Глава 2. Теоретические основы процесса психологического консультирования.
Общепсихологические основы
Теоретические основы психологического консультирования следует искать прежде всего в работах по исследованию мышления, так как потребность в мышлении как таковом возникает, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая цель, новые обстоятельства и условия деятельности, а старые средства и способы деятельности недостаточны для их достижения. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, удается создать новые способы, средства достижения целей и удовлетворения потребностей. Такие ситуации и называются проблемными, а именно в подобных обстоятельствах и возникает потребность в психологическом консультировании.
Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что-либо непонятное, неизвестное. Мышление преобразует проблемную ситуацию в осознаваемую человеком задачу, начиная с анализа проблемы. В ходе решения задачи мышление особенно отчетливо выступает как процесс.
Теперь коротко остановимся на этапах мыслительного процесса. Обычно в работах по исследованию мышления прослеживается 4 таких этапа:
1. Осознание задачи.
2. Предварительная ориентировка в ее условиях.
3. Выдвижение и перебор гипотез.
4. Решение.
Нередким является также объединение 1 и 2 этапов в этап нахождения задачи и ее формулирования, а также добавление еще одного этапа — проверки решения.
Рассматривая в дальнейшем психологическое консультирование как процесс, нетрудно заметить, что его этапы во многом повторяют этапы мыслительного процесса, и эта закономерность отнюдь не случайна. Проиллюстрируем сказанное (см. табл. 5):
Таблица 5
Взаимосвязь этапов психологического консультирования с этапами мышления очевидна. Однако нет сомнений и в том, что общетеоретические основания консультирования лежат также в сфере изучения эмоций. Чрезвычайно важен взгляд на эмоциональную сторону проблемы клиента — переживание им проблемной ситуации.
Представляет несомненный интерес и эмоциональный вклад в процесс консультирования человека, находящегося в противоположной позиции — консультанта. Имеется в виду возможность такого эмоционального феномена, как эмпатия, то есть сопереживание ситуации.
На первый взгляд, чрезвычайно заманчиво было бы построить здесь простую оппозицию типа мышление— эмоция (разум—чувство, решение задачи—переживание, рациональное—идеальное и т.п.). Но простота построения обманчива. Неверен был бы, вероятно, и путь построения оппозиции типа: консультирование—психотерапия, на том основании, что первое имеет более рациональную основу, а второе — эмоциональную. Хотя мы и не исключаем некий перевес роли факторов второго плана (то есть эмоциональных) в ситуации психотерапевтической.
Еще одна оппозиция, которая представляется вероятной — это противопоставление типа проблемная ситуация — критическая ситуация.Последняя в психологической литературе обычно определяется как ситуация невозможности, то есть такая ситуация, в которой объект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни — мотивов, стремлений, ценностей и пр. (Василюк, 1984),
Критические жизненные ситуации описываются в понятиях стресса (дистресса), фрустрации, конфликта и кризиса. Именно они порождают необходимость в переживании, так как объективно просто нерешаемы (нельзя, например, воскресить умершего супруга и т.п.). Следует учесть, что переживание является процессом, категорией более крупной и общей, нежели эмоция. Ф.Е.Василюк наглядно объясняет участие в работе переживания различных психических процессов, перефразируя фрейдовскую "театральную" метафору: "В спектаклях переживания занята обычно вся труппа психических функций, но каждый раз одна из них может играть главную роль, беря на себя основную часть работы переживания, то есть работы по разрешению неразрешимой ситуации. В этой роли часто выступают эмоциональные процессы. ...Однако ... эмоция не обладает никакой прерогативой на исполнение главной роли в реализации переживания. Основным исполнителем может стать и восприятие (в раз нообразных феноменах "перцептивной защиты"), и мышление (случаи "рационализации своих побуждений", так называемая "интеллектуальная переработка травмирующих событий"), и внимание ("защитное переключение внимания на посторонние травмирующему событию моменты"), и другие психические функции (Василюк, 1984). Психика человека — не отдельные психические функции и не механическая их сумма, а следовательно консультанту необходимо достаточно интегрированное знание как о закономерностях, раскрываемых общей психологией, так и о вкладе других направлений психолого-психотерапевтической науки и практики.
