Работа над ударением в слове

Знакомство с правилами современного литературного произношения - первый шаг в работе над техникой речи. Для того чтобы научиться говорить правильно, нужно специально тренироваться в запоминании правил произношения и ударения в русском языке.

Изучая литературное произношение, надо овладеть умением наблюдать не только за своей речью, но и за речью окружающих. Речь преподавателя, естественно, является образцом для студентов.

Необходимо прослушивать записи выступлений актеров, чтецов, речь которых может служить образцом правильного произношения. Полезно прослушивать по радио и телевидению выступления специалистов по лингвистике, посвященные вопросам устной речи.

Но только слушать чужую речь мало. Надо тренироваться, закреплять правила произношения на практике.

На первоначальных этапах полезно пользоваться магнитофоном: записывать свою речь, потом прослушивать, сверять с образцами и затем повторять запись, стараясь исправить замеченные отклонения от нормы. Слушая себя «со стороны», легче замечать собственные ошибки.

Освоение ударения в слове требует выработки определенных навыков и большой затраты времени.

Мы предлагаем задания, выполняя которые вы должны будете размышлять над тем, на каком слоге поставить ударение, как произнести слово, имя, фамилию. Задания на ударение сочетаются с заданиями на применение различных правил орфоэпии.

Полезно, чтобы студенты, расставив ударения и проверив предварительно правильность своего произношения, слушали и контролировали друг друга.

При чтении книги, слушании речи окружающих у вас могут возникать вопросы, связанные с постановкой ударения, с произношением того или иного слова. Поэтому целесообразно завести небольшой словарик и записывать туда слова, произношение которых вызывает сомнения. Проверять правильность «сомнительных слов» следует по словарю-справочнику.

Задания

1. Проставьте ударение в словах. Если возникнут затруднения, проверьте ударение по словарю-справочнику.

2. Если значение какого-либо слова вам будет не понятно, сверьтесь со «Словарем русского языка» СИ. Ожегова.

3. Выпишите и произнесите вслух слова, в которых встречаются звуки о и а в безударном положении в начале слова и в первом предударном слоге.

4. Выпишите и произнесите вслух слова, в которых звуки о и австречаются в безударном положении во втором и третьем предударных слогах.

5. Выпишите и произнесите вслух слова со звуками е и яв безударном положении в начале слова, в первом и втором слогах перед ударным. Ответьте на вопрос, есть ли разница в произношении безударных е и яв начале слова, в первом предударном слоге и во втором предударном слоге.

6. Выпишите и произнесите иностранные слова, в которых согласные звуки т, д, р, с перед гласным е произносятся твердо.

7. Выпишите и произнесите иностранные слова, в которых звуки т, д, р, с в соответствии с правилами русской орфоэпии перед гласным е произносятся мягко.

8. Отметьте слова, которые всегда пишутся одинаково, но в которых изменение ударения меняет их значение.

Аргумент. Автобус. Алиби. Афера. Автобус. Алкоголь. Алфавит. Ангажировать. Абитуриент. Занял, заняла, заняли. Отдал, отдала, отдали. Отнял, отняла, отняли.

Афиняне. Египтянка. Еретик. Ксендз, ксендза, ксендзу. Монолог. Эпилог. Диалог. Ободранный, ободран; ободрано, ободраны. Ободрать, ободрал, ободрала, ободрало, ободрали.

Ворожея, ворожеи. Заговор (разные значения). Договор. Приговор. Звоню, звонишь, звонит; звоним, звоните, звонят. Отдать, отдадите; отдал, отдала, отдали. Отдался, отдалась, отдалось, отдались.

Аргумент. Языковый. Языковой. Яичница. Рядно, рядна. Изолированный. Изжитый, изжит, изжита, изжито. Излить, излился, излилась, излилось, излились. Избранный, избранная, избран, избрана, избрано, избраны.

Увалень. Угольные (разные значения). Уксусный. Закупорить, закупоренный. Откупорить, откупоренный. Юный. Юность. Суженый. Юркнуть. Юродивый. Юнкер. Юрта (просклоняйте слово).

Ангажировать. Антоним. Апостроф. Баллотироваться. Баловаться, балованный, избалованный, баловство, побалуются, не балуй. Бант, банты, бантов. Бездыханный, бездыханная. Безнадежный, безнадежность.

