I.4. Возможные вариации взросления

В данной главе речь пойдет о тех трудностях, которыми может сопровождаться личностное и психическое развитие в ранней юности. Объектом нашего внимания будут те юноши и девушки, которые, взрослея, хотя и значительно отклоняются от нормального развития, чем вызывают беспокойство окружающих и/или сами испытывают отрицательные переживания, но все же не выходят за границы социальных или медицинских норм, иными словами, не становятся воспитанниками пенитенциарных учреждений или пациентами психиатрических клиник.

В психологии представления о норме и ее границах весьма размыты. И все же можно сказать, что сегодня наблюдается тенденция даже достаточно серьезные отклонения в развитии в юношеском возрасте рассматривать как варианты нормы.

Возможны следующие отклонения от хода конструктив­ного развития в период ранней юности:

— диффузия идентичности: кратковременная или длительная неспособность человека сформировать идентичность, когда юноша или девушка не может выработать свои ценности, цели и идеалы; сталкиваясь с проблемами развития, они не в состоянии завершить психосоциальное самоопределение, избегают адекватных и характерных для их возраста требований и возвращаются на более раннюю ступень развития, в известной степени оправдывающую их поведение;

— диффузия времени: нарушение чувства времени, проявляющееся двояким образом. Либо возникает ощущение жесточайшего цейтнота, либо человек чувствует себя одновременно и очень молодым, и старым как мир. Нередко с диффузией времени связаны страх или желание смерти;

— застой в работе: нарушение естественной работоспособности, в большинстве случаев сопровождающееся диф­фузией идентичности. В этом случае молодые люди либо не способны сосредоточиться на необходимых и соответствующих их возрасту задачах, либо чрезмерно поглощены бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям. У них вновь приобретают актуальность инфантильные цели и фантазии;

— отрицательная идентичность: отрицание всех свойств и ролей, которые в норме способствуют формированию идентичности (семейные роли и привычки, профессиональные и полоролевые стереотипы, национальность и т. д.). Часто дело доходит до ярко выраженного презрения ко всем этим ценностям. Более утонченная форма — выбор отрицательной идентичности, т. е. ориентация на образцы, роли или свойства, которые окружающими расцениваются как нежелательные или опасные.

Несмотря на то что иногда проявления вышеописанных отклонений выглядят весьма угрожающе, они по большей части оказываются вполне нормальными вариациями в рамках процесса взросления, но все же в крайних случаях могут быть чреваты либо психическими заболеваниями, либо выраженными формами а- и антисоциального поведения. И хотя в этих, последних, случаях, строго говоря, молодые люди должны становиться объектами заботы специалистов других ведомств (врачей, работников правоохранительных органов и т. п.), все же именно школьный психолог оказывается тем человеком, в профессиональную компетенцию которого должны входить и раннее распознавание соответствующего неблагополучия, и возможная профилактика. Остановимся поэтому несколько подробнее на некоторых наиболее часто встречающихся отклонениях от процесса нормального развития личности в юности и их психологической подоплеке (Дубровина И.В., 2000, с.400).

Вопросы к теме I:

1. Дайте характеристику жизненной перспективы старшеклассников. Что является ядром жизненной перспективы?

2. Какие этапы включает в себя организация активизирующего консультационного взаимодействия?

3. Какие задачи включает в себя этап совместного решение выделенной проблемы?

4. Какие отклонения от конструктивного развития возможны в ранней юности?

П. ПСИХЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

П.1.Мотивация и потребности

(Грецов А.Г.,2005,с124).