2.2. Вклад различных теоретических ориентации
Интересное экспериментальное исследование, касающееся того, какими теориями пользуются в своей работе психологи-практики, и насколько они это осознают, проведено А.Ф.Бондаренко (1993). Предметом этого исследования служил когнитивный аспект профессиональной идентификации психолога, а контролируемыми переменными — степень структурированности знания, соответствующего той или иной психотерапевтической парадигме. Подтвердилось предположение, что "достижение адекватной профессиональной идентичности психолога, психотерапевта снижает тревожность, повышает личностный потенциал".
В исследовании участвовало 46 психологов, со стажем практической работы от 1 года до 20 лет, в том числе 18 зарубежных психологов (из США, Англии, Германии). Данные обрабатывались путем кластер-анализа. Было получено 11 четко очерченных кластеров. Из них наиболее мощными явились следующие:
- эклектика;
- гештальт-терапия;
- роджеровская личностно ориентированнаяпсихотерапия;
- поведенческая психотерапия;
- не знаю.
Менее однородными и более слабыми явилиськластеры:
- экзистенциальная психотерапия;
- транзактный анализ;
- адлеровская психотерапия;
- рационально-эмотивная психотерапия. Наиболее слабым оказался кластер "психоанализ". "Психотерапия здравым смыслом" вообще не выделилась в отдельный кластер. Это, по-видимому, происходит по причине редкого использования соответствующих психотехник. Автор статьи считает, что отсутствие профессиональных знаний, эклектизм в работе создают личностный дискомфорт, затрудняющий путь профессионального самоопределения отечественного психолога-практика. Отечественным психологам приходится адаптироваться не к той парадигме, которая соответствует личности того или иного психолога, а довольствоваться доступными направлениями и техниками работы.
Аргументом в пользу данного утверждения служит исследование семантического содержания кластеров: "эклектика" и "не знаю". Оказалось, что первый состоит из высказываний отечественных психологов приблизительно на 80%, а последний — на все 100% (Бондаренко,1993).
Следует заметить, что эклектика в отечественной психотерапии не так уж плоха, как может показаться на первый взгляд. По утверждению некоторых современных исследователей, американские учебные психотерапевтические институты выпускают неэффективных психотерапевтов. Такое критическое отношение вызвано тем, что программы подготовки в основном фокусируются на обучении теориям и методам определенных школ психотерапии, оставляя вне поля внимания формирование фундаментальных личностных качеств, необходимых для эффективной психотерапии. Несмотря на притязания практически каждой из школ на универсализм, существует множество данных, свидетельствующих о том, что методы той или иной психотерапевтической школы действенны лишь в отношении специфического контингента пациентов (клиентов). Это и определяет наметившееся движение в сторону именно психотерапевтического эклектизма. Рассматривая психологическое консультирование в качестве начального этапа психотерапии, мы склонны встать на позиции консультативного эклектизма и продемонстрировать в данном разделе не описательные характеристики и методы каждого из ведущих направлений современной психологии, а те элементы каждой теории, которые не противоречат эклектизму. Более того, они вносят ценный вклад в понимание консультативно-психотерапевтического действия на всех его этапах.
Не отходя далеко от традиционной схемы, кратко рассмотрим вклады трех основных теоретических ориентации современной психологии: глубинной психологии, бихевиоризма и гуманистического направления.
Глубинная психология(психодинамическое направление), как известно, представлена на сегодня психоанализом З.Фрейда и множеством его модификаций, над которыми потрудились А.Адлер, К.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни и другие.
Психоанализ как таковой является сложным методом, требующим и солидной подготовки лица, его проводящего, и длительного времени, а следовательно, ни о каком "психоаналитическом консультировании" (с использованием анализа сновидений, сопротивления и т.д.) не может быть и речи. И если психолог занялся этим, то перестал быть консультантом, так как встал на позицию психотерапевта, взял на себя большую долю ответственности за клиента, занялся переструктурированием личности.
Однако все вышесказанное не значит, что следует отказаться от ряда открытий, сделанных глубинной психологией, и не учитывать их в работе консультанта (как и психотерапевта иной ориентации).
