Вопрос 1. Методики, направленные на исследование ассоциативных процессов.
Методика «Название 60 слов (свободные ассоциации)»
1. Методика выявляет характер и продуктивность ассоциаций, а также словарный запас. Прием используется для исследования связности ассоциаций.
2. Необходимый материал: карандаш, часы. Нежелательно проводить этот эксперимент после «классификации предметов».
3. Исследование проводится под видом проверки скорости речи.
Инструкция: «Давайте проверим, насколько быстро вы можете говорить. Назовите 60 каких угодно слов – все равно каких, только как можно скорее. Старайтесь не называть того, что видите перед собой.
Начинайте!»
Экспериментатор несколько искусственно создает условия спешки.
Все слова экспериментатор должен успеть записать. Не следует предлагать больному говорить медленнее, так, чтобы его речь превращалась в диктовку, - лучше пропустить запись ряда слов. Но если становится заметно, что условия спешки тормозят больного, можно перейти и на более медленный темп.
Если у больного паузы – экспериментатор ставит точки между словами, пока больной не заговорит.
Опыт продолжается 2 минуты.
Можно пользоваться диктофоном.
4. Для здоровых, школьников задание не трудно.
Слова называются «гнездами» (по 4-7 слов из какой-либо области смежных представлений), а затем происходит переход к следующему «гнезду» (близкому по смыслу слов).
Очень большие гнезда (по 10-12 слов) свидетельствуют о чрезмерной обстоятельности, инертности мышления больных.
У больных шизофренией – быстрые, внезапные переходы от одного содержания представлений к другому (ассоциации по звучанию «корица-мокрица»).
Элементы разорванности ассоциаций выявляются среди адекватного содержательного ряда слов (ель, изумруд, счастье).
Делать вывод о нарушении связности ассоциаций можно лишь тогда, когда больной произносит слова быстро, а не выдумывает их, мучительно выискивая в памяти.
Может выявляться инертность при назывании чрезвычайно много однотипных слов (учебных заведений), а потом при быстрой темпе произносит слова совсем не связные.
Отсутствие слов (ассоциаций) – у шизофреников. Свидетельствует о непродуктивности мышления.
Называние предметов перед глазами (аспонтанность) – при органических заболеваниях и при шизофрении.
Данная проба может оказаться полезной для выявление богатства и бедности словарного запаса и запаса представлений.
Методика «Ответные ассоциации» (вербальные ассоциации)
1. Использовали для: выявление аффективных комплексов, подвижности или инертности нервных процессов.
Но сфера применения методики очень узка. Может иметь вспомогательное значение при исследовании легкости или затрудненности ассоциаций, выявлении преобладания содержательных или выхолощенных связей.
2. Приготовит слова – отдельные имена существительные, не имеющие между собой никакой связи.
Желательно отмечать время каждой реакции.
Задаваемый слова столбиком, а напротив место для ответов.
3. Инструкция: «Я буду вам говорить слова, а вы отвечайте мне на каждое слово любым другим, первым пришедшим в голову словом. Старайтесь отвечать быстрее, не раздумывая». И сразу опыт начинается.
Если испытуемый отвечает целыми фразами – останавливать. Если испытуемый не понимает, записывать целые фразы.
Истолкование результатов различно.
В дефектном состоянии больные шизофренией и при эпилепсии обнаруживают большую инертность раз принятой установки в сочетании с многословием - они не выдерживают инструкции отвечать одним словом и отвечают фразой.
При органическом слабоумии – задача представляет для больного известную трудность ввиду своей условности. Даже усвоив инструкцию, больные с рудом подбирают слова, отвечают медленно.
Включение эффектогенных слов вызывают различные реакции. На слова, намекающие напрямую на «больную» тему (алкоголизм - бутылка), может не быть реакции, а на слово тумбочка – может возникнуть.
Методика «Противоположности».
1. Выявление произвольности и дифференцированности ассоциаций больных.
Ассоциации регламентированы условиями. Длительно продолжающийся опыт должен выявить устойчивость произвольного направления ассоциаций.
2. Необходм блан со словами. Лучше пользоваться проверенным вариантом.
Пример: тупой, тонкий, грязный, исчезновение….
