Характеристика деятельности медицинской сестры прививочного кабинета поликлиники
Для организации и проведения иммунопрофилактических мероприятий лечебно-профилактическое учреждение должно иметь лицензию на соответствующий вид деятельности, выданную территориальным (городским, областным, краевым) органом здравоохранения и помещение (прививочный кабинет), отвечающий санитарно-эпидемиологическим требованиям [1;7].
При невозможности выделить отдельное помещение для проведения плановой иммунопрофилактики, необходимо определить строго фиксированное время, в течение которого в этом помещении не должны проводиться другие медицинские процедуры и манипуляции.
Для работы по иммунопрофилактике необходимо иметь ряд помещений: для регистрации, осмотра пациентов, кабинет врача, ответственного за организацию иммунопрофилактики, прививочный кабинет, помещение для хранения запаса медицинских иммунобиологических препаратов, помещений прививочной картотеки.
прививочнойПо возможности инструментов выделяется отдельный туберкулиновых прививочный кабинет кабинет для проведения мезатона туберкулиновых проб и прививочного вакцинации БЦЖ [2; 3; 5; 9]. При отсутствии дни достаточного числа помещение помещений, туберкулиновые пациентов пробы и прививки глюкокортикостероидные БЦЖ проводят в проб специальные дни и учреждение часы.
Прививочный кабинет – является рабочим местом медсестры, предназначенным только для проведения иммунопрофилактики.
Организация работы прививочного кабинета регламентируется СанПиН 2.1.2630-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» [3].
Для внутренней отделки помещений прививочного кабинета организации должны использоваться материалы в соответствии с их функциональным назначением, и разрешенные для применения в организациях здравоохранения законодательством Российской Федерации.
Поверхность стен, полов и потолков помещений прививочного кабинета организации должна быть гладкой, доступной для влажной уборки и устойчивой при использовании средств дезинфекции и моющих средств, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством РФ.
Помещение для проведения профилактических прививок должно быть оборудовано: приточно-вытяжной вентиляцией или естественной общеобменной вентиляцией; водопроводом с горячим и холодным водоснабжением и канализацией; раковиной с установкой локтевых кранов со смесителями; дозаторами (локтевыми) с жидким (антисептическим) мылом, растворами антисептиков лампами ультрафиолетового бактерицидного излучения, емкостями для обеззараживания отходов класса «А», «Б» и для обработки поверхностей и оборудования [4].
В прививочном кабинете должно быть две зоны: чистая и грязная.
Грязная зона включает в себя предметы не связанные с проведением процедуры.
Чистая зона подразумевает предметы непосредственно относящиеся к выполнению инъекций.
Оснащение прививочного кабинета должно включать:
1. холодильник с маркированными полками для хранения вакцин;
2. шкаф для инструментов и средств противошоковой терапии (0,1% растворы адреналина, мезатона или норадреналина), 5% раствор эфедрина; глюкокортикостероидные препараты – преднизолон, дексаметазон или гидрокортизон, 1% раствор тавегила, 2,5% раствор супрастина, 2,4% раствор эуфилина, сердечные гликозиды (строфантин, коргликон), 0,9% раствор хлористого натрия;
3. нашатырный спирт, этиловый спирт, смесь эфира со спиртом;
4. одноразовые шприцы с дополнительным запасом игл, термометры, тонометр, электроотсос, стерильные пинцеты (корнцанги);
5. емкости для дезинфицирующих растворов и сброса использованных инструментов;
6. биксы со стерильным материалом;
7. отдельные маркированные столы по видам прививок;
8. пеленальный столик и медицинская кушетка;
9. стол для хранения документации, записей;
10. раковина для мытья рук;
11. бактерицидная лампа [1; 14; 20].
Кроме того в прививочном кабинете должны быть:
1. инструкции по применению всех препаратов, используемых для проведения профилактических прививок (в отдельной папке);
2. инструктивно-методические документы по иммунизации;
3. журнал учета и расходования вакцин и других препаратов;
4. журнал регистрации сделанных прививок (по каждому виду вакцины);
5. журнал регистрации температурного режима работы холодильника;
6. журнал регистрации работы бактерицидной лампы;
7. журнал контроля работы стерилизатора;
8. журнал регистрации и учета поствакцинальных осложнений;
9. журнал регистрации генеральных уборок.