Кратко остановимся на важнейших из них. Рабочий альянс — это рациональные взаимоотношения между пациентом и аналитиком, дающие возможность пациенту целеустремленно работать в аналитической ситуации.
В применении к консультативной ситуации не вызывает сомнения, что способность клиента сформировать относительно рациональные, "десексуализированные, лишенные агрессии взаимоотношения" с консультантом является необходимым условием существования консультации как таковой. Другими словами, если нет "рабочего альянса", то есть психотерапия, но нет консультирования, так как невозможно консультировать человека, преисполненного к вам чувством сексуальной любви, либо готового разорвать вас на части.
Сопротивление — означает своеобразную оппозицию. Оно включает все силы пациента, противодействующие процедурам и процессам психоанализа.
Сами психоаналитики признают, что данный феномен присутствует и в иных формах психотерапии. Некоторые методы имеют целью усиление сопротивления, другие — пытаются обойти его, например, путем внушения и т.д. Сопротивление проявляется по-разному: клиент может молчать, его замечания сухи, скучны и невыразительны, либо он избегает определенной темы, опаздывает и т.д. В консультативной практике обнаружение выраженного сопротивления скорее всего является показанием для более глубинных форм психологической помощи.
Родственным сопротивлению термином является защита.В психоаналитической ситуации защиты проявляются как сопротивления. Классификация же сопротивлений при более тщательном знакомстве с психоаналитической литературой оказывается столь обширна, что нам остается лишь отослать читателя к работам Р.Гринсона, У.Лазара и др. (Гринсон, 1994; Лазар, Зонпенберг, Урса-но, 1992).
Перенос — это особый тип отношений, главной характеристикой которого является переживание некоторых чувств по отношению к личности, в действительности обращенных к другой личности. В сущности, на личность в настоящем реагируют так, как будто это личность из прошлого.
Перенос может переживаться как чувства, побуждения, страхи, фантазии, отношения, идеи или защиты против них. Реакции переноса могут возникать наряду с реальными отношениями и в консультативной ситуации, и их выраженность также может служить критерием применения той или иной формы психологического воздействия.
Известно разделение переноса на позитивный и негативный.
Позитивный перенос является коротким названием для описания реакций, состоящих преимущественно из любви в любой ее форме или из любых ее разновидностей. (Например: нежность, доверие, симпатия, интерес, увлечение, восхищение, почтение и т.п.).
Подчеркнем, что несексуальные, неромантические, мягкие формы любви способствуют формированию рабочего альянса.
Термин "негативный перенос" используется для обозначения чувств, основанных на ненависти в любой из ее многочисленных форм. Он может быть выражен как гнев, враждебность, недоверие, антипатия, нелюбовь, негодование, горечь, зависть, неприязнь, презрение, раздражение и т.д. Негативный перенос резко ухудшает консультативную ситуацию, переводит ее в ситуацию психотерапевтическую, либо полностью разрушает всякую ситуацию взаимодействия клиента и консультанта.
Следует упомянуть и такое понятие, как "контрперенос" — это те же чувства (любви, ненависти и т.п.), но выражаемые не клиентом, а консультантом по отношению к клиенту.
Бихевиоризм.Исторически это направление идет от работ Д.Уотсона и Б.Скиннера, к которым позднее присоединились Э.Ч.Толмен, К.Л.Халл и др. Среди ряда идей и процедур бихевиоризма, безусловно, есть такие, которые по содержанию совпадают с консультативными действиями. Так, бихевиористы, как правило, выясняют причинно-следственные связи в последовательности событий, определяющих поведение клиента; совместно с клиентом выбираются достижимые для него цели, перечисляются альтернативы, формулируется конкретный план действий на будущее.
Психолог-бихевиорист действует и как консультант-эксперт, давая клиенту готовые рецепты для решения различных ситуаций.
Гуманистическая психология.Гуманистическое, или экзистенциально-гуманистическое, направление в психологии развивалось К.Роджерсом, А.Маслоу, Г.Олпортом. Основная концепция психотерапии Карла Роджерса была создана на основе многочасового "наивного" слушания записей бесед терапевтов с клиентами и на основе его собственных чувств, возникавших при общении с
людьми.
