Психологическая характеристика психопатий
Психопатия представляет собой стойкий дисгармонический склад личности, для которого характерны тотальность психопатологических особенностей личности, выраженность психопатических нарушений до нарушений социальной адаптации и относительная стабильность патологических личностных особенностей в течение жизни.
Психопатия является результатом длительного поэтапного патологического формирования личности, и только после окончания подросткового периода приобретенные патологические свойства личности окончательно закрепляются и создают психопатическую структуру личности. Предпосылки психопатической структуры личности могут наблюдаться у детей уже в раннем и дошкольном возрастах в форме различных отклонений в поведении (страхи, упрямство, плаксивость, эмоциональная лабильность, застреваемость и др.). В младшем школьном возрасте ребенок в психотравмирующей ситуации демонстрирует выраженные реакции протеста, отказа, эмансипации, которые пока еще вполне объяснимы. В дальнейшем на границе подросткового возраста у ребенка начинают появляться ярко выраженные патологические черты характера, и они уже прямо не связаны с психотравмирующей ситуацией. В подростковом возрасте эти черты характера становятся устойчивыми личностными чертами, и в юношеском возрасте уже складывается типичная психопатическая личность.
В различных классификациях психопатий выделяются разные их группы. Так, О.В. Кербиков разделил психопатии по причинам их возникновения на конституционные, органические и краевые.
- Конституционные психопатии зависят в большей степени от наследственной предрасположенности, чем от особенностей воспитания детей. К ним относят шизоидную, эпилептоидную, циклоидную, психастеническую, неустойчивую и истероидную психопатии. Эту группу называют также ядерной группой психопатий.
- Органические психопатии связаны с ранним органическим поражением центральной нервной системы, и среди них чаще встречается возбудимый (эксплозивный) тип.
- Краевая, или нажитая (приобретенная) психопатия является результатом патологического формирования личности.
Далее рассмотрим психологические особенности детей с разными видами психопатий.
Ребенок с шизоидной психопатией. Признаки шизоидной психопатии могут проявиться еще в дошкольном и младшем школьном возрастах, и это проявляется в нарушениях контактов ребенка со сверстниками, в его необычных интересах и увлечениях. Для ребенка характерны черты аутизма, ухода от общения, погружения в мир фантазий. Такой ребенок характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью, парадоксальным отсутствием детской непосредственности и жизнерадостности, некоторой сухостью, холодностью в отношениях с близкими людьми. Для этих детей с раннего возраста типична неравномерность развития разных сфер: наблюдается высокий уровень речевого развития, но запаздывает формирование действий с предметами и навыков самообслуживания, дети не любят двигательной активности, отказываются принимать участие в подвижных играх с детьми. Они предпочитают общество взрослых и общение с ними обществу сверстников. В младших классах школы они испытывают серьезные трудности в самоорганизации, им трудно соблюдать школьную дисциплину, они с трудностями овладевают школьными навыками. Они отличаются, как правило, высоким уровнем интеллектуального развития, но не могут найти контакт со сверстниками и, более того, часто являются предметом их насмешек из-за своей бытовой беспомощности, неконтактности, эмоциональной неадекватности.
Для детей с шизоидной психопатией характерно раннее возникновение интеллектуальных интересов, любовь к чтению, рисование карт и схем, разведение насекомых, страсть к коллекционированию. В школе их привлекают точные науки, требующие высокого уровня интеллектуального развития. Для них типично выраженное стремление к логическому, абстрактному познанию мира. Дети всегда отличаются хорошо развитой речью, они пользуются развернутыми предложениями, в их речи изобилуют необычные и редко употребляемые другими детьми слова. Они испытывают небольшой интерес к бытовым вопросам, к житейским ситуациям и комфорту, отличаются рассеянностью, которая вызвана сосредоточенностью на внутреннем мире и низким интересом к окружающему. Дети с шизоидной психопатией имеют значительное сходство с детьми с синдромом Аспергера (см. главу 11), тем более что сам Г. Аспергер относил описанную им группу детей именно к шизоидной психопатии. Однако при шизоидной психопатии дети имеют лишь личностные нарушения, а иногда рассматриваются как просто своеобразные личности, не имеющие клинически выраженной патологии [7; 10].
