Психологические основы помощи детям с нарушениями зрения

Важнейшим принципом осуществления работы по коррекции и реабилитации детей с нарушениями зрения является принцип опоры на сохранные возможности детей. Согласно этому принципу преодоление недостатков зрения происходит через его социальную компенсацию, приобщение к зрительному опыту через социальные средства, в первую очередь, через речь. Преодоление недостаточности зрительного восприятия происходит через активное использование обоняния, тактильного восприятия, слухового восприятия. Воспринятые и созданные с помощью сохранных перцептивных систем образы должны подвергаться анализу, запоминанию, интеллектуальной обработке. Важным является использование речи в процессе создания чувственных образов, когда каждый образ детально описывается и обобщается через отнесение к категории сходных образов. Этот процесс обозначается как интеллектуализация и вербализация сенсорного опыта.

Обогащение кинестетического и тактильного опыта незрячих и слабовидящих необходимо распространять на познание не только предметного, но и социального мира (мир социальных явлений, общения, познание другого человека).

Специфической задачей коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения является развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей, их пространственной ориентировки, а также практического интеллекта. В этом случае используется остаточное зрение, однако, при работе с людьми с остаточным зрением необходимо ориентироваться на медицинские показатели, так как в ряде случаев офтальмологи рекомендуют не пользоваться активно остаточным зрением, так как оно может быть окончательно утрачено при высокой нагрузке на зрительный анализатор.

Психологическая помощь детям с нарушениями зрения направлена на формирование у них социальной компетентности, умений адаптироваться в среде зрячих людей. Для этого необходимо учить детей ориентироваться не только в ближайшем пространстве, но и в более широком пространственном, и что особенно важно, социальном окружении. Особая задача – ориентация детей в быту и среди других людей, что требует развития социального интеллекта и коммуникативных навыков.

Таким образом, важнейшей общей задачей коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения является создание условий для компенсации недостаточности зрения. Система компенсации слепоты у детей возникает не автоматически, так как она связана, с одной стороны, с появлением недостатков зрения, а с другой – с включением незрячего человека в активную деятельность по адекватному отражению воспринимаемых свойств объектов внешнего мира. У незрячего или слабовидящего человека происходит функциональная перестройка структуры восприятия окружающего мира, когда изменяется соотношение основных сенсорно-перцептивных систем, их значимости в целостном процессе познания. Изменяется также и система речевого опосредования, означивания воспринятой внешней информации.

С целью обеспечения самостоятельности лиц с недостатками зрения разработаны специальные тифлотехнические средства, позволяющие заменить дефицитарную зрительную функцию. Так, существует система чтения, основанная Луи Брайлем еще в 19 веке. Она основана на комбинациях расположения шести точек, которые прокалываются на плотной бумаге. Каждый символ (буква, цифра, другие символы) обозначаются особым сочетанием в пространстве точек. Незрячий человек воспринимает рельефные буквы кончиками пальцев, и тем самым узнает отдельные буквы, а затем и отдельные слова. В наше время созданы компьютерные программы, которые переводят все содержание на экране компьютера в звуковую форму: голос компьютера считывает и проговаривает изображенное, что позволяет незрячему человеку воспринимать читаемое с помощью слуха. Незрячий человек также может читать звуковые книги, записанные голосом диктора на электронный носитель.

Как отмечает известный исследователь в области тифлопсихологии Л.И. Солнцева [9–11], различия в понимании психического развития незрячего ребенка обусловлены тем, что одни авторы рассматривают незрячего прежде всего как аномально развивающегося человека (человек минус зрение), а другие видят в нем, наоборот, активную развивающуюся личность, способную восполнять непосредственные недостатки наглядного (зрительного) восприятия комплексной опосредованной познавательной деятельностью. В исследованиях, проведенных под руководством Л.И. Солнцевой, не обнаружено прямой зависимости развития психических процессов от остроты центрального зрения детей. Наоборот, доказана прямая их зависимость от обучения, от того, насколько целенаправленно и своевременно проводилась работа по обогащению чувственного опыта, созданию системы представлений у детей. Благодаря развитию органов чувств, умения интерпретировать образы восприятия, навыкам высшей познавательной деятельности вне зависимости от возраста незрячего обеспечивается развитие компенсаторных процессов.