Рабочее место медицинской сестры прививочного кабинета должно быть оборудовано соответственно обязанностям медицинской сестры:
1. Стол, настольная лампа, телефон;
2. Шкаф для хранения медицинской документации;
3. Место для хранения инструментов;
4. Место для хранения предметов для ухода за больными;
5. Место для хранения предметов медицинского назначения;
6. Передвижной столик.
Руководит работой прививочного кабинета заместитель главного врача по лечебной работе (в соответствии с приказом главного врача по учреждению), при его отсутствии – заведующий отделением.
Медицинская сестра прививочного кабинета назначается на должность и освобождается от должности приказом главного врача в соответствии с действующим законодательством, а так же по представлению заведующим отделением, старшей медицинской сестрой отделения и по согласованию с главной медицинской сестрой больницы.
Работают в кабинете медсестры, со средним медицинским образованием, специально обученные технике проведения прививок, приемам неотложной помощи при поствакцинальных осложнениях, для чего в кабинете имеется набор необходимых медикаментов [4; 11].
Медицинская сестра прививочного кабинета осуществляет свою профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией.
Последовательность деятельности
Рабочий день начинается с 8.30 ч. с проверки температуры в холодильниках (соблюдение "холодовой цепи" 4 уровня) и фиксации результатов в журналах (проводится 2 раза в день, утром и вечером): «Журнал контроля Т режима термометров», «Журнал контроля Т режима термоиндикаторов». Далее медсестра проводит текущую дезинфекцию и включаю рециркулятор «Дезар». Потом она подготавливает емкости с дезинфицирующими растворами для дезинфекции шприцев, игл, оборудования, использованных салфеток, ампул. Проверяет готовность рабочего стола: одноразовых спиртовых салфеток, лейкопластыря, шприцев. Биксы, доставленные в процедурный кабинет из ЦСО, медсестра вынимает из транспортировочного мешка, наружную поверхность биксов подвергает дезинфекции, ставит на подсобный стол.
При выполнении прививок медицинская сестра соблюдает определенный алгоритм. Сначала медсестра проверяет наличие заключения врача о допуске к прививке. Далее сверяет наименование препарата на ампуле с назначением врача, проверяет маркировку, срок годности МИБП, целость ампулы. Медсестра также должна визуально оценить качество препарата (путем встряхивания сорбированных вакцин и после растворения лиофилизированных вакцин). Проводить иммунизацию она обязана с обеспечением всех правил асептики и антисептики, только одноразовыми шприцами и иглами, используя соответствующие дозу, метод и место введения, предусмотренные наставлением к МИБП. При проведении вакцинации руководствуюсь приложениями № 1, №2 к приказу Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. N 51н (приложение 1, 2).
Перед выполнением процедур и манипуляций медицинская сестра обязательно проводит гигиеническую обработку рук и надевает перчатки. Гигиеническая обработка рук сначала включает обработку кожи под проточной водой с жидким мылом для удаления загрязнений и снижения количества микроорганизмов (после этого этапа обработки медсестра вытирает руки индивидуальным полотенцем). Вторым этапом медсестра обрабатывает кожу рук антисептиком для снижения количества микроорганизмов до безопасного уровня.
Использование перчаток: перчатки надевает во всех случаях, когда возможен контакт с кровью или другими биологическими субстратами, потенциально или явно контаминированными микроорганизмами, слизистыми оболочками, поврежденной кожей. После снятия перчаток проводит гигиеническую обработку рук.
Медсестра при загрязнении перчаток выделениями, кровью и т.п. во избежание загрязнения рук в процессе их снятия обрабатывает тампоном (салфеткой), смоченным раствором дезинфицирующего средства (или антисептика), убирая видимые загрязнения. Снимает перчатки, погружает их в раствор дезинфицирующего средства, затем утилизирует. Руки обрабатывает антисептиком.