Как известно, вода закипает при температуре 100° С, а замерзает при 0° С (разумеется, при нормальном атмосферном давлении). Если нет соответствующих условий, она и не закипит, и не замерзнет. Наличие побудительной силы — это столь же необходимое условие для того, чтобы «закипела» деятельность. Сколько способных людей так ни­когда и не раскрыли своих способностей из-за отсутствия тех необ­ходимых «градусов» для «закипания»! Кстати, вот интересный факт. Оказывается, хорошо успевающие школьники и студенты отличаются от плохо успевающих не столько по уровню своего интеллекта и других способностей, сколько по своей мотивации. Иными словами, успешно справляется с учебой тот, кто желает учиться и знает, зачем ему это нужно. Тот же, кто учится под влиянием внешних факторов (например, родители заставляют), обычно делает это так себе, даже если способ­ности у него высоки. Это же касается и достижений в профессии: тот, кто заинтересован в работе как таковой, обычно достигает больших успехов, чем тот, кто трудится лишь для того, чтобы заработать на жизнь.

Мотивы— это внешние и внутренние факторы, предопределяющие поведение человека, а их система называется мотивацией. Конкретный набор мотивов может быть самым разным, однако можно выделить два общих, довольно универсальных типа мотивации.

С одной стороны, она может быть направлена на достижение успеха: деятельность выполняется с целью достичь чего-то положи­тельного, получить вознаграждение. Например:

* Готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на «отлично».

* Тренируюсь, чтобы победить па состязании, получить «золото».

*Слежу за сковородкой, чтобы ужин получился вкусным и роман­тичным.

С другой стороны, мотивация может бытьнаправлена на избегание неудачи:человек делает что-либо с целью избежать неприятностей, которые настанут, если этого сделано не будет. Скажем:

* Готовлюсь к экзамену, чтобы не получить двойку.

* Тренируюсь, чтобы не проиграть па соревновании.

* Слежу за поставленной на плиту сковородкой, чтобы не сгорел обед.

Два теста: «Мотивация к достижению успеха» и «мотивация на избегание неудачи» дадут возможность изучить выраженность этих типов мотивации (приложение 18 и 19).

Скорее всего первая мотивация в боль­шей степени приведет к успеху, направляющая человека на достижение успеха и обычно связанная с высокой само­оценкой. Она более эффективна, чем такая же по интенсивности мо­тивация к избеганию неудачи.

Если человек думает о том, как бы избежать чего-то неприятного, у него в сознании волей-неволей возникает образ неудачи. Думаешь «как бы не получить двойку па экзамене» — скорее всего тут же сло­жится образ, как тебе эту самую двойку ставят. Едешь нароликах, думая, «как бы не упасть», и представляешь, как падаешь. Более того, подобная картина, появившись сначала только в воображении, имеет все шансы превратиться в реальность. Ведь когда мы представляем себе вероятную неудачу, происходит непроизвольное «самопро­граммирование» на нее.Думаешь, приступая к работе, что ничего не выйдет, — оно и действительно не выходит! А даже если предпола­гаемое и не станет реальностью, все равно при фиксации внимания па воображаемом возникнут негативные эмоции — тревога, страх, обида и т.п. А значит, эффективность твоей деятельности окажется ниже, чем могла бы быть, — ведь часть сил уйдет не на дело, а на эти переживания.

Если о будущей профессии думаешь: «Ничего у меня не получит­ся!» - так и вправду не получится Наши фантазии имеют свой­ство воплощаться в реальность.

Если же мы, приступая к какому-либо делу, ориентируемся на достижение успеха, то задействуется схожий механизм, но теперь он работает в нашу пользу. Представляя себе ситуацию достижения, мы «самопрограммируемся» на него. И получаем положительные эмоции, которые активизируют нас, позволяют найти силы рабо­тать продуктивнее. И при этом возрастают шансы на то, что желае­мый нами успех действительно реализуется в жизни. У спортсменов даже есть такое понятие — «идеомоторная тренировка». Желая со­вершенствоваться в выполнении какого-либо упражнения, часть тренировочного времени они тратят на «фантазии», а именно на то, чтобы во всех деталях воспроизводить в своем воображении удач­ное выполнение этого упражнения. И это действительно оказывает тренировочный эффект и помогает им воплотить желаемое в дей­ствительное.

Наши рекомендации