Используются ли психоаналитические принципы где-либо, помимо психотерапии?
Психоаналитический метод, при котором пациент говорит все, что приходит на ум в контексте межличностных взаимоотношений, представляет собой как метод психотерапии, так и инструмент для обучения тому, как функционирует человеческая психика. Основываясь на подобной информации, были разработаны различные теории психической деятельности человека и его нормального развития от младенчества до позднего возраста. Следовательно, данные принципы также представляют собой инструмент для исследования внутренней жизни, теоретическую основу для человеческого развития и механизм наблюдения за деятельностью человеческого мозга.
С более практической точки зрения, психоаналитические принципы могут использоваться для понимания реакций пациента на соматическое заболевание, комплайенса, проблем ссоблюдением режима терапии в амбулаторной соматической и психиатрической практике, а также сложностей человеческого поведения, проявляющихся в любой форме клинической практики. Может оказаться полезным, чтобы психодинамический подход имел самое широкое применение для понимания взаимоотношений врач-пациент, нежели чем в качестве особого метода терапии. Вместо этого, клиницисты, использующие психофармакологический, поведенческий и прочие методы, могут применять данный подход для того, чтобы расширить свое понимание пациента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Balint M, Balint E: Psychopherapeutic Techniques in Medicine. London, J.B. Lippincott, 1961.
2. Binder JL: Research findings on short-term psychodynamic therapy technique. In The Hatherleigh Guides Series.
New York, Hatherleigh Press, 1996, pp 79-97.
3. Greenson RR: The Technique and Practice of Psychoanalysis, vol. 1. New York, International University Press, 1967.
4. Jacobson AM, Parmelee DX: Psychoanalysis: Critical Explorations in Contemporary Theory and Practice. New York,
Brunner/Mazel, 1982.
5. Klerman G, Weissman M, Rovsanville B, Chevron E: Interpersonal Psychopherapy of Depression. New York, Basic
Books, 1984.
6. Luborsky L: Theories of cure in psychoanalytic psychotherapies and the evidence for them. Psychoanalytic Inquiry
16(2):257-264, 1996.
7. Mann J: Time-Limited Psychotherapy. Cambridge, MA, Harvard University Press, 1973.
8. Sloane RB, Staples FR, Cristol AH, et al: Psychotherapy Versus Behavior Therapy. Cambridge, MA, Harvard
University Press, 1975.
9. Wachtel PL: Psychoanalysis and Behavioral Therapy. New York, Basic Books, 1977.
10.Stern DN: The Interpersonal World of the Infant. New York, Basic Books, 1985.
11.Rothstein A: Models of the Mind. New York, Interpersonal Universities Press, 1985.
12.Vaillant GE (ed): Ego Mechanisms of Defense: A Guide for Clinicians and Researchers. Washington, DC, American
Psychiatric Press, 1992.
Глава 41. КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
Jacqueline A. Samson, Ph.D.
1. Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия?
Когнитивно-поведенческая (когнитивно-бихевиоральная) терапия (КБТ) объединяет терапевтические подходы когнитивной и бихевиоральной терапии. Данные принципы впервые были изложены в руководстве А.Т.Веск и соавт., направленном конкретно на лечение депрессии (3).
Основу когнитивной терапии представляет наблюдение, что негативные чувства являются следствием несовершенных когнитивных процессов. Поступающая информация селективно фильтруется таким образом, что восприятия искажаются в сторону негативных выводов. Несовершенство когнитивных процессов выявляется при исследовании спонтанных мыслей пациента, отмечающихся в течение дня или после конкретных событий. Подобные «автоматические» мысли представляют собой ключ к пониманию базисной системы предположений и убеждений пациента в отношении себя самого и окружающего мира. Во-первых, КБТ, помогает пациенту узнать об автоматических мыслях и лежащих в основе их предположениях и убеждениях. Далее пациент научается искать данные, поддерживающие или опровергающие его предположения и модифицировать убеждения, основываясь на более сбалан-сированой оценке всей доступной информации.
Бихевиоральные методики интегрированы в когнитивно-бихевиоральную терапию для облегчения изменения. Конкретные упражнения по остановке мыслей, релаксации и контролю над импульсами могут комбинироваться с мониторингом и регулированием дневной деятельности в целях повышения навыков пациента и акцентирования на приятных переживаниях. Также могут использоваться градуированные задания и систематическая ступенчатая (градуированная) экспозиция.
2. Приведите пример когнитивного искажения.
Депрессивная пациентка сообщает своему когнитивному терапевту о том, что она испытывала грусть во время выходных. При воссоздании событий этого периода она отмечает, что
грусть появилась в субботу утром после телефонного звонка старой подруги. Врач попросил пациентку вспомнить тот разговор и момент, в который она впервые почувствовала грусть. Пациентка вспомнила, что ее подруга Сара обсуждала свои планы получения вакансии, но не пригласила пациентку пойти вместе с ней. Первая «автоматическая» мысль пациентки была: «Она не хочет идти со мной, потому что я неинтересная». Следующая мысль: «Никто не хочет быть со мной. У меня нет друзей». Затем она подумала: «Я останусь одна до конца своей жизни». Действительно мрачные мысли!
Несовершенство когнитивных процессов у пациентки началось с ее первой реакции на новости относительно вакансии Сары. Когда врач попросил пациентку рассмотреть данные в пользу предположения о том, что Сара не желает находиться в ее компании, она была вынуждена признать, что таких данных нет; на самом же деле, звонок Сары указывает на то, что ей нравится общество пациентки. Даже, несмотря на присутствие искажения автоматического мышления, пациентка испытывала больший оптимизм в отношении будущего и сказала, что она могла бы спросить Сару о возможности совместных планов.