После проведения прививки: убирает в холодильник ампулу или флакон при много дозовой расфасовке препарата; обеззараживает использованные шприцы, салфетки, ампулы или флаконы; делает запись о проведенной прививке во всех формах учета (ф.112/у, ф. 026/у, ф. 025/у, ф. 156/у-93, журналы) с указанием необходимых сведений (дата иммунизации, место введения, название препарата, доза, серия, контрольный номер, срок годности, для зарубежных вакцин – оригинальное название на русском языке); вводит в свой компьютер сведения о проведенных за день прививках; информирует пациентов о сделанной прививке, возможных реакциях на прививку, необходимости обращения за медицинской помощью при сильных и необычных реакциях, предупреждает о необходимости пребывания около прививочного кабинета в течение 30 мин. и наблюдает в это время за привитым пациентом. Если реакции не было, то делаю запись в журнале «Реакции нет». Оказывает первичную медицинскую помощь в случае развития немедленных реакций на прививку и вызывает врача.
Медицинская сестра прививочного кабинета соблюдает режим хранения МИБП 4 уровень «холодовой цепи», длительность хранения медицинских иммунобиологических препаратов не превышает 1 месяца, ведет учет движения каждого МИБП, используемого в прививочном кабинете (поступление, расход, остаток, списание). Кроме того, она ведет учет числа выполненных прививок, проводит ежедневный мониторинг МИБП. Составляет ежедневный, ежемесячный, ежегодный отчеты.
В поликлинике работают прививочные бригады для проведения профилактических прививок в организациях на территории обслуживания поликлиникой. Прививочную бригаду обеспечиваю вакциной на одну смену работы после подачи заявки на МИБП. Загрузку или разгрузку МИБП в малый термоконтейнер (ТМ-8) осуществляю в срок до 10 минут. ТМ-8 должен обеспечивать температурный режим от 0 град. С до +8 град. С при температуре окружающей среды +43 град. С не менее 24 часов. С целью контроля температурного режима в термоконтейнер размещаю термоиндикатор: капиллярный в близи хладоэлементов, химический или электронный в центре термоконтейнера между упаковками с МИБП. В журнале регистрирую дату, время закладки МИБП, с указанием их количества, серии, срока годности, типа и показаний термоиндикатора. Медицинский работник, осуществляющий прививки, получает вакцину только в день работы. По окончании работы остатки невскрытой вакцины в тот же день сдает в прививочный кабинет поликлиники. Вакцину в часы работы бригады хранят в условиях холода при температуре 2-8 C. Сведения о привитых пациентах регистрирую в журнале учета профилактических прививок (форма N 064/у) и индивидуальные учетные формы и в прививочный сертификат (ф. 156/у-93).
При поступлении на работу медсестра проходит предварительный медицинский осмотр у врачей, флюорографию легких, лабораторное обследование с обязательным исследованием крови на вирусные гепатиты В, С, ВИЧ-инфекцию, в дальнейшем 1 раз в год, согласно графику. В дальнейшем регулярно проходит периодические медицинские осмотры, организованные администрацией поликлиники с проведением вакцинации (ревакцинации) против дифтерии и гепатита «В» согласно календарю прививок.
Впервые приступая к работе, прививочная медицинская сестра должна ознакомиться с правилами техники безопасности на рабочем месте, а также с правилами пожарной безопасности.
Медицинская сестра прививочного кабинета обязана соблюдать все правила асептики и антисептики при проведении процедур, а также правила использования средств индивидуальной защиты при осуществлении сестринских манипуляций. Обеспечивает содержание процедурного кабинета в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Проводит мероприятия по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима (влажную уборку два раза в день, режим УФ - обеззараживания и проветривание, генеральную уборку 1 раз в неделю). Генеральную уборку проводит один раз в неделю согласно графику утвержденному заведующим отделением. Для проведения генеральной уборки медсестра надевает специальную одежду и средства индивидуальной защиты (халат, шапочку, маску, резиновые перчатки), промаркированный уборочный инвентарь и чистые тканевые салфетки.
При проведении генеральной уборки дезинфицирующий раствор наносит на стены путем их протирания на высоту не менее двух метров, окна, подоконники, двери, мебель и оборудование. По окончании времени обеззараживания все поверхности отмывает чистыми тканевыми салфетками, смоченными водопроводной водой, а затем провожу обеззараживание воздуха в помещении. Использованный уборочный инвентарь обеззараживает в растворе дезинфицирующего средства (сульфохлорантин Д 0.2%, бриллиант 2%), затем прополаскивает в воде и сушу.
