Воззрения Гете на человека и царства природы
Сквозь естественно-научное и поэтическое творчество Гете проходит мысль, что человек в своем чувственном проявлении тоже является Природой, что он имеет "закономерную" связь с внешней Природой, с Минеральным, Растительно-Живым, Животно-Ощущаемым, но что он, однако, возвышается над данной Природой, когда познает ее законы (мир минералов), ее принцип (мир растений),
4 Rydolf Steiner: "Goethes Weltanschauung", S. 71 und
Dr. Walter Johannes Stein: "Die modeme naturwissenschaft-llche Vorstellungsart und die Weltanschauung Soethes, wie sle Rudolf Steiner vertritt"; Wolfing Verlag, Konstanz 1919
5 Rudolf Steiner in "Goethes Werke", Band 35, S. 19/20
6 Goethes Werke, Band 36. II, Seite 351
7 Goethes Werke. Band 33, Selte 107
и ее типы (мир животных).
Познание явлений Природы доступно человеку потому, что он обладает обобщающим синтетическим органом - мышлением, которое может свести отдельные явления в общее, прафеноменальное Сущностное:
"Природа познается и объемлёт себя в человеке."
Таково воззрение Гете на Природу.
Человек пытается в своем собственном мыслящем сознании отыскать распавшуюся на бесчисленное множество отдельных явлений Природу в ее прообразах, в "матерях" (Muttern) (Гете), для того, чтобы идеально-мысленно связаться с ними.
Это так характерно для Гете, как естествоиспытателя, говорить о пракамне, прарастенш и о типе животного существа.
Свой собственный "прообраз" он находит в познании себя самого. На фоне этой взаимосвязи человек-природа становится понятным, что мировоззрение Гете позволяет создать такой образ человека, в котором одинаково действенны законы, принципы и типовые формы природных царств. Здесь необходимо, отыскать центральное, уже обозначенное у Гете, расширенное понятие существа человека, прежде всего, в его отношении к природе: идею метаморфозы и закон полярности и усиления.
Открытие принципа метаморфоза у растений - закон полярности и усиления
В 1788 году Гете удалось наблюдать в Сицилии растение Briophillum calycinum с его особенностью образовывать ростки ("детки") на материнских листьях. В этом растении ("растение" Гете) он увидел идею Растительного, которую он назвал "прарастением".
Он усмотрел в принципе листа морфологическое Откровение самого Растительного, которое со временем поляризуется, с одной стороны, в формировании узлов и стеблей (стягивание), а с другой, в образовании лиственный поверхности (растяжение).
Из срединной области листа растение следует в ритмической смене во времени за силами стягивания и растяжения. При этом оно преобразует линейный элемент стебля тем, что укрепляется в почве разветвляющимся и дифференцирующимся корнем. Лиственный элемент, охватывающий поверхность, оно напротив, метаморфизирует в ответ на окружающие силы в несколько ступеней: спирально поднимающиеся листья стебля утончаются и расчленяются, и появляются все реже и реже, пока, после их полного исчезновения, не появится в одной точке венок чашелистиков, который кладет конец росту стебля. Временная последовательность развития побегов превращается здесь в одновременность. Второй раз усиление осуществляется в раскрытии цветных лепестков и в распространении цветочной пыльцы и аромата. Из плодолистиков, имеющихся сначала лишь "в зародыше", в третий раз возникает полярность растяжения и стягивания в формировании плода и семян.
Основным, элементом всех морфологических образований является, таким образом, лист со стебельком и принадлежащим ему узлом.
"Мне пришла в голову мысль: в том самом органе растения, что мы привыкли называть листом, как бы скрыт истинный Протеус, который может прятаться и проявляться во всех образованиях10 .
Именно так Гете представлял принцип растения - развертывающимся во времени между космическим окружением (растяжение) и земными уплотняющимися силами (стягивание). Если исходить из этого рассмотрения, то растение находится между планетным окружением (гелиотропизм) и землей (геотропизм) как серединный принцип, который преобразует полярные силы из области листа друг в друга.
Идея метаморфозы не может быть понята без знания закона полярности и усиления. Они сформулированы почти в одно и то же время - в 1778/1780г.г. и 1795 г. В своем пояснении к афористическому сочинению "Природа"11 Гете, обращаясь к канцлеру фон Мюллеру, высказался так:
"Исполнение, которого, однако, ему (гимну природе) недостает, есть представление о двух ведущих колесах природы: понятия полярности и понятия усиления; одно - принадлежащее материи, насколько мы ее материально представляем, другое - принадлежащее ее противоположности, насколько мы ее духовно воображаем; одно находится в постоянном притягивании и отталкивании, другое всегда стремится к восхождению. Но поскольку материя без духа, а дух без материи никогда не могут существовать и быть действенными, то и материя также способна возвышаться, как и дух не преминет притягивать и отталкивать; как только тот и в состоянии думать сам, кто достаточно разъединил, чтобы связывать, и достаточно связал, чтобы вновь разъединить".
Если посмотреть на изображенную метаморфозу существа растения с точки зрения этих универсальных законов, найденных Гете, то становится ясным, что в следующих друг за другом ступенях между двумя крайностями (стягиванием и растяжением) выступают все новые и более высокие качества, такие как окраска, образование внутренней полости и питательности. Понятие усиления в связи с полярностью является, таким образом, ключевой мыслью метода познания Гете.
В этой же записи канцлера фон Мюллера говорится далее:
" Я постоянно наблюдал за основными законами природы в растительном царстве, и мне повезло в 1788 году в Сицилии постичь метаморфозу растения, как в созерцании, так и в понятии. Метаморфоза животного царства была близка к этому, и в 1790 году в Венеции мне открылось происхождение черепа из костей позвоночника; еще усерднее я исследовал конституцию типа..."12
Уже в 1786 году Гете пытался, подобно тому, как он шел по следу прарастения, развить тип животного. При этом он исходил из того, что и в основе животного существа лежит общая морфологическая идея, которая, согласно его универсальному воззрению на природу, включает в себя также и образ человека. Однако
8 Goethes Werke, Band 36, II, Selte 349 (цитируется из:
"Deutsche Natlonalllteratur - historlsch-kritische Ausgabe" hrsg. von Josef Kurschner, Berlin und
Stuttgart, 1887)
9 Rudolf Stelner "Phllosophle der Frelhelt", S. 247 f., Ausgabe 1978, Кар. "Die letzten Pragen"
он избегал называть человека "праобразом" животного существа, хотя в нем он видел идеальный тип всей животной морфологии. Он говорил о "типе" животного, который наблюдал в трехчленности пчелы в соответствии со строением головы, туловища и брюшка. В вариации этого членения и, тем самым, в проявлении односторонней типизации он видел метаморфозу животных. Прежде всего, односторонние морфологические проявления в животном мире требовали более точного определения закона полярности и усиления. На этом законе еще следует остановиться ниже.
Целью всех морфологических поисков Гете был сам человек. Так, в 1815 году он смог высказать Зульпицу Буассере:
"Все есть метаморфоза в жизни: у растений и у животных, вплоть до человека и у него тоже.13