Валежник, валежника. Беспрецедентный, беспрецедентная. Констатация, констатировать. Бита. Благополучие. Благоприобретение, благоприобретенный, благоприобретенная. Блеклый, блеклая, поблекший, поблекнувшая.

Бунт, бунты, бунтов (в значении «восстание»). Бунт; множ.: бунты, бунтов (в значении «связка»). Босой, босая, бос, босое, на босу ногу. Бред, бредовая идея. Ведомость, ведомости; множ.: ведомости, ведомостей, ведомостями. Взорвался, взорвалось, взорвалась, взорвались.

Герб, гербы, гербов, гербова (бумага). Гвоздь, гвоздя; множ.: гвозди, гвоздей. Ворота, ворота; въезжая в ворота. Враль, враля; врали, вралями. Гофрированный; гофрировать, гофрирую, гофрируешь. Гром, громы.

Грабли, грабель, граблями. Гражданин; множ.: граждане, гражданам. Дверь, по двери, из двери, к двери, в двери, по двери; множ.: двери, дверей, дверям. Жаворонок, жаворонка. Жадный, жаден, жадна, жадны. Допоздна. Допьяна. Духовник, духовника. Дьяк, дьяка; множ.: дьяки.

Евнух, евнуха. Ересь, ереси. Донельзя. Обчистил дочиста. Желчь. Желудевый кофе. Кафе. Жемчуг, жемчуга; множ.: жемчуга, жемчугов. Залоснюсь, залоснишься, залоснится. Запертый, запертая; кратк.: заперто, заперты. Заем, займа.

Заржаветь; заржавел, заржавела, заржавели, заржавленная, заржавленный. Ивовый, ивовая ветка. Изба, избы, избу; множ.: избы, избам. Избранный, избранная; кратк.: избран, избрана. Изваяние. Задолго. Забронированный, забронированная (в значении закрепленный за кем-нибудь). Забронировать, забронированный (в значении «покрытый броней»).

Кабан, кабана; множ.: кабаны, кабанов. Кладовая, кладовая. Километр; множ.: километры, километров. Каталон. Атлас. Атлас. Кета. Кетовая. Кит, кита. Китовый ус. Козырь, козыри, козырей. Инок. Знахарь. Знахарка! Знахарство. Клуб, клубы (в значении «место для отдыха»).

Клуб, клубы дыма. Коклюш, коклюша. Мелочный, мелочный (человек). Мелочной товар, мелочная торговля. Мизерность: мизерная.

Дервиш. Декольте. Термос. Термостат. Дебют. Декаданс. Декамерон. Макбет. Макдуф. Мистер. Дельта. Декорум. Дегустатор. Дегустация. Регби. Деградация.

Редукция, редуцированный. Телескоп. Термометр. Прогресс. Регресс. Дезертир. Дезинфекция. Дегенерат. Девиз. Дефент. Резерв. Резервация. Реглан. Декрет, декретный.

Статуя, статуи; множ.: статуи, статуям. Станковый, станковая. Стена, стены, стену; множ.: стены, стенам, стенами; по стенам, за стену, на стену, за стенами, в стенах. Татуировка, татуированный, татуированная. Татуировать. Стекло, стекла; множ.: стекла, стекол.

Скопировать, скопируешь. Сковорода, сковороды; множ.: сковороды, сковород, сковородам. Седина; множ.: седины, сединам, сединами, о сединах. Тень, тени; тени, теней, о тени, в тени на тени.

Работа над текстом

В первые годы обучения студенты постепенно осваивают на несложном литературном материале основные принципы работы над текстом. Работая над любым текстом (отдельные слова, словосочетания, поговорки, пословицы, небольшие фрагменты из литературных произведений), следует четко осознавать смысл и конкретную задачу высказывания: о чем я говорю и ради чего говорю.

Если прислушаться к человеку, который разговаривает с собеседником, мы всегда услышим живую речь, свидетельствующую о заинтересованности человека, желании передать собеседнику что-то свое или что-то получить от него. Но если послушать того же человека, когда он читает готовый текст, то нередко мы встретимся с однообразным, монотонным чтением.

