Психическая норма и психопатология.
Вопрос о том, какая форма психологической помощи (консультирование, коррекция, психотерапия психологическая или медицинская) должна применяться в том или ином случае, не может быть решен без представления о "психической норме".
Какое поведение следует считать нормальным? Объективного ответа на этот вопрос не существует. Он зависит исключительно от критериев, принятых у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху.
То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов.
Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Речь идет о статистическом критерии, позволяющем утверждать, что от 2 до 3% людей по обе стороны от большинства, ведущего себя более или менее "нормально", окажутся люди соответственно "слишком" или "недостаточно" общительные, беспокойные, организованные и т.д.
Чаще всего, однако, "ненормальным" считают человека, ''вышедшего из всех нормальных рамок", все поведение которого идет вразрез с ценностями, привычками или установками других людей.
Понятие нормы весьма неоднозначно, и если вдуматься, то можно прийти к выводу, что четкой границы между "приемлемым" и "неприемлемым" нет. Не существует и "идеальной нормы". Всякий человек в той или иной степени ненормален (Годфруа, 1992).
Таким образом, в целом невозможно провести четкую разграничительную линию между "нормальным" характером и патологическим, между "нормальными" людьми и невротиками или между невротиками и психотиками. Как писал А.Адлер: "Мелкие трудности — норма, крупные трудности — невроз" (см. Мэй, 1994. С. 47).
Однако, каким бы "скользким" ни было определение "психической нормы", с практической точки зрения следует разобраться в том, с какой же "мерой трудности" следует работать психологу-консультанту, с какой — психотерапевту, а что находится уже и в компетенции врача-психиатра. Прежде всего это вопрос о самой "мере", о критериях, определяющих степень "нормы—патологии". Подобный вопрос ставится в психиатрии при разграничении уровня нарушений психической деятельности. Например, А.В.Снежневский выделяет девять "кругов" последовательного нарастания тяжести психопатологических синдромов: от эмоционально-гиперэстезических расстройств, среди которых ведущее место занимает астенический синдром (первый круг), к аффективным расстройствам (второй), невротическим нарушениям (третий), паранойяльным состояниям (четвертый), кататоническим синдромам (пятый), помрачению сознания (шестой), парамнезиям (седьмой), судорожным и другим расстройствам, свойственным эпилепсии (восьмой), и, наконец, к психорганическим психопатологическим расстройствам, характеризующим полиморфизм всех известных грубоорганкческих психозов (девятый круг).
В этой схематической модели взаимоотношения психопатологических расстройств А.В.Снежневский относит астенические и другие расстройства, наиболее характерные для неврозов, к наименее специфическим проявлениям психической патологии.
В рамках медицинской модели предпринимаются попытки описать и классифицировать психические болезни, в том числе и по степени тяжести. В 1980 г. Американская психиатрическая ассоциация опубликовала третье издание "Руководства по диагностике и статистике психических нарушений (DSM 3)".
В "DSM 3" выделяются "Тяжелые психические расстройства", список которых начинается умственной отсталостью и заканчивается расстройствами поведенческой адаптации на работе, в школе и т.д. В самом же конце списка стоят состояния, не связанные с психическими расстройствами, но требующие внимания или коррекции — антисоциальные формы поведения; трудности, связанные с телесными особенностями, супружескими и родительскими отношениями и т.п. (Годфруа, 1992).
Однако рамки медицинской модели, описывающие тяжесть психопатологической симптоматики, оказываются слишком узкими. Разграничить только на этой основе меру психологической помощи, ее характер не представляется возможным. Различными авторами приводятся и другие критерии выделения границ консультирования.
В частности, таким критерием является ответственность за результат взаимодействия, которая при консультировании лежит в основном на клиенте, а при любом виде психотерапии на терапевте. Кроме этого невозможно обойти и вопрос об ориентации клиента (пациента), на котором мы специально остановимся в главе 4.