Необходимым условием образования системы компенсации слепоты в любом возрасте является развитие мотивации деятельности и становление активной позиции по отношению к окружающему миру. Особое значение имеет правильно организованная активная и самостоятельная деятельность незрячих детей, поскольку существует прямая связь между активностью, сознательностью, самостоятельностью ребенка и процессами компенсации и восстановления нарушенных функций.

Для компенсации слепоты необходимо, чтобы ребенок обладал достаточно развитыми процессами предметного восприятия на основе сохранных анализаторов, развитыми движениями, имел четкие дифференцированные и обобщенные образы представлений об окружающем мире, обладая способностью мысленно отрываться от конкретных вещей и удерживать их образы в памяти, а также активно ими оперировать. Он должен научиться устанавливать связи и отношения между предметами, выделяя их отдельные признаки и качества, т.е. должен овладеть сложными мыслительными процессами.

Как отмечает Л.И. Солнцева [8], вторичные нарушения возникают не у всех детей, их можно предупредить за счет компенсаторных процессов. Она определила условия, необходимые для формирования компенсаторных процессов. Первым необходимым условием является постоянное общение с ребенком, использование всех сохранившихся анализаторов (остаточного зрения, слуха, осязания, вкуса и т.д.). Вторым важным условием развития компенсации слепоты является сочетание дистантного слухового восприятия с контактным тактильным и осязательным, установление связей между осязаемыми объектами и их звуковой характеристикой, что позволяет незрячему ребенку выделять звук как сигнальный признак предметов и явлений. Третьим условием создания системы компенсации слепоты является активизация моторной деятельности детей, развитие их движений. Огромную роль здесь играет побуждение ребенка к установлению связей «рука – рот», «рука – рука» на основе раздражений, идущих от мышц и сухожилий.

۞ Иллюстрация

Приведем характеристики развития двух незрячих детей, одинаковых по полу, возрасту и вербальному интеллекту. Описания даются по работе Д. Станимирович [14]. Согласно характеристикам, мальчики различаются разным уровнем развития, прежде всего самостоятельности, способности к ориентации в пространстве и к передвижению, возможностями общения со сверстниками. Важную роль в процессах компенсации играют окружающие взрослые, которые формируют у детей соответствующие установки.

Два мальчика, Лека и Лука, 8 лет, полностью незрячие дети, потеряли зрение в возрасте до 2 лет, они имеют одинаковый уровень вербального интеллекта.

Лека имеет достаточно хорошую осанку, но немного сутулится, движения рук, ног, головы при ходьбе четкие и скоординированные. Везде ходит самостоятельно, хотя всегда его кто-то сопровождает. Прекрасно ориентируется, может объяснить, что где находится, как туда пройти, расположение зданий, объектов, ориентиров. Каждую деталь хорошо описывает, даже если проходил там первый раз. Учитель пространственной ориентации говорит, что мальчик хорошо работает по картам, у него хорошая ориентация, он ответственен и самостоятелен. У него высокий уровень мотивации к самостоятельным движениям. Но как ученик он не очень успешен, так как школа его вообще не интересует.

Отношение родителей к Леке: они от него многого требуют, не дают никаких поблажек. Когда Лека был маленьким, отец вместе с ним строил дом: отец ставил лестницу, и Лека помогал ему во время кладки кирпичей. Сын участвует во многих делах, ездит на велосипеде, часто выходит из дома. Он всегда активно играл на улице в прятки и другие коллективные игры. Любит исследовать окрестности, и близкие это одобряют.

Лука сидит с согнутой головой, весь согнут, постоянно с ранцем за плечами, при ходьбе не поднимает ног, они заплетаются, поднимает плечи и немного качает головой. В закрытом пространстве прикасается рукой к стене. Во дворе, когда идет самостоятельно, держит руки перед телом на высоте головы. Редко его можно увидеть ходящим по двору. По окрестностям Лука нигде не ходит самостоятельно, ни около школы, ни около дома. Во дворе знает, что и где находится, но не может точно показать. Слабо использует звук от окружающего при ориентировке. Не имеет никакого представления, где и что находится в ближайших окрестностях. Полностью дезориентирован. Очень низкая мотивация к самостоятельному движению.