Очень важен внешний вид медсестры прививочного кабинета: строгое соблюдение личной гигиены (ногти стричь коротко, применение косметики должно быть умеренным, не должны исходить резкие запахи духов, табака), халат должен быть чистым, достаточно длинным, чтобы прикрывать полностью одежду, рукава халата должны прикрывать рукава одежды, под халат необходимо одевать легко стирающуюся одежду, лучше из хлопчатобумажных натуральных тканей, волосы должны быть убраны под шапочку, обувь должна быть легко моющаяся, поддающаяся дезинфекции и позволяющая бесшумно передвигаться.
Медсестра ведет по установленной форме необходимую учётную документацию кабинета: журнал учёта препаратов, подлежащих предметно-количественному учёту, журнал проведения манипуляций, журнал проведения генеральных уборок, журнал контроля бактерицидной установки, журнал учета спирта, журнал учета дезинфицирующих средств, журнал контроля температурного режима холодильника, технологический журнал учета отходов класса «Б» в подразделении. Помимо того, медицинская сестра осуществляет сбор, хранение и транспортирование для утилизации медицинских отходов класса «Б» в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами [8].
По необходимо своевременно составляет требования на инструментарий, медикаменты и для получения необходимого в установленном порядке.
Кроме того, медицинская сестра прививочного кабинета производит строгий учет и хранение лекарственных средств групп А и Б в специальных лекарственных шкафах (рис. 1) и холодильниках, для таком обеспечения высокого сопровождаться качества медицинских беспокойством иммунобиологических препаратов, считается безопасности и эффективности (прил. 1).
Сюда можно отнести систему «холодовой осложнения цепи» состоящей правило из 4-х уровней:
I создают уровень организуется повышение от организаций-изготовителей реакциям медицинских иммунобиологических инфильтрат препаратов до пунктов аптечных складов в температуры субъектах Российской организациями Федерации.
II инфильтрат уровень организуется крайне от аптечных проявления складов в субъектах состояния Российской Федерации препаратов до городских и аптечных районных (городских и сельских) беспокойством аптечных складов, а также складов организаций здравоохранения;
III уровень организуется от городских и районных (городских и сельских) аптечных складов до лечебно-профилактических организаций (участковых больниц, амбулаторий, поликлиник, родильных домов, фельдшерско-акушерских пунктов);
IV уровень организуется лечебно-профилактическими организациями (участковыми больницами, амбулаториями, поликлиниками, родильными домами, фельдшерско-акушерскими пунктами).
Оптимальной для хранения и транспортирования вакцин и других иммунобиологических препаратов является температура в пределах 0-+8° С. В случае необходимости длительного хранения живых вирусных вакцин (против кори, паразита и полиомиелита) рекомендуется их содержание в замороженном виде, то есть при температуре -20°С. Категорически не допускается замораживание адсорбированных препаратов (вакцин АДС, АКДС) [2; 6; 11].
При определении режима хранения и транспортирования других вакцин следует руководствоваться инструкциями, которые прилагается к препарату.
Выполнение же профилактических прививок является одной из основных деятельностей медицинской сестры прививочного кабинета.
Подготовка вакцин к введению осуществляется в строгом соответствии с инструкцией по применению препарата. Перед использованием любой вакцины или растворителя к вакцине следует проверить наличие этикетки на флаконе или ампуле:
1. соответствует ли выбранная вакцина назначению врача;
2. соответствует ли выбранный растворитель данной вакцине;
3. не истек ли срок годности вакцины и/или растворителя;
4. нет ли видимых признаков повреждения флакона или ампулы;
5. нет ли видимых признаков загрязнения содержимого флакона или ампулы (наличие подозрительных плавающих частиц, изменение окраски, мутности), соответствует ли внешний вид вакцины (до и после восстановления) ее описанию, приведенному в инструкции;
6. для анатоксинов, вакцины гепатита В и других сорбированных вакцин и растворителей – нет ли видимых признаков того, что они подвергалась замораживанию.
Если по какому-либо из перечисленных признаков качество вакцины или растворителя вызывает сомнение – данный препарат использовать нельзя.