Даже не глядя на человека, а только слушая его, можно по тону определить, говорит он или читает вслух.

По речи говорящего мы можем также узнать его отношение к предмету разговора: сочувствие, порицание, досаду, безразличие и др.

Работая над текстом, вы должны не только осмыслить его, но и проявить свое эмоциональное отношение к фактам, явлениям, событиям, описанным автором.

Поясним это положение на примерах. Для освоения произношения безударных двойных гласных (аа, ао, еу, еои др.) мы предлагаем использовать простые предложения. Иду по Арбату; Гуляю по Ордынке; Вышел на орбиту и т.п.

Студенту надо обдумать каждую фразу, а потом произнести их, используя два элемента педагогического мастерства: собственное «видение» и «отношение» к фактам или явлениям, о которых говорится в предложениях.

Следует не проговаривать отдельные слова, а произносить мысль -фразу, предложение - как целостное смысловое и интонационное единство. Для этого необходимо решить, с какой оценкой, с каким отношением вы произнесете фразу. Поставьте вопросы, например: когда иду по Арбату - вечером или утром? Спешу ли, иду по делу или закончил свои дела, гуляю, отдыхаю? Один иду или вдвоем? С кем иду? Вы убедитесь, что совсем простые на первый взгляд предложения приобретут более глубокий смысл.

Подобные вопросы подскажут разные, так называемые «предполагаемые обстоятельства», а разные «предполагаемые обстоятельства» вызовут различное отношение к ним. Различное отношение поможет, в свою очередь, выразить разный подтекст. Здесь важны те оттенки «предполагаемых обстоятельств» которые содержатся в поставленных вопросах и которые будут способствовать нахождению правильного понимания мысли, раскрытию подтекста.

С первых занятий необходимо вырабатывать навыки зрительного восприятия предметов, фактов, явлений, о которых говорится в тексте выражения «живым током» собственного отношения к тому, что произносите, умение вскрывать «подтекст». Как уже отмечалось выше, важно, чтобы студент осознавал, о чем он говорит, с каким отношением и ради чего говорит, т.е. научиться работать с текстом.

Пословицы

К текстам переходят после работы над звуками в словах и коротких предложениях. Первыми текстами, которые служат для закрепления приобретенных навыков, являются пословицы и поговорки.

Пословицы - мудрые народные изречения, в них отображена жизнь, трудовая деятельность народа, отношение к родине, уважение к труду, мужество, смелость, честность человеческой натуры. В то же время есть много пословиц, которые высмеивают трусость, тунеядство, лень, глупость и другие пороки.

Всегда утверждая что-то как неоспоримую истину, пословица содержит богатство оттенков чувств и отношений и не оставляет нас равнодушными. Это помогает находить верное «произносительное решение».

Снова подчеркнем, что с самых первых этапов работы над текстом (начиная с пословиц) следует помнить, что фраза - целое смысловое и интонационное единство. Фраза будет звучать как набор слов, если не подумать над ее смыслом, о том, что вы хотите сказать, кому и зачем говорите.

Работа над пословицами знакомит с очень распространенным синтаксическим явлением - противопоставлением и сопоставлением. Интонационное выделение противопоставляемых и сопоставляемых элементов играет важную роль в раскрытии смысла: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож»; «Вещь хороша новая, а друг - старый».

В каждой пословице студент фиксирует внимание на одной-двух гласных (основные и йотированные), которые повторяются в нескольких словах, как в ударном, так и безударном положении.

Задание

Поупражняйтесь в произнесении пословиц, которые приводятся ниже, и выучите их наизусть. Предварительно сделайте логический разбор каждой пословицы. Наметьте логические паузы, выделите слова, которые выражают основную мысль, и произнесите фразу в соответствии со смысловыми группами, звеньями, тактами. Решите, с какой задачей, и с каким отношением вы будете произносить пословицу, к каким жизненным ситуациям ее можно отнести.

А-я

Сам пропадай, а товарища выручай.

Язык болтает, а голова не знает.

Желанному гостю - горячий привет, незваному гостю - хозяина дома нет.

Спрашивай не старого, спрашивай бывалого.

о-ё

Не тот живет больше, чей век дольше, а тот живет дольше, чьих дел больше.