Ребенок с эпилептоидной психопатией. При эпилептоидной психопатии у детей наблюдаются стойкие характерологические особенности в виде эмоциональной вязкости, склонность к необъяснимым колебаниям настроения с преобладанием дисфории (угрюмости). Уже для детей в возрасте 2–3 лет характерны бурные и затяжные аффективные реакции, особенно в ситуациях физического дискомфорта (А.Е. Емельянов). В более старшем возрасте становятся очевидными агрессивность с чертами садистических наклонностей, длительное состояние озлобленности при невыполнении требований взрослых, упрямство и мстительность. Этим детям свойственна аккуратность, доходящая до педантизма, выраженное стремление к установленному порядку. В детском коллективе такие дети неуживчивы из-за их эмоциональных вспышек, вязкости, властности и конфликтности, связанных с постоянным стремлением к самоутверждению.
Для этой группы детей типичная инертность психических процессов, которая приводит к накоплению отрицательных эмоциональных переживаний, а разрядка этого состояния может происходить по самому незначительному поводу. Дети с этой формой психопатии хорошо себя чувствуют в предсказуемой, стабильной обстановке, а малейшая смена условий жизни, вида деятельности, новые впечатления вызывают у детей необъяснимое упрямство. Таким образом, дети реагируют на свою неспособность быстро переключиться и приспособиться к изменениям, и невозможность приспособиться порождает вспышки гнева и агрессии. В качестве гиперкомпенсаторного механизма могут формироваться педантичность как черта характера и повышенная ориентация на выполнение социальных норм, правил и требований.
При патопсихологическом обследовании [10] дети и подростки охотно вступают в контакт, стремятся к точному и правильному выполнению заданий, но нуждаются в постоянном одобрении своей деятельности, а при неуспехе пытаются выполнить задание еще несколько раз, не меняя при этом способов деятельности. Объем внимания у детей обычно на нижней границе нормы, затруднена переключаемость внимания, характерен также длительный период врабатываемости. При выполнении заданий, требующих графических изображений, дети выполняют чрезмерно детализированные изображения, все прорисовывается ими тщательно и дотошно. В речи детей и подростков наблюдаются обстоятельность, широкие справочные реплики-разъяснения. В оценке окружающих типичны высказывания «правильно-неправильно», «справедливо-несправедливо», детьми подчеркивается соответствие своего поведения требованиям ближайшего социального окружения.
Дети с эпилептоидной психопатией существенно отличаются от детей с эпилепсией (эпилептическим синдромом) тем, что у них отсутствует интеллектуальное снижение, которое часто встречается при эпилепсии. (О детях с эпилепсией и деменцией вследствие эпилепсии можно прочитать в главе 6).
Ребенок с циклоидной психопатией. При этом виде психопатии наблюдаются колебания настроения от пониженного к повышенному, от депрессивного к маниакальному состоянию, но в детском возрасте это встречается крайне редко. Чаще диагностируется гипертимный вариант, при котором преобладает постоянно повышенный фон настроения, склонность к шуткам, озорству, шутовское («клоунское») поведение, чрезмерная общительность, склонность к риску. В детском коллективе такие дети трудны из-за гиперактивности и неугомонности, чрезмерной общительности. Психические процессы у них характеризуются ускоренным темпом, дети стремятся постоянно получать приятные впечатления, а громкие, ритмичные звуки, яркие цвета, новые вкусы доставляют им удовольствие. Ребенок стремится получить удовольствие непосредственно, он не в состоянии отсрочить удовлетворение своих потребностей и желаний. Дети не переносят каких-либо ограничений и запретов, они склонны заниматься своим привлекательным делом, игнорируя внешние воздействия, не выражая свой протест против ограничений. Хотя общение доставляет детям удовольствие, глубокие эмоциональные связи с другими людьми возникают у них редко, а сверстники воспринимаются ими только как партнеры по совместным играм и развлечениям.
В подростковом возрасте у детей могут возникать резкие колебания настроения, когда ребенок неожиданно чувствует себя подавленным, у него наблюдается слезливость, раздражительность. Уменьшается активность, возникают периоды бездействия, сопровождающиеся состояниями лени. Ребенок остро переживает изменившееся состояние, тем более что оно сказывается на его отношениях со сверстниками и родителями, на его успехах в учебе. В период депрессивной фазы у ребенка могут возникать суицидальные мысли и наклонности, а в период маниакальной фазы – склонность к риску и связанный с этим повышенный травматизм.
