Сочетания с непроизносимыми согласными

293.В сочетании стнсогласный т не произносится:

пишется произносится
местность ме[сн]ость
честность че[сн]ость
вестник ве[сн]ик

294.В сочетании зднв ряде слов дне произносится:

пишется произносится
празднество пра[зн]ество
поздно по[зн]о
наездник нае[зн]ик
уездный уе[зн]ый

295.В сочетании стдв некоторых словах т выпадает:

пишется произносится
счастливый сча[сл]ивый
завистливый зави[сл]ивый
совестливый сове[сл]ивый

296.В сочетании стск звук т не произносится; на месте стскпроизносится сс:

пишется произносится
марксистский маркси[сс]кий
пропагандистский пропаганди[сс]кий

297.В словах здравствовать, чувствовать, солнце, сердце выпадают согласные в, л, д:

пишется произносится
чувствовать чу[ст]вовать
здраствуйте здра[ст]вуйте
солнце со[н]це
сердце сер[це]

298.В сочетаниях ндц, нтцзвуки ди т не произносятся:

пишется произносится
голландцы голла[нц]ы
ирландцы ирла[нц]ы
фламандцы флама[нц]ы
бургундцы бургу[нц]ы

299.В сочетании ндскв некоторых словах двыпадает:

пишется произносится
голландский голла[нс]кий
финляндский финля[нс]кий
фламандский флама[нс]кий
шотландский шотла[нс]кий

Задание

а) сделайте логический разбор стихотворных текстов;

б) выпишите слова, в которых встречаются сочетания стн, здн, стл, стек, ндск,и произнесите их вслух, следя за правильным произношением вышеуказанных сочетаний;

в) прочтите вслух тексты, стараясь точнее передать смысл, соблюдая особенности стихотворной речи и нормы литературного произношения.

Люблю ваш сумрак неизвестный

И ваши тайные цветы,

О вы, поэзии прелестной

Благословенные цветы.

(А. Пушкин)

* * *

Безвестен я. Я вами не стяжал

Ни почестей, ни денег, ни похвал,

Стихи мои, - плод жизни несчастливой,

У отдыха похищенных часов,

Сокрытых слез и думы боязливой.

(И. Некрасов)

* * *

- Вот еще выдумал, старый проказник!

«Думай, не думай, а будет вам праздник».

(Н. Некрасов)

* * *

Пока

уговаривали, в окраинные улицы

Вступали фашистские войска, -

И вновь

револьверное дульце

Нависло

у рабочего виска.

(В. Маяковский)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель настоящего пособия заключается в том, чтобы дать в руки студента педагогического вуза, а также начинающего учителя материал, с помощью которого они смогут решать задачи овладения техникой речи; осмысливать собственную речевую практику, чтобы на этой основе развивать у себя умение общаться.

В процессе овладения техникой речи они глубже осознают вопросы мировоззренческого характера: связи языка и действительности, языка и мышления; значения культуры речевого поведения для профессиональной деятельности и повседневной жизни. Именно поэтому особую роль играют те задания и упражнения, которые направлены на развитие критического восприятия речи, умения оценивать уместность высказывания, чувства коммуникативной целесообразности.

Проблема овладения техникой речи имеет и психологический аспект. Дефекты дикции, нарушения орфоэпических норм, неумение управлять своим голосом плохо влияют на атмосферу в аудитории и в классе, отрицательно сказываются на продуктивности учебного процесса, снижают личностный статус обучающихся. Устранение недостатков речи уменьшает число стрессовых ситуаций и оптимизирует деятельность и студентов, и педагогов, связанную с обучением.

Продуктивность и действенность предлагаемой в пособии методики доказана исследованиями и экспериментами. Совершенствование речи с точки зрения ее произносительной стороны и коммуникативно-целесообразного употребления средств языка будет способствовать повышению речевой культуры студентов, а также педагогов-профессионалов.

[1] И.И. Левидов, говоря о недопустимости разрыва между дыханием и звуком, не имел в виду заболевания голоса При определенных голосовых заболеваниях (например, при кровоизлиянии в голосовую складку) дыханием заниматься нужно, это является своеобразным массажем, а «звучать» нельзя Как только голосовой аппарат пришел в норму, нужно переходить к упражнению со звуком (прим автора).

[2] Принцип стробоскопии был разработан в 1829 г. физиком Плато (J. Plateay) и независимо от него в 1833 г. - Штампфером (S. Stampfer) В 1878 г. Эртель (M. Oertel) применил стробоскопию в оториноларингологии (примеч. автора).

[3] См. библиографию в конце книги.

Наши рекомендации