Вскрытие ампул, растворение лиофилизированных вакцин осуществляют в соответствии с инструкцией при строгом соблюдении правил асептики. Вакцина из многодозных флаконов может использоваться в течение рабочего дня в соответствии с инструкцией по ее применению при соблюдении следующих условий:
1. взятие каждой дозы вакцины из флакона осуществляется с соблюдением правил асептики;
2. вакцины хранятся при температуре от 2 до 8°;
3. восстановленные вакцины используются немедленно и хранению не подлежат.
Плановая иммунопрофилактика проводится в рамках Национального календаря профилактических прививок, определяющего число доз, сроки, схемы введения каждой вакцины, совместимость различных препаратов (прил.2).
Календарь прививок определяется рядом факторов:
1. Общими рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения;
2. Эпидемической ситуацией в стране, возрастным распределением и тяжестью инфекционных заболеваний;
3. Наличием безопасных вакцинных препаратов, их эффективностью (продолжительность поствакцинального иммунитета и необходимость ревакцинаций), экономической доступностью;
4. Возрастной иммунологической доступностью, то есть способности детей определенного возраста к активной выработке антител;
5. Уровнем организации здравоохранения.
При проведении иммунизации необходимо обеспечитьправильную обработку места введения препарата (например, при подкожной и внутримышечной инъекциях – 70% спиртом). Следует обязательно использовать только одноразовые шприцы и иглы. Вакцинатору необходимо знать точную дозировку препарата, метод и место его введения. Пинцеты для взятия стерильного материала хранят в емкости с 0,5% раствором хлорамина или 1% водным раствором хлоргексидина биглюконата (растворы меняют ежедневно, емкость и пинцет при этом стерилизуют).
Перед проведением прививки медицинская сестра обязана:
1. проверить наличие заключения врача (педиатра, терапевта) о состоянии здоровья лица, пришедшего на прививку; а также об отсутствии противопоказаний к введению вакцины;
2. вымыть руки;
3. сверить наименование препарата на ампуле (флаконе) с назначением врача;
4. провести необходимые процедуры по подготовке препарата (встряхивание сорбированной вакцины, обработка и вскрытие ампулы с соблюдением правил антисептики, растворение лиофилизированного препарата) согласно инструкции по его применению.
Пути введения вакцин:
1. Пероральный (т.е. через рот). Классическим примером пероральной вакцины является ОПВ – живая полиомиелитная вакцина. Обычно таким образом вводятся живые вакцины, защищающие от кишечных инфекций (полиомиелит, брюшной тиф). Впрочем, сейчас разрабатываются пероральные вакцины, которые будут защищать не только от кишечных инфекций – вакцина против ВИЧ-инфекции на бактериальном носителе (сальмонелла).
Техника пероральной вакцинации: несколько капель вакцины закапываются в рот. Если вакцина имеет неприятный вкус, ее закапывают либо на кусочек сахара, либо печенье.
Преимущества такого пути введения вакцины очевидны: для такой вакцинации не требуется специального образования и подготовки, простота метода, его быстрота, экономия на привлечении квалифицированного персонала.
Недостатками перорального введения вакцин следует считать разлив вакцины, неточность дозировки вакцины (часть препарата выводится с калом, не сработав), экономические потери на необходимости повторных введений вакцины и ее разливе.
2. Аэрозольный, интраназальный (т.е. через нос). Считается, что подобный путь введения вакцин улучшает иммунитет во входных воротах воздушно-капельных инфекций (корь, грипп, краснуха) за счет создания иммунологического барьера на слизистых оболочках. В то же время, созданный таким образом иммунитет не является стойким, и в то же время общий (т.н. системный) иммунитет может оказаться недостаточным для борьбы с уже проникшими через барьер на слизистых в организм бактериями и вирусами.
Типичным примером интраназальной вакцины является одна из отечественных противогриппозных вакцин.
Техника аэрозольной вакцинации: несколько капель вакцины закапываются в нос либо распыляются в носовых ходах с помощью специального устройства.
Преимущества такого пути введения вакцины очевидны: как и для пероральной вакцинации, для аэрозольного введения не требуется специального образования и подготовки; такая вакцинация создает отличный иммунитет на слизистых оболочках верхних дыхательных путей.