Ребенок с истероидной (истерической) психопатией. Истероидная психопатия не всегда наследственно обусловлена, то есть, имеет конституционный характер, чаще она возникает из-за последствий ранних органических поражений головного мозга. Истерическая психопатия чаще встречается у девочек. Основой данного вида психопатии является психическая незрелость, или инфантилизм. Для инфантилизма характерны эгоцентризм, повышенная внушаемость, жажда новых ощущений и впечатлений, неспособность к волевым усилиям. Уже в дошкольном возрасте у девочек наблюдается выраженные капризность, жажда признания, манерность и демонстративность. Девочки стараются привлечь к себе внимание самыми разными способами, в том числе рассказывая вымышленные истории, в своих фантазиях они всегда выступают в качестве главного героя или в качестве жертвы, но никогда – в качестве стороннего наблюдателя. Они крайне ревнивы к похвалам в адрес других детей, вступают из-за этого в конфликты. В школьном возрасте типичными чертами в поведении становятся завистливость, ревнивость, которые сочетаются с демонстративностью. Утрированный характер одежды, прически, поведения используются также для привлечения внимания, а в подростковом возрасте с этой же целью используется кокетство и фантазии, имеющие иногда сексуальный характер. Однако девочки неспособны к волевым усилиям, поэтому при хорошем интеллектуальном уровне они демонстрируют низкий уровень школьной успешности. Ущемленное низкими оценками самолюбие приводит к конфликтам с учителями, так как девочки не могут критично оценить себя и склонны к обвинению других в своих неудачах.
В процессе патопсихологического обследования [10] дети с желанием вступают в контакт, с удовольствием рассказывают о себе, о своих достижениях и успехах, но иногда, жалуясь на неудачи, обвиняют в них окружающих. Темп мыслительных процессов у них быстрый, отмечается хорошее распределение внимания и его легкая переключаемость, что, однако, сочетается с недостаточной его концентрацией. При выполнении заданий дети быстро пресыщаются, и не могут преодолеть пресыщение с помощью волевых усилий. Мышление обычно соответствует возрастным нормативам, хотя некоторые суждения и обобщения могут носить подчеркнуто эмоциональный и значимый для испытуемых характер (например, «свеча и керосиновая лампочка – это живой, приятный прибор, а лампочка – это просто электроприбор»). В их речи часто используются прилагательные оценочного характера (приятный, красивый и т.д.). При рисовании фигур людей и животных подростки изображают много декоративных элементов, украшательства, перья, длинные ресницы, бантики, цветочки, не всегда уместные в данном случае. В рассказах испытуемых очевидны развернутые сюжеты, в которых герои становятся выдающимися личностями, привлекающими к себе всеобщее внимание. Очевидно, что эти рассказы носят проективный характер, в них отражаются собственные потребности, мысли и мечты авторов. При выполнении заданий девочки оказываются неуспешными, и у них наблюдается демонстративный отказ от деятельности.
Таким образом, при истерической психопатии наблюдается конфликт между потребностью в признании, имеющей характер одержимости, и неспособностью к волевому усилию и искаженной некритичной самооценке, что определяет сущность психической дисгармонии. Как образно замечает Н.Ю. Максимова, «мир воспринимается как зрительный зал, и основное стремление – добиться его реакции» [10 , с. 187].
Ребенок с неустойчивой психопатией. Дети с неустойчивой психопатией характеризуются незрелостью интересов, поверхностностью, нестойкостью привязанностей, импульсивностью, действиями по первому побуждению. Они неспособны к длительной целенаправленной деятельности, поэтому даже при хорошем интеллекте недостаточно продуктивны в учебе. Для них типична так называемая «сенсорная жажда», то есть постоянная потребность в новых впечатлениях, в их смене. Эта потребность в сочетании с импульсивностью побуждает их убегать из дома, из школы, вызывает склонность к бродяжничеству. Можно сказать, что мир воспринимается детьми как источник развлечений и удовольствий. Импульсивность поведения обусловлена также отсутствием его опосредованности, в частности, несформированностью моральных норм и правил, отсутствием моральных запретов, поэтому дети научаются выходить из сложных ситуаций с помощью обманов, вымыслов. Будучи высоко внушаемыми, дети легко усваивают социально негативные нормы поведения, легко попадают под влияние асоциальных групп. Несмотря на хороший уровень интеллекта, для детей типично полевое поведение (характерное для нормального развития детей в возрасте до трех лет), так как предметы окружающего мира вызывают либо притяжение, либо отталкивание.
В процессе патопсихологического обследования [10] дети легко и охотно вступают в контакт, сразу приступают к выполнению заданий, особенно им интересны задания с игровой мотивацией. Объем и переключаемость внимания у них обычно в пределах нормы, хотя затруднена длительная произвольная концентрация внимания. Процессы механического и смыслового запоминания у них осуществляются без отклонений, мышление последовательное, но иногда допускаются поспешные обобщения по конкретно-ситуативным признакам. Обращает на себя внимание примитивный круг интересов. При составлении рассказа по картинкам сюжет часто связан с какими-либо действиями, направленными на получение удовольствия или избегание опасности, хотя страдает прогнозирование исхода ситуации. Это же типично и для реального поведения ребенка. Самооценка неконкретная, обобщенная, ребенок не может обосновать свою оценку, ссылаясь на мнение значимых взрослых.