Отвечать можно устно или письменно. Учитывать время.
Инструкция: «Вот ряд слов, к каждому слову надо придумать противоположное значение».
Экспериментатор вместе с больным разбирает 2-3 примера.
Учитывается.
· Сохраняет ли больной заданную инструкцию или «сбивается» с направленного хода ассоциаций на свободный. Это говорит о выявлении нестойкости, ненаправленности мышления больных в целом.
Колебания внимания могут нарастать к концу опыта, и это свидетельствует об утомляемости.
· Степень дифференцированности, точности подбираемых противоположных понятий.
Интеллектуально сниженные больные с малым словарным запасом и слабостью инициативы ограничиваются в этой пробе тем, что прибавляют к заданному слову приставку «не».
Проба пригодна и даже рекомендуется для повторного проведения (при подготовки равнотрудных вариантов). Показатели времени используются главным образом для оценки утомляемости больных.
Прочие методики.
ТАТ
Полный комплект - 31 картина, одна из которых - чистое белое поле. Все остальные таблицы содержат черно-белые изображения с той или иной степенью неопределенности, причем во многих случаях неопределенность касается не только смысла ситуации, но и того, что, собственно, изображено.
ТАТ можно применять, начиная с 14 лет, однако при работе с людьми в возрасте от 14 до 18 набор таблиц будет несколько отличаться от обычного набора для работы с людьми старше 18 лет - из него исключаются и заменяются другими таблицы, наиболее прямо актуализирующие темы агрессии и секса.
Для индивидуального обследования достаточно ограничиться 10-12 таблицами. Этот объем оптимален и позволяет провести все обследование за одну встречу.
Методика ТАТ была введена Генри Мюрреем в качестве проективного метода, дающего возможность посредством анализа свободного рассказа, продуцируемого испытуемым, познакомиться:
· с самыми значительными для человека темами, волнующими его так или иначе ситуациями,
· кругом и направлением его интересов,
· возможностями оценки и самооценки,
· выявить его потребности и затруднении,
· понять динамику личности.
Роршарх
Стимульный материал - 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями.
Обследуемому предлагают ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Ведется дословная запись всех высказываний обследуемого, учитываются время с момента предъявления таблицы до начала ответа, положение, в котором рассматривается изображение, а также любые особенности поведения. Завершается обследование опросом, который осуществляется экспериментатором по определенной схеме (уточнение деталей изображения, по которым возникли ассоциации и т. д.). Иногда дополнительно применяется процедура «определения пределов», сущность которой состоит в прямом «призыве» обследуемого к определенным реакциям-ответам.
Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по следующим пяти категориям:
1. локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
2. детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д.;
3. уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
4. содержание (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т. д.);
5. оригинальность-популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).
Эти категории имеют детально разработанные классификации и интерпретативные характеристики. Обычно изучаются «суммарные оценки», т.е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру, взаимосвязанных особенностей личности.
Тестом Роршаха диагностируют структурные характеристики личности:
индивидуальные особенности аффективно-потребностной сферы и познавательной деятельности (когнитивный стиль),
внутриличностные и межличностные конфликты и меры борьбы с ними (защитные механизмы),
общую направленность личности (тип переживания) и т. д.
САТ
САТ позволяет исследовать фантазии ребенка, в которых отражаются отношения со значимыми людьми, защитные механизмы и адаптационные возможности ребенка, бессознательные переживания и конфликты, наличие каких-либо психических нарушений. Тест состоит из 10 картинок, изображающих животных в различных ситуациях. Компанией.
САТ может использоваться в: консультировании — для выявления отношений ребенка к наиболее значимых для него людям, его преобладающих мотивов; в психотерапии — в качестве игротехники; в здравоохранении - для изучения проблем ребенка, возникающих в ходе развития.
Пиктограмма (см ответ 11. Методика «Пиктограмма», спектр диагностики и квалификация возможных нарушений при ее применении)
Опосредованное запоминание (По Леонтьеву) (см. ответ 12. Методики исследования памяти в клинической психологии)
Вопрос 2. Универсальные составляющие процесса консультирования. Основные формы, виды и модели консультативной помощи.