Используются ли психоаналитические принципы где-либо, помимо психотерапии?

Психоаналитический метод, при котором пациент говорит все, что приходит на ум в кон­тексте межличностных взаимоотношений, представляет собой как метод психотерапии, так и инструмент для обучения тому, как функционирует человеческая психика. Основываясь на подобной информации, были разработаны различные теории психической деятельности че­ловека и его нормального развития от младенчества до позднего возраста. Следовательно, данные принципы также представляют собой инструмент для исследования внутренней жиз­ни, теоретическую основу для человеческого развития и механизм наблюдения за деятельно­стью человеческого мозга.

С более практической точки зрения, психоаналитические принципы могут использовать­ся для понимания реакций пациента на соматическое заболевание, комплайенса, проблем ссоблюдением режима терапии в амбулаторной соматической и психиатрической практике, а также сложностей человеческого поведения, проявляющихся в любой форме клинической практики. Может оказаться полезным, чтобы психодинамический подход имел самое широ­кое применение для понимания взаимоотношений врач-пациент, нежели чем в качестве особого метода терапии. Вместо этого, клиницисты, использующие психофармакологичес­кий, поведенческий и прочие методы, могут применять данный подход для того, чтобы рас­ширить свое понимание пациента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Balint M, Balint E: Psychopherapeutic Techniques in Medicine. London, J.B. Lippincott, 1961.

2. Binder JL: Research findings on short-term psychodynamic therapy technique. In The Hatherleigh Guides Series.

New York, Hatherleigh Press, 1996, pp 79-97.

3. Greenson RR: The Technique and Practice of Psychoanalysis, vol. 1. New York, International University Press, 1967.

4. Jacobson AM, Parmelee DX: Psychoanalysis: Critical Explorations in Contemporary Theory and Practice. New York,

Brunner/Mazel, 1982.

5. Klerman G, Weissman M, Rovsanville B, Chevron E: Interpersonal Psychopherapy of Depression. New York, Basic

Books, 1984.

6. Luborsky L: Theories of cure in psychoanalytic psychotherapies and the evidence for them. Psychoanalytic Inquiry

16(2):257-264, 1996.

7. Mann J: Time-Limited Psychotherapy. Cambridge, MA, Harvard University Press, 1973.

8. Sloane RB, Staples FR, Cristol AH, et al: Psychotherapy Versus Behavior Therapy. Cambridge, MA, Harvard

University Press, 1975.

9. Wachtel PL: Psychoanalysis and Behavioral Therapy. New York, Basic Books, 1977.

10.Stern DN: The Interpersonal World of the Infant. New York, Basic Books, 1985.

11.Rothstein A: Models of the Mind. New York, Interpersonal Universities Press, 1985.

12.Vaillant GE (ed): Ego Mechanisms of Defense: A Guide for Clinicians and Researchers. Washington, DC, American

Psychiatric Press, 1992.

Используются ли психоаналитические принципы где-либо, помимо психотерапии? - student2.ru Глава 41. КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ

Jacqueline A. Samson, Ph.D.

Используются ли психоаналитические принципы где-либо, помимо психотерапии? - student2.ru 1. Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия?

Когнитивно-поведенческая (когнитивно-бихевиоральная) терапия (КБТ) объединяет те­рапевтические подходы когнитивной и бихевиоральной терапии. Данные принципы впервые были изложены в руководстве А.Т.Веск и соавт., направленном конкретно на лечение депрес­сии (3).

Основу когнитивной терапии представляет наблюдение, что негативные чувства являют­ся следствием несовершенных когнитивных процессов. Поступающая информация селек­тивно фильтруется таким образом, что восприятия искажаются в сторону негативных выво­дов. Несовершенство когнитивных процессов выявляется при исследовании спонтанных мыслей пациента, отмечающихся в течение дня или после конкретных событий. Подобные «автоматические» мысли представляют собой ключ к пониманию базисной системы предпо­ложений и убеждений пациента в отношении себя самого и окружающего мира. Во-первых, КБТ, помогает пациенту узнать об автоматических мыслях и лежащих в основе их предполо­жениях и убеждениях. Далее пациент научается искать данные, поддерживающие или опро­вергающие его предположения и модифицировать убеждения, основываясь на более сбалан-сированой оценке всей доступной информации.

Бихевиоральные методики интегрированы в когнитивно-бихевиоральную терапию для об­легчения изменения. Конкретные упражнения по остановке мыслей, релаксации и контро­лю над импульсами могут комбинироваться с мониторингом и регулированием дневной де­ятельности в целях повышения навыков пациента и акцентирования на приятных пережива­ниях. Также могут использоваться градуированные задания и систематическая ступенчатая (градуированная) экспозиция.

2. Приведите пример когнитивного искажения.

Депрессивная пациентка сообщает своему когнитивному терапевту о том, что она испы­тывала грусть во время выходных. При воссоздании событий этого периода она отмечает, что

грусть появилась в субботу утром после телефонного звонка старой подруги. Врач попросил пациентку вспомнить тот разговор и момент, в который она впервые почувствовала грусть. Пациентка вспомнила, что ее подруга Сара обсуждала свои планы получения вакансии, но не пригласила пациентку пойти вместе с ней. Первая «автоматическая» мысль пациентки была: «Она не хочет идти со мной, потому что я неинтересная». Следующая мысль: «Никто не хо­чет быть со мной. У меня нет друзей». Затем она подумала: «Я останусь одна до конца своей жизни». Действительно мрачные мысли!

Несовершенство когнитивных процессов у пациентки началось с ее первой реакции на новости относительно вакансии Сары. Когда врач попросил пациентку рассмотреть данные в пользу предположения о том, что Сара не желает находиться в ее компании, она была вы­нуждена признать, что таких данных нет; на самом же деле, звонок Сары указывает на то, что ей нравится общество пациентки. Даже, несмотря на присутствие искажения автоматическо­го мышления, пациентка испытывала больший оптимизм в отношении будущего и сказала, что она могла бы спросить Сару о возможности совместных планов.

Наши рекомендации