Коррекционнная работа над ударением

Коррекционная работа по развитию умения определять и выделять ударные звуки является важной предпосылкой усвоения орфограмм морфологического и фонематического принципов написания, а также одним из условий перехода к последующим этапам логопедического воздействия при устранении дизорфографии. Направления работы над ударением у школьников с дизорфографией разработаны с учетом наших исследований, современных представлений о фонетической природе ударения и его восприятия в словах и предложениях, о его подвижности в разных грамматических формах (шесть - шестью). Успешность работы над ударением определяет дальнейшее усвоение слов-омографов (парить - парить), различение грамматических форм для реализации правила правописания безударных гласных, одного и того же слова (норы - норы), создает предпосылки для развития просодической стороны речи учеников с данной патологией. Коррекционная работа осуществляется по следующим этапам:

Первый этап - развитие языковых средств, обеспечивающих определение и выделение ударения (силы, интенсивности артикуляции, долготы произношения отдельных звуков в ряду из двух-пяти звуков) с опорой на различные анализаторы (слуховой, зрительный, речедвигательный, тактильно-вибрационные ощущения).

Второй этап - развитие умения находить ударные и безударные гласные в слогах.

Третий этап- развитие умения находить ударные и безударные гласные в словах.

за - зы - зо за - зы - зо за - зы - зб

гу - го - гы гу - го - гы гу - гб -»• гы

Процедура и инструкция - те же.

Повторение рядов из трех слогов с меняющимся ударением (сразными гласными и фонетигески далекими согласными): ча - ву - но ча - ву - но ча - ву - но

пы - шо - хо пы - шо - хо пы - шо - хо

Процедура и инструкция - те же.

Повторение рядов из трех слогов с меняющимся ударением с разными гласными и фонетигески близкими согласными): со - ца - ту со - ца - ту со - ца - ту

та - чи - шо та - чй - шо та - чи - шо

Процедура и инструкция - те же.

Домашнее задание:

1)И.В. Прищепова стр 166- читать и учить

2)Привести пример каждого вида задания, встроенного в содержание индивидуально-коррекционного занятия по русскому языку (тема и класс - на выбор студента, но обязательно в соответствии с программным содержанием).

Приготовьте к следующему занятию картинки с изображением мяча, куклы, поезда, березы, экскаватора; комплект цифр.

Справочные материалы:

Шкала оценки способностей ребенка воспринимать и соотносить различные сенсорные эталоны

По данной шкале наблюдается и оцениваются способность ребенка воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны, их свойства и отношения. К таким сенсорным эталонам можно отнести цвет, форму, величину, направления в пространстве и пр. Педагог, психолог и другие эксперты оценивают насколько ребенок владеет сенсорными эталонами цвета, формы, величины, знает ли он пространственные направления, способен ли он ориентироваться в пространстве.

Низкий уровень (0-2)

Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребенок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.

Средний уровень (3-5)

Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребенок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.

Высокий уровень (6-8)

Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачок в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, Когда он глубоко усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.

Очень высокий уровень (9-10)

Очень высокие оценки по этой шкале отмечают особую чувствительность (сенситивность) к цвету – полутонам и оттенкам, форме – гармоничность формы, к людям и окружающему миру вообще.

В общую шкалу ставится средняя или более сложная оценка по шкалам. В раздел программы «Комментарий» заносится качественный анализ состояния сенсорно-перцептивной системы, а также информация о состоянии слуховой, вкусовой и обонятельной чувствительности.

Восприятие цвета

Оценка:

§ «0» – полностью выключенная сенсорная система.

§ «1» – ребенок воспринимает мир в цвете.

§ «2» – ребенок понимает разницу между цветами.

§ «3» – ребенок узнает и различает 4 основных цвета – красный-желтый-синий-зеленый, может назвать правильно хотя бы один из цветов (для качественного анализа важно какой это цвет).

§ «4» – ребенок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета, б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов, в) правильно выбрать заданный цвет из 3-х цветного ряда.

§ «5» – ребенок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнает и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов.

§ «6» – ребенок называет несколько дополнительных цветов, например, оранжевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак.

§ «7» – ребенок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки – оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой и др.

§ «8» – понятие о цвете сформировано и используется в деятельности.

§ «9-10» – не актуально для «особого» ребенка.

Наши рекомендации