Психастеническая личность в детском возрасте. Психастеническая личность характеризуется мнительностью, склонностью к тревожности. Отдельные черты такой личности обнаруживаются у детей уже в 3–4 года – уже в этом возрасте у детей наблюдаются страхи за здоровье и жизнь близких и самого себя, легко возникающие по любому поводу тревожные опасения. Дети боятся всего нового, незнакомого, у них наблюдается склонность к навязчивостям (мысли, действия, сомнения, опасения, патологическая нерешительность). В подростковом возрасте у ребенка обнаруживаются черты ипохондричности (убежденности в своем серьезном заболевании), страхи начинают сопровождаться стереотипными действиями и ритуалами. Дети могут реагировать повышением температуры тела, рвотой и другими симптомами даже на перевод в новый класс или школу. В подростковом возрасте у детей возникают патологические сомнения относительно красоты собственного тела и внешности и развивается синдром убежденности в собственном уродстве. В качестве компенсаторного механизма тревожности складывается педантическая склонность к порядку, к неизменному расположению вещей, режиму дня, любое нарушение которого вызывает повышение тревожности.
При патопсихологическом обследовании [10] испытуемые с трудом вступают в контакт, долго выясняют причины проведения обследования, интересуются, почему обследуют именно их. Темп речевой и мыслительной деятельности у них несколько замедлен, недостаточны объем и переключаемость внимания. Работоспособность у детей не нарушена, однако из-за высокой тревожности они могут допускать ошибки, у них снижается продуктивность запоминания. При выполнении проб на мышление дети дают правильные ответы, но иногда ошибаются из-за сомнений в правильности решения. Описания сюжетных картин изобилуют переживаниями тревоги, беспокойства, пессимистическими перспективами. Самооценка у детей на среднем уровне с чертами низкого уровня, но часто отмечается застенчивость и нерешительность. Целенаправленность деятельности страдает на этапе принятия решения из-за сомнений в его правильности, но если решение принято, то дети и подростки проявляют настойчивость в достижении цели.
Ребенок с возбудимой (эксплозивной) психопатией. Возбудимую психопатию Г.Е. Сухарева [17] относит к группе органических психопатий, так как она обусловлена раним органическим поражением нервной системы. Этот тип чаще наблюдается у мальчиков, его клинической основой является эмоциональная и двигательная возбудимость. Уже в раннем возрасте дети характеризуются легкостью возникновения аффективных вспышек со злобностью, упрямством и негативизмом. Тяжелые эмоциональные эпизоды заканчиваются состояниями слабости, вялостью, слезами (астения). У детей наблюдаются немотивированные колебания настроения, чаще с преобладанием дисфории, то есть сниженного фона настроения. В ответ на замечания у детей возникают бурные протестные реакции, уход из дома и школы, они легко попадают в асоциальную среду сверстников и становятся правонарушителями.
При патопсихологическом обследовании [10] дети с трудом включаются в работу, выполняют только привлекательные для них задания, в которых прогнозируют безусловный успех. У детей наблюдаются выраженные реакции пресыщения, а попытки побудить ребенка к дальнейшей работе либо возникновение препятствий в процессе ее выполнения вызывают бурную реакцию возбуждения, крик, агрессивные действия. Умственная работоспособность у детей неравномерна, отмечается слабая концентрация произвольного внимания. Механическое запоминание обычно в пределах нормы, однако, при падении интереса к выполнению задания кривая запоминания может носить «падающий» характер, то есть дети запоминают с каждым повторением все меньшее количество слов. Мышление осуществляется в ускоренном темпе, хотя логично и последовательно, обобщения производятся по существенным признакам. При описании сюжетных картин часто встречаются проекции переживаний гнева и выражение агрессии, описание изображенных людей как ограничивающих действия главного персонажа. В речи детей часто звучит слово «нет», даже при согласии с собеседником.
Среди органических психопатий Г.Е. Сухаревой [17] особенно выделяется бестормозный тип, для которого характерны повышенный эйфорический фон настроения с откликаемостью на все внешние раздражители, что препятствует формированию произвольности и целенаправленности поведения. Для детей типична также некритичность при сохранном интеллекте, легкая отвлекаемость на любые внешние воздействия, которая носит кратковременный характер. В школьном возрасте бестормозность в поведении часто способствует патологии влечений.