Учитель сообщил, что мальчик пространство не понимает, во всем медлителен, плохо ориентируется по картам и часто отказывается работать, плохо ходит и слишком инертен.

Отношение родителей к Луке. Лука – ребенок, о котором очень заботятся близкие, мать постоянно следит за ним. Играл он всегда один, общества у него не было. Он так говорит об этом: «Здесь, скажем, у меня нет общества. Они там собираются играть в футбол, а я этого не могу. Мы переселились, и здесь никого не знаем. А там у меня тоже не было общества». У мальчика всегда было много игрушек, все ему покупали. А сейчас много внимания обращают на его интеллектуальное развитие. Мать считает, что это для него лучше всего. Своими поступками она делает его зависимым и несамостоятельным.

8.6 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания

1. Какую роль играет зрение в жизни человека, в развитии ребенка?

2. Каковы специфические характеристики зрения?

3. Из каких отделов состоит зрительный анализатор, какую функцию выполняет каждый отдел?

4. Сторонником какой точки зрения на развитие незрячего ребенка Вы являетесь:

а) развитие ребенка является серьезно нарушенным;

б) развитие ребенка серьезно не страдает, так как действуют механизмы компенсации?

Приведите аргументы в поддержку каждой из приведенных точек зрения.

5. При каких условиях возможна максимально полная компенсация нарушений в развитии незрячего ребенка?

6. Какие виды нарушений зрения у детей Вы знаете?

7. По каким признакам у детей в период младенчества можно определить, что у него есть серьезные нарушения зрения, вплоть до слепоты?

8. По каким признакам вы определите, что у ребенка-дошкольника есть серьезные нарушения зрения?

9. Сравните особенности психического развития детей со следующими видами нарушений зрения (найдите сходство и различия):

– незрячие и слабовидящие;

– незрячие с рождения и ослепшие;

– рано ослепшие и поздно ослепшие;

– слабовидящие и поздно ослепшие.

10.Объясните, как Вы понимаете явление вербализма в развитии речи детей с нарушениями зрения?

11. Как можно объяснить тот факт, что среди незрячих детей дошкольного и младшего школьного возрастов широко распространены нарушения произношения звуков и слов? Ведь детям доступно восприятие и понимание речи в полном объеме, так как слух у них полностью сохранен, и возможности правильного произношения по подражанию на слух сохранны.

12. Почему у незрячих детей часто наблюдаются стереотипные повторяющиеся движения, на основании которых их ошибочно относят к детям с аутистическими нарушениями? Как можно различить детей этих двух категорий?

12. Какие направления коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения можно обозначить:

1) с незрячим ребенком;

2) со слабовидящим ребенком?

Обоснуйте эти направления с помощью понятия «структура нарушений».

Практическое задание № 1. Прочитайте отрывок, приведенный ниже. Проанализируйте, с помощью каких органов чувств воспринимает окружающий мир незрячая девочка Габи. Какой орган чувств является ведущим в этом процессе? Какую роль играет речь (обозначение предметов и явлений словами) в ее познании мира?

«Для Габи не безразлично, что надеть. Она всегда спрашивает, какую одежду ей надевают. Девочка чувствует, что ей к лицу, а что не идет, и следит за тем, чтобы я ее не обманула. Иногда она говорит, что хотела бы надеть красный свитер, от которого не чешешься. У нее особые представления. Габи может даже назвать свои вещи по цвету ткани. Она спрашивает меня: «Какого цвета эти брюки?». Я говорю: «Теперь ты надеваешь синие брюки». Несмотря на то, что все ее брюки из однотипной ткани, она, ощупав их пальцами, точно называет цвет. Габи всегда хочет быть одетой со вкусом. Если же мы идем в гости, она просит одеть ее нарядно» [17, с. 43].

«Кроме умения ощупывать предметы, у Габи сильно развиты слух и обоняние, намного сильнее, чем у нас. В этом мы убеждаемся на прогулках. Во время непринужденной беседы Габи вдруг говорит: «Мамочка (или папочка), прислушайся, какая это птица так красиво поет?»

