Развитие поведения захвата и открытой агрессии
Под захватом понимается взятие объекта у другого ребенка без предварительной просьбы. В качестве открытой агрессии рассматривается любой телесный контакт, имеющий негативные последствия для другого ребенка. Под этим подразумевается получение повреждений, плач или уход (самоизоляция, ребенок подбегает к воспитателю). В рамках данного исследования не рассматривалась вербальная агрессий.
При том, что была показана высокая корреляция между паттернами захвата и открытой агрессии (как у детей от 18 до 36 месяцев, так и у детей от 3 до 5 лет) и данные виды поведения были отнесены к одной функциональной категории, в онтогенетическом исследовании они рассматриваются отдельно. В целом если до 15 месяцев паттерны захвата преобладают над открытой агрессией, то после 15 месяцев ситуация становится обратной. В возрасте от 15 до 24 месяцев общий процент поведения захвата (11,5%) и открытой агрессии (25%) достигает своего максимума (36,5%) по отношению к другим видам поведения. Именно в этом возрасте воспитатели отмечают наибольшие трудности взаимодействия.
Факторный анализ паттернов агрессии показал:
в возрасте от 9 до 18 месяцев преобладают паттерны настойчивого ощупывания, смягченные удары, удары объектом, кусание и таскание за волосы;
в возрасте от 15 до 24 месяцев дети преимущественно царапаются, щипаются, сжимают и хватают другого, залезают верхом;
* в возрасте от 18 до 36 месяцев дети преимущественно толкаются, возникает «куча мала», бьют ногами и кулаком, кидаются предметами.
Что касается паттернов захвата, то наблюдается следующая
картина:
* до 15 месяцев дети вырывают объект только при участии рук, часто это сопровождается открыванием рта;
* от 15 до 24 месяцев в акте захвата начинает участвовать
весь корпус;
* от 24 до 36 месяцев захват сопровождается открытой агрессией. Это соответствует установленной корреляции между данными видами поведения.
Развитие поведения изоляции
В качестве поведения изоляции рассматриваются паттерны, подразумевающие отказ от взаимодействия и какой-либо исследовательской деятельности. Прекращается всякая активность, кроме сосательной (сосет или кусает палец, объект и т. д.), стереотипных манипуляций руками (обхватывание предмета, прикосновения к субстрату), а также аутостимуляций.
Процент поведения изоляциипо отношению к другим формам поведения примечательно постоянен, за исключением возраста до 9 месяцев, когда трудно выделить отчетливые паттерны коммуникативного поведения. Таким образом, можно считать, что тенденция к самоизоляции в группе яслей является базовой характеристикой и не зависит от возраста, по крайней мере до 3 лет. Одновременно необходимо отметить, что практически все паттерны поведения изоляции встречаются во всех возрастах. При этом некоторые моторные элементы, характеризующие поведение изоляции примечательным образом, изменяются с возрастом.
* Раскачивания корпуса вперед-назад в позиции сидя или на четвереньках исчезают к 18 месяцам. В возрастной группе от 24 до 36 месяцев они не наблюдались ни разу.
* Между 18 и 24 месяцами исчезает паттерн, когда ребенок ложится на пол на живот лицом вниз. Данный паттерн редко наблюдался на третьем году жизни — если ребенок ложился на пол, то чаще в позиции на боку или на спине.
Поскольку применительно к яслям в качестве паттерна изоляции рассматривается поиск защиты у воспитателя, то здесь необходимо отметить два различных возрастных периода:
1. До 15 месяцев ребенок стремится занять позицию живот . к животу с воспитателем.
2. После 15 месяцев он стремится занять позицию спиной к животу воспитателя.
Паттерн изоляции на руках у воспитателя совпадает с началом ходьбы.
Факторный анализ показал, что существует некоторый хронологический порядок приоритетных паттернов действий в ситуации изоляции. От 9 до 36 месяцев паттерны действий в ситуации изоляции приобретают приоритетный характер в следующем порядке.
1. Ребенок обхватывает и прикасается к ближайшим предметам.
2. Паттерн «1» дополняется тем, что ребенок кусает объект.
3. Ребенок сосет большой палец.
4. Ребенок водит по своей голове руками или объектом.
5. Ребенок засовывает объект в рот и сосет его.
6. Ребенок водит руками по полу или царапает его.
Для большинства детей частота плача примерно одинакова во всех возрастах.