­той агрессией, то после 15 месяцев ситуация становится обрат­ной. В возрасте от 15 до 24 месяцев общий процент поведения захвата (11,5%) и открытой агрессии (25%) достигает своего мак­симума (36,5%) по отношению к другим видам поведения. Имен­но в этом возрасте воспитатели отмечают наибольшие трудно­сти взаимодействия.

Факторный анализ паттернов агрессии показал:

в возрасте от 9 до 18 месяцев преобладают паттерны на­стойчивого ощупывания, смягченные удары, удары объектом, ку­сание и таскание за волосы;

в возрасте от 15 до 24 месяцев дети преимущественно царапаются, щипаются, сжимают и хватают другого, залезают верхом;

* в возрасте от 18 до 36 месяцев дети преимущественно тол­каются, возникает «куча мала», бьют ногами и кулаком, кидают­ся предметами.

Развитие поведения захвата и открытой агрессии - student2.ru

Развитие поведения захвата и открытой агрессии - student2.ru

Что касается паттернов захвата, то наблюдается следующая

картина:

* до 15 месяцев дети вырывают объект только при участии рук, часто это сопровождается открыванием рта;

* от 15 до 24 месяцев в акте захвата начинает участвовать

весь корпус;

* от 24 до 36 месяцев захват сопровождается открытой аг­рессией. Это соответствует установленной корреляции между данными видами поведения.

Развитие поведения изоляции

В качестве поведения изоляции рассматриваются пат­терны, подразумевающие отказ от взаимодействия и какой-либо исследовательской деятельности. Прекращается всякая актив­ность, кроме сосательной (сосет или кусает палец, объект и т. д.), стереотипных манипуляций руками (обхватывание предмета, при­косновения к субстрату), а также аутостимуляций.

Процент поведения изоляциипо отношению к другим фор­мам поведения примечательно постоянен, за исключением воз­раста до 9 месяцев, когда трудно выделить отчетливые паттер­ны коммуникативного поведения. Таким образом, можно считать, что тенденция к самоизоляции в группе яслей является базовой характеристикой и не зависит от возраста, по крайней мере до 3 лет. Одновременно необходимо отметить, что практически все паттерны поведения изоляции встречаются во всех возрастах. При этом некоторые моторные элементы, характеризующие по­ведение изоляции примечательным образом, изменяются с воз­растом.

* Раскачивания корпуса вперед-назад в позиции сидя или на четвереньках исчезают к 18 месяцам. В возрастной группе от 24 до 36 месяцев они не наблюдались ни разу.

* Между 18 и 24 месяцами исчезает паттерн, когда ребенок ложится на пол на живот лицом вниз. Данный паттерн редко наблюдался на третьем году жизни — если ребенок ложился на пол, то чаще в позиции на боку или на спине.

Поскольку применительно к яслям в качестве паттерна изо­ляции рассматривается поиск защиты у воспитателя, то здесь необходимо отметить два различных возрастных периода:

1. До 15 месяцев ребенок стремится занять позицию живот . к животу с воспитателем.

2. После 15 месяцев он стремится занять позицию спиной к животу воспитателя.

Развитие поведения захвата и открытой агрессии - student2.ru

Паттерн изоляции на руках у воспитателя совпадает с на­чалом ходьбы.

Факторный анализ показал, что существует некоторый хро­нологический порядок приоритетных паттернов действий в си­туации изоляции. От 9 до 36 месяцев паттерны действий в си­туации изоляции приобретают приоритетный характер в следу­ющем порядке.

1. Ребенок обхватывает и прикасается к ближайшим пред­метам.

2. Паттерн «1» дополняется тем, что ребенок кусает объект.

3. Ребенок сосет большой палец.

4. Ребенок водит по своей голове руками или объектом.

5. Ребенок засовывает объект в рот и сосет его.

6. Ребенок водит руками по полу или царапает его.

Для большинства детей частота плача примерно одинакова во всех возрастах.

Наши рекомендации