Мы с мужем вообще не обратили на это внимания. А ведь на самом деле какая-то птичка издает чудесные звуки. Мы не знаем, что за птичка, но Габи хочет обязательно узнать. Габи четко различает шумы на улице. По звукам она определяет номера маршрутов автобусов (67-й или 47-й?) или в каком мы магазине (электротоваров или продовольственном?). Габи всегда интересуется, куда мы идем. Когда мы проходим мимо булочной, она говорит: «Хм, здесь пахнет хлебом». По запаху типографской краски Габи определяет, что в этом магазине продаются книги и картины. Она всегда чувствует и знает, что мы уже дома. Итак, запахи улицы она воспринимает более обостренно, чем другие люди. Когда мы идем по мостовой, чтобы встретить нашего папу, Габи точно знает эту дорогу. Если же мы идем в обход нашего дома, она говорит: «Но, мамочка, мы идем не по той дороге; разве ты не хочешь встретить нашего папу?» Я говорю тогда: «Ты права, но я должна зайти еще в магазин за покупками».

Габи чувствует время и расстояние. Если, например, мы идем со стороны парка, то Габи определяет, что недалеко живет бабушка. Если же со стороны площади, то она знает, что мы скоро будем дома. Она никогда не ошибается: «Мамочка (или папочка), мы уже дома».

Когда мы сворачиваем в переулок, где расположен наш дом, Габи ощущает всегда дуновение ветра, хотя на улице не ветрено. Профессор по глазным болезням объяснил нам, что у Габи сильно развито ощущение движения воздушных масс» [17, с. 44].

Практическое задание № 2. Попытайтесь представить мир глазами ребенка, лишенного зрения. Опишите, каким образом незрячий ребенок в возрасте 6 лет воспринимает, распознает и узнает следующие объекты:

- знакомого человека;

- нового, незнакомого человека;

- поездку в машине по знакомому маршруту;

- понятие «фрукты»;

- выражение «это очень-очень далеко»;

- свою любимую игрушку и книгу.

Библиография по теме «Дефицитарное психическое развитие: дети с нарушениями зрения»

1. Блинникова, И.В. Роль зрительного опыта в раннем психическом развитии детей / И.В. Блинникова // Психологический журнал. – 2000. – Том 21, № 3. – С. 49–54.

2. Блинникова, И.В. Ранние этапы развития речи в условиях зрительной депривации / И.В. Блинникова // Психологический журнал. – 2004. – Том 25, № 2. – С. 55–65.

3. Вартанян, И.А. Физиология сенсорных систем: руководство / И.А. Вартанян. – СПб. : Лань, 1999. – 224 с.

4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983. – Т. 5 : Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. – 368 с.

5. Ермаков, В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: справочно-метод. пособие для учителей / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М. : Просвещение, 1990. – 223 с.

6. Ермолович, З.Г. Тифлопсихология : особенности чувственного отражения мира слепыми и слабовидящими / З.Г. Ермолович : учеб.-метод. пособие. – Минск : БГПУ им. М. Танка. – Ч. 1. – 71 с.

7. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей / В.В. Лебединский. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1985. – 162 с.

8. Литвак, А.Г. Тифлопсихология: учеб. пособие для пединститутов / А.Г. Литвак. – М. : Просвещение, 1985. – 208 с.

9. Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста / Л. И. Солнцева. – М. : Педагогика, 1980. – 192 с.

10. Солнцева, Л.И. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста / Л.И. Солнцева, С.М. Хорош. – 3-е изд. – М. : ИКП РАО, 2004. – 68 с.

11. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства / Л.И. Солнцева. – М. : Полиграф сервис, 2000. – 250 с.

12. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.] ; под общ. ред. В.И. Лубовского. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 464 с.

13. Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для вузов / Е.А. Стребелева [и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 312 с.

14. Станимирович, Д. Значение опыта общения слепого ребенка с физической и социальной средой / Д. Станимирович // Дефектология. – 1999. – № 3. – С. 65–68.

15. Хорош, С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка / С.М. Хорош // Дефектология. – 1991. – № 3. – С. 88–93.

16. Цетлин, М.М. Особенности темперамента детей первых лет жизни, перенесших раннюю зрительную депривацию / М.М. Цетлин, Т.А. Строганова // Вопросы психологии. – 1997. – № 2. – С. 34–47.

17. Юн, Г. Дети с отклонениями. Родители о своих детях / Г. Юн. – Кишинев : Штиинца, 1987 – 176 с.

Наши рекомендации