Хорош тот, кто поит да кормит, а и тот не плох, кто хлеб-соль помнит.

На языке мед, а под языком лед. Соврешь не помрешь, да вперед не поверят.

и-ы

Простые истины не круты; да круты к ним дороги.

Как поплыл, так и прослыл.

С родной земли умри - не сходи.

Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

е

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Без дела жить, только небо коптить.

Ученье без уменья - не польза, а беда.

У-ю

Кто языком штурмует, немного навоюет.

Умный любит учиться, а глупый учить.

За ученого двух неученых дают, да и то не берут.

Какую чашу другу нальешь, такову и сам выпьешь.

Стихотворные тексты

Задание

После работы над гласными в пословицах переходите к отработке гласных на стихотворных текстах. Сделайте логический разбор каждого из тестов, которые даются ниже. Наметьте логические паузы (разделите текст на речевые звенья), выделите слова, которые выражают главную мысль, и произносите текст осмысленно.

Выполняя логический разбор фрагментов стихотворений, следуйте методическим указаниям к работе над текстом.

А-я

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда ломлива,

Своенравна и ревнива.

(А. Пушкин)

* * *

Чернеет полночь. Пять пожаров!

Столбами зарева стоят!

Кругом зажиточные села

Со всеми скирдами горят.

(К. Случевский)

е

Не серна под утес уходит

Орла послышав тяжкий лёт;

Одна в сенях невеста бродит,

Трепещет и решенья ждет.

(А. Пушкин)

* * *

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

(Ф. Тютчев)

О-ё

За озером долго играла гармонь,

Как будто бы жалуясь кротко

На то, что еще не охота домой,

Что рано уснула слободка.

(А. Твардовский)

У-ю

Давно уж не вижу я солнца и неба.

Не знаю, как мир и живет, и цветет

Как птица, не сею зернистого хлеба,

Пою и ночую, где Бог приведет.

(И. Никитин)

* * *

О чем прозаик, ты хлопочешь?

Давай мне мысль какую хочешь;

Ее с конца я заострю,

Летучей рифмой оперю,

Вложу на тетиву тугую,

Послушный лук согну в дугу,

А там пошлю наудалую

И горе нашему врагу.

(А. Пушкин)

И-ы

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня.

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

(А. Пушкин)

* * *

Стародавние былины,

Песни родины моей!

Породили вас равнины,

Горы, долы, даль полей.

(А. Коринфский)

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Классификация согласных

Согласные звуки делятся на звонкие, глухие и сонорные.

Глухиминазываются те звуки, в образовании которых шум преобладает над голосом. К этим звукам относятся: п, т, к, х, ф, ш, с, щ, ч, ц.

Звонкиминазываются согласные, в образовании которых принимает участие голос. К звонким согласным относятся: б, д, г, в, ж, з.

Сонорныминазываются согласные, в образовании которых голос преобладает над шумом. К сонорным согласным относятся звуки м, н, л, р. К этой же группе принадлежит согласный звук й.

По способу образования согласные делятся на взрывные (смычные), щелевые (фрикативные), слитные (аффрикаты), дрожащие (вибранты),

Взрывными,или смычными называются согласные б-п, д-т, г-к. Во время их произнесения струя выдыхаемого воздуха разрывает преграду, образуемую органами речи.

Щелевыми, или фрикативными называются согласные в-ф, с-а, ш-ж, х, щ. При произнесении этих звуков струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую органами речи.

Аффрикаты: два составные звука ц и ч.

Дрожащие, или вибранты - это р и р'.

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие фонемы. Звонкость и глухость, твердость и мягкость присутствует в самой согласном звуке. При произнесении всех мягких согласных средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу.

В фонетике это положение называется «палатализация» согласных звуков.

Принцип работы над согласными звуками остается тем же, что и в работе над гласными, т.е. комплексные занятия по дикции, орфоэпии, дыханию и голосу.В правильном произношении согласных надо систематически тренироваться т.е. следить за артикуляцией звуков.

Согласные звуки необходимо произносить активно, внятно, четко. Особенно внимательно эти требования надо выполнять при произнесении согласных в начале и в конце слов. При нечетком, невнятном произнесении согласных звуков в начале и в конце слов страдает смысл всего текста. Часто, например, вместо слова идет говорят «иде», вместо слова город - «горо», вместо слова вор - «ор» и т.п.