Недостатками перорального введения вакцин следует считать существенный разлив вакцины, потери вакцины (часть препарата попадает в желудок), недостаточный общий иммунитет.
3. Внутрикожный и накожный. Классическим примером вакцины, предназначенной для внутрикожного введения, является БЦЖ. Примерами вакцин с внутрикожным введением являются живая туляремийная вакцина и вакцина против натуральной оспы. Как правило, внутрикожно вводятся живые бактериальные вакцины, распространение микробов из которых по всему организму крайне нежелательно. Однако в последнее время, внутрикожное введение вакцин в ряде стран стало использоваться в целях экономии вакцины (для такой вакцинации требуется меньший объем вакцины) – так, к примеру, в некоторых странах прививают против бешенства. И ВОЗ, идя навстречу пожеланиям медработников, разработало рекомендации по внутрикожному введению антирабических вакцин. Для других вакцин, кроме названных, внутрикожный путь введения пока не рекомендован.
Техника: традиционным местом для накожного введения вакцин является либо плечо (над дельтовидной мышцей), либо предплечье – середина между запястьем и локтевым сгибом. Для внутрикожного введения должны использоваться специальные шприцы со специальными, тонкими иглами. Иголочку вводят вверх срезом, практически параллельно поверхности кожи, оттягивая кожу вверх. При этом необходимо убедиться, что игла не проникла под кожу. О правильности введения будет свидетельствовать образование специфической «лимонной корочки» в месте введения – белесый оттенок кожи с характерными углублениями на месте выхода протоков кожных желез. Если «лимонная корочка» не образуется во время введения, значит вакцина вводится неверно.
Преимущества: низкая антигенная нагрузка, относительная безболезненность.
Недостатки: довольно сложная техника вакцинации, требующая специальной подготовки. Возможность неправильно ввести вакцину, что может привести к поствакцинальным осложнениям.
4. Внутрикожная инъекция – самая поверхностная из инъекций. С диагностической целью вводят от 0,1 до 1 мл жидкости. Место для внутрикожной инъекции - передняя поверхность предплечья.
Для проведения внутрикожной инъекции необходима игла длиной 2-3 см с малым просветом. В основном используют ладонную поверхность предплечья, а при новокаиновых блокадах другие участки тела.
Перед внутрикожной инъекцией медицинской сестре необходимо вымыть руки и надеть резиновые перчатки. Место предполагаемой внутрикожной инъекции обрабатывают ватным шариком, смоченным 70 спиртом, делая мазки в одном направлении. Натянуть кожу в месте внутрикожной инъекции и вколоть иглу в кожу срезом вверх, затем продвинуть на 3-4 мм, выпуская небольшое количество лекарственного вещества. На коже появляются бугорки, которые при дальнейшем введении лекарства превращаются в «лимонную корочку». Иглу извлекают не прижимая место внутрикожной инъекции ватой.
После внутрикожной инъекции отработанные шприцы и иглы промывают в дезрастворе, используя две ёмкости: одну с свежеприготовленным дезраствором, откуда в шприц для обеззараживания набирают дезраствор, вторую – промежуточную, куда сливают с шприца дезраствор. Далее, в третьей ёмкости накапливают отработанные шприцы. После последней инъекции отработанные шприцы и иглы заливают свежеприготовленным дезраствором, выдерживая соответствующее время экспозиции (в зависимости от применяемого дезсредства). Шприцы и иглы многоразового использования после дезинфекции промывают под проточной водой, с последующим использованием моющего раствора и дальнейшей стерилизацией в стерилизационном отделении. Одноразовые шприцы после дезинфекции утилизируют. Отработанные ватные шарики накапливают в специально промаркированной ёмкости для отработанных ватных шариков и заливают свежеприготовленным дезраствором, выдерживая соответствующее время экспозиции.
5. Внутримышечный путь введения вакцин. Наиболее предпочтительный путь для введения вакцин. Хорошее кровоснабжение мышц гарантирует и максимальную скорость выработки иммунитета, и максимальную его интенсивность, поскольку большее число иммунных клеток имеет возможность «познакомиться» с вакцинными антигенами. Удаленность мышц от кожного покрова обеспечивает меньшее число побочных реакций, которые в случае внутримышечного введения сводятся лишь к некоторому дискомфорту при активных движениях в мышцах в течение 1-2 дней после вакцинации.
