Сочетания с непроизносимыми согласными
293.В сочетании стнсогласный т не произносится:
пишется | произносится |
местность | ме[сн]ость |
честность | че[сн]ость |
вестник | ве[сн]ик |
294.В сочетании зднв ряде слов дне произносится:
пишется | произносится |
празднество | пра[зн]ество |
поздно | по[зн]о |
наездник | нае[зн]ик |
уездный | уе[зн]ый |
295.В сочетании стдв некоторых словах т выпадает:
пишется | произносится |
счастливый | сча[сл]ивый |
завистливый | зави[сл]ивый |
совестливый | сове[сл]ивый |
296.В сочетании стск звук т не произносится; на месте стскпроизносится сс:
пишется | произносится |
марксистский | маркси[сс]кий |
пропагандистский | пропаганди[сс]кий |
297.В словах здравствовать, чувствовать, солнце, сердце выпадают согласные в, л, д:
пишется | произносится |
чувствовать | чу[ст]вовать |
здраствуйте | здра[ст]вуйте |
солнце | со[н]це |
сердце | сер[це] |
298.В сочетаниях ндц, нтцзвуки ди т не произносятся:
пишется | произносится |
голландцы | голла[нц]ы |
ирландцы | ирла[нц]ы |
фламандцы | флама[нц]ы |
бургундцы | бургу[нц]ы |
299.В сочетании ндскв некоторых словах двыпадает:
пишется | произносится |
голландский | голла[нс]кий |
финляндский | финля[нс]кий |
фламандский | флама[нс]кий |
шотландский | шотла[нс]кий |
Задание
а) сделайте логический разбор стихотворных текстов;
б) выпишите слова, в которых встречаются сочетания стн, здн, стл, стек, ндск,и произнесите их вслух, следя за правильным произношением вышеуказанных сочетаний;
в) прочтите вслух тексты, стараясь точнее передать смысл, соблюдая особенности стихотворной речи и нормы литературного произношения.
Люблю ваш сумрак неизвестный
И ваши тайные цветы,
О вы, поэзии прелестной
Благословенные цветы.
(А. Пушкин)
* * *
Безвестен я. Я вами не стяжал
Ни почестей, ни денег, ни похвал,
Стихи мои, - плод жизни несчастливой,
У отдыха похищенных часов,
Сокрытых слез и думы боязливой.
(И. Некрасов)
* * *
- Вот еще выдумал, старый проказник!
«Думай, не думай, а будет вам праздник».
(Н. Некрасов)
* * *
Пока
уговаривали, в окраинные улицы
Вступали фашистские войска, -
И вновь
револьверное дульце
Нависло
у рабочего виска.
(В. Маяковский)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель настоящего пособия заключается в том, чтобы дать в руки студента педагогического вуза, а также начинающего учителя материал, с помощью которого они смогут решать задачи овладения техникой речи; осмысливать собственную речевую практику, чтобы на этой основе развивать у себя умение общаться.
В процессе овладения техникой речи они глубже осознают вопросы мировоззренческого характера: связи языка и действительности, языка и мышления; значения культуры речевого поведения для профессиональной деятельности и повседневной жизни. Именно поэтому особую роль играют те задания и упражнения, которые направлены на развитие критического восприятия речи, умения оценивать уместность высказывания, чувства коммуникативной целесообразности.
Проблема овладения техникой речи имеет и психологический аспект. Дефекты дикции, нарушения орфоэпических норм, неумение управлять своим голосом плохо влияют на атмосферу в аудитории и в классе, отрицательно сказываются на продуктивности учебного процесса, снижают личностный статус обучающихся. Устранение недостатков речи уменьшает число стрессовых ситуаций и оптимизирует деятельность и студентов, и педагогов, связанную с обучением.
Продуктивность и действенность предлагаемой в пособии методики доказана исследованиями и экспериментами. Совершенствование речи с точки зрения ее произносительной стороны и коммуникативно-целесообразного употребления средств языка будет способствовать повышению речевой культуры студентов, а также педагогов-профессионалов.
[1] И.И. Левидов, говоря о недопустимости разрыва между дыханием и звуком, не имел в виду заболевания голоса При определенных голосовых заболеваниях (например, при кровоизлиянии в голосовую складку) дыханием заниматься нужно, это является своеобразным массажем, а «звучать» нельзя Как только голосовой аппарат пришел в норму, нужно переходить к упражнению со звуком (прим автора).
[2] Принцип стробоскопии был разработан в 1829 г. физиком Плато (J. Plateay) и независимо от него в 1833 г. - Штампфером (S. Stampfer) В 1878 г. Эртель (M. Oertel) применил стробоскопию в оториноларингологии (примеч. автора).
[3] См. библиографию в конце книги.