Основная идея курса, общие цели курса
Основными целями ОБЖ, как науки являются повышение общего культурного уровня всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности, и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ КУРСА
Изучение ОБЖ в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
- воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;
- развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации и области безопасности жизнедеятельности;
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
- воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
- развитие черт личности, необходимые для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
- овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действий в ЧС; использования средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
ЗАДАЧИ КУРСА
Формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Формирование учебно-познавательных компетенций через обучение:
- постановке целей и организации её достижения;
- организации планирования, проведения анализа, рефлексии, самооценке своей учебно-познавательной деятельности;
- постановке познавательных задач и выдвижение гипотезы; использованию элементов вероятностных и статистических методов познания; умению описывать результаты, умению формулировать выводы.
Формирование коммуникативных компетенций через обучение:
- разным видам речевой деятельности (монолог, диалог, выступление);
- способам совместной деятельности в группе, приемам действий в ситуациях общения.
Формирование информационных компетенций через обучение:
- навыкам работы с различными источниками информации: книгами, журналами, справочниками, энциклопедиями, Интернет;
- самостоятельному поиску, извлечению, систематизации, анализу и отбору необходимой информации для разработки памяток.
Формирование рефлексивной деятельности через обучение:
-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своей деятельности;
-организация учебной деятельности, постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
ПРИНЦИПЫ
Программа построена на основе следующих принципов:
-учет особенностей старшего школьного возраста, развития учащихся, их индивидуальных возможностей и умений;
-учет потребностей данного школьного возраста, опора на самостоятельность;
-обеспечение педагогической помощи;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей.
СПЕЦИФИКА КУРСА
Данная программа по курсу ОБЖ соответствует программе для 8-9 классов автора А.Т. Смирнова М: «Просвещение» Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Отличительных особенностей и расхождений с примерной программой данная программа не имеет.
МЕСТО ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 часов в год, 1 час в неделю для обязательного изучения ОБЖ в 8-9 классах.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