Анализ представлений волонтеров
О Празднике трезвости (весна 2017г.)
Шарафутдинова Р.Р.,
специалист по работе с молодежью ЦПЗ «Выбор» КЦСО «Доверие»,
секретарь Казанского отделения МНАТ
Автор провел опрос команды волонтеров, которая организовывала городское профилактическое мероприятие «Весенний Праздник трезвости – 2017 года». В нём приняли участие 22 молодых человека.
Идея опроса выросла из необходимости лучше понимать волонтеров, с которыми работаешь, а также улучшить организацию и качество самого мероприятия. Эти 2 области и выступили целью исследования. Мы получили ответы на 4 вопроса:
1. Что больше всего привлекает Вас в Празднике трезвости (ПТ)?
2. Что именно Вам понравилось делать в ходе подготовки и на самом ПТ? Какой опыт Вы получили?
3. Что нужно сделать, чтобы больше молодых людей Вашего возраста захотели участвовать в Празднике трезвости?
4. Если провести ассоциацию «Праздник трезвости – это…», то какой образ (картинка, слово и т.п.) возникает первым?
Результаты исследования.
Молодых людей привлекло в ПТ то, что это мероприятие было направлено на «противодействие алкоголю, сигаретам и все это весело» – 28% респондентов. Это «забавный, веселый, активный праздник» – 23%. По 14% набрали – «общение с людьми», «позитивный настрой организаторов и волонтеров», «интересные интерактивы, музыка». 9% опрошенных понравилось работать в дружной команде.
Удивительно, но предсказуемо, что 19 высказываний о том, что нравится в ПТ, не повторялись. Это были и «сохранение традиций», и «призыв к трезвой жизни», и «возможность творчески реализоваться», и «участие в благотворительности», и «обучение», и «причастность к чему-то большому» и т.д.
В ответах на второй вопрос: большинство опрошенных (36%) отдали предпочтение общению с людьми. На втором месте 23% - «проводить мастер-классы, конкурсы, организовывать ПТ». Третье место 14% разделили – «взаимодействие с детьми», «творчество – понравилось делать своими руками» и «искать материалы по интерактиву, придумывать задания». 9% респондентов понравилось «дарить подарки, фигурки». А еще 9% место проведения (Ленинский садик, г.Казань).
12 высказываний о том, что привлекает на ПТ (по 5 % респондентов), созвучно с результатами предыдущего вопроса, и также указывает на разнообразие возможностей, которое получает целевая аудитория – волонтеры в ходе ПТ.
Описывая полученный опыт, волонтеры чаще указывают на «опыт общения», на втором месте - «узнать что-то новое». Еще проявились «организаторский опыт» и «опыт руководителя».
Как условие того, что у молодых люде появится желание участвовать в ПТ, 77% выделили «хорошую рекламу». Под этим имелись в виду и социальные сети, и учебные заведения, и окружение и то, что делать пиар нужно при помощи «видео и фото», а также рассказать, что там «весело и смешно». О том, что нужно усовершенствовать ПТ, а это и «делать шоу более ярким», и «добавить музыку и театрализацию», и «создать общий стиль праздника», говорили 41% опрошенных. 23% говорили о «привлечении» спортивных организаций, известных людей, финансирования и т.п.
По ассоциативному ряду на ПТ 45% волонтеров ответили, что «это веселое, запоминающееся событие, с морем позитива, хорошо проведенное время». 23% респондентов ассоциируют ПТ с «праздником без алкоголя», а 14% «со здоровым образом жизни». Еще для 9% это «светлость» и «чистота жизни». У оставшихся вариации широки: от «лето, зелени, леса», «рукопожатия», «слова» до «скучного, банального, неинтересного».
Основные выводы:
- Каждый волонтер получает на ПТ то, что ему необходимо.
Этот вывод согласуется с базовыми идеями автора о профилактике. Не говорить напрямую о трезвости и профилактике, а предоставить возможности попробовать себя в разнообразной деятельности, имеющей профилактический смысл, взять на себя ту роль, в которой хотел «поупражняться, поэкспериментировать», не декларировать необходимость тотальной трезвости среди волонтеров, а создавать доброжелательную, принимающую, вдохновляющую среду, в которой каждый может найти что-то, что ему необходимо для достижения мечты, для удовлетворения своих потребностей, интересов, в которой каждый может раскрыться, в безопасных условиях потренировать свои организаторские способности, отточить профессиональные качества, коммуникационные навыки, найти свои сильные, уникальные стороны, вдохновиться на деятельность, которая интересна, а также получить обратную связь своей деятельности и личности. Ведь это одни из основных потребностей молодого человека в этом возрасте (16-23 года).
Автор убеждён, что все это в результате способствует формированию здоровой личности, которая не нуждается в психоактивных веществах.
Профилактический эффект происходит с одной стороны в ходе подготовки профилактических мероприятий, в том числе и Праздника трезвости. С другой стороны благодаря ролевым моделям сотрудников ЦПЗ «Выбор» и Казанского отделения Международной независимой ассоциации трезвости, которые является трезвенниками.
- Необходима обширная реклама этого профилактического мероприятия, а также усовершенствование технологии проведения.
Автор согласен с этим выводом, с каждым годом команда организаторов прилагает все усилия, чтобы улучшить работу по этим двум показателям.
- ПТ среди молодежи воспринимается как «веселый праздник с морем позитива».
Приятно видеть, что вопреки расхожему мнению «об унылой и морализирующей трезвости», ПТ воспринимается позитивно. Это также ложится в концепцию автора об эффективной превентивной работе. Для хорошего результата профилактического мероприятия «Праздник трезвости» необходимо разорвать связку «трезвость, праздник трезвости – это скучно, занудно». Послание «Праздник трезвости – это весело» позволяет не только привлечь больший круг сторонников, но и «заложить» в сознание людей мысли о весёлом проведении времени без алкоголя.
4. Ассоциации о ПТ как «празднике без алкоголя» и «празднике ЗОЖ»,которые можно рассматривать как шаблонное восприятие ПТ в качестве профилактического мероприятия,объясняется недостаточной разработанностью языка, на котором можно разговаривать о трезвости с молодежью. Здесь имеется ввиду трезвость не как состояние воздержания от алкоголя, а как позитивное, полное, здоровое содержание жизни.
«Чистота жизни» и «светлость» как ассоциации на ПТ говорят о том, что ПТ ставится волонтерами на уровень высоких ценностей.
Итак, по мнению волонтеров, Праздник трезвости – это многосторонняя структура, в которой каждый может найти то, что ему необходимо, воспринимаемая позитивно и требующая необходимых усовершенствований.