К.Роджерс описывает свои чувства следующим образом:
"Я испытываю наслаждение, когда по-настоящему слышу человека. Когда я оказываюсь способным действительно услышать другого человека, я соприкасаюсь с ним, и.это обогащает мою жизнь..."
"Мне нравится, чтобы меня слышали". "Я могу подтвердить, что когда Вы чем-то расстроены, и кто-то по-настоящему слышит Вас, не оценивая, не принимая на себя ответственность за вас, не пытаясь изменить вас, то ощущение от этого чертовски хорошее! Когда меня слушали и когда меня услышали, я в состоянии по-новому воспринять свой мир и продолжить путь".
"Я знаю также ... как это тяжело, когда вас принимают за человека, которым вы не являетесь, или когда слышат то, чего вы не говорили... Я страшно расстраиваюсь и замыкаюсь в себе, если я пытаюсь выразить что-то глубоко мое, личное, какую-то часть моего собственного, внутреннего мира, а другой человек меня не понимает...
Итак, для меня очень важно в отношениях с людьми слушание — творческое, активное, чувствительное, точное, эмпатическое, не судящее" (Роджерс, 1980).
К.Роджерс выдвигает 4 условия, способствующие процессу психотерапии:
1. Терапевт должен сохранять безусловно позитивное отношение к выражаемым клиентом чувствам, даже если они будут идти вразрез с его собственными установками. Клиент волен говорить и действовать, не опасаясь осуждения.
2. Необходима эмпатия, то есть терапевт старается видеть мир глазами клиента и переживать события также, как их переживает сам клиент.
3. Аутентичность, которую терапевт должен доказать, отказавшись от маски "профессионала" и т.п., того, что может разрушить атмосферу эволюции клиента, лежащей в основе терапии.
4. Терапевт должен воздерживаться от интерпретации сообщений клиента или от подсказки решения его проблем. Ему нужно только выслушать его и всего-навсего выполнять функции зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента, и формулировать их по-новому.
Такое отражение приводит клиента к изучению своих внутренних переживаний, более реалистическому самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди.
Согласно К.Роджерсу, именно в результате реалистического представления о самом себе, человек приобретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается. Клиент сам определяет, достиг ли он в результате терапии желаемых целей, в любую минуту он может прекратить терапию или решить продолжать ее дальше. Поэтому иногда терапия ограничивается всего несколькими сеансами (Годфруа, 1992).
2.3. Механизмы психологического воздействия
В приведенном выше материале мы находим разные точки зрения как на суть психологических проблем человека, так и на пути их разрешения.
Руководствуясь многочисленными теориями, психологи-консультанты и психотерапевты воздействуют на клиента (пациента). Как бы ни объяснялось это воздействие, в исследованиях по эффективности психотерапии практически доказано, что, во-первых, эффективность зависит не столько от метода, сколько от опыта и личности психотерапевта, во-вторых, во всех видах психотерапии действуют одни и те же факторы:
а) установление особого контакта между психотерапевтом и пациентом;
б) ослабление напряженности на начальной стадии, основанное на способности пациента обсуждать свою проблему с психотерапевтом;
в) расширение репертуара когнитивных схем;
г) изменение поведения пациента за счет нового эмоционального опыта, полученного в общении с психотерапевтом;
д) приобретение социальных навыков на модели поведения психотерапевта;
е) убеждение и внушение, явное или скрытое;
ж) усвоенное или осознанное отношение к новым формам поведения, осуществляемое при эмоциональной поддержке со стороны психотерапевта (см. Цеткин, 1992).
Считая психологическое консультирование начальным этапом психотерапии, мы вполне можем перенести данные Дж.Мармора (изложенные там же) и на консультативный процесс. Более того, можно говорить об общих механизмах психологического воздействия человека на человека, имеющих место в таких отраслях человеческого взаимодействия, как консультирование и психотерапия,
Обратившись к работам социальных психологов, мы обнаруживаем описание вариантов такого психологического воздействия:
1) заражение;
2) внушение;
3) убеждение;
4) подражание.