Место введения: вводить вакцины в ягодичную область крайне не рекомендуется. Во-первых, иглы шприц-доз большинства импортных вакцин недостаточно длинны (15 мм) для того, чтобы достичь ягодичной мышцы, в то время, как известно, и у детей, и у взрослых кожно-жировой слой может иметь значительную толщину. Если вакцина вводится в ягодичную область, то она по сути вводится подкожно. Следует также помнить о том, что любая инъекция в ягодичную область сопровождается определенным риском повреждения седалищного нерва у людей с анатомическими особенностями его прохождения в мышцах.
Предпочтительным местом введения вакцин у детей до 3 лет является передне-боковая поверхность бедра в средней его трети. Это объясняется тем, что мышечная масса в этом месте значительна при том, что подкожно-жировой слой развит слабее, чем в ягодичной области (особенно у детей, которые еще не ходят).
У детей старше двух лет и взрослых предпочтительным местом введения вакцин является дельтовидная мышца (мышечное утолщение в верхней части плеча, над головкой плечевой кости), в связи с небольшой толщиной кожного покрова и достаточной мышечной массой для всасывания 0,5-1,0 мл вакцинного препарата. У детей младших возрастов это место введения вакцин не используется в связи с недостаточным развитием мышечной массы и большей болезненностью.
Техника вакцинации: независимо от выбранного места введения вакцины внутримышечная инъекция должна быть произведена перпендикулярно, то есть под углом 90 градусов к поверхности кожи. При введении вакцины в дельтовидную мышцу инъекция производится строго сбоку, положение шприца должно быть строго горизонтальным.
Так называемая техника Z-track состоит в том, что перед инъекцией кожа сдвигается в одном из направлений и отпускается после того, как игла будет выведена. С одной стороны – прохождение иглы через натянутую кожу менее болезненно, с другой стороны, за счет смещения канала, вакцина как бы «запечатывается» в мышце.
Преимущества: хорошее всасывание вакцины и, как следствие, высокая иммуногенность и скорость выработки иммунитета. Меньшее число местных побочных реакций. Точность введенной дозы (по сравнению с внутрикожным и пероральным способом введения).
Недостатки: субъективное восприятие детьми младшего возраста внутримышечных инъекций несколько хуже, чем при других способах вакцинации.
Особенности вакцинопрофилактики у детей
Необходим индивидуальный подход в деле вакцинации детей. Главная опасность проведения прививок у таких детей связана с большим риском развития осложнений вакцинального процесса (поствакцинальные реакции). Также возможно развитие обострение хронического заболевания, как вследствие действия вакцины на организм, так и просто совпавшее с прививкой по времени. Вакцинация проводится только в период ремиссии хронического заболевания. Каждый ребенок с хронической патологии перед прививкой должен быть тщательно осмотрен. Ему должны быть сделаны необходимые лабораторные исследования, подтверждающие ремиссию основного заболевания. Лучше проводить вакцинацию на фоне поддерживающей или базисной терапии (если только это не иммуносупрессоры).
При некоторых хронических заболеваниях обычный календарь прививок дополняется вакцинацией против пневмококковой инфекции (вакциной Пневмо-23) и гемофильной инфекции (АКТ-хиб). Дети со стабильной неврологической патологией (ДЦП, последствия травм, перинатальная энцефалопатия и др.) вакцинируются согласно календарю. Афебрильные судороги являются противопоказанием только для АКДС-вакцины. Для профилактики температурной реакции и уменьшения риска судорог применяется парацетамол сразу после введения АКДС и на 5-7 день после введения живых вакцин. Вакцинация детей с гемофилией проводится с осторожностью из-за опасности кровотечения (внутримышечное введение заменяют подкожным). Дети с тромбоцитопенической пурпурой в анамнезе могут быть привиты всеми вакцинами, однако введение коревой и краснушной вакцин таит в себе риск тромбоцитопении, но прививку сделать стоит, если только пурпура возникла не в связи с этим прививками. Детям с патологией печени (хронический персистирующий гепатит), рекомендуется ограниченный перечень вакцин (против дифтерии, столбняка).