Полезно вспомнить образное выражение См. Волконского, на которое ссылался К.С. Станиславский: «Гласные - река, согласные - берега».

Прежде всего необходимо научиться хорошо различать согласные звуки по звонкости и глухости, мягкости и твердости; усвоить, что звонкость и глухость, мягкость и твердость присущи самим согласным, и если при произнесении звуков возникают неточности, причину надо искать в недостатках артикуляции.

Студент должен знать, что разница между звонким и глухим звуком состоит в том, что в момент произнесения звонкого согласного голосовые связки сближены, напряжены, вибрируют, а во время произнесения глухих звуков голосовые связки ненапряжены и слышен шум.

Некоторые студенты вместо звонких согласных произносят глухие. Так, слово бар звучит как «пар», слово дом - как «том» и т.п.

Для усвоения различия между звонким и глухим звуками мы рекомендуем применить следующий способ: положить ладонь на то место, где находится выступ щитовидного хряща (так называемый кадык), и произносить по очереди звонкий и глухой звуки: д-т (д-т-д-т-д-т) или какую-нибудь другую пару твердых звонких и глухих согласных, которые у вас звучат правильно. В момент произнесения звонкого согласного ладонь ощутит колебание голосовых связок, тогда как при произнесении глухого согласного колебание голосовых связок не происходит. Это ощущение поможет уловить ваш недостаток и овладеть правильным произношением звонких согласных.

Согласные следует произносить без добавления к ним какого-либо гласного. Для лучшего усвоения звонкости и глухости согласных звуков произнесите слова, смысловое различие которых основано на различии согласных звуков по звонкости и глухости, например: дам-там, дон-тон, зуд-суди др.

Студентам, в речи которых отсутствует звонкость в каком-либо согласном звуке, полезно поупражняться в произношении ряда слов на звонкие и глухие согласные. Внимательно слушая, как вы произносите эти слова, вы сможете самостоятельно выявить неправильный звук. Проговорите слова с согласным, который звучит правильно, и сопоставьте их произношение с произношением слов с согласным, который звучит неправильно. Способ сопоставления поможет вам найти верное звучание для согласного, требующего коррекции.

Работая над согласными звуками, следует большое внимание обращать на такие их качества, как мягкость и твердость. Йотированные гласные, которые пишутся после мягких согласных, не влияют на мягкость согласного звука. Наглядным примером служат иностранные слова, личные имена и наименования, в которых после согласных пишется е, например: Марсель, Дрезден, Отелло, Ромео, термос, тент, а произносить надо везде твердые согласные: Марс[э]ль, Дрезден, От[э]лло, Ром[э]о, т[э]рмос, т[э]нт.

Некоторые студенты произносят твердо такие слова, как письмо, возьму, семь, восемь, семьдесят, восемьдесят. Это не столько орфоэпическая, сколько грамматическая ошибка. В этих словах мягкий знак на письме указывает на мягкость звуков. Следовательно, звуки с, з, м обязательно должны произноситься мягко.

Твердое произношение мягких согласных звуков является диалектным. Над его устранением надо систематически работать с первых занятий по технике речи.

Большое значение в русском литературном произношении имеют двойные согласные.

Диалектное произношение многих студентов характеризуется неправильным произнесением двойных согласных. В русском языке много слов, смысл, которых зависит от того, с одним или двумя согласными они написаны. Следовательно и произносить их надо в соответствии с написанием, например:

поданный-подданный водный-вводный
судить-ссудить водить-вводить
вернуть-ввернуть поделка-подделка
подать-поддать одарить-отдарить [дд]
потащить-подтащить [тт] оделить-отделить [дьдь]

Наибольшее количество ошибок встречается в произношении двух согласных, когда звук, который находится в предлоге, приставке или в окончании, повторяется в корне, или когда одно слово кончается, а другое начинается одним и тем же звуком: оттузить, отторгнуть, поддакивать, отдалить, подтащить, выхваченный, выделенный и др.

Для того чтобы не совершать ошибок, студентам надо запомнить ряд правил произношения согласных звуков, которые рассматриваются ниже.

Наши рекомендации