Первый из вариантов психологического воздействия — заражение — с давних пор исследовался как основной способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей (особенно в связи с возникновением таких явлений, как религиозные экстазы, массовые психозы и т.д.).
Заражениеможно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психологическим состояниям, проявляющимся не через осознанное принятие какой-либо информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния.
Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаимного усиления эмоционального воздействия общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного давления, но бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. Мы считаем, что феномен заражения возникает и при взаимодействии двух людей, в частности клиента и консультанта. Например, во время эмпатического выслушивания "исповеди" клиента. Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно: целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанной на ее некритическом восприятии.
Феномен внушения, суггестия, как социально-психологическое явление обладает глубокой спецификой, поэтому правомерно говорить об особом явлении — "социальной суггестии".
Заражение и внушениеимеют определенные отличия. При заражении осуществляется сопереживание большой массой людей или диадой общего психологического состояния. Внушение же не предлагает такого "равенства" в сопереживании идентичных эмоций. Следовательно, внушение — персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу. Внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении кроме речевого воздействия используются и иные средства (восклицания, ритмы и пр.)
Внушениеотличается и от убеждения. В.М. Бехтерев показал, что внушение непосредственно вызывает определенное психологическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике. Убеждение же построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию. При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе. В случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно.
Следовательно, убеждение — преимущественно интеллектуальное, а внушение — преимущественно эмоционально-волевое воздействие.
В последнем из вариантов психологического воздействия — подражании — осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психологических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения Различают несколько видов подражания:
— логическое и внелогическое;
— внутреннее и внешнее;
— подражание-мода и подражание-обычай;
— подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому (Андреева, 1988).
В процессе психологического консультирования, по-видимому, проявляются все вышеназванные механизмы воздействия, Например, на первой стадии консультирования существенен механизм эмоционального заражения. На второй и третьей стадиях — механизмы внушения, убеждения и подражания. Благодаря действию данных механизмов возникают феномены расширения репертуара когнитивных схем, изменения поведения, обучения навыкам и т.п.
Таким образом, в консультировании, как и в психотерапии, действуют сходные факторы, определяемые общими механизмами психологического воздействия.
2.4. Модель "картины мира" и ее значение в консультативно-психотерапевтической практике
Модель картины мира — репрезентация нашего опыта мира. Являясь личной моделью "реальности", она своя, отличная от других у каждого человека в зависимости от неврологической конституции, а также от социального и индивидуального опыта (Пуселик, Люис, 1995).
Можно говорить о том, что мы постоянно отделены от мира вне нас. Сенсорные входы преобразуются в электрохимические импульсы по мере их передачи в центральную нервную систему. Следовательно, мы воспринимаем не реальность, а скорее неврологическую модель реальности. Из-за сходства в неврологических механизмах каждого из нас мы можем иметь и сходный опыт. Этот факт в сочетании с совместным социальным и культурным опытом дает возможность создать совместные модели, образующие основу наших социальных структур.
Язык — это основной пример такой модели. Однако нет универсальной репрезентации опыта, а также никакой единой модели мира, точно подходящей для каждого
(там же).
Сказанное имеет самое прямое отношение к консультативно-психотерапевтической практике.
Оказывается, то, что может казаться "серым" консультанту, является "коричневым" в восприятии клиента. И это было бы небольшой проблемой, если бы не существовало социальных и индивидуальных фильтров, которые являются вторым и третьим уровнями в построении "картины мира". Основным примером социальных ограничений является язык. Язык кодирует воспринимаемые феномены в слова, которыми манипулирует ум, пытаясь выделить смысл из опыта. Например, эскимосы имеют семьдесят различных слов для выражения понятия "снег", потому что это в значительной мере способствует выживанию культуры эскимосов. Все развитие личности отражает широкое общество, в котором живет человек, — общественные институты, традиции, ценности,
идеи и т.д.
Социальные правила образуют определенные границы между тем, во что мы верим, как в возможное и невозможное, хорошее и плохое, подходящее и неподходящее и т.д. (там же. С. 31).