Риск аллергических реакций следует учитывать при наличии у ребенка сильной аллергии на дрожжи (вакцина против гепатита В), белок куриного яйца и аминогликозиды (корь, паротит, краснуха). Вакцинацию детей с аллергией проводят обязательно на фоне приема антигистаминных препаратов. При тяжелой форме бронхиальной астмы по эпидпоказаниям дети могут быть привиты против дифтерии, столбняка, полиомиелита. Вакцинация детей с атопическим дерматитом непрерывно-рецидивирующего течения ограничена применением вакцин против дифтерии, столбняка, полиомиелита. В зависимости от длительности ремиссии перечень может быть расширен за счет применения вирусных вакцин.
Детям с иммунодефицитом (первичным или вследствие ВИЧ-инфекции) противопоказано введение живых вакцин, а ответ иммунной системы на убитые вакцины ниже по сравнению со здоровыми детьми. Таким детям требуется дополнительная вакцинация для введения препаратов против пневмококковой и гемофильной инфекций.
Часто болеющие дети нуждаются не только в полном наборе календарных вакцин, но и в дополнительных прививках вакцинами против гемофильной инфекции (до 5-летнего возраста) и против гриппа (начиная с 6-ти месячного возраста).
После проведения прививки следует:
1. поместить в холодильник ампулу (флакон) при многоразовой расфасовке препарата с соблюдением условий и сроков его хранения;
2. сделать запись о проведенной прививке в медицинской документации (ф. 112/у, ф.026/у, ф. 025-1/у, ф. 025/у, а также в журнале регистрации профилактических прививок по видам вакцин) и "Сертификате о профилактических прививках" (ф. 156/у-93), находящемся на руках у граждан с указанием наименования введенного препарата, даты его введения, дозы и серии;
3. проинформировать привитого (или его родителей) о возможных реакциях на прививку и доврачебной помощи при них, необходимости обращения за медицинской помощью при появлении сильной или необычной реакции;
4. осуществлять наблюдение за привитыми непосредственно после введения препарата в течение срока, определенного инструкцией по его применению;
5. помещение прививочного кабинета должно подвергаться влажной уборке 2 раза в день с использованием отдельно выделенного промаркированного уборочного инвентаря (перед началом работы и после ее окончания) с применением дезинфицирующих средств (1% растворы хлорамина, перформа, аламинола). Один раз в неделю проводят генеральную уборку кабинета.
Санитарно-просветительная работа
Систематически повышать профессиональную квалификацию путем участия в конференциях для среднего медицинского персонала, организуемых в поликлинике, а так же принимать личное участие в мероприятиях по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Регулярно проходить инструктажи и иное дополнительное обучение технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда, противопожарной охране, деятельности медицинского учреждения в экстремальных условиях и расписываться после этого в соответствующих журналах, а также выполняет правила по охране труда и технике безопасности.
Основной принцип санитарно-просветительной работы – пропаганда здорового образа жизни. Профилактические прививки это одни из важных моментов охраны здоровья. В разъяснительной работе медсестра руководствуется индивидуальным подходом к каждому пациенту, считает, что информация должна быть донесена до каждого пациента в соответствии с его заболеванием и состоянием. Поэтому беседа является наиболее предпочтительным видом санпросветработы.
Проводит беседы с пациентами о пользе и необходимости профилактических прививок, их своевременной постановки, о пост вакцинальном периоде, проводит беседы о профилактике инфекционных, простудных заболеваний, о проведении своевременного профилактического лечения хронических заболеваний. Одной из актуальных тем бесед является «Алкоголизм как наркотическая зависимость».
Для повышения профессиональной квалификации медсестра посещает семинары, лекции, проводимые в поликлинике.
Медицинская сестра прививочного кабинета имеет право [7; 11; 15]:
1. в отсутствие врача оказывать экстренную доврачебную помощь пациентам;
2. повышать профессиональную квалификацию на специальных курсах в установленном порядке;
3. требовать от персонала соблюдения правил асептики и антисептики при работе в процедурном кабинете;
4. получать информацию, необходимую ей для выполнения своих функциональных обязанностей;
5. совершенствовать профессиональные знания в системе учреждений (организаций), осуществляющих последипломную подготовку среднего медицинского персонала.
За невыполнение своих профессиональных об<