Можно сказать, что картина мира в этом смысле складывается из ряда "мифологических систем". Конечно, "миф" здесь понимается не как ложь и выдумка, но как некий способ структурирования и осмысления действительности (Цапкин, 1992).
Каким бы ни был концептуальный подход, консультант-психотерапевт неминуемо сталкивается с проблемой представления клиенту собственной концепции психотерапии, с введением некой единой системы понятий, однозначной "мифологии", известной и терапевту и клиенту. Термин "психотерапевтический миф" уже давно употребляется в западной психологии. Под мифом понимают специально сформулированные для клиента психологические знания, объясняющие суть проблемы и процесс лечения. И хотя в литературе подвергается критике так называемая индоктринация, то есть навязывание терапевтом клиенту тех или иных концептуальных идей в результате жесткой установки, вызывающей сопротивление клиента и мешающей психотерапевтическому процессу, ненамеренная индоктринация обязательно присутствует в любой психотерапии. Более того, практически всегда клиент, окончив лечение, усваивает теорию психотерапии, предъявляемую ему терапевтом (Огинская, Разин, 1991. С. 10).
Тем не менее все было бы достаточно просто и ясно, если бы клиент представлял собой некую "tabula rasa". На деле же клиент, как правило, приходит к консультанту-психотерапевту со своей "мифологией". У него есть не только свой "самодиагноз", но и нередко цельная интраконцепция его страдания и соответствующая ей форма избавления от него.
Точнее будет сказать, что в психотерапевтическом процессе скрещиваются пути как минимум трех мифологических систем: профессиональной мифологии психотерапевта и личностных мифологий пациента (клиента) и психотерапевта (Цапкин, 1992. С. 28). Причем современная российская действительность такова, что ин-траконцепции клиентов, как и массовое сознание в целом, содержат большую, разнородную, во многом противоречивую массу идей, взглядов, представлений и иллюзий. В этом мутном потоке совершенно неудивительно всплывание на поверхность различных концепций представителей "оккультной" психотерапии и других "целителей" человеческой души.
Изучение рынка психотерапевтических услуг, проведенное московским врачом-психотерапевтом Н.Н.Нарицыным (1994), показало, что примерно 60% представителей "оккультной" психотерапии — это люди, прослышавшие о будто бы больших заработках психотерапевтов и в целях личной наживы объявившие себя биоэнерготерапевтами, магами, колдунами, экстрасенсами, целителями, а также "психологами" и "врачами". Как правило, это вполне здоровые психически, предприимчивые граждане, умело жонглирующие наукообразными фразами...
Еще примерно 30% таких "психотерапевтов" сами находятся за гранью психопатологии. К сожалению, есть и группа врачей и психологов, потерявших, видимо, веру в возможность выжить в условиях "смутного времени". Отчаявшись, они пытаются на свои профессиональные знания напустить туман оккультизма. И плодятся сочетания типа: "врач-энерготерапевт", "врач-экстрасенс, магистр оккультных наук", "маг-психолог" и т.п. (Нарицын,1994. С. 177).
В последнее время заметна еще одна тенденция — появление (а точнее возрождение) христианской психотерапии, в том числе и уход отдельных врачей в христианство, пересечение религии и психотерапии {Каган,1993. С. 31).
Крайне распространенными стали и различные восточные философско-религиозные концепции (йогизм, дзен-буддизм и т.п.), широко предлагающие исцеление души и тела.
Гораздо ближе к мистицизму, чем к науке, несмотря на проникновение в серьезные психологические журналы, по-прежнему стоит парапсихология, но и она берется за лечение страждущих. Предложение же и спрос всегда были сторонами одной медали. Личностно-профессиональная мифология "помогающих" — лишь оборотная сторона личностной мифологии ищущих помощи. Тем более, что наше время дало возможность вчерашнему клиенту сегодня назвать себя "терапевтом" или "консультантом". Не умножая далее количество примеров, допытаемся классифицировать концепции, формирующие, составляющие мифологию клиента нашего времени. В современной России выделяется по меньшей мере семь основных "мифов о помощи" (интраконцепций, мифологий клиента):
— житейский;
— философский;
— религиозный;
— оккультный;
— медицинский;
— психологический;
— псевдонаучный.
Естественно, что каждый из них может быть разбит еще на ряд "подмифов", на которых мы пока не будем останавливаться.
Каждую интраконцепцию (миф) можно описать с помощью ряда постоянных характеристик. В наиболее общем виде таких характеристик только две: во-первых, это ответ клиента на вопрос: "Что со мной происходит?", его представление о природе страдания, другими словами, формулировка вторичной потребности, часто следующей за блокировкой первичной потребности (в безопасности, любви и т.д.); во-вторых, это имя субъекта, избавляющего от страдания, указывающего путь к избавлению, по сути — имя субъекта, удовлетворяющего потребность.
Используя данные константы, кратко опишем каждый из семи вышеназванных мифов.
Итак, житейский миф.Формулировка потребности в данном мифе часто заключается в такой фразе: "Мне нужен совет..." или "Мне нужно выговориться...". Субъектом же, удовлетворяющим эту потребность, может быть в зависимости от ориентации клиента или обстоятельств друг, мудрый сосед (внесемейный подмиф), либо родители, супруг (супруга) (семейный подмиф), а иногда и случайный вагонный попутчик.
В философском мифеформулировка потребности может звучать так: "Я не понимаю чего-то в жизни...
нуждаюсь в объяснении...". При более материалистической, рациональной ориентации клиента субъектом мифа становится ученый (западный подмиф) или объект, приобретающий значение субъекта — книга, журнал, то есть по сути то же философское знание, фиксированное в языке, слове (письменном, печатном). При более идеалистической, эмоциональной ориентации клиента субъектом скорее становится некий гуру-учитель (восточный
подмиф).
Религиозный мифпредставляется клиентом в таких конструкциях: "Я нуждаюсь в вере... меня наказал Бог... спасение в Боге". Субъект же мифа здесь может быть как индивидуальным (священнослужитель), так и коллективным (община, религиозное общество). Кстати, здесь чаще, чем в других мифах, возможно существование ирреального субъекта мифа, "прямой" контакт с субъектом, избавляющим от страдания, но не представленным в реальности.
В оккультном (мистическом) мифеязыковая конструкция может быть следующей: "Меня сглазили... наслали порчу...". Субъектом же, избавляющим от "сглаза", естественно становится колдун, знахарь, ясновидящий и
т.п.
Во многом медицинский подход,особенно касающийся не органических, а так называемых функциональных нарушений, также мифологизирован. Клиент заявляет себе: "Я болен..." и требует врача (врачебный подмиф) или целителя (подмиф народного целительства).
В психологическом мифеформулировка потребности звучит примерно следующим образом: "У меня психологическая проблема...", соответственно нужен психолог, который может в ней разобраться.
Псевдонаучный мифсам по себе крайне неоднороден, однако наиболее мощными его ветвями являются, пожалуй, парапсихология и астрология. Соответственно страдание объясняется в биоэнергетических, сенсорных и иных псевдонаучных терминах, либо "проще": "Сегодня неблагоприятное расположение звезд... Марс вошел в Луну" и т.п.
Конечно, все интраконцепции клиентов нашего времени не могут быть строго изолированными и зачастую пересекаются и объединяются. К тому же к ним неминуемо начинают примыкать и более материальные вещи — социальная, правовая и иные виды помощи.
Следует добавить, что индивидуальные ограничения также сказываются на построении определенной картины мира человека, на формировании его системы веры и ценностей (Пуселик, Люис, 1995. С. 34). В частности, на представлении (мифе) о помощи. Индивидуальные ограничения являются непосредственным результатом личного опыта, частью личностной истории.
Так, некто, оказавшийся в минуту личной драмы рядом со священнослужителем (колдуном и т.д.), оказавшим ему непосредственную помощь, вряд ли в следующую минуту душевного разлада примется искать психолога-консультанта. Часть его картины мира, касающаяся представления об избавлении от душевного страдания, уже построена. И это не хорошо и не плохо. Это всего лишь означает, что психологическое консультирование, если оно хочет быть востребовано, должно быть представлено как в социальной жизни, так и в